Татьяна Бородина
и Алексей Лобанов
Россия, Москва
Младшая фигура масти Серпа и Молота несет изображение одного из трех «большевистских старцев» СССР – Лазаря Мосеевича Кагановича. Рожденный 10 ноября 1893 г. в деревне Кабаны ныне Чернобыльского района Киевской области, не получивший полноценного образования, еврей-сапожник побывал на вершине власти, был смещен тем, кому помогал выдвинуться в успешные годы, и умер на 98-м году жизни, в 1991.
Биография российский революционера, советского государственного, хозяйственного и партийного деятеля, близкого сподвижника Сталина, кандидата в члены ЦК РКП, члена ЦК партии, члена Оргбюро ЦК ВКП, секретаря ЦК ВКП, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП, члена Политбюро ЦК Лазаря Кагановича подробно расписана в Википедии.
Для карты же важнее будут ключевые слова, описывающие его жизнь: упорство и жестокость к внутренним противникам, верность личности покровителя, неприятие национализма и родственных связей, возвращение на круги своей профессии хозяина дорог, в том числе подземных. После ухода из жизни Короля масти, мифологема Агасфера – Вечного Жида, не имеющего смерти, пока не наступит Страшный суд.
Лазарь Казанович был большевиком с 1911 года и никогда не колебался в выборе партийного направления. Сторонник сверх-централизации партийного и советского руководства. Организатор масштабнейших проектов, как экономической, так и кадровой (в том числе репрессивной) направленности. Расстрельные списки, переселение станиц, поиск специалистов-вредителей без сомнения отягощают образ лидера-большевика. Но судите сами – в 1930-1935гг. за период работы Л.М.Кагановича на посту секретаря Московского комитета партии коммунисты Москвы и Московской области добились успешного превращения Московской области из потребляющей в производящую. В 1931 году в Москве было начато строительство метрополитена, 10 лет носившего его имя. Метро мы пользуемся и сейчас почти каждый день. В военные годы Великой Отечественной войны Л.М. Каганович в очередной раз отвечал в первую очередь за бесперебойную работу железных дорог, и без того перегруженных в СССР. Огромный объём военных перевозок и эвакуация тысяч предприятий в восточные регионы страны был осуществлен под руководством Л. М. Кагановича. Первый советский троллейбус имел в его честь марку «ЛК». В 1941 году в Коломне был разработан паровоз «ЛК».
Алексей Лобанов: «В начале этого века я по случаю был на подмосковной даче, где по устной легенде отдыхал нарком путей сообщения, сидел за столом, втиснутом в маленькую комнатку вместе со шкафом, кроватью и табуреткой. Стол был очень удобным с деревянной баллюстрадкой-бортиком, зеленым сукном на поверхности и выдвижными ящиками. Но больше никаких вещей Лазаря Моисеевича там не имелось».