У меня есть любимая колода. Настолько приглянувшаяся ещё из каталога, что стала первой, приобретенной на заказ, с ожиданием долгой тогда, в 2006 году, доставки, с переспросами и авансовой оплатой. По мотивам и смыслам этой колоды мы с Татьяной Викторовной Бородиной написали книгу «Языческое Таро. Nosce te ipsum», постаравшись передать на бумаге тот пласт самостоятельной работы с картами, когда специалист идентифицирует сам себя, проводя объективную оценку собственных проблем и достижений.
И хотя есть уже и структура, и книга, и курс по колоде, до сих пор находится множество небольших тем малого формата, раскрывающих отдельные «непредсказательные» стороны сюжетов.
Например: что за ритуалы проводят персонажи Двора в Языческом Таро? Мы можем догадываться об их смыслах, целях и формах, основываясь на идее мастей или природно-физических подробностях нарисованных картинок.
Так, Вода явно связана с умением осознать свои чувства, донести их до окружающих и возвысить до божественных частот мистического ощущения мира. Потому и медитирует над изображением в бокале Ученик, миссионерствует Подмастерье, священнодействует Мастер. Таинство совершенствования души плохо передается на словах, его нужно проживать, а не читать с листа.
А обряды Огня имеют совсем иную цель. На равнине, возле изгибающейся вдаль тропинки, у большого валуна юный Ученик разводит огонь, пользуясь специальным инструментом (жезлом). Что есть процесс добывания огня от солнечного луча с помощью стеклянной призмы или вогнутой линзы? Правильно – это ритуал божественного творчества. Уравнивания человеческих способностей с возможностями Высших сил. Создания своего культурного и цивилизационного пространства с иными условиями существования, чем изначально заданные.
Двойка Огня в колоде подчеркивает этот характер полигона для раскрытия своих талантов и потенциальных свойств окружающего мира. Зажигая увеличительным стеклом в детстве сухие травинки, мы автоматически «магичили», извлекая энергию пространства в наглядной форме. Близким по сути образом зажигается Олимпийский огонь каждые четыре года. Именно это и есть суть стихии Жезлов – стихии Огня в колоде Языческого Таро. Магия – как способ раскрытия своих возможностей и умений.
Но просто проявлением творчества рисунок не ограничивается. Валун возле кострища имеет наглядное сходство с сажальным камнем. Камнем, с которого на своего коня забирались юные всадники, если не хватало роста, или мог сесть в седло человек с увечьями и ранами. Сакральное место для взлета, для новых скоростей и возможностей, которых не достичь в обыденной жизни. Вспомните, как в «Заповеднике гоблинов» К.Саймака переживал кражу сажального камня Мистер О'Тул.
Символика вспомогательной ступени, позволяющей освоить более высокие уровни искусства, тренировочной площадки для творчества, особого места поддержки для своих начинаний видна в расположении пламени у большого камня. Обряд должен не просто объяснить механику новых талантов, но и дать смену точки зрения на их использование.
Кстати, сажальным камнем символика костра не ограничивается. Круг камней как защитное сооружение, обеспечивающее безопасность огненной стихии, не очень явно, но прорисован художником. Сначала хаотично выбранные, остальные камни кострового места меняются по мере иерархии масти ко всё более упорядоченному и целостному расположению. Рост мастерства делает подготовку процесса емче и лаконичнее, но никак не в ущерб безопасности и удобству остального мира.
Еще одной важной деталью является время суток, четко обозначенное тенями у подножия фигур. Эти же тени позволяют определить стороны света в месте ритуала.
Утро Ученика – Солнце с востока, тень падает за валун почти под 120 градусов – тригональный астрологический аспект – от линии тропинки. В полдень Подмастерья тень прямо под ним, у ног, Солнце в зените, лучшее время мужских обрядовых практик. Вечер Мастера – секстильный угол тени к дорожке. О том, что фигура Мастера нарисована ранним вечером, говорят звездчатые цветы в корзине. Утром они еще закрыты в бутонах, раскрываясь только к сумеркам.
Потому ученический ритуал проводится с рассветом, открывая дорогу новому дню и новым задумкам. А традиция передачи опыта увязывается с завершением рабочего дня. «Жаворонки» создают новое, «совы» придают известному новые смыслы. И даже костерок Мастера обильно дымит, отгоняя надоедливую вечернюю мошкару мелких паразитов, спящих под былинками утром Ученика.
На рисунке есть ещё и тропинка, по которой многие поколения ходят мимо ритуального места. Да, она делает достаточно крутой поворот, и можно определить несколько символических смыслов в её расположении на местности. Даже если не брать английскую традицию «старых троп», ведущих от одного места силы к другому. Будем считать, что мы всегда движемся в глубину Аркана, встречая Учеников и Мастеров. Из солнечного движения, объясненного чуть выше, можно понять, что бежит дорожка с юго-востока и резко сворачивает на северо-восток.
Для сторонников китайской школы направлений Фэн-Шуй это разворот от забот о житейском благополучии к испытаниям характера и воспитанию воина в сражениях с неприятелями, к обретению незыблемости духа перед изменчивостью внешних факторов. Для западной астрологии – путь из третьего дома ученичества в одиннадцатый дом знания иных культур и друзей.
Однако существует ещё одна система, в которой восприятие мира необыкновенно близко карточно-языческому. По большому счету, Северная Традиция, возрождаемая и осознаваемая школой Нордхейм под управлением Антона Платова, самое-самое язычество и есть. И упомянута она здесь из-за очень детальной проработки пространства мира, более тщательной и глубокой, чем у иных традиционных школ.
Восемь Солнечных точек языческого календаря делят круги года и мира на восемь секторов, каждый со своими задачами и наградами, близкими к астрологическим знакам Зодиака. Только помимо общих характеристик, в них заложено ещё и индивидуальное задание - раскрыть то или иное качество своего характера.
И в ключе знаний Нордхейма тропинка, бегущая с юго-востока на северо-восток, ведет по внутреннему полукругу мирового колеса из Владения Становления (масти Огня) во Владения Урожая (масть Земли). Нельзя не упомянуть и столь неожиданную сторону такого перехода, как возможность вернуться к внутреннему былому ребячеству, почувствовать новизну окружающего мира, пережить детские ощущения восторга от неизведанного.
Конечно, на картах каждый из персонажей проходит свой ритуал, раскрывая свои собственные грани таинства и мистического действа, веря в магию мира и в себя согласно внутренним установкам. А мы можем следовать их тактике, достигая личные стратегические результаты. Выполнять их действия, наполняя те собственным опытом и смыслом. Пересекать границы сакрального и обыденного в своей индивидуальной манере, творчески нагружая символикой и мифологией каждую осознанную минуту жизни. Ведь жезловая Искра творца изначально даётся каждому в этом мире.
Для иллюстрации статьи использовано Языческое Таро
(Таро Белой и Черной Магии).
Автор: Джина М. Пэйс (Gina M. Pace (Wicce)
Художники: Лука Раймондо (Luca Raimondo), Кристиан Спадони (Cristiano Spadoni)
Издательство: Авваллон, Lo Scarabeo, Llewellyn