Алексей Лобанов. О пропавшем гобелене

В коллекциях исторических арканов из колод времен герцогов Миланских Висконти-Сфорца, дошедших до наших дней, отсутствуют два сюжета. И если о пятнадцатом аркане Марсельского Таро − «Дьявол» можно считать, что и не было такого в герцогской галерее, то шестнадцатый аркан «Башня» точно был.

Что служит тому предпосылкой? Два довода. Первый – эта карта есть во всех колодах более позднего времени, тогда как культурологической идеи с однозначной смысловой нагрузкой символ башни ещё не несёт. Отсутствуют в эпоху Ренесанса и башня из слоновой кости, и высокий терем, в который нет хода никому, и остров посреди Рейна с подземным ходом. Всё это появилось много позднее, когда порядок карт прочно и жёстко установился. И не  Вавилонская башня  изображена на аркане с её смешением языков и наказанием за гордыню человеческую. То есть, случай запуска в набор козырей нового сюжета марсельскими мастерами, как вполне возможно, произошло с «Дьяволом», с «Башней»-богодельней можно исключить.

Зато, если ознакомиться с историей города Милана, предшествующей становлению рода Висконти, появление картины с разрушенной башней становится стопроцентно ожидаемым.

Для начала воспользуемся проверенным источником информации. Например, текстом из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Что там известно о правителях Милана, в чьё время создавались гобелены, послужившие прототипом арканов Таро.

Висконти (Visconti) – итальянский аристократический дом. Первый исторически известный из этого дома был Элипрандо, назначенный в 1037 г. миланским вице-графом (vice-comes или visconte); сын его, Оттон, принял отцовский титул как прозвище и назвался Висконти. Его потомки играли видную роль в Милане и Ломбардии, оспаривая первенство у дома делла Toppe. Оттон Висконти (1207–1295) тридцать восемь лет управлял Миланом, но после его смерти власть перешла опять к делла Toppe, над которыми окончательно восторжествовал только Маттео Висконти Великий (1250–1322), получивший в 1311 г. сан императорского викария и миланского графа. Правнук последнего, Джангалеаццо (1347–1402), принял титул герцога в 1395 г. Сын его, Филипп-Мариа (1391–1447), имел только дочерей, и власть перешла к его зятю Франческо Сфорца.

 

А теперь посмотрим в Википедии список миланских правителей: начинается он с 1197 года, когда в городе, восстановленном после полного разрушения Барбароссой, установилась самостоятельная власть.

Правители Милана из семейств Делла Торре и Висконти

    • 1197–1241: Пагано I делла Торре
    • 1247–1257: Пагано II делла Торре
    • 1253–1256: Манфреди Ланчиа
    • 1257–1259: Мартино делла Торре
    • 1259–1264: Оберто Паллавичино
    • 1263–1265: Филиппо делла Торре 
    • 1265–1277: Наполеоне (Напо) делла Торре
    • 1277–1294: Оттоне Висконти
    • 1294–1302: Маттео I Висконти
    • 1302–1311: Гвидо делла Торре
    • 1311–1322: Маттео I Висконти (реставрация)
    • 1322–1327: Галеаццо I Висконти
    • 1329–1339: Аццоне Висконти
    • 1339–1349: Лукино Висконти
    • 1339–1354: Джованни Висконти
    • 1354–1385: Бернабо Висконти
    • 1354–1378: Галеаццо II Висконти
    • 1354–1355: Маттео II Висконти
    • 4 августа 1378 – 1 мая 1395: Джан Галеаццо Висконти
    • 1 мая 1395 – 3 сентября 1402: Джан Галеаццо Висконти
    • 3 сентября 1402 – 16 мая 1412: Джан Мария Висконти
    • 12 июня 1412 – 13 августа 1447: Филиппо Мария Висконти
    • 13 августа 1447 – 25 марта 1450
    • 25 марта 1450 – 8 марта 1466: Франческо I Сфорца
    • 20 марта 1466 – 26 декабря 1476: Галеаццо Мария Сфорца
    • 26 декабря 1476 – 22 октября 1494: Джан Галеаццо Сфорца
    • 22 октября 1494 – 2 сентября 1499: Лодовико Мария Сфорца
    • 6 сентября 1499 – 5 февраля 1500: Людовик XII
    • 3 февраля 1500 – 10 апреля 1500: Лодовико Мария Сфорца (реставрация)
    • 17 апреля 1500 – 16 июня 1512: Людовик XII (реставрация)
    • 16 июня 1512 – 8 октября 1515: Массимилиано Сфорца
    • 11 октября 1515 – 19 ноября 1521: Франциск I
    • 19 ноября 1521 – 3 октября 1524: Франческо II Мария Сфорца
    • 23 октября 1524 – 24 февраля 1525: Франциск I (реставрация)
    • 26 февраля 1525 – 1 ноября 1535: Франческо II Мария Сфорца (реставрация)

