Terra incognita русского алфавитного Таро

Феликс Эльдемуров

 Русское (славянское) письмо в наши дни стало предметом повышенного внимания со стороны многих исследователей. Одни, подобно А.Зиновьеву, стремятся найти в ней, главным образом, некие скрытые знания, заложенные кем-то и когда-то в глубокой древности. Другие, как А.Ф. Абрамов, считают наш алфавит чуть ли не подменным... 

"Велесова Книга" в пересказе А. Асова, стала вообще считать Кирилла талантливым пронырой, способствовашим забвению "исконно русского" письма. Третьи постоянно попрекают современную азбуку тем, что за годы реформ она извергла из себя пресловутые "фиту", "зело", "пси", "кси", "десятеричное и" и прочие второстепенные знаки. Выходит, последние 300 лет, от Петра и доныне, мы только и занимались тем, что всячески портили свой собственный письменный языковый строй? 

Ученые более компетентные имеют на сей счет иное мнение. "В отличие от западноевропейского, - указывает в своей известной книге "Развитие письма" наш выдающийся языковед В.А. Истрин, - русское письмо непрерывно развивалось в соответствии с развитием русского языка. При этом, до начала ХVIII века развитие русского письма происходило преимущественно стихийно, а с начала ХVIII века - в порядке государственных реформ. Важнейшими из этих реформ были: петровская реформа 1707-1710 г.г.; реформы Академии наук 1735, 1738 и 1758 г.г.; советская реформа 1917-1918 г.г....

Хочется дополнить, что основы "советской" реформы русского алфавита были заложены русскими учеными задолго до революции 1917 года - как того требовали исторические условия бурно развивавшейся в начале века Российской Империи. 

"Современное русское письмо, - продолжает далее Истрин, - благодаря тому, что оно строилось на близкой к славянскому языку кирилловской алфавитной основе, а также в результате ряда реформ, наиболее правильно из всех европейских систем отражает разговорную речь." (1

Сей постулат - не голословное утверждение дилетанта, но мнение специалиста, посвятившего жизнь отнюдь не поиску сенсаций, а планомерному и вдумчивому изучению не только русского, но и многочисленных мировых языков и письменных систем. 

Итак, наша азбука, по мнению с п е ц и а л и с т а , считается не только одной из самых молодых, (последняя реформа пришлась ни много, ни мало на 1956 год, когда в алфавит была о ф и ц и а л ь н о введена буква Ё), но и одной из самых совершенных в своем построении. Встает, сам собой, вопрос: чем можно было бы подтвердить или опровергнуть тезис ее совершенства? 

Один из возможных, подсказанных самой жизнью, ответов таков: сравнением ее с какой-либо другой, считающейся эталоном совершенства, знаковой системой. 

Согласно теории архетипов, которая подразумевает, что все мировые процессы в своем развитии опираются на некие строго определенные, общие отправные или опорные точки, все наборы символов или знаков (поскольку их строит отражающая все эти особенности психика человека) в своей основе должны исходить из одних и тех же предпосылок. 

Совершенствуя их в течение длительного времени, человек постепенно приближается к некоему идеалу - схеме, которая позволяет ему обозначать более точно явления, с которыми он сталкивается в повседневности. Стремясь к ней, системы знаков и символов приобретают определенное сходство друг с другом. 

Такими системами, соответствие которых между собой , вследствие приближенности их к означенному идеалу, не вызывает сомнений, являются, например: цифры (и числа), астрологические обозначения, некоторые средневековые системы знаков (в частности, каббалистическое Древо Божественных Проявлений), некоторые древние письменные системы. Практика их сравнения в поисках взаимных соответствий составляет важную часть многих тайных учений. 

Вызывает особый интерес то, что приближенность к некоему идеалу проявляется сильнее тогда, когда система обозначений совершенствуется особенно долго и интенсивно. Это касается, например, традиционных узоров народных мастеров. Орнаменты циновок папуасов с Берега Маклая не случайно повторяют изгибы чугунных решеток парижских соборов. Те же узоры и символы мы найдем изображенными и на балхарских кувшинах, и в молдавских вышивках... 

