Для приобретения журнала в бумажном обращатесь на сайт http://taromarket.ru/
или в редакцию:
В рубрике «Диалоги о Таро»
Анна Симонова берет интервью
Фрагмент публикации:
АС: - Тема книги по Нью Вижн — всё-таки Тень, а название — о Зеркале.
НШ: - Тень не видна без света, и «Зеркало» — неизбежная тема в психологии. Когда мы смотрим в зеркало, мы часто видим там совсем не то, что ожидали увидеть, или то, что желали увидеть. Зеркало — это отражение объективной реальности. А наше восприятие себя всегда субъективно. Часто трудно согласиться с тем, что этот «объект», который ты видишь в зеркале, это ты и есть. Но, когда ты находишь в себе эти незнакомые части, освещаешь их своим сознанием и принимаешь их, ты становишься богаче. Вот смысл «золота тени», которое прописано в книге по колоде «Нью Вижн». А название книги — это тоже отдельная и очень трудоемкая часть ее создания.
АС: - Да, искали же долго? Настолько долго, что ты уже забыла, как трудно это было.
НШ: - Моё сознание вытеснило эту тему поиска. Когда книга уже полностью написана, и надо только придумать название… Это как рождение ребенка. Выбор имени — очень ответственный шаг.
АС: - Еще хочу сказать, что замечаю такой символизм. Зеркало — это же стекло. В «теневой» «Нью Вижн» у тебя — тени зазеркалья, а в летней, сочной, яркой «Колесо года» — калейдоскоп. И сразу вспоминается эта трубочка — да там же тоже стеклышки! Только если в первой книге Зеркало с такой, может быть, мрачноватостью (погружение в свою тень), то во второй — яркий солнечный пазл из праздников.
НШ: - «Колесо года» — светлая, жизнеутверждающая колода. Работать с ней легко и приятно. Но, несмотря на то, что, на первый взгляд она простая и даже кажется поверхностной, она своей темой цикличности времен опять очень серьезно возвращает нас к психологии. К тому, что вся жизнь человека когда-то была основана на природных ритмах, на единении с природой. Это — еще более глубокая часть бессознательного психики человека. Это — про инстинкты. Про связь с землей, связь с природой. Мы, живем в условиях городского ландшафта. Особенно в Москве, где нет ни ночи, ни дня, ни тьмы, ни света. Когда я в три часа ночи выглядываю в окно, я вижу яркую иллюминацию магазинов, кто-то выгуливает собаку, на перекрестках стоят машины, пропуская другие, молодежь веселиться на площади. Вот эта потеря ощущения времени очень характерна для современного человека. Современный человек живет своими сознательными задачами и совершенно не прислушивается к тому, что хочет его тело, его природа, которая связана с землей. Колода «Колесо года» основана именно на ритмах природы, на том, как живет природа. Зимой она спит, весной просыпается, летом активно дает рост, а осенью дает плоды. Тема цикличности времени навела меня на мысль о том, что эта колода может очень хорошо показывать своевременность того или иного предприятия. Рано, поздно, нужно, не нужно? Торопиться или сейчас отдохнуть, набраться сил, а позже, когда придет время, приступать к началу или реализации? Вот, собственно, о чем колода «Колесо года».
АС: - Подбираясь к теме твоей третьей книги, к теме твоих «Афродит», можно сказать, что ты, побывав в тени, побывав на свету, приступаешь к работе, в которой будет синтез из мужского и женского, ночи и дня — другими словами, рассмотрение полярностей?
НШ: - Таро «Союз Богинь», о котором идет речь, основано на мифах. Каждая карта представлена какой-то богиней. Богини разные, собраны со всего света, и за каждой стоит свой миф, а за одним мифом — мифология всего народа. Мифы созданы коллективным разумом. Миф — это сон человечества. Для того чтобы понять, прочувствовать богиню, как персонаж мифа, нужно погрузиться в этот сон, прожить вместе с ней кусочек ее жизни. Только тогда можно понять смысл ее послания. Конечно, в рамках книги–справочника это будет сделать сложно, но я попытаюсь.
АС: - А ты не пробовала их поделить — либо географически, либо поарканно?
НШ: - Они не делятся и не группируются. Каждая богиня индивидуальна. И основной задачей для меня будет выделить из огромного мифа ту часть архетипа богини, которая соответствует именно этой карте, на которую поместили ее авторы.
АС: - А у тебя не возникает чувства критики в плане того, что подобрали 78 женских персонажей и водрузили их вот здесь на картах. Может быть, ты бы кого-то поменяла?
НШ: - Знаешь, я не понимаю и не приветствую, когда тарологи начинают критиковать колоду Таро, говоря о том, что художник нарисовал какую-то ерунду. Я думаю, что любая колода Таро создается художником на основе своих собственных представлений, и, конечно, было бы замечательно, если бы каждая колода Таро сопровождалась небольшой брошюркой, в которой были бы изложены мысли о том, почему именно так выполнены эти рисунки. Возвращаясь к «Таро Богинь», я думаю, что наша задача — понять и разгадать, почему именно этот Аркан, именно эта карта была отдана именно этой богине. Не надо думать, что художник ошибся. Надо понять, почему он нарисовал это.
АС: - Я уточню: разгадать или расшифровать?
