Праздники в колодах Таро

Алексей Лобанов 

 Гранд-мастер Таро,

Вице-президент Таро-Клуба

 

Собственно, Старшие Арканы Таро и начались с праздников. Сюжетами гобеленов в Миланском замке были иллюстрации к «Триумфам» Петрарки. Торжественные шествия, карнавальным порядком развлекавшие горожан и при этом обучавшие их основам мировоззрения, создавали праздник, определявший смыслы будничных событий. Напомним их порядок: любой человек покоряется Любовью (VI Аркан современного порядка карт), любовь уступает Невинности (прообраз нынешнего VII Аркана Колесницы на старинных колодах был девственницей), невинность бессильна перед Смертью (XIII Аркан), но Смерть превосходит Слава, сидящая на троне с мечом (VIII Аркан) или танцующая на куполе, олицетворяющем Землю. Однако Время, символически выглядящее как старик с песочными часами (IX), сметает человеческую славу в небытие. И только Божественная вечность (ХХ Аркан) превыше времени этого мира. Впрочем, круговорот времен, отрицающий стабильность любого статического успеха или провала (Х аркан) тоже напоминает о божественной вечности и земной изменчивости.

Интересно отметить не только порядок Арканов или то, как за прошедшие столетия изменился их смысл (а пытливый читатель всё уже увидел и понял), но и чисто декоративные находки художников, иллюстрировавших поэму. Отвлечемся от гобеленов Висконти, посмотрим на полотна итальянских художников тех времен, да хоть из Википедии[1].

Любовь выезжает на квадриге белоснежных скакунов − вот откуда ожидания принцев на белом коне современного мира.

Колесницу Невинности везут животные, не менее мифологические чем сфинксы, − солнечно-рыжие и красные, отливающие оттенками пламени единороги − её движители. Где-то рядом, похоже, пасутся и купаются красные кони отечественных соцреалистов.

Смерть не имела права ни ехать верхом, ни идти пешком согласно тексту, и художники запрягли её телегу чёрными быками. Или скорее волами, чтобы неторопливый, мерный скрип осей телеги напоминал звуки чумной повозки. Видимо, потому и поменяли её место в ряду Арканов марсельские мастера, чтобы не сбивать праздничного хода.

Трон Славы влекут и белые жеребята и молодые люди, романтика и избыток сил движут триумфальную повозку, напоминая новогодние шествия современного азиатского востока, латино-американские карнавалы и первомайские демонстрации. Праздничный парад во всем его многообразии.

Тележку Времени везут олени. С ветвистыми рогами и неподкованными копытцами, они − наиболее архаичные упряжные животные. И по сию пору ездит на них сказочный персонаж, подводящий итоги старого года и дающий отмашку году новому.

А вот Вечность − изображалась исключительно статически. Но опорою её триумфа были либо священные животные (крылатый лев, керуб-телец, ангел и демонически черный орел) либо общая схема мироустройства (Земля посреди мирового океана, небесные сферы и райские кущи). В вечности никто никуда не спешит, но все демонстрируют признание и уважение Творцу.

Триумфы, объединившись с игральною колодою, стали Козырями (например, итальянское название козырных карт − trionfi, английское − trumps, немецкое − trümpfe).

А затем трудами французских мастеров превратились в полноценный предсказательный инструмент − колоду Таро.

 

У Таро началась своя история, независимая от средневековых шествий, появились новые смыслы и новые значения, и сегодня уже мало кто вспомнит праздничную Пляску Смерти, глядя на XIII Аркан, и никогда не увидит Санта-Клауса в Отшельнике. Мир пошел другой дорогой.

Зато, благодаря Артуру Уэйту и Памеле Колман Смит, праздники появились в Младших Арканах Таро, радуя нас своими рисунками и воодушевляя оптимизмом в раскладах. Напомним их: в жезлах − Четверка (сельский праздник) и Шестерка (триумф), в кубках Тройка (пляски радости), Девятка (ожидание праздника), Десятка (вечный успех). Мечи и пентакли отвергают праздные дни, ну разве что Девятка пентаклей с её соколиной охотой в загородном поместье символизирует вынужденные каникулы. Что ж, в символике мастей (огонь-вода − божественные старшие стихии, воздух-земля − человеческие младшие, согласно Эттейле) это намек и на характер торжеств, как времени контакта с высшими силами, и на трудовые обязательства людей в будни.

А новые колоды современных художников переносят радости жизни на другие Арканы.

Так, Колесница в 78 Дверях оборачивается громким успехом, Сила в Языческом Таро становится отдыхом души, а Шестерка Кубков в колоде Гномов − веселой свадьбой. Жизнь продолжается, и дни встречи со светлыми божествами наполняют наш календарь!

 



[1] «Триумфы» (итал. I Trionfi) — аллегорически-дидактическая поэма Петрарки. Её сюжетом являются видения поэта. Текст разделен на шесть частей, каждая из которых посвящена воспеванию какой-либо добродетели или явления, и представляет в аллегорическом ключе человеческую жизни, борьбу против страстей и мимолетность человеческого бытия с итоговой победой вечности. (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/, страница «Триумфы»).

 

 

ОтменитьДобавить комментарий