Короче говоря, где и когда бы ни кипела мысль человека, она, подобно пауку, плетущему всякий раз одну и ту же паутину, создает каждый раз одну и ту же таинственную схему. 

Что же это за схема? 

Возьмем в качестве наглядного примера один из классических образцов символическо-знаковой системы. Ею в свое время восхищался, изучая, основатель учения об архетипах, ученик Зигмунда Фрейда, швейцарский психолог Карл-Густав Юнг. 

Речь пойдет о считающейся одной из древнейших рисованных книг, своеобразной философской игре - Арканах (картах) Таро

Они, начиная с эпохи средних веков, были безоговорочно приняты в качестве особо почитаемой системы знаний. Их превозносили каббалисты, всемерно стремились усовершенствовать оккультисты, преследовала инквизиция. Их окружили особым почетом художники, для которых делом престижа стало увековечить свое имя созданием собственной колоды. Считающаяся менее значимой составная часть их, состоящая из четырех мастей: Мечи (пики), Посохи (трефы), Пантакли (бубны) и Чаши (черви) общеизвестна в виде игральных и гадательных карт (так называемых Младших Арканов). Другая, главная часть Таро (22 Старших Аркана или козыря), известна в основном лишь специалистам. 

Ныне интерес к Таро необыкновенно возрос и у нас, в России. Упоминания об Арканах Таро датированы не ранее, как ХI веком, а самые ранние из найденных карт относятся к ХIII-ХIV векам. Тем не менее, в оккультизме стойко укрепилось мнение одного их первых исследователей Таро, Курта де Гебелина (де Жеблена) об их древнеегипетском происхождении. Мнение это обычно подтверждается "неопровержимым доводом" в пользу того, что Таро в Европу занесли примерно в IХ веке богемские цыгане, называвшие себя "египтянами". Существует сходство в исполнении некоторых классических египетских изображений с иными из рисунков Старших Арканов. Впрочем, данные археологии позволяют считать это сходство в весьма достаточной степени случайным. Очевидно, мы и здесь имеем дело с архетипами. 

Слово "Аркан" возводят к латинскому "арканум" - "тайна". Слово "Таро" (или "Тарот") предлагается переводить как "дорога владык", но это мнение спорно. (2

Карты Таро были вновь переоткрыты в течение последних 200-250 лет. Интенсивно взявшиеся за их изучение адепты запредельных дисциплин считали, что восстанавливают некогда действительно существовавшее знание, приводя рисунки карт в соответствие с такими эзотерическими дисциплинами, как астрология, каббалистика, магия и др. Один из них, выдающийся французский исследователь середины ХIХ века Элифас Леви, считал, что "человек, заключенный в тюрьму и не имеющий никаких других книг, кроме Таро, если он будет знать, как с ним обращаться, может в несколько лет приобрести уникальные знания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и с неистощимым красноречием.

Этот же ученый впервые предложил соотнести 22 Старших Аркана с 22 буквами каббалистического древнееврейского письма. Дело в том, что изображения на картах Таро весьма каноничны. На каждом из рисунков, стоящих к тому же в определенном порядке, должны быть изображены строго определенные предметы и персонажи в строго определенных позах, порой не совсем обычных. Несмотря на ряд совпадений, большого успеха Леви, как он и сам это признавал, не достиг. Другие ученые пробовали сравнивать Таро и с иными системами знаков, но результат бывал однотипным: приходилось менять местами буквы или знаки, что-то вставлять, что-то отбрасывать и т.д. Были попытки сопоставлять Таро и с русским алфавитом, однако с тем же неуспехом. Почему? 

Дореволюционный алфавит пестрел множеством значков, прямо неотражающих сформировавшийся строй речи. Они настолько искажали картину, что сквозь этот лес не так-то просто было уловить истину. 

Послереволюционная обстановка в России и вовсе уничтожила какую бы то ни было возможность проведения подробного исследования этого вопроса - до 1989 года, когда журнал "Наука и религия" впервые за много лет напечатал статью о Таро... 