Герцоги Милана из династии Висконти

    • 1 мая 1395 – 3 сентября 1402: Джан Галеаццо Висконти
    • 3 сентября 1402 – 16 мая 1412: Джан Мария Висконти
    • 12 июня 1412 – 13 августа 1447: Филиппо Мария Висконти

Амброзианская республика

    • 13 августа 1447 – 25 марта 1450 

Герцоги Милана из династии Сфорца

    • 25 марта 1450 – 8 марта 1466: Франческо I Сфорца
    • 20 марта 1466 – 26 декабря 1476: Галеаццо Мария Сфорца
    • 26 декабря 1476 – 22 октября 1494: Джан Галеаццо Сфорца
    • 22 октября 1494 – 2 сентября 1499: Лодовико Мария Сфорца
    • 6 сентября 1499 – 5 февраля 1500: Людовик XII
    • 3 февраля 1500 – 10 апреля 1500: Лодовико Мария Сфорца (реставрация)
    • 17 апреля 1500 – 16 июня 1512: Людовик XII (реставрация)
    • 16 июня 1512 – 8 октября 1515: Массимилиано Сфорца
    • 11 октября 1515 – 19 ноября 1521: Франциск I
    • 19 ноября 1521 – 3 октября 1524: Франческо II Мария Сфорца
    • 23 октября 1524 – 24 февраля 1525: Франциск I (реставрация)
    • 26 февраля 1525 – 1 ноября 1535: Франческо II Мария Сфорца (реставрация) 

 

Как видно, предшественниками будущих герцогов Миланских были представители семейства делла Торре. Семейства весьма многочисленного, очень благородного происхождения, чей прародитель участвовал в Крестовом походе и там и погиб в бою при осаде Дамаска. По ссылке в Википедии можно найти даже современный сайт этого рода, где рассказывается легенда о близнецах, приехавших из бургундского поселения Тур д'Овернь во времена Карла Великого − легендарного Шарлеманя,  испросивших руки и сердца у двоих дочерей местного графа и основавших новую семью с гербом, на котором была изображена Башня под влиянием местных лангобардов, превратившихся из приехавших де ля Тюр в коренных Торриани, по бумагам делла Торре. Пагано Торриани, внук погибшего крестоносца, возглавил управление города после Битвы при Леньяно и Констанцкого мира, передав затем должность тезке-племяннику, а тот – дальше по родственной линии. Власть духовную семья тоже стремилась захватить, но в папской канцелярии решили не потакать светским властям, и назначили в Миланским архиепископом Оттоне Висконти, а Раймонду делла Торре  предложили место в соседней Аквилее. Такая вот система сдержек и противовесов, можно сказать, была установлена его святейшеством. Однако консенсуса в управлении столицей Ломбардии, как тогда называли Милан, у двух семейств не получилось.

Спорили господа Торриани с господами Висконти сурово. Настолько, что Архиепископа Миланского в сам Милан не пустили, оставив его на несколько лет ютиться в пригороде. И во дворец, полагающийся ему по статусу, Оттоне Висконти смог попасть, только разбив городское ополчение в бою. За что отыгрался на главе клана Наполеоне Делла Торре со всей средневековой жестокостью, заключив его в клетку на внешней стене замка в городке Комо. Родичи Наполеоне устроили в Милане партизанскую войну.  И Маттео Висконти Великолепный, племянник архиепископа, на девять лет был отлучен от управления городом, несмотря на должность Капитана народа – руководителя городской стражи, второго лица после подесты – главы городского Совета.