НШ: - Для меня — расшифровать, конечно.
АС: - Смотри, как интересно получается. Если встать на фундамент твоих двух книг, в каждой богине, наверняка есть Тень, и в каждой богине есть аспект времени, цикличность, возраст — юность, молодость, зрелость, старость.
НШ: - Это говорит о том, что Таро «Союз Богинь» — это колода женских архетипов, которые представляют женщину во всех её проявлениях.
АС: - Женщина будет читать твою книгу, пытаясь найти и раскрыть в себе ресурсы. А мужчина? Будет ли это букварем для мужчины, который можно назвать «Ключ к женщине»?
НШ: - Это сложный вопрос. Возможно, даже это, готовое название книги, “Таро «Союз Богинь” — ключ к женщине».
Мне только сейчас пришла в голову мысль, что заявила я об этой колоде через Афродиту. Я прочитала достаточно много юнгианской психологической литературы о мифах, о мифологии и о том, как психологи работают с архетипами богов. Тень и светлая сторона действительно присутствуют. Миф — это не реальность. И психологические техники погружения в миф — это опять про бессознательную часть психики. И когда мы берем мифологический персонаж — богиню — это одна сторона, темная, бессознательная, проецируем этот архетип на живую реальную женщину, мы получаем ответы на вопросы.
АС: - Я слушаю тебя как психолога, у которого женский взгляд на женщину. Но, по всей видимости, тебе придется ввести в справочную часть раздел «Карты глазами мужчины». Достаточно большая часть твоей аудитории — это мужчины. И, возможно, они заинтересуются Таро «Союз Богинь» не только с психологической или предсказательной точки зрения. Предположим, автор говорит: «Дорогие мужчины, я хочу вас познакомить с 78-ю женщинами», и здесь тебе надо выпрыгнуть с позиции автора-женщины и представить, что ты — мужчина. Другими словами, ты должна встать на позицию другой половины кверентов — на позицию мужчин.
НШ: - Эта мысль у меня уже появлялась. Могу сказать, что в моем гороскопе сильный Марс и слабая Венера. Я умею быть мужчиной. Но все же взглянуть на женщину глазами мужчины, думаю, будет сложно.
АС: - Ты — психолог. И это — оно. Встать на позицию профессионала и попробуй сконструировать.
НШ: - Я буду стараться. Этот момент, рожденный в процессе нашей беседы, я себе записала в свой виртуальный блокнотик. Надо продумать эту тему и обсудить впоследствии с тобой. Что бы ты еще хотела сейчас спросить?
АС: - Я думаю, что можно потихонечку закругляться. Я задам вопрос, который считаю важным. Что ты можешь посоветовать начинающим тарологам-литераторам?
НШ: - Во-первых, не бояться пробовать себя и выставлять свои пробы пера на суд. Предположим, можно публиковаться в журналах. Это первое. Второе. Если вы решили, что вы будете писать, то больше читайте для того, чтобы оттачивать свое мастерство. Чем больше вы читаете, чем больше вы воспринимаете нового, тем больше у вас появляется интересных мыслей. И в том числе, через чтение вы больше оттачиваете своё писательское мастерство.
АС: - Ты, как автор, сталкивалась с критикой. Как пережить критику? Как ты её воспринимаешь?
НШ: - Критику, прежде всего, нужно принять. Критика — это очень полезная вещь, потому что она не позволяет замыливаться взгляду. Самое трудное — принять критику и не отметать её сразу, не переводить это все в обиду. Когда вы начинаете осознавать, что критика может быть полезной, вы выключаете эмоции и включаете мозги, начинаете задумываться о том, что именно критикуют. Мы не безупречны. Действительно может быть так, что мы в чем-то ошибаемся. Поэтому критика — это очень полезная вещь. Еще нужно уметь отделять критику полезную от той, которая не несет ничего хорошего. Мы все в разной степени субъективны и транслируем свой взгляд на мир. Но пишем мы для вас, дорогие читатели. Нам важно ваше мнение. Поэтому обратная связь, хотя бы в виде критики, это тоже хорошо. Не бояться, прислушиваться к мнению других — и только так можно двигаться дальше.
АС: - Прекрасный совет от психолога по образованию. Завершая наше интервью, позволь задать тебе вопрос. Наша беседа будет опубликована в журнале «Хроники Таро», каждый выпуск которого посвящен какому-то Старшему Аркану Таро, в данном случае Аркану «Повешенный». Что для тебя Аркан Повешенный? В ранних колодах он назывался «Жертва». Как этот Аркан проигрывается в твоей жизни?
НШ: - Мне очень созвучны слова героини 12 Аркана Таро «Союз Богинь». Фригг, супруга Одина говорит: «Принесение себя в жертву и терпеливое ожидание в течение 9 дней и 9 ночей — вот тот ключ, который откроет двери в мир знаний и мудрости». Погрузиться в самую глубину и докопаться до самой сути — я по-другому и не умею. Возможно, именно эта моя особенность заставляет меня искать ответы во многих областях знаний — и в Таро, и в астрологии, и в психологии, именно в глубинной психологии. Чем глубже погружение, тем выше взлет. Без погружения не бывает инсайтов и озарений. И когда муза вознаграждает тебя за твои терпеливые поиски, ты не чувствуешь себя жертвой.