Открывает колоду начало начал - Великий Маг. Расставив ноги, подобно матросу на палубе корабля, он возвышает свой жезл над столом, где помещены знаки четырех мастей Младших Арканов.

Во втором Старшем Аркане восседает непорочная Дева, именуемая Жрицей или Папессой. В ее руках - свиток (или факел) Познания.

Далее, по ходу следования карт женский образ встречает нас уже в виде ожидающей рождения ребенка Хозяйки (или Госпожи, Императрицы), со скипетром в одной руке и щитом - в другой.

Император, олицетворение власти, закона и порядка, стоит с протянутым вперед скипетром в изображении четвертого Аркана.

Земная власть не может существовать без власти духовной. Об этом напоминает со своего трона Жрец, благословляющий двоих путников в рисунке Аркана 5.

Затрудненный выбор пути представлен юношей, выбирающим меж двух женщин в Аркане 6. Одна из них более духовна, но не привлекательна, другая - соблазнительна, но не духовна. ЕЁ или ЕЁ?

Колесница, где Возничий управляет двумя Сфинксами, выражает стремление к цели в седьмом Аркане.

Меч Возничего находит продолжение в Аркане 8. Теперь он - в руке богини Правосудия. В другой руке великой Темис (Фемиды) - весы.

Девятый Аркан именуется "Отшельник". Здесь Инок, который несет знаки трех степеней Посвящения: посох, плащ и - фонарь, который он полой плаща скрывает от глаз непосвященных.

В десятом Аркане, каббалистически именуемом "Сфинкс", а в более популярном варианте - "Колесо Фортуны", мы можем наблюдать собственно Сфинкса, который с мечом в лапе царит над означенным Колесом. 

И так далее, и чем далее, тем интереснее... Сведения о рисунках карт Таро, в той или иной степени сходных или различающихся в колодах разных школ, можно в изобилии почерпнуть из популярной литературы... Там вам весьма нравоучительным тоном расскажут как о Великих Тайнах Древних Посвящений, так и о том, что их изобрели древние египтяне, которые в недрах пирамид хранили тысячелетиями это Знание, а для чего и почему... сия Великая Истина может быть понята лишь немногими Истинно Посвященными в Высшем Экстатическом Состоянии Духа... - короче, как могут - ошеломят и огорошат самой что ни на есть свежей профанической болтовней, рассчитанной на многочисленных простаков, желающих "приобщиться" и "продвинуться". 

Попробуйте теперь представить себя в популярном телеклубе Знатоков и постарайтесь угадать, какой именно из хорошо известных вам знаковых систем могла бы соответствовать система Старших Арканов Таро?

  •  
    • Аркан 1. Человек стоит за столиком. Его ноги и плоскость стола в проекции образуют рисунок буквы А... Случайность?
    • Аркан 2. Женщина сидит на троне. Если она протянет руку, (например, с факелом), в профиль ее фигура совпадет с очертаниями буквы Б.
    • Аркан 3. Та же женщина, но в руках ее скипетр и щит. В? Исторически Б и В произошли от одной и той же буквы греческого письма, которая у древних греков называлась "бета", а у византийцев - "вита". Разгадка наличия двух последовательных женских образов?
    • Аркан 4. Стоящий человек протянул вперед руку с жезлом. Г? Аркан 5. Трон и два склонившихся в поклоне человека. Д? Аркан 6. Е и Ё? Буква Ё - одна из самых молодых в азбуке. Ее, рогатую, до сих пор не признали церковники. Аркан 7. Колесница - несомненно Ж. Слева - головка и лапка одного Сфинкса, справа - другого. Посередине - крест или меч Возничего.
    • Аркан 8. Буква З - весы богини Правосудия.
    • Аркан 9. Уголок и палочка (плащ и посох) - буква И. "Птичка" над буквой Й - фонарь. Интересно происхождение этой "птички". Это - не что иное, как редуцированная древнеславянская буква "омега-твердо" или, сокращенно, - "от". Прочитанное вместе с И, это название дает слово "Йот" - имя главной из букв мистического Тетраграмматона.
    • И наконец (пока!) Аркан 10. Если в рисунке буквы Ж мы могли видеть двух Сфинксов, то в рисунке буквы К - лишь одного. Того самого...

