Практика Таро и концепции онтопсихологии

Константин Лаво

КОНСТАНТИН  ЛАВО

преподаватель Таро, психолог, расстановщик,

директор Школы Таро Культурного центра «Белые Облака»,

член Российского Таро-клуба,

член Американской ассоциации Таро

 

 

Судьба существует лишь для тех,

кто ничего не меняет в своей жизни.

Антонио Менегетти

 

Любой таролог, работающий с проблемно-ориентированными запросами клиентов, так или иначе, опирается на какие-то концепции и теории, которые объясняют причины различных проблем клиента и предлагают подходы для их решения. Кто-то в большей степени ориентируется на психологические концепции, кто-то – на эзотерические[1]. В принципе, психология и эзотерика – это две сферы, в рамках которых разрабатываются различные теории, объясняющие корень той или иной проблемы человека и то, как ее решить. Различные направления видят разные первопричины проблем и предлагают свои подходы для их решения.

Цель этой статьи – показать, что могут дать некоторые идеи и концепции, разработанные в рамках онтопсихологии, для работы таролога-консультанта.

Онтопсихология (дословно – психология бытия) – это направление в психологии и психотерапии, основанное примерно в начале 70-х годов XX века итальянским философом, теологом, социологом, художником, психологом и психотерапевтом Антонио Менегетти (1936–2013). Основным предметом рассмотрения онтопсихологии является человек и его подлинное бытие.  Онтопсихология опирается на основополагающие идеи психоанализа З. Фрейда и А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга, гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мэя и К. Роджерса. Возникновению онтопсихологии предшествовала успешная практика лечения неврозов, психозов и психосоматических расстройств. Теоретические обобщения данной практики и позволили Антонио Менегетти сформулировать базовые концепции онтопсихологии.

В этой статье я хочу рассмотреть следующие концепции онтопсихологии:

1) психическая структура человека;

2) цели консультирования;

3) психическая интенциональность.

При этом я буду описывать эти концепции в привязке к практике Таро-консультирования.

ПСИХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА

Человек, который приходит к нам на консультацию, каким-то образом устроен. Все направления психологии и эзотерики предлагают какой-то свой взгляд на человека и его устройство. При этом подразумевается, что, несмотря на свою изначальную целостность, человек каким-то образом «расчленен» на составные элементы, которые сосуществуют в рамках этой целостности (сознательное и бессознательное; сознание-подсознание-надсознание; дух-душа-тело; 7 тел и 7 чакр человека и т.п.).   Гармоничность и продуктивность жизни человека во многом зависят от того, насколько гармонично эти составляющие части способны сосуществовать и функционировать в рамках целостной структуры.

Антонио Менегетти разработал свою концепцию психической структуры человека. В ней признается существование бессознательного – «активного кванта жизни, которым мы являемся, но который не осознается» [1: с. 124]. Бессознательное составляет бо?льшую часть каждого из нас, поэтому само наше существование предстает перед нами неразрешимой загадкой и именно поэтому возникает состояние экзистенциальной шизофрении – ситуация, когда «ум не знает того, что он есть, не знает смысла своего бытия, не понимает, откуда он пришел и куда направляется» [1: с. 179].

 В соответствии с теорией Менегетти психика человека складывается из следующих основных инстанций и процессов:

  • Ин-се (сущность в себе) – внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие. Истоки Ин-се – в вечном горизонте жизни, или метафического Бытия. Ин-се можно представить как некое присутствие, которое вдыхает жизнь во внутренний порядок индивида, и поэтому оно называется «душой» в более полном и древнем значении этого слова. Душа – это то, что существует неделимо, присутствуя целиком во всех частях того целого, которое она поддерживает. Это основная форма, благодаря которой человек является одновременно исторической личностью и метафизическим проектом [1: с. 124-125]. Ин-се является базовым критерием целостного здоровья человека: если с этим ядром поддерживается контакт, то человек чувствует себя хорошо, испытывает радость от жизни; если это ядро заблокировано, то человеку плохо. Базовому критерию жизни нет дела до морали, привнесенной историей.
  • Априорное «Я» – это отражение Ин-се в исторической ситуации. Они совпадают как объект и его образ. Если бы за этим процессом отражения сразу следовало действие логико-исторического «Я», то человек испытывал бы райское наслаждение. Однако логико-историческое «Я» не находится в непосредственном контакте с априорным «Я» из-за вмешательства своего рода сетевого фильтра, или схемы отбора и программирования поступающих данных, – монитора отклонения.
  • Монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действием социальных стереотипов и штампов, вмешивающихся в живую ткань бытия и искажающих аутентичные проявления Ин-се. Монитор отклонения – это решетка в психике, которая деформирует образ как проекцию реальности, искажает восприятие с помощью доминирующего образа, запечатленного в период научения: в детстве. В дальнейшем через сновидения, стереотипы, общепринятую культуру и общественные институты монитор отклонения постоянно обновляет эти образы. Этот механизм находится на досознательном уровне и порождает всю психопатологию, касающуюся внутренней и внешней жизни человека. Следствия, вызываемые действием МО: а) отрыв сознания от Ин-се, в результате чего человек становится бессознательным для себя самого; б) захват первейших категорий и постулатов этического поведения. Как следствие человек выводит основополагающие для себя принципы из недоказанных «истин», становится оторванным от ноуменальной реальности; в) появление чувства страха и тоски. Монитор отклонения в чем-то сходен с фрейдистким «Сверх-Я» и матрицей (из фильма «Матрица»). Монитор отклонения обнаруживает себя в различных культурных стереотипах, лояльностях или морали.
  • Зона сознания – эффект, посредством которого модули восприятия проецируются, создавая образы. Однако сознание, которым мы обладаем, уже подверглось манипуляции, вследствие чего наше видение реальности не совпадает с реальностью, такой, какая она есть на самом деле. Из-за действия искажающей решетки мы испытываем состояние экзистенциальной шизофрении, не осознавая самих себя.
  • Логико-историческое «Я» – сознательное, мыслительно-волевое «Я», ответственное, действующее. Логико-историчекое «Я» – психологическая инстанция, являющаяся единственной осознанной частью нашей психики и склонная отождествлять себя со всей психикой человека [1: 125-127].

