Известно, что среди сохранившихся исторических гобеленов Висконти отсутствуют два Старших Аркана, достоверно наличествующие в Марсельском Таро и в Таро Минкиате. Это «Дьявол» и «Башня».
Почему обязана была возникнуть и куда могла деться «Башня», будет рассказано в следующем номере журнала, а вот откуда появился Аркан с пятнадцатым номером, мы и попробуем разобраться.
Как Вы думаете, читатель, по какой причине правители города Милана могли поместить гобелен врага рода человеческого в галерею семейной славы и возвышенных образов итальянского Ренессанса?
Я тоже не могу придумать ни одной версии. Даже сумасшедший «Дурак» с разноцветными перьями в шевелюре уместен среди картин и гобеленов Добродетелей и Триумфов, как антитеза разумному человеку, которого Высокое Возрождение стремилось воспитать. Но кто же в здравом уме будет призывать в свой дом Сатану? Тем более в столь близком присутствии Святого престола, с легатами которого нет-нет да происходят трения по светским вопросам. Да ещё и вызолотить изображение под стать Императорской чете. Ни один миланский герцог в здравом уме на такое не пойдёт. Потому, я уверен, и не сохранилось ни единого гобелена с Дьяволом, что не было их первоначально вообще. От слова совсем.
А вот в Марсельском Таро эта фигура не только возможна, но и в чем-то желательна. Ведь колода появилась уже спустя пару веков, сделавших предметом сказаний Альбигойские войны, орден тамплиеров и создание трубадурами образа Прекрасной дамы, встречающей с рыцарем сердца зарю в отсутствии старших родственников. Для того времени с его вездесущностью инквизиции Дьявол был понятен и наблюдался ежедневно. Чертовщинка, с точки зрения государственной армии и вдохновляющих её католических священников, не могла пройти мимо азартных игр и обязана была воплотиться в соответствующей фигуре. Что за соблазн у колоды карт без главы искусителей? Вот он и появился. И занял своё законное место после добродетельного ангела «Умеренности».
Мне доподлинно неизвестно, кого нужно благодарить за порядок Арканов, установившийся в Марсельком Таро, и ставший сейчас каноническим. И действительно ли в те времена тузы расценивали, исходя из качеств «Фокусника», двойки из характеристик «Верховной Жрицы», а Королев — из свойств Безымянной «Смерти», как это принято в современных подходах к колодам с неиллюстрированными младшими арканами. Но если Малые Арканы в каждой масти стоят в зависимости от Старшего Аркана по номиналу, то «Дьяволу» никто в открытую не служит. И то, что четырнадцать карт масти обрываются перед пятнадцатым Старшим козырем, с угасающим факелом знаний и веры, весьма символично.
Нет смысла менять историю. Двадцать два архетипа стабильно уложились в рисунках колоды, и выбрасывать одного из них только потому, что он — Дьявол, абсолютно не нужно. Так же как и нет надобности его бояться или возвеличивать. В конце концов, пришёл он опоздавшим, архангелов в колоде трое и своего бывшего коллегу-диссидента они всегда призовут к порядку.
-------------------------------------------------------------------
Алексей Лобанов,
Гранд-мастер Таро