КРИК ОТЧАЯНИЯ

Аркан XVI

Колода «Master Tarot»,

авторы Mario Montanо

и Amerigo Folchi, Швейцария, AG Muller, 1996 год.

 

«…И когда настал час шестой, тьма наступила по всей земле до часа девятого, так как не стало солнца. И в девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои, Элои! Лама савахфани? Что в переводе значит: Боже Мой, Боже Мой! Зачем оставил Ты Меня?» (Евангелие от Марка,15, 33-34).

Абсолютное отчаяние. Полное бессилие. Так звучит в колоде "Master Tarot" Аркан XVI.

Mario Montano и Amerigo Folchi создали удивительную колоду - колоду духовного поиска для тех, кто хочет идти духовным путем, положив в основу Путь, описанный в Евангелиях. Автор и художник вдохновлены жизнью и учением Христа. «Это работа любви для Мастера Иисуса, - пишут они, - Что случилось в жизни Иисуса, случается всегда и всюду. История Иисуса таким образом становится нашей историей». Работа с этой колодой нам, тарологам, предоставляет уникальную возможность прожить опыт собственной реальной жизни, опираясь на священный материал.

Мы привыкли к классическому символу шестнадцатого Аркана – изображению падающей башни. А в этой колоде совсем другой символ и другой акцент на смысловом наполнении аркана. В основе символического выражения Аркана лежит знаменитая картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик». Карта не повторяет полностью картину, но передает напряжение и отчаяние главной фигуры.

Эдвард Мунк записал свое трагичное переживание, отраженное в этом полотне. «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

«… Бесконечный крик, пронзающий природу» - не этот ли крик мы слышим: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем оставил Ты Меня?» (Мк, 15,33-34).

Возвращаясь к великому отчаянию Сына человеческого, другой эпизод – моление в Гефсиманском саду, как его описывает о.Александр Мень.

«Душа Моя скорбит смертельно, - проговорил Он, - Побудьте здесь и бодрствуйте». Впервые апостолы ощутили, что Ему нужна человеческая поддержка, но были не в состоянии исполнить просьбу Иисуса. Как это порой бывает в момент крайней тревоги, дремота, похожая на оцепенение, сковала их.

Христос отошел в сторону и, упав на колени, начал горячо молиться. Ученики находились недалеко, как говорит Евангелие, «на расстоянии брошенного камня», и отдельные слова Иисуса долетали до них. «Авва, Отче, - слышали они в полузабытьи, - все возможно тебе! Пронеси эту чашу мимо Меня. Но не чего Я хочу, а чего Ты... Не Моя воля, но Твоя да будет».

Он молился. Апостолы спали.

А на улицах Иерусалима уже раздавались шаги стражи.

Что испытал Сын Человеческий, когда лежал на холодной земле в томлении духа? Мог ли то быть лишь естественный страх перед пытками и смертью? Но ведь его побеждали и более слабые. Почему же поколебался Тот, Кто будет опорой для миллионов?

Нам не дано проникнуть в глубину смертного борения, свидетелем которого был старый оливковый сад. Но те, кому Христос открылся в любви и вере, знают самое главное: Он страдал за нас. Он вобрал в Себя боль проклятие веков, мрак человеческого греха, пережил весь ужас и ад богооставленности. Ночь, лишенная надежды, обступала Его; Христос добровольно спускался в пропасть, чтобы, сойдя в нее, вывести нас оттуда к немеркнущему свету...

Что проносилось перед Его мысленным взором? Картины будущего?  Гонения, войны, насилия? Отступничество Его последователей, их неблагодарность и маловерие, их жестокосердие и фарисейство? Это было искушение более тяжкое, чем то, через которое Он прошел в пустыне. Никогда еще человеческое сознание Христа с такой силой не противилось ожидавшему Его кресту, как в час Гефсиманской молитвы. Вот почему Он просил любимых учеников не оставлять Его.

«Симон, ты спишь? - пытался разбудить Иисус Петра, - Не мог ты один час пободрствовать?» Тот поднимался, видел лицо Учителя, изможденное, покрытое, как кровью, каплями пота, но дремота вновь одолевала его.

Другие попытки оказались тоже напрасными.

Так, всеми покинутый, страдал Иисус один на один с надвигающимся мраком. Евангелист Лука говорит, что лишь ангел укреплял Его. Это значит, что, не найдя земной поддержки, Он обрел ее в Небе.

Наконец Иисус поднялся. Любовь к Отцу восторжествовала и утвердила в Нем согласие человеческой и божественной воли».

Так пишет о. Александр Мень в книге «Сын Человеческий».

 

Вот оно – Отчаяние и Крик. И это один из аспектов шестнадцатого Аркана.

Карта описывает критическое состояние.

На внешнем уровне это может быть критическая точка в ситуации, когда рушится все. В этом значении она совпадает с классическим значением, которое я описывать не буду, поскольку его все знают.

Но важное ее значение на внутреннем уровне. Это состояние бессилия и беспомощности. Все рухнуло.  Кем бы ты ни был, ты не защищен ни перед чем. Ты брошен, покинут, оставлен, предан. Ты переживаешь невыносимую боль и страх.

Это состояние может быть следствием психологической травмы или горя.  В таком случае желательно обратиться к травмотерапевту, чтобы получить квалифицированную помощь. Травмы, согласно теории Элизабет Кюблер – Росс, имеют пять стадий проживания, и психологическая помощь на каждой стадии особенная, поэтому нужна профессиональная поддержка.

Мистики подобное состояние называют – «темная ночь души».

Это очень трудный момент в духовной жизни искателя. Часто подобная непереносимая боль души сопровождается физическими болезнями. Мы ведь помним, что Аркан Башня еще и о разрушении тела.

О темной ночи души пишет Роберто Ассаджиоли, врач, философ, создатель психосинтеза, современник и друг К.Г.Юнга, в статье «Духовное развитие и нервные расстройства», где он описывает основные кризисы, происходящие с человеком при духовном пробуждении.

«Когда процесс трансформации достигает высшей точки, решающий, последний его этап нередко сопровождается сильными страданиями и внутренней омраченностью. Христианские мистики называли это состояние «темная ночь души». Внешне оно напоминает болезнь, которую психиатры называют депрессивным психозом или меланхолией. Ее признаки: состояние тяжелой подавленности вплоть до отчаяния; выраженное чувство собственной недостойности; острое самоосуждение ? совершенно безнадежен и проклят; угнетающее чувство парализованности ума, утрата силы воли и самоконтроля, сопротивление и торможение по отношению к любым действиям. Некоторые из этих симптомов могут появляться в менее выраженной форме и на предшествующих стадиях, не достигая, однако, напряженности «темной ночи души».

Это своеобразное и плодотворное переживание, чем бы оно ни казалось, не порождается чисто болезненным состоянием. Оно имеет духовные причины и глубокое духовное значение.

Вслед за этим так называемым «мистическим распятием» или «мистической смертью» наступает победное воскрешение, и с ним кончаются страдания и недуги. Оно несет с собой полное выздоровление и вознаграждает за все пережитое». (Курсив Н.Ф.)

То есть, в подобном состоянии духовному искателю предстоит пройти это испытание переживанием богооставленности, понимая, что это испытание, это этап духовного пути. Наградой может быть только одно – полное разрушение прежней картины мира, взросление души через этот опыт, и внутренняя трансформация и очищение огнем страдания.

Вот такой Аркан XVI в колоде Таро Мастера. Это самое темное и холодное время перед тем рассветом, который нам принесет Аркан XVII.