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Исходя из вышесказанного, понятно, что главной целью в проблемно-ориентированном консультировании является помощь клиенту в достижении аутентичности[2]: соответствия своему Ин-се (помощь  в осознании своей внутренней сущности, в принятии ответственности за своё бытие). Работа консультанта должна способствовать исчезновению проблемы, а проблема — это, как правило, проявление того, что человек не может адекватно осознать и выразить собственную внутреннюю сущность. Возвращаясь к своей внутренней сущности, человек заново познаёт и открывает себя, избавляется от старых травм и комплексов, становится самим собой. Он обретает внутреннюю гармонию, берёт на себя ответственность за всё происходящее в своей жизни.

Задачи, через решение которых достигается эта цель:

1) Восстановление вытесненного под воздействием монитора отклонения кванта энергии, возобновление его действия в рамках логико-исторического «Я»; развитие динамической целостности человека через восстановление связи между логико-историческим «Я» и Ин-се.

2) Осознание психической интенциональности[3] – увидеть, куда направлен психический импульс, что препятствует его продвижению и как помочь постоянно действующим импульсам, изменив поведение сознательного «Я», но не добавив при этом ничего чужого.

3) Нейтрализация монитора отклонения и негативных семантических[4] полей через:

– выведение в сферу сознания социально-культурных стереотипов, моделей поведения и шаблонов, которым бессознательно следует клиент и которые искажают его «Я»;

– выведение на уровень сознания манипуляций со стороны близкого окружения клиента (чаще всего это ситуация, когда вводится приказ под маской преимущества для получателя и дара со стороны отправителя; тогда манипулятор присутствует и действует в психике клиента, заручившись его любовью и хорошим расположением);

– выведение в сферу сознания следования клиентом определенному предписанию со стороны рода, семьи («Бабушка, которую я очень любила, говорила мне: «Найди себе мужа, как твой дед»); осознание негативных сценариев рода, синдрома годовщины и т.п.;

– обнаружение негативных семантических полей – магических и энергетических воздействий, инкубаций, энерговампиризма;

– осознание посланий болезни и симптома и т.п.

Во всех системах Таро есть карты, которые говорят о вышеперечисленных негативных феноменах (стереотипность и шаблонность мышления и поведения, манипулятивность, следование предписаниям, родовые сценарии, энергетические воздействия и т.п.). Однако я сознательно не перечисляю определенные арканы, потому что каждый практик работает в рамках своей системы коордиант и возможны различия. Но на послания таких карт нужно обращать особое внимание.

ПСИХИЧЕСКАЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И КОРНИ СУДЬБЫ

С моей точки зрения, теория интенциональности, разработанная А. Менегетти, вносит ясность в вопрос о тех силах и импульсах, которые формируют «ткань судьбы» человека.

Интенциональность – это направление, внутренне присущее действию, процессу; это вектор, направленный к чему-то. Антонио Менегетти выделяет несколько типов психической интенциональности: интенциональность природы (Ин-се), интенциональность комплекса, интенциональность логико-исторического «Я», интенциональность социально-коллективной среды. При этом он отмечает:

«Каждый факт – это энергетическое поле с точки зрения ядерной физики. Поле – это условное, гипотетическое пространство, состоящее из множества энергетических точек, множества самодвижений, носящих молекулярный, электронный, атомный и в дальнейшем биологический характер. Единство этих точек силы стабилизирует векторную направленность, импульс, то есть интенциональность… Только постигнув интенциональность, изнутри ведущую данный факт, я могу быть администратором, способным научно изменить действенное состояние поля. Увидев направление энергии, я пойму свою цель и, следовательно, смогу изменить направление энергии и вытекающие из него следствия. Постичь интенциональность природы означает знать то, к чему ведет происходящее, означает понять ту энергию, которая формирует все» [5: 201-202].