 

Где же тогда будет располагаться Колесо Фортуны? Ни одна из мировых систем письма в истории не имела обыкновения замыкать себя в к р у г , кроме... р у с с к о г о алфавита, где знак буквы "Яз" (Я) закономерно переходит в знак буквы "Аз" (А). 

Иными словами, изображение Колеса - наша родная и с детства знакомая "мама мыла раму"... (3

Специалисты-шрифтовики подтверждают, что: "Наш современный алфавит является результатом сложного и длительного развития письменности. Начертание каждой буквы алфавита не является произвольным, а получилось путем упрощения определенного иероглифа, прообразом которого явилась форма какого-либо конкретного предмета. Например, упрощенная фигура льва (по-египетски "лабу") стала обозначать букву-звук Л, фигура орла (по-египетски "ахом") - букву-звук А и т.д. Знак А послужил прототипом буквы "альфа" в греческом алфавите, "аз" - в древнеславянском" (4). 

Пройдя по порядку всего алфавита, мы будем ошеломлены потоком совпадений. Причем, казавшиеся вначале "спорными" места на поверку оказываются вовсе и не спорными, и более того: современный русский алфавит начинает закономерно дополнять символику знаменитых Арканов Таро. 

Почему строй Старших Арканов совпадает со строем именно современной азбуки? То есть, азбуки без "пси", "кси" и им подобных? 

В свое время, они были помещены туда для более простого написания греческих слов - преимущественно, церковной терминологии. Хотя... кто вам сказал, что эти буквы поставил в алфавит именно Кирилл? Или - не создал ли он попутно и другого варианта азбуки - которая была бы предназначена не для писания книг религиозного содержания, сколько для обучения грамоте? Варианта упрощенного, подобного в чем-то сегодняшнему? 

Не была ли это, изначально, всем ныне известная азбука в картинках ? 

"Обучать играя" - этот древний принцип не мог, как и сейчас, не быть положен в основу обучения славянской грамоте. 

В Венеции, где "солунские братья" Кирилл и Мефодий вели диспуты с трехъязычниками, историки находят не только ранние варианты карт Таро, но и ранние варианты азбуки в картинках, популярной в средневековье для обучения не только малолеток, но и взрослых. 

Теперь вы можете задать вполне законный вопрос: 

Что же, по-вашему, выходит, что Кирилл и Мефодий изобрели... игру в карты? Как быть с более известной в народе частью Таро - Младшими Арканами? 

Младшие Арканы хранят свою, особую тайну. 

Все дело в том, что, если обучение письму и могло бы обойтись без обучения тайным дисциплинам (хотя, во все века грамота так же считалась делом магическим), то никогда не обходилось без обучения с ч е т у . 

Во времена Кирилла самой совершенной системой счета была римская. Римляне применяли в ней ровно 14 основных номинаций:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X; а также: L, C, D и М.

 Первые десять служили для обозначения чисел от 1 до 10, вторые 4 - чисел больших разрядов. В каждой масти карт: 10 цифровых Арканов от 1 до 10, а также, в классическом Таро, четыре (к известному набору: валет-дама-король прибавляется валет-кавалер или всадник), так называемых придворных Аркана. Как теперь становится ясным, они соответствуют: 

  •  
    • L - валету-Лакею,
    • С - валету-Кавалеру (по-латыни пишется через С),
    • D - Даме,
    • М - Монарху (Королю, Фараону).

 

Масть Мечей могла служить для символического обозначения прямых денежных расходов. Посохи - расходы попутные (трефы=трения). Пантакли (Динарии, Цехины) - доходы. Чаши - личные нужды... 

