Импровизация, свобода в работе с картами - насколько это продуктивно, научно, оправдано?
Этими вопросами рано или поздно задается каждый практик Таро. С одной стороны, согласно классическим канонам, тарологу не рекомендовано очень многое - например, относиться к теме с позиции личного опыта, переспрашивать карты, трактовать их вне позиции выбранного расклада. С другой, - живые люди, с судьбами которых сталкиваешься ежедневно, плохо «вписываются» в застывшие схемы и правила…
Подробно обсудить эту тему «Хроники Таро etc.» предложили специалистам, работающим, казалось бы, в совершенно разных направлениях.
Нина Макаровна Фролова - Гранд-мастер Таро, психолог, расстановщик, учитель Рейки, один из авторов методики «Живого расклада».
Александр Гулый - профессиональный криэйтор с 15-летним стажем работы в области коммерческого творчества и рекламы, таролог, использующий в работе с картами креативные техники.
Несмотря на различные подходы и методы работы, и Нина Макаровна, и Александр не только допускают определенную свободу в работе с Таро, но и считают это методологически оправданным.
Модератор встречи - Татьяна Демьяненко, таролог-эксперт, ответственный редактор журнала «Хроники Таро etc.»
Игра на Глубине
Татьяна Демьяненко: - Уважаемые господа, как вы считаете, если мы стремимся подогнать систему Таро под определенные рамки, ограничивает ли это систему?
Нина Фролова: - Считаю, что очень важно понять, с какой системой мы работаем, что мы под этим словом подразумеваем. Карты - это карты, это просто «картонка с картинкой»; а сама система Таро - многомерная и живая, за ней стоит живое сознание. С каким бы инструментарием мы ни работали - с рунами, с астрологическими символами, с Таро, - мы будем восходить к сознанию. Оно многомерно. Мы не можем его ограничить, глубина его очень велика.
Но мы можем проникнуть в систему Таро на определенную доступную нам глубину, а можем остаться на более поверхностном уровне прочтения карт, то есть ограничиться описанием: поедешь направо - получишь то, налево - получишь это. И не более того.
Оставаясь в рамках, мы, конечно же, ограничиваем себя в проникновении в глубины живого сознания.
ТД: - Говоря о глубине, вспоминается жюльверновский девиз Наутилуса: «Mobilis In мobile» - «Подвижный в подвижном». Таро – это именно такая система?
Александр Гулый: - Очень интересное сравнение с Наутилусом, думаю, это отличная метафора для понимания работы с Таро. Это же, по сути, потоковое явление, погружение оператора в поток информации и проникновение в глубину, о которой сказала Нина Макаровна. Мне кажется важным осмыслить природу этого потока и глубины.
Вспоминается другое знаковое произведение - «Пикник на обочине» Стругацких. Зачастую восприятие Таро очень напоминает восприятие таинственных предметов, которые люди достали из «Зоны». Их не потрудились по-настоящему осмыслить, остановились на практическом применении, приспособили к своим бытовым нуждам. О том, что эти предметы свидетельствуют о Посещении, о неких Космических Системах высшего порядка, быстро забыли. Это не изменило мировидения людей.
А между тем, сам факт того, что оператор каждый раз вытаскивает карту, соответствующую по семантике с вопросом, - говорит о вещах, которые требуют не просто удивленного поднятия бровей, а полной перестройки мировидения.
Игра с Тем, «кто карту достает»
НФ: - Вы хотите ответить на вопрос: «А кто карту-то достает?» Они сами, что ли в руку выпрыгивают?
ТД: - Или их кто-то вкладывает…
АГ: - Или просто на карте в момент, когда таролог ее вытаскивает, нет ничего… И изображение появляется в тот миг, когда оператор считает, что должен его там увидеть. То есть изображение рождается в его сознании…
Как бы там ни было, феномен, с которым мы имеем дело, говорит о том, что видимые нами границы между субъектом и объектом, между разными объектами - не являются абсолютными. Оператор находится во взаимодействии со всем мыслимым миром.
Если кому-то удобнее уложить этот феномен в максимально простую, понятную систему, можно сказать даже так: вся Вселенная находится в голове того, кто сейчас читает эти строки. Все главные информационные процессы, влияющие на результат гадания, находятся в воспринимающем сознании. Я лично считаю такое понимание очень ресурсным.
