Алексей Лобанов
г. Москва
Вице-президент
российского Таро-Клуба
Размышляя о гармониках вторых карт, будь то Верховная Жрица в Таро, Клевер у Ленорман или Роза в Оракуле Сведенборга, ловишь себя на подсознательном возвращении к мыслям о симметрии процессов.
Верховная Жрица отслеживает черное и белое, грани оценок бытия за своей спиной, позволяя рассмотреть то, что было скрыто во тьме и заполнить tabulae rasa (белую табличку неведения) словами истины. Явное и неявное меняются у неё местами, отзеркаливая друг друга. Две карты Таро сформируют расклад, комбинирующий две картины мира: внутреннюю и внешнюю, сознательную и подсознательную, показывая одновременно и то, что наверху, и то, что внизу, и разницу между ними, не упомянутую Гермесом Трисмегистом в его Изумрудной Скрижали, но отделяющую магическое миропонимание от немагического.
Четырехлепестковый Клевер карт Ленорман примитивнее − его волшебство привносит счастье туда, где в том есть нужда. Жизнь получает гармонию, становится светлее и радостнее − но одновременно и проще, обыденнее. Хорошее перестает быть заметно и воспринимается как само собой разумеющееся и получающееся. Что даром дано, недорого и ценится. Мы опростили до неприметности, размазали в подробностях, разменяли на мелкие грошовые удовольствия таинственную магию цветка. Добавили невиданные ранее штрихи-детали к основному сюжету нашей жизни - и снова обнаружили себя в начальной точке ожидания счастья.
Иную структуру процессов показывает Роза из Оракула Сведенборга. Талант художника, рисовавшего карту, изобразил на едином стебле два раскрывшихся миру цветка и два прячущихся за ними бутона, чей срок демонстрировать свою красоту наступит тогда, когда два первых соцветия начнут увядать и осыпаться. Пара карт у Сведенборговского оракула будут показывать преемственность процесса, его постоянную суть, сужая пространство толкований, но конкретизируя ответ. А парность соцветий, раскрытых на обе стороны карты, подсказывает, что искать нужно общий смысл, читаемый равно как для привычного естественного хода событий, так и для реверсивного «магического» их осмысления.
Здесь нет свойственного для Ленорман понятия «пара = основное событие+подробности», когда первая карта несет более важный и приоритетный смысл, а вторая лишь дополняет и уточняет его. В Сведенборге мы читаем палиндром — равно осмысленный при чтении слева направо или справа налево текст.
Роза+Почтальон = Почтальон+Роза – приятное известие.
Роза+Волк = Волк+Роза – Эрмитаж, отшельническая галерея, место восполнения сил.
Слон+Бабочка = Бабочка+Слон – редкое явление впечатляющих масштабов, уникальный раритет, не заметить который обидно, как обидно не пойти на выставку редких картин или пропустить короткое северное лето из-за аврала на работе.
Гармоники, увиденные и описанные светлой памяти Анной Анатольевной Котельниковой, позволяют углядеть предсказательные инструменты в нашем мире. Но они же показывают и индивидуальность каждого артефакта, его сильные и слабые стороны, его уникальность и эффективность в работе.
И поиск подробностей и особенностей каждой новой колоды или набора символов − это увлекательная охота за новыми знаниями и образами. Да, я полностью согласен с критиками, что это — игра в бисер, тонкие фантазии нашего разума, мало применимые на бытовой практике теоретические умопостроения. Но одновременно это − абстрактность подхода к процессам, что свойственна исключительно человеческому мышлению, когда красота теории вдохновляет. Ведь известно, что «Аргентина манит негра» и «Нам сила − талисман».
---------------------------------------------------
Купить карты Сведенборга можно
в издательстве "Силуэт"
http://taromarket.ru/index.php?route=product/product&path=63&product_id=357