В-общем, система Младших Арканов изначально должна была представлять собой что-то вроде популярной сейчас "игры в бизнес". 

В русском алфавите мастям соответствуют четыре буквы: Ф, Х, Ц, Ч. (Кстати, буква Ч ранее так и называлась - "червь"). 

Венеция - город, основанный венедами, племенами праславян. У этого города имелись многочисленные и проверенные временем связи с Русью. Цехины - монеты именно Венецианской Республики. 

Кирилл (тогда еще Константин Философ; имя он сменил незадолго до смерти) - личность в истории весьма загадочная. 

Его учителем был великий патриарх Византии Фотий, не стеснявшийся занятий астрологией и магией. Путешествия Кирилла и Мефодия по землям славян совпадают по времени с прохождением по этим землям цыган. 

У славян же, обладавших до Кирилла своеобразной знаковой системой в виде "чертов и резов" была традиция использовать их, но не для письма, а для счета и гадания . Эту же традицию они могли перенести на кириллическое письмо, которое заменило старую, докириллическую письменность, быть может напоминавшую в чем-то тот строй знаков, который привнес Кирилл, но использовавшуюся "без устроения", беспорядочно. 

Новая знаковая система могла вполне традиционно перерасти рамки чистого обучения и постепенно превратиться в игровую и гадательную. Тем более, что и времени для этого превращения было предостаточно - не менее 200 лет, с IX по XI века. 

Таковы возможные, хотя и в большинстве своем - косвенные исторические подтверждения нашей догадки... 

Что, конечно, не снимает с повестки дня и архетипическую версию. Если принять ее, то все реформы алфавита, в конечном счете, медленно, но верно привели к тому, что карты Таро стали совпадать с ним. Посему, наш алфавит, подобно зашифрованной грамоте, должен нести в себе, подобно Таро, и представленные символами знания о строении и развитии Вселенной, месте в ней Бога и человека... 

Получается, что пишем, говорим и мыслим мы не только и не просто буквами и звуками, но смысловыми единицами, каждая из которых соответствует в своем архетипе какому-либо из Арканов Таро. Совершая эти действия, мы посылаем в мир особым образом организованную информацию, то есть совершаем деяния свойства магического . Ой, не зря пословицы и поговорки, издавна бытующие в языке, призывают всячески: думай, что говоришь... 

Поскольку каждому из Старших Арканов соответствует номер, число , мы имеем право приписать это же число и определенной букве алфавита (здесь есть некоторые сложности, но мы сейчас не будем в это вдаваться) (5). 

Каждое слово, таким образом, может быть осмыслено в виде сочетания Арканов, обладающих каждый своим скрытым смыслом. Поскольку значения Арканов (их истолкования) известны, то мы можем попробовать выявить особый, скрытый смысл каждого интересующего нас слова, имени или выражения. 

Возьмем, для примера, слово

Л Ю Б О В Ь

11 10 2 14 3 6  

Оно явственно разделяется на две части. Аркан 11 (буква Л), изображающий деву, укрощающую льва, трактуется, в частности, как карта соединения чувств мужчины и женщины. 

Буква Ю - сочетает в себе знаки I и О, символизирующие соответственно мужское и женское вселенские начала. 

Уже знакомый нам Аркан 2 символизирует тайну . Свиток в руке Жрицы - это описание жизни грядущего человека. 

Вторая часть слова - "овь" - означает "яйцо". Аркан 14, именуемый "Время", обозначает процессы построения, идущие во Вселенной. Это карта точности, закономерности, законности происходящего. 

Аркан 3, как мы знаем, - женщина, ожидающая ребенка. Ь - буква, обозначающая воплощение первоначальной идеи, появление в материальном мире, рождение .

11+10+2 = 14+3+6 = 23  

23 пары хромосом имеет наследственный аппарат человека. Из них 23 (идея) пары он получает от отца, а 23 (воплощение) пары - от матери. 