Если осознавать, что появление информации - это своего рода «игра», поскольку в твоем сознании вся информация уже есть, если играть осознанно, в «правильные» игры, то информация будет приходить глубокая и четкая, понятная. А если продолжать играть неосознанно и в другие, «неправильные» игры, - она будет закрываться, приходить искаженная, ложная.
ТД: - А как можно определить, какие игры «правильные», какие нет?
АГ: - Раз мы говорим о Таро, как о «подвижном в подвижном», то, как раз «подвижные» игры и будут правильными. Назовем их так. То есть те, которые позволяют сознанию оператора влиться в поток, поймать состояние, а котором нет ни себя, ни мира, а есть единое целое.
Можно сказать, что это игры, направленные на работу с нашим эго, которое ставит границы.
Игра с Эго
НФ: - «Игры, направленные на работу с нашим эго, которое ставит границы» - хорошая фраза.
Принято считать, что таролог работает, став абсолютно «прозрачным», убрав эго. Это идеальный вариант, доступный в результате серьезной практики. Мы не Будды, не Ринпоче, не просветленные. Мы обычные люди. Эго у нас присутствует. Прежде всего надо определиться в терминологии – что такое «прозрачный», что означает «убрав эго». Я видела единственного человека, абсолютно «прозрачного» в работе. Это Феликс Эльдемуров. Как ему это удается, я не знаю. Это какой-то Богом данный талант. Пожалуй, еще Евгений Николаевич Колесов.
Мне кажется, все сложнее. Каждый из нас - с большим количеством собственных «заморочек», блоков, нерешенных проблем, «белых пятен». Есть такие зоны в сознании каждого человека, и таролога в том числе, через которые энергия не проходит, в силу его персональных особенностей. Бывают ситуации, когда смотришь на расклад – ничего не понимаешь. То есть, на уровне банальности – понимаешь и можешь рассказать, объяснить значение карт. Но это будет скольжение по поверхности, прочтение значений карт в определенных позициях.
Почему подобное возможно? Клиент принес нечто, что пересеклось с моим внутренним блоком – тем, где я не пропускаю энергию. Как с этим работать, как выйти на то, чтобы эту энергию пропустить? Чтобы пройти глубже? У меня есть технология. Достаточно простая. Научилась этому у расстановщиков. Просто беру какую-то вещь, которая в данный момент на мне, – например, кольцо, браслет, шарфик, шаль, - и снимаю ее. Можно взять любой предмет, лежащий в поле зрения. Но не просто снять и отложить, а мысленно вложить в этот предмет то моё, что мешает мне пропустить энергию. Мой блок, а после работы подумать о том, что это было для меня.
Поэтому идея «поиграть с эго» откликается.
АГ: - Согласен, Нина Макаровна, что говорить о растворении эго будет не вполне корректно. И, тем не менее, мы имеем возможность использовать различные техники, которые позволяют нам, если не убрать эго, то хотя бы переключить внимание с себя, с субъекта на объект. Можно сказать даже так – обмануть наше эго на некоторое время.
Мне кажется, вообще суть мантического и экстрасенсорного процесса - во внимании. Концентрация внимания позволяет познавать объект.
Это подтверждает, кстати сказать, и мой профессиональный опыт криэйтора, оператора информационного пространства, работающего с коммерческими идеями. Как рождается слоган, сценарий рекламного ролика, название компании? Для меня лично это всегда было путешествием внимания. Если внимание настроено на объект, информация пришла. И все так называемые «муки творчества», как и аналитический процесс в творчестве, - это просто настройка, концентрация внимания.
Как в творчестве, так и в мантике мы можем с одинаковой эффективностью использовать креативные или, можно сказать иначе, игровые техники.
Игра с Магом, Жрицей и Шестью шляпами
ТД: - Какие техники, например?
АГ: - Вот, Вы, Нина Макаровна, взяли красивую шаль, вложили в нее некий импульс - и сняли. В вашем операторском сознании произошло какое-то изменение, блок ушел. То есть это была «контролируемая» игра.
Или, например, я разработал для себя такую методику - тренируюсь по карточкам с фотографиями разных людей мысленно, не глядя, определять - жив ли человек, его пол, внешность. Вот когда я начинаю с собой «играть», то результат - на порядок лучше.
