Алексей Лобанов
В истории предсказательных искусств сохранилось некоторое количество оригинальных гадательных наборов карт. Не частично, как Таро Висконти, а целиком, полной колодой. Правда, и лет с момента издания прошло меньше, и описаний к ним нет или таковые неполны и противоречивы.
Одним из таких инструментов гадателя является оракул Сведенборга. Конечно, к самому Сведенборгу он имеет такое же отношение, как квадрат Пифагора к древнегреческому математику, но авторы посвятили его скандинавскому мыслителю и провидцу Эммануилу Сведенборгу, и это название ничуть не менее достойно, чем колода Ленорман или оракул Мадам Эндоры.
Забавны надписи на картах «Корован», «Астралогъ», «Камета». Вызывает внутренние сомнения название «Фазанъ» на карте с рыбой. (Кстати, в интернет-версиях фазан изображен птицей с соответствующим хвостом и оперением.) «Хамелеонъ» представлен кем-то обезьяноподобным. Но при этом присутствует неколебимое ощущение, что оракул рабочий и полноценный.
Все карты пронумерованы от первого «Почтальона» до тридцать шестой «Амазонки», но соответствий с мастями, как это зачастую бывает в других оракулах, нет. Однако то, что это не сделано до нас, совсем не мешает поискать взаимосвязи и ассоциации с игральной колодой. Тем более, что есть письменные источники примерно того же времени, что и оракул Сведенборга, дающие рекомендации по случайно выбранной игральной карте, и этой информацией мы тоже можем пользоваться.
Потому мне было интересно отыскать структуру 4×9 в тридцати шести рисунках этой колоды. Я рассматривал изображения, а не надписи, поскольку, по моему мнению, рыба «сазан» дает больше символических ассоциаций нежели дикая курица.
Из тридцати шести карт в колоде шесть человеческих фигур, но две из них – «Испанец» и «Амазонка» – карты бланки, символы кверентов соответствующего пола, и их стоит оценивать как Тузы, согласно неформальной традиции в оракулах. (В колоде Ленорман это Туз червей и Туз пик, соответственно.)
Но я своим желанием, памятуя о стихиях мастей в Таро, ставлю в соответствие Испанцу – Туза треф, а Амазонке – Туза червей. Четыре оставшихся «человеческие» карты и будут составлять основу структуры:
Есть четыре карты, связанные с передвижением, аналогично четырем шестеркам-дорогам в традиционных игровых картах. Поставить соответствия несложно.
Спросите, почему так? Тройка почтовая объяснений для отечественных кверентов не требует, Астролог связан с небом и воздухом, Рыцарь скорее прибудет караваном, чем пароходом, да и трефовая масть имеет символическую связь с огнем и паровой машиной.
Четыре карты с цветами: «Тюльпан», «Роза», «Венок» и «Цветник» тоже хорошо увязываются со стихиями, так же как и четыре мирных не хищных зверя.
И сазан становится представителем водной кубковой стихии (помните рыбку в бокале Пажа Кубков в Таро Уэйта?), и бабочка прилетает с трона пиковой Королевы Мечей, и Слон, как библейский символ суши и тверди, встает в пару к каравану. А хамелеон – он же дальний родственник саламандры, – размещается в колонну к Стрелку, так как из всех животных на картинках оракула меткость требуется ему более всего.
Оставшиеся карты выдают четыре предмета, созданные человеческими руками, и четыре детали ландшафта (если комету посчитать таковой), заполняя ещё восемь клеток таблицы.
Современному почтальону арфа, конечно, без надобности, но вспоминая скальдов и филидов, можно согласиться с таким распределением. А знамена отдать Астрологу, ибо знамения – его профессиональный хлеб. Да и знаменитость ему нужна значительно больше, чем почтальону-вестнику. То, что пушка относится к Стрелку, а шлем достается Рыцарю, вопросов вызывать не должно. Аналогично, глядя на рисунки огня маяка, вод реки, небесного происхождения кометы и мощного утеса водопада, распределим карты по стихиям.
Остаются хищники (четыре карты), птицы (пять карт), сигнификаторы-бланки и сфинкс, чьи карты я своей волей назначаю в соответствующие места таблицы.
Теперь нужно совершить тонкую привязку к номиналам игральных карт, и старинная колода «Оракул Сведенборга» обретет дополнительное смысловое звучание (см. рис.).
Понятно, что проведенное сравнение скорее «игра в бисер», упражнение для ума и умения почувствовать смысл символа, но если на столе у консультанта добавится ещё и такой милый своими простотой и художественным исполнением инструмент, как «Оракул Сведенборга», мы будем знать, как с ним работать.
Смотрите ГАЛЕРЕЮ КАРТ СВЕДЕНБОРГА