Каждая из карт Таро имеет, так же, по паре толкований, в прямом и перевернутом виде. Всего выходит 44, однако здесь следует учитывать еще и того, к т о работает с картами; это может быть либо мужчина, либо женщина; но он сам при этом начинает соответствовать таинственному 23-му Аркану, а следовательно - и еще одной паре хромосом... 

Изучая необычайно широкий спектр подобных соответствий, исследователь попадает в особый мир. Перед ним разворачивается картина, обычно скрытая от глаз человека, и невидимые прежде внутренние связи обнаруживают свое присутствие и свое влияние... 

Слово БОГ набирает суммарный числовой индекс, равный 20. Слово ЧЕЛОВЕК - 54. Если сложить эти два числа, получаем 74 - это индекс имени ИИСУС. 

Выражение ГОСПОДЬ БОГ обладает индексом 96. Такой же индекс у имени ХРИСТОС. Обратное этому число, 69, есть индекс слов КРЕСТ, ИСТИНА, МОЛИТВА. 

Имя ИИСУС ХРИСТОС - 170. Такой же индекс, в частности, у слова ЯЗЫК . 

Язык, таким образом, дан нам вовсе не для того, чтобы трепать им направо и налево. Язык наш - Бог наш, и это подтверждает вышеприведенная методика. 

Исследования более тщательные нисколько не опровергают, но, наоборот, подтверждают правильность приведенного выше (далеко не полного!) анализа соответствия великих знаковых систем. И более того. 

Оказывается, что большинство из них, будучи "приведены к знаменателю", находят свое место-архетип именно с помощью системы русского алфавита. И более того - изображенные на плоскости, знаки начинают логически, закономерно и последовательно стыковаться друг с другом, образуя при этом картины. Одна из них - рисунок, напоминающий изображение говорящей головы. Другая - две стыкующиеся кардиоиды (два "сердечка") - тот самый узор, который является универсальным для более, чем половины мира, помните?.. 

Третья есть изображение... православного христианского креста, со всей его атрибутикой и даже буквами ИНЦЙ на верхней перекладине. 

Наш алфавит - не "придуман", не взят "с потолка". Он, словно Сфинкс, ожидает, пока исследователи всерьез начнут разгадывать его загадку. Впереди нас ожидает немало еще не совсем осознаваемых открытий, каждое из которых способно сделать переворот в существующей ныне системе знаний. 

Очевидно - настало время для того, чтобы сделать эти открытия

Примечания

  1. См.: Истрин В.А., "Развитие письма" - М., Изд-во АН СССР, 1961.
  2. Любопытно, что в русском языке бытуют глаголы типа "тараторить", "тарабарить", "тарантить" - в значении "говорить", что, отчасти, подтверждает предположение, о котором пойдет речь далее. Слово "Таро" могло значить "разговор".
  3. К сожалению, размеры статьи не позволяют привести этот анализ полностью. Более полно с ним можно ознакомиться, например, в статьях: Эльдемуров Ф.П., "Русский алфавит - ключ к картам Таро" - журнал "Наука и религия" 10-92; "Случайная" реальность Таро" - журнал "Свет" 9-96; и др.
  4. См.: Кликушин Г. (составитель), "Шрифты для художников-оформителей" - Минск, "Полымя", 1984.
  5. Подробнее об этом можно прочитать, например в пособии: Эльдемуров Ф., "Русское алфавитное Таро в исследовательской практике" - М., Центр Астрологических Исследований, 1996.

Русский алфавит в свете нумерологии по Таро может быть представлен (обобщенно) примерно следующими числовыми значениями (индексами):

А = 1 Л = 11 Ф = 1 Ъ = 76 Б = 2 М = 12 Х = 2 Ы = 61 В = 3 Н = 13 Ц = 3 Ь = 6 Г = 4 О = 14 Ч = 4 Д = 5 П = 15 Е,Ё=6 Р = 16 Э = 7 Ж = 7 РСТ= 17 Ш,Щ=21 Ю = 10 З = 8 С = 18 (0,22) Я = 91 И,Й=9 Т = 19 К =10 У = 20 

Все права на данную публикацию

принадлежат Таро-Клубу