Если моделирую ситуацию и вношу субъекта в воображаемый контекст, то субъект становится понятнее. Например, мысленно помещаю идею субъекта и себя в одно пространство и обращаю внимание на свои и его реакции. На каком расстоянии он будет, какие эмоции, действия продемонстрирует, как будет коммуницировать со мной.
Это и есть пространство Мага, пространство познания через творчество, пространство Игры, моделирования разных реальностей, позволяющее выйти из привычных границ, шаблонов и создать чистоту, свежесть восприятия.
То же самое мы можем делать и в работе с картами. Мы вправе крутить запрос, меняя угол восприятия. Как говорил Альберт Эйнштейн: «Если бы мне дали час на решение задачи, от которой зависела бы моя жизнь, то пятьдесят пять минут я бы потратил на то, чтобы точно сформулировать вопрос». Ведь с изменением формулировки вопроса открывается новое поле возможных решений, это отличная методика выхода из тупика непонимания.
Существуют техники, позволяющие посмотреть на ситуацию в «разных режимах» или глазами людей с разным, но понятным восприятием и через разницу восприятия, уловить важное. Например, классический метод «шести шляп мышления»[1] вполне применим к работе с картами. Одним словом, мы вправе вводить непонятную нам информацию в новый или понятный нам контекст, сводить методы Мага и Жрицы.
НФ: - Мне кажется, Маг и Жрица всегда есть в любой нашей работе. У меня было глубокое переживание взаимодействия Мага и Жрицы. Вот есть Жрица, это мощный поток Единого, континуальность, текучесть, потенциальность. Она не разделенная. Все не оформлено и не названо.
Импульс (Маг, дискретность) падает в этот поток, и он рождает звук. Рождает слово.
И это проникновение дискретного Мага в континуальную Жрицу начинает процесс оформления, позволяет выявлять формы, называть их, проявлять их в словах… Все-таки работа с картами - это трансовая работа, в которой необходимо удерживать осознанность и неосознанность, Первый и Второй Аркан.
ТД: - Получается, работа с Таро – это пограничная работа, в которой сходится очень многое…
НФ: - Вообще, когда меня спрашивают, что я делаю, - я не понимаю, как это корректно назвать. Это не гадание в смысле «прочитать карту в определенной позиции». Это - некий процесс, в котором мы с клиентом включены в диалог, в котором карты являются третьим компонентом, и мы что-то вместе, можно сказать, «варим».
АГ: - То есть у этого процесса три субъекта – оператор, кверент и сами карты.
Игра без правил, или о «Живом раскладе»
ТД: - И в этом случае расклад получается абсолютно живой и подвижный. У Нины Макаровны есть своя методика, которая так и называется - «методика живого расклада». Расскажете о ней подробнее?
НФ: - Автор этой методики - моя коллега Виктория Верик. История началась в Питере. Мы были на семинаре Владислава Лебедько по архетипотерапии. Это глубокая работа в измененном состоянии сознания.
После семинара приходим в гостиницу. Я говорю: «Вика, а давай погадаем, есть интересная ситуация». После занятий мы еще не совсем вернулись в обычное состояние сознания. Это важно. Вика неспешно выкладывает карту, потом другую. И говорит: «Смотри-ка, а она сюда не кладется. Она просится в другое место...» Потом достает следующую карту...
В итоге у нас получилось, что карты легли, как «сами захотели». Причем по-разному: прямо, углом, с наклоном - и мы позволили этому быть. Начали думать, смотреть, размышлять, почему они легли именно так. Вот эта карта как будто хочет уйти из поля расклада. А эта легла поперек и не пускает. Тут пригодился наш опыт расстановок. Фактически мы картами выложили поле ситуации. И прочитали его сначала по закрытым картам, а после этого открыли карты и их прочитали, учитывая значения и конфигурацию поля.
Выяснилось, что эта маркировка поля расклада дает много дополнительной значимой информации. Я предложила добавить Симболон, он очень хорошо работает в подобных раскладах.
ТД: - То есть расклад получился объемный, системный, сбалансированный?
НФ: - Да. И более того. Сейчас я включаю в систему и скатерть, на которой делается расклад, и многие другие феномены. Одна моя слушательница делает расклад на скатерти, в центре которой нарисованы окружности и пентаграмма. Карты «случайно» ложатся на окружность, да еще и на концы пентаграммы. Она этого не видит, рассказывает только карты в позиции. Обращаю ее внимание: «Смотри, три карты объединены концентрической окружностью, энергия между ними гуляет циклично. Возможно, это повторяющаяся ситуация», и т.д. С учетом игры света и тени, рисунка, цвета, складочек на скатерти и прочих деталей расклад может читаться на более глубоком уровне.
Или другая слушательница делает расклад на произвольно взятой салфетке, а там вышита буква Т. Буква как бы «вписывается» в расклад. Через три часа пишет: оказывается, имя судьи, которая решает рассматриваемое дело, начинается именно на эту букву. Слушательница не выбирала эту салфетку осознанно, но «случайно» выбрала ее для расклада. Но салфеточка включилась в пространство поля и показала нам, кто правит бал в ее ситуации.
Поле расклада - смысловое поле. В нем важно все. Очень важны события, которые вокруг происходят. В «Белых облаках» работаешь, там шума много. Настолько интересно бывает… Гадаешь человеку, и тут начинает где-то рыдать грудной ребенок. Я говорю клиентке: «Что было с вами в детстве? Ведь это ваша боль плачет». И тут начинает рыдать моя клиентка, вспомнилась детская обида. Или по телефону говорит кто-то рядом, а клиентка вдруг понимает: «Так это же мне говорят!».
Все это системно-феменологический подход, и он очень объемный. То, о чем мы говорим, – это уже о единстве всего сущего. Оно все дышит, все вписывается, все работает. Надо внимание удержать на всем этом объеме информации.
Игра с памятью и «зеркалами»
ТД: - Если все взаимосвязано, то объектом работы можно назвать и самого таролога?
НФ: - Безусловно. Наша работа невероятно интересна. Ведь она нас развивает. У меня есть давний расклад «Мой клиент - мое зеркало». Он построен на идее, что люди к нам приходят не случайные.
Я бы разделила их на три группы.
Вот приходит человек на консультацию. Я с ним поработала и забыла. Если через полгода он придет и назовет свое имя – я не вспомню нашей с ним работы. Но если он скажет, с чем приходил, с каким вопросом, то я тут же вспомню всю историю.
ТД: - Похоже на то, как врачи вспоминают пациентов по их диагнозам. Но в нашей работе вспоминается, может быть, не столько даже «болезнь», сколько ощущения, распределение энергии, что называется, дрожание поля?
НФ: - Да, и это означает, что энергию той истории, системы, с которой некогда пришел человек, я споконо пропускаю, у меня нет блоков, зацепок. Это энергетическое вспоминание. Ты же не помнишь карты.
Второй вариант - когда приходит клиент, и его история отражает историю, с которой ты недавно столкнулся в собственной жизни и справился. Появляется человек, и чувствуешь, что то, с чем он пришел, было у тебя вчера. И у тебя внутри, в душе есть место, из которого ты можешь работать, можешь провести человека в его истории, потому что знаешь «проход», как говорят расстановщики.
Третья категория клиентов, когда приходит человек, рассказывает, и ты осознаешь, что это «про тебя», вот тогда есть трудность в понимании ситуации. Вот тогда я начинаю, что называется, «снимать одежонку».
ТД: - А Александр начинает вытаскивать дополнительные карты, крутить ситуацию, помещая явление в понятной ему контекст.
НФ: - Карты я достаю тоже, в таких случаях в основном Симболон.
Игра в путешествие
АГ: - Это очень похоже на путешествие. Когда отправляешься в глубины ситуации, не представляешь, как долго продлится погружение и кого или что ты там встретишь. Появляются новые обстоятельства, новые люди, которых нужно осмыслить, их роль, их место.
И тут, как в жизни, нужно взаимодействие и эксперименты. Испытываешь людей, наблюдаешь за ними в разных ситуациях, задаешь им прямые вопросы, опрашиваешь тех, кто о них может что-то сказать авторитетно, и только потом люди становятся понятны. Это абсолютно живой процесс, движение в живой среде, которое заранее не обусловлено рамками какого-то расклада.
Расклад может быть отправной точкой, этаким Таро-вокзалом.
ТД: - В каких случаях традиционный, фиксированный подход лучше, а в каких импровизация?
НФ: - Традиционная система, безусловно, рабочая. Но если есть комок переживаний, то его надо расплетать. И нестандартные ходы в этом случае помогают. Люди иногда приходят с такими вопросами, что и расклад-то не подберешь. И есть ли смысл жестко впихивать запрос в расклад, очерчивать его границы, дробить вопрос? Когда приходится с кверентом переформулировать запрос вместе, мы делаем некое лекало. То есть получается расклад, как выкройка.
А можно ведь взять ткань запроса и что-то сделать, не кромсая. Например, распространенный ход – выложить пять карт произвольно, не привязываясь к позиции, и по ним прочитывать ситуацию.
Показательный случай - женщина говорит: «У меня такое чувство, чего-то боюсь. Но не понимаю чего». Начала спрашивать: «А что происходит в жизни?» - «Да нормально все. Вот только собаку надо усыплять, но она старая, больная, это понятно…» Обозначаю на листочке момент появления у клиентки собаки. «А что происходило в Вашей жизни, когда собака появилась у вас?», и далее так разговариваем, клиентка вспоминает, я задаю вопросы, выкладываю карты. Выходим на любовную историю, с которой связано появление собаки. Клиентка не осознавала этой связи до беседы. Когда мы отделили ее любовную историю от истории жизни собаки, женщина поняла свое состояние. Если бы я с самого начала консультации жестко работала с ее невнятным запросом и подбирала к нему стандартный расклад, то она не поняла бы всех завязок и переплетений ситуации.
Игра с энергиями, или о рисках и свободе выбора
АГ: - Здесь еще важен момент энергозатратности, которая зависит от степени проникновения в ситуацию. Есть пример закрытой схемы: выложу три карты, по ним расскажу. То есть проставлены границы.
А в свободном раскладе ты - в потоке. Соответственно, сливаясь с ним, отдаешь и получаешь энергию. Это может быть эйфория, а может быть совсем даже и не она.
Показательна работа с мертвыми. В этом случае, мне кажется, жесткая, фиксированная, назовем ее в данном случае «мертвая» схема является оптимальной и разумной. Поскольку мне очень интересно детективное, розыскное направление работы с картами, я достаточно часто просматриваю мертвых людей и очень четко чувствую: если идет погружение в ситуацию, если ситуацию начинаешь чувствовать и переживать, особенно сопереживать, то она засасывает.
Прямо включается внутренняя сигнализация – резко: мол, ты проник слишком глубоко, тебя обнаружили, зацепили и утягивают. Тогда приходится в прямом смысле слова «отрубать концы» и тикать, чиститься потом долго.
НФ: - Иногда делаешь работу, после которой еле жива. Так бывает, если делаю на своей энергии, если не работаем в тандеме, если «протаскиваю» клиента через поле, сильно хочу человеку «помочь», донести информацию, а он закрыт. Это даже не потому, что специально закрылся, а его ситуация такова, что нет доступа туда. Не можешь в глубину пройти. В «78 Дверях» есть карта Пятерка Жезлов, вот мы в этом случае кувалдой так же бьем. Можно пробить, но тяжело.
А если вместе с клиентом идет работа - даже когда плачем, то от пространства энергия приходит обоим.
ТД: - Получается, свободный расклад – это, конечно же, риск. Во-первых, риск ошибки. Выдавая якобы «потоковую информацию», человеку легко поддаться полифонии внутренних голосов и принять один из них за тот, что «увидел глубже». Во-вторых, риск энергетический. В этом смысле методические ограничения таролога в его работе выглядят разумными.
НФ: - Это риск, но это и возможность. Риск ошибки существует всегда, в любой форме работы: будь то фиксированный расклад или живой, полевый. В полевом риск ошибки меньше. Кстати, он не всегда и не всем клиентам нужен.
Каждый таролог выбирает сам стиль работы. Свободный стиль – это пространство исследования.
Энергетически глубинная работа труднее. Так или иначе, для погружения также существуют свои методы, свои техники, особенно для восстановления после работы, как уже выше отметил Александр.
Для тех, кто подходит с пониманием к свободной работе с картами, этот риск вполне оправдан.
Особая благодарность пресс-секретарю Таро-Клуба
Татьяне Бородиной за поддержку идеи
и помощь в организации встречи
[1] Метод «шести шляп» — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Основой метода является принцип параллельного мышления. Как известно, то или иное суждение вытекает из споров и дискуссий. Суть метода – в том, чтобы научиться рассматривать одну проблему с разных позиций, «примеряя» на себя «шляпы» руководителя, ученого, критика, оптимиста, креативщика, художника (- прим. ред).