Также он говорит, что бессознательное – это, по сути, психическая интенциональность, процессы которой выстраивают феноменологию человека.

Типы интенциональности:

  1. Интенциональность природы – интенциональность Ин-се; модус, согласно которому бытие точно детерминирует себя в разворачивающемся существовании. Всякая данность еще прежде своего появления обладает интенциональностью природы. Интенциональность природы определяет рождение, мотивирует события таким, а не иным, утверждает именно это самодвижение, а не иное, предусматривает вот такое развитие индивида и никакое другое. Если человек создает себя по образу и подобию собственного трансцендентного начала, тогда происходит рождение «Я» (интенциональность природы совпадает с интенциональностью логико-исторического «Я»). Интенциональность природы является оптимальным направлением процессов существования. Эта интенциональность априорна и бессознательна.
  2. Интенциональность логико-исторического «Я» является феноменологической, относится только к индивиду и заявляет о себе только в сознательных решениях субъекта, в которых сопряжены акты воли и привычное поведение данного человека. Это наши «хотения», являющиеся сознательными.
  3. Интенциональность комплекса. Основанием комплекса[5] является монитор отклонения. Комплексы – автономные энергетические образования, которые сосуществуют с нашим сознанием. Комплексы – это множество других «Я», которые с энергетической точки зрения могут быть даже сильнее сознательного «Я». Интенциональность комплекса становится поляризующим центром, определяющим специфику симптома. Частью психической энергии располагает «Я», частью – комплекс, а оставшийся нейтральным энергетический пласт поступает в распоряжение превалирующей на данный момент части.
  4. Интенциональность социально-коллективной среды охватывает все то, что определяется как семья, социология, моральные стереотипы, идеология, мода и т.п. У меня может быть собственная точка зрения, однако я существую в среде, которая на меня влияет. Интенциональность средового окружения просачивается в нас постоянно. Эта интенциональность заставляет нас равняться на определенный тип поведения, вынуждающий нас сообразовываться с определенной этикой и культурой. Интенциональность среды – это не «Сверх-Я». «Сверх-Я» вписывается в интенциональность комплекса, а интенциональность среды является принуждением, которое исходит от других людей.

Работая с определенной проблемой клиента, необходимо выявить эти четыре интенциональности. Для исцеления необходимо убрать интенциональность комплекса и среды и позволить свободное течение природной интенциональности. Таким образом, сама природа приводит в норму и восстанавливает субъекта.

Основываясь на этой теории, можно делать расклад «Четыре  интенциональности», который позволяет выявить те силы и импульсы, которые влияют на анализируемую ситуацию клиента. По сути, это не сами события, а векторы, формирующие тенденцию развития событий (внешних или внутренних, психологических).

 

Особое внимание здесь нужно обращать на выпадение Старших арканов. Интенциональность, на позиции которой выходят Старшие арканы, обладает наибольшей силой. Арканы читаются как качества соответствующих интенциональностей. Также нужно сопоставить арканы разных интенциональностей, для того чтобы выявить, в каких отношениях последние находятся.

В теории онтопсихологии есть и другие интересные концепции, которые, на мой взгляд, проливают свет на многие вопросы работы с Таро и предсказательными системами вообще. В первую очередь, это концепция «семантического поля» (информационного поля) и концепция образов как алфавита энергии. Этим темам будут посвящены отдельные статьи.

Список литературы

  1. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. – М., 2016. – 198 с.
  2. Менегетти А. Ин-се человека. – М., 2015. – 280 с.
  3. Менегетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений. – М., 2015. – 192 с.
  4. Менегетти А. Образ и бессознательное. – М., 2016. – 596 с.
  5. Менегетти А. Психосоматика. – М., 2015. – 354 с.
  6. Менегетти А. Семантическое поле. – М., 2016. – 380 с.

 

 


[1]  С моей точки зрения, четких границ между психологией и эзотерикой нет, так как и одна, и вторая работают с душой человека и на одном поле – духовно-психическом. Различаются они, скорее, степенью социально-культурной признанности и конвенциональности.

[2] Аутентичность – это согласованность, равность своей глубинной сущности.

[3] О психической интенциональности как феномене, выстраивающем бытие человека, – ниже.

[4] Информационных полей.

[5] А. Менегетти понимает комплексы в юнгианском ключе: как автономные «Я», живущие в нашем бессознательном.

 

ОтменитьДобавить комментарий