Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Упражнения с оракулом

 6

Алексей Лобанов

В истории предсказательных искусств сохранилось некоторое количество оригинальных гадательных наборов карт. Не частично, как Таро Висконти, а целиком, полной колодой. Правда, и лет с момента издания прошло меньше, и описаний к ним нет или таковые неполны и противоречивы.

Одним из таких инструментов гадателя является оракул Сведенборга. Конечно, к самому Сведенборгу он имеет такое же отношение, как квадрат Пифагора к древнегреческому математику, но авторы посвятили его скандинавскому мыслителю и провидцу Эммануилу Сведенборгу, и это название ничуть не менее достойно, чем колода Ленорман или оракул Мадам Эндоры.

Забавны надписи на картах «Корован», «Астралогъ», «Камета». Вызывает внутрен­ние сомнения название «Фазанъ» на карте с рыбой. (Кстати, в интернет-версиях фазан изображен птицей с соответствующим хвостом и оперением.) «Хамелеонъ» представлен кем-то обезьяноподобным. Но при этом присутствует неколебимое ощущение, что оракул рабочий и полноценный.

Все карты пронумерованы от первого «Почтальона» до тридцать шестой «Амазонки», но соответствий с мастями, как это зачастую бывает в других оракулах, нет. Однако то, что это не сделано до нас, совсем не мешает поискать взаимосвязи и ассоциации с игральной колодой. Тем более, что есть письменные источники примерно того же времени, что и оракул Сведенборга, дающие рекомендации по случайно выбранной игральной карте, и этой информацией мы тоже можем пользоваться.

Потому мне было интересно отыскать структуру 4×9 в тридцати шести рисунках этой колоды. Я рассматривал изображения, а не надписи, поскольку, по моему мнению, рыба «сазан» дает больше символических ассоциаций нежели дикая курица.

Из тридцати шести карт в колоде шесть человеческих фигур, но две из них – «Испанец» и «Амазонка» – карты бланки, символы кверентов соответствующего пола, и их стоит оценивать как Тузы, согласно неформальной традиции в оракулах. (В колоде Ленорман это Туз червей и Туз пик, соответственно.)

Но я своим желанием, памятуя о стихиях мастей в Таро, ставлю в соответствие Испанцу – Туза треф, а Амазонке – Туза червей. Четыре оставшихся «человеческие» карты и будут составлять основу структуры:

Оракул Сведенборга. Таблица 1

Есть четыре карты, связанные с передвижением, аналогично четырем шестеркам-дорогам в традиционных игровых картах. Поставить соответствия несложно.

Оракул Свденборга. Таблица 2

Спросите, почему так? Тройка почтовая объяснений для отечественных кверентов не требует, Астролог связан с небом и воздухом, Рыцарь скорее прибудет караваном, чем па­роходом, да и трефовая масть имеет симво­лическую связь с огнем и паровой машиной.

Четыре карты с цветами: «Тюльпан», «Роза», «Венок» и «Цветник» тоже хорошо увязываются со стихиями, так же как и четы­ре мирных не хищных зверя.

 Оракул Сведенборга. Таблица 3

И сазан становится представителем водной кубковой стихии (помните рыбку в бокале Пажа Кубков в Таро Уэйта?), и бабочка прилетает с трона пиковой Королевы Мечей, и Слон, как библейский символ суши и тверди, встает в пару к каравану. А хамелеон – он же дальний родственник саламандры, – размещается в колонну к Стрелку, так как из всех животных на картинках оракула меткость требуется ему более всего.

Оставшиеся карты выдают четыре предмета, созданные человеческими руками, и четыре детали ландшафта (если комету посчитать таковой), заполняя ещё восемь клеток таблицы.

Оракул Сведенборга. Таблица 4

 

Оракул Сведенборга. Таблица 6Современному почтальону арфа, конечно, без надобности, но вспоминая скальдов и филидов, можно согласиться с таким рас­пределением. А знамена отдать Астрологу, ибо знамения – его профессиональный хлеб. Да и знаменитость ему нужна значительно больше, чем почтальону-вестнику. То, что пушка относится к Стрелку, а шлем достается Рыцарю, вопросов вызывать не должно. Аналогично, глядя на рисунки огня маяка, вод реки, небесного происхождения кометы и мощного утеса водопада, распределим карты по стихиям.

Остаются хищники (четыре карты), птицы (пять карт), сигнификаторы-бланки и сфинкс, чьи карты я своей волей назначаю в соответствующие места таблицы. 

 

Оракул Сведенборга. Таблица 5

Теперь нужно совершить тонкую привязку к номиналам игральных карт, и старинная колода «Оракул Сведенборга» обретет до­полнительное смысловое звучание (см. рис.).

Понятно, что проведенное сравнение скорее «игра в бисер», упражнение для ума и умения почувствовать смысл символа, но если на столе у консультанта добавится ещё и такой милый своими простотой и художественным исполнением инструмент, как «Оракул Сведенборга», мы будем знать, как с ним работать.

 

Смотрите ГАЛЕРЕЮ КАРТ СВЕДЕНБОРГА