Поэтому в замке графов, а затем и герцогов Миланских, место для картины, изображающей падших с высоких стен конкурентов, явно нашлось. И Башня там, по обычаю художников Возрождения символически обозначающая конкретных персон, присутствовала наверняка. Да и герцогам Сфорца наверняка льстило, что первым главой Милана был внук крестоносца, прозванного Гигантом, а внук наёмника, прозванного Силой, стал законным правителем Миланского герцогства. Ведь Франческо даже на парадном портрете надел не герцогскую корону, а красную шапку предводителя наемников. Такую же, как на «2 жезлов» в колоде Райдера Уэйта.

Куда же делся гобелен потом? Почему не сохранился подобно остальным золоченым шедеврам, выполненным городскими мастерами? Можно только предполагать, когда и почему был уничтожен грозный рисунок.

За три года олигархической Амброзианской республики замок правителей Милана, как символ тирании (нужно признать, что были причины так относиться к династии), разобрали, а камни его отдали в уплату гильдии каменщиков, осуществлявших демонтаж. Но республика не смогла удержать свои земли, и вынуждена была пригласить Франческо Сфорца, чтобы восстановить границы неожиданно сократившейся чуть ли не вдвое территории. Руководитель наёмников земли вернул и даже чуток прирезал от соседних, но и замок на прежнем месте выстроил заново. По последнему слову тогдашней фортификационной техники с приглашением талантливого архитектора Антонио Филарете. Филарете создал центральную башню Миланского замка  в таком же стиле, в котором его коллега Аристотель Фиораванти возводил стены Московского Кремля.  Новое здание стали называть замком Сфорца–Кастелло Сфорцеско. Однако, наследники Франческо, чьё малодушие упомянул в своём «Государе» Никколо Макиавелли,  не смогли удержать власть, и к началу XVI века чередовали её с французскими королями.  (В списке из Википедии Людовик XII и Франциск I не принадлежат к династии Висконти Сфорца, а являются представителями семейства Валуа). В 1521 году в башню Филарете, на втором этаже которой располагался пороховой арсенал, ударила молния. Взрыв был мощным с большим количеством жертв и разрушений, строение восстановлению не подлежало. Камни снова разобрали, а Сфорца покинули Милан. Дальняя наследница принесла символ дома Висконти – Миланскую гадюку (змей-бисцион, глотающий или исторгающий младенца) – невероятно, но факт – на герб белорусского города Пружаны. Но эту историю о змеином образе мы оставим на будущее. Пока же констатируем разрушение замка и  герцогского Дома Миланской династии Висконти-Сфорца.

Можно предположить, что среди погибших в той катастрофе кто-то был дорог тогдашним собственникам Миланских гобеленов. И владельцы в трауре уничтожили полотно, напоминающее о трагической потере.

Жители города не спешили восстановить разрушенное величие. Более того, Наполеону Буонапарту, организовавшему на территории Миланского герцогства Цизальпинскую республику, предлагали вообще снести Кастелло Сфорцеско, как символ самовластья, так же как в Париже снесли Бастилию.  Наполеон одобрил только создание площади перед  стенами, но разрушать твердыню не стал. В 1833 году замок начали реставрировать, придав ему романтический средневековый колорит, но саму Башню Филарете восстановили только в 1905 (!) году, спустя почти четыре столетия после удара молнии. А XVI Аркан художники Атанас Атанассов и Луиджи Скапини, каждый по своему, восстановили по рисункам следующих веков в стиле сохранившихся Старших Арканов Висконти. Потому в разных изданиях колод арканы «Башня» столь не похожи.

 Такие вот истории сопровождают самый разрушительный Старший Аркан, называемый в некоторых колодах «Богодельней» ( La Mason Dieu), и символизирующий форс-мажорные обстоятельства неодолимой силы.

Впрочем, в истории Милана всё закончилось благополучно. Разрушенное отреставрировали, утраченное во многом восстановили, прежнее гармонично окружили новым.  И сейчас в замке три музея, картинная галерея, последняя незаконченная скульптура Микеланджело – Пьета Ронданини и памятник чешскому святому Яну Непомуцкому.  Вокруг замка большой парк с памятной Аркой Мира, аналогом Парижской Триумфальной Арки. Впрочем, Арка – это уже символика следующего XVII Аркана. 

 

Алексей Лобанов,

Гранд-мастер Таро,

вице-президент Таро-Клуба

 

 

ОтменитьДобавить комментарий