На примере «Таро Петербурга», «Таро Иерусалима»,
«London Lore Tarot» и проекта «Amsterdam Tarot»
Юлия Жукова
г. Санкт-Петербург, Россия
Школа Таро «Arcanorum»
Каждый великий город существует одновременно в своей истории и своем мифе. Система архетипов Старших Арканов Таро является универсальным ключом, позволяющим легко описать и усвоить структуру мифа любого города, а также вступить в общение с ним в конкретных локусах концентрации энергии того или иного Аркана.
Метафизическая урбанистика». На исходе 2018-го слишком смело предполагать, что дисциплина с таким названием скоро войдет в реестр ВАК. Хорошие методики медленно зреют, зато потом классно плодоносят.
В 2015-м мы с автором проекта «Таро Москвы» Ольной Лемберг ввели этот термин, констатировав: «В XXI веке тарология развилась до уровня, когда смогла стать одним из базовых подходов метафизической урбанистики...»[1].
Продолжаем работать над своими колодами, следим за бурным ходом мирового процесса творения «городских колод».
В 2017-м в книжке-компаньоне к нашему с Кэти Тренд «Таро Петербурга»[2], а позднее и в обширной статье в «Хрониках Таро», мы указали места концентрации энергий Старших Арканов в нашем городе. Тогда же появились наметки к некоему универсальному ключу. В идеале, вооружась таким ключом, любой турист без всяких экскурсоводов сможет определить места того или иного Аркана в незнакомом ему городе. А каждый таролог-резидент сможет создать колоду «своего» города.
К концу 2018-го «свои» колоды Таро обрели великие города Европы Прага, Лондон, Париж, Венеция, Киев, Москва, Санкт-Петербург, Мадрид... А сколь много городов остались «неоТарошенными»!
На этой карте красным отмечены города Европы, для которых уже изданы «городские» колоды Таро; синим – города, жители которых участвуют в Инстаграм-проекте city_tarot, о котором мы поговорим чуть ниже.
Каждому городу есть что рассказать
О дивный мир Таро! Как же бурно он развивается! И по законам этого мира идея, пришедшая в голову одновременно нескольким «проводникам-трансляторам» (независимо оттого, где они живут и знакомы ли между собой), моментально отправляется в «свободный полет». Начинает жить собственной жизнью, принимая порой самые разнообразные и причудливые формы.
Идея нашего «Таро Петербурга» родилась осенью 2012 года. От рождения до первого материального воплощения прошло пять лет. И только успели мы к VIII Фестивалю практиков Таро (октябрь 2017) выпустить первую ее часть, Старшие Арканы, и продолжили осмыслять бурный процесс ежегодного рождения все новых «городских колод», как засверкал яркими красками новый проект[3].
Если уж быть точными, то идея «Каждому городу есть что рассказать» впервые была высказана Jinnie Gester, создательницей фотоколод Нью-Йорка, Парижа и Лондона.
Они и стали тремя частями ее проекта City Mystic Tarot, стартовавшего примерно в одно и то же время с нашим – в 2012 году. Выходу каждой из ее колод предшествовали серии масштабных фотовыставок-презентаций Арканов. Мероприятия проходили в разных штатах, имели широкий резонанс. Сейчас проект талантливого калифорнийского фотографа и таролога завоевал международное признание[4].
И вот совсем недавно Татьяна Замировская, Лейла Шукюрова и Маша Ульянова придумали в формате сети Инстаграм коллективный фотопроект с интенцией создать «спонтанное таро городов, демонстрирующих некоторым особенно внимательным наблюдателям Арканы Таро, складывающиеся случайным образом из повседневности»[5]. Рига и Вильнюс, Нью-Йорк и Шанхай, Самара и Сан-Франциско, Берлин, Антверпен и многие другие города планеты Земля говорят со своими жителями и показывают им свои Арканы.
Ключи к вратам Гекаты
В ЖЖ Татьяны Замировской блистательно замечено, что, когда у города появляется «своя» колода, в нем открываются Врата Гекаты.
Статуи Гекаты водружали на перекрестках дорог еще в Римской империи. Во многих древних таинствах, а позже в кроулианских мистериях Гекату призывают как помощницу для прохода в мир магии, мир потустороннего. Она богиня порогов, перекрестков и пределов – всех мест, где смыкается «то и это», «наше и иное», «посюстороннее и потустороннее».
Говоря метафорически, создавая «городскую» колоду Таро, мастер кует ключи к мистерии Города для тех, кто будет этой колодой пользоваться. Можно назвать эти ключи Арканами Таро и представить, что каждый из них дает возможность ищущему найти свои «врата Гекаты». Открыть нужным ключом дверь в нужное архетипическое состояние внутри себя. Знать, под каким камушком найти этот ключ, кем-то давно припрятанный в тайном локусе городской среды.
Таро-прогулки по городам
Вернемся к нашему «Таро Петербурга». Итак, в декабре 2012 года на Фестивале предсказательных практик «Дэвантари» я выступила с презентацией проекта и задекларировала новый подход к «городским» колодам Таро. Он стал концептуальной основой моей колоды.
«Таро Петербурга» изначально создавалось как колода-путеводитель по городу, как основа для новой практики Таро – практики прогулок-медитаций по «местам проживания Арканов в городской среде.
Многим тарологам известна практика медитативного погружения в Арканы, входа в мир Таро и прогулок по внутренней реальности. «Городские» колоды дают возможность перенести эту практику вовне, использовать реальные объекты городской среды как точки входа в нужные архетипические состояния.
Где место этой практики? На стыке подходов классической арканологии, психосинтеза, семиотики, экскурсоведения и психологии взаимодействия с окружающей средой (environmental psychology).
С момента создания любого поселения его пространство начинает параллельно насыщаться как реальными объектами (постройками, дорогами, памятниками), так и смыслами и информационными ресурсами. Со временем в нем появляются архивы, книгохранилища-библиотеки, коллекции произведений искусства и артефактов научной деятельности, художественные, натурфилософские и технические музеи, памятники архитектуры, крупные и малые скульптурные формы, парки и одетые камнем набережные… Этот процесс неостановим, как сама жизнь.
Города – живые организмы. Городская среда пластична. День за днем город теряет какие-то объекты или насыщается новыми, содержащими принципиально иные или переосмысленные на другом витке старые символы. Возводятся новые дома, устанавливаются новые монументы и памятные доски. Как грибы после дождя возникают рекламные объявления на разных носителях, уличные указатели, лампы, фонари, вывески, дорожные знаки, афиши и многое другое...
Наиболее долговечно и ощутимо изменения проявляются в крупных формах – зданиях и архитектурных ансамблях. Так, полностью перекроил ландшафт Санкт-Петербурга знаменитый Лахта-центр. Введеннный в эксплуатацию в 2018 г., он теперь считается самым высоким зданием в Европе.
Но даже самый маленький объект городской среды, так или иначе, несет в себе определенный архетипический смысл.
Перемещаясь по Городу, человек неосознанно и при этом неизбежно (если он не слеп, глух или бесчувствен) получает впечатления и впитывает в себя послания каждого из встреченных на его пути элементов городской среды.
Суть нашего метода – в осознанном взаимодействии человека с архитектурными объектами, культурными символами и «местами силы» в городской среде[6].
Краткий список ориентиров по поиску «мест проживания» Арканов:
0 Шут – все вокзалы и порты (морской, автобусный, аэропорт). Вокзалы как точки входа в Город и выхода из него в другие Города. Мы садимся в поезд, и открывается новая страница жизни. Самое простое – любая дверь, как портал из одного состояния в другое. Крайне интересны в плане энергии Шута анфилады во дворцах, когда человек должен пройти насквозь много комнат, прежде чем достигнет той залы, где происходит самое важное событие.
I Маг – место, «откуда пошел город», точка, откуда началось его строительство. Памятные знаки об основании чего-либо «долгоиграющего» в истории Города (академии, университета, завода). Закладные камни. Мемориальные музеи, дома-квартиры основателей и памятники им же.
II Жрица – архивы, мемориальные музеи писательниц и поэтесс, хранилища старинных книг.
III Императрица – памятники и дворцы-музеи женщин королевской семьи; дома мод и модные показы, шикарные магазины; спа-салоны, парикмахерские, маникюрные кабинеты.
IV Император – памятники царям, императорам, руководителям разных уровней, посвященные им музеи, мемориальные доски и т.п.
V Верховный Жрец – храмы любых религий, места святилищ и капищ, усыпальницы святых, фольклорные и народные праздники, концерты духовной музыки.
VI Влюбленные – памятники влюбленным, дворцы и дома бракосочетаний, традиционные места клятв в вечной любви (например, перила мостов, на которых крепят замочки).
VII Колесница – триумфальные ворота и арки; музеи разных видов транспорта, памятники транспортным средствам; верстовые столбы, указатели расстояний до разных городов мира; парки транспортных средств, ипподромы, картинги.
VIII/XI Сила – цирки, зоопарки, памятники животным (реальным, геральдическим, мифологическим: ши-цзы, грифоны, сфинксы...), стадионы, спортзалы и фитнес-центры.
IX Отшельник – здания университетов, учебных заведений и академических учреждений; памятники великим ученым и изобретателям, мемориальные квартиры ученых
X Фортуна – статуи богини Фортуны; аттракцион Колесо обозрения, высотные видовые площадки; малые архитектурные формы (места паломничества для ритуалов «счастья»); биржа.
XI/VIII Правосудие – статуи богини Правосудия (Юстиции), все суды и присутствия, отделения полиции, приемные чиновников и другие присутственные места.
XII Повешенный – места совершения казней, памятники мученикам и павшим героям; залы ожидания, очереди.
XIII Смерть – кладбища, морги, крематории. Помойки, мусоросжигательные заводы; сэконд-хенды, склады и цеха по переработке вторсырья.
XIV Умеренность – парки и скверы, ботанические сады, выставки цветов, животных (собак, кошек, хорьков, птиц…), зоомагазины.
XV Дьявол – места искушений и подавления воли (роскошные рестораны, ночные клубы, казино, сауны и публичные дома; тюрьмы, КПЗ; музеи порока, сеансы гипноза).
XVI Башня – все водонапорные и пожарные башни города, телебашни, самые высотные объекты, маяки, парашютные клубы.
XVII Звезда – музеи дальних странствий, командирские рубки кораблей и самолетов, музеи-ледоколы.
XVIII Луна – психиатрические больницы и неврологические лечебницы; пустоши, пустыри и руины; женские монастыри.
XIX Солнце – все изображения солнца на зданиях; детские площадки, аттракционы; пионерлагеря, пансионаты на побережье.
XX Судный день – памятные знаки, напоминающие о крупных катастрофах в жизни города.
XXI Вселенная – точки выхода Города в мир (для Петербурга это Дворцовая площадь и Эрмитаж).
Составленный список, несмотря на всю его схематичность и неполноту, помог найти ключевые точки, избранные как места действия каждого из Старших Арканов «Таро Петербурга».
Прочувствовать всю глубину субъективности и неполноты этого списка удалось позже, при знакомстве с двумя крепко и основательно сделанными «городскими колодами». Обе созданы глубокими знатоками своих городов. В каждой автор выступил сразу и в роли таролога, и в роли художника.
London Lore Tarot авторства Johnny McQuillan (Johnny Cue) и «Таро Иерусалима» Андрея Ракитина прибыли в мой дом почти одновременно, одним и тем же путем «из рук в руки», в обмен на «Таро Петербурга». Начав изучать их, я довольно скоро полетела в Амстердам.
Старинный морской город очаровал настолько, что я загорелась сделать «Таро Амстердама». Именно в этой работе – попытке найти «точки входа», места, где в реальной ткани неродного тебе Города проявлены архетипы СА – обнаружилось, что все придуманное «из головы» летит к чертям, когда ты оказываешься на месте.
Через тернии к Арканам
Путь поиска архетипического пролегает через типическое и типичное. И надо четко видеть границу между «культурным мифом» и «туристским штампом», чтобы не воспроизвести второе.
Штамп для любого города легче всего обнаруживается при посещении сувенирных лавочек с китайской ерундой. Лондон – не только омнибусы, корона, Биг-Бен, файв-о-клок, трубка Холмса, телефонные будки и бульдожки. Питер – не только водка («в Питере пить»), корюшка, митьки, «Зенит», Достоевский, чижик-пыжик и эрмитажные котики. Амстердам – не только тюльпаны, проститутки, марихуана и велосипеды. На этой забавной картикатуре четко выведен стереотип голландки в представлении британцев: долговязая блондинка-наркоманка, ездит на велике, смолит как паровоз, за ее спиной мельница, в руках у нее тюльпаны, а на ногах – деревянные клогсы[7].*
Даже сопротивляясь, мы с неизбежностью уходим от стереотипа туда, где все не так, как «должно быть». Каждый Город рассказывает автору своей колоды историю, часто непредсказуемую и рушащую стереотипы, иногда понятную только тому, кто сам родился на его земле, проклюнулся из нее, или, переселившись, успешно адаптировался, пустив корни в его почву.
Для примера – четыре истории.
Мистерии тайного: Жрица
Жрица «Таро Петербурга» – поэтесса, пифия. Та, которая становится голосом Города, его Совестью. Та, которая говорит о том, о чем другие молчат, пропуская через свое сердце боль и радость всего мира.
Прообразом Жрицы для нас стала Анна Ахматова, а местом действия Второго Аркана – комнаты ее мемориального Музея в Фонтанном доме. Два десятилетия, начав в блокадном Ленинграде, Анна Андреевна писала и правила свою «Поэму без героя». Самое крупное и гражданственное произведение самой известной в мире русской поэтессы начало ходить в списках сразу после своего рождения. При жизни автора печаталось лишь в отрывках, и еще два десятилетия после смерти Ахматовой, до 1987 года, не могло быть опубликовано без купюр.
Художник и мистик Джонни Кью живет на барже у набережной окутанной туманами Темзы. Сюжетом и метом II аркана для его London Lore Tarot стала не женская фигура, а природный объект, Затопленный лес. Обнаружение леса в 1665 году в Блэквилле в низовьях Темзы зафиксировано в знаменитом дневнике Сэмюеля Пипса, друга Исаака Ньютона. Его свидетельства являются ценнейшим источником о быте и нравах британской столицы времен стюартовской реставрации. Для Кью именно подводный лес, с его почерневшими от времени, но все еще крепкими стволами, стал символом мистерий подсознания и духовного пробуждения.
Затопленные леса – явление не такое уж редкое. Люди едут встретиться с ними на озера Kaindy в Казастане, Bezyd в Румынии, Periyar в индийском штате Керала. Мы также нашли упоминания о затопленных лесах в Камбодже, Гане, Шри Ланке и во многих других местах.
Шире – со Вторым Арканом связан миф об ушедшей на дно моря Атлантиде, легенды и реальные истории о затопленных городах и поселениях. Вспомним «Сказание о невидимом граде Китеже», который до сих пор ищут в разных местах; трагедию ушедших под воду при строительстве Беломорканала деревень русского Севера – только купола с крестами торчат...
Для «Таро Иерусалима» местообитание энергий II Аркана – Храм книги Еврейского университета, музей, открытый в 1965 году.
Здесь собрано много выдающихся рукописей, среди них легендарные Кумранские свитки. Случайное обнаружение в 1947 году в пещерах на берегу Мертвого моря этих древних манускриптов, написанных на пергаменте или папирусе 2000 лет назад, признано одним из величайших археологических открытий XX века. Среди Кумранских рукописей нашли не только весь корпус книг Ветхого Завета, но также апокриф на Книгу Даниила, Книгу войны Сынов Света с Сынами Тьмы, неизвестные до того псалмы Давида. Но главной находкой стала рукопись Книги Еноха, прадеда Ноя (Сефер Ханох), которую иногда называют «Библией уфологии».
В книге рассказано, как ангелы спустились с небес на землю, стали сожительствовать с земными женщинами и передали людям тайные знания. На вершину Голанских высот гору Хермон спустилось две сотни взбунтовавшихся против Бога небожителей во главе с ангелом Шамхазаем. Они научили людей разным ремеслам, а также наукам о движении звезд и Луны, календарю, магии, целительным свойствам растений и т.п.
Для «Таро Амстердама» не пришлось долго искать место проживания II Аркана и человека, олицетворяющего Жрицу. Имя этой еврейской девочки знает весь мир.
Дом на Присенграхт, где скрывалась от нацистов в годы оккупации Нидерландов ее семья, уже полвека – один из наиболее посещаемых городских музеев. В 2018 году его посетило почти полтора миллиона человек. Анна Франк вела дневник в течение двух лет, пока 4 августа 1944 ее семья не была схвачена по доносу и отправлена в концлагерь. Девочка и все ее близкие были уничтожены.
«Дневник Анны Франк» – описание непростого быта семьи в «Убежище» за шкафом в задних комнатах офисного помещения и подростковых девчачьих переживаний, – был зачитан на слушаниях Гаагского трибунала. Он стал частью массива свидетельств Холокоста. Илья Эренбург писал: «За шесть миллионов говорит один голос – не мудреца, не поэта – обыкновенной девочки… Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости, и в обвинительный акт».
В поисках Справедливости
Эпицентры концентрации энергии некоторых Арканов, например, Правосудия, обнаруживаются в любом городе предельно легко. Оказалось, что статуи богини с весами и мечом установлены во многих европейских городах, а в некоторых – и не одна.
В Санкт-Петербурге мы нашли минимум три скульптуры Юстиции: в Летнем саду, у здания Городского суда на Московском проспекте и у здания Сената и Синода). На XI Аркане «Таро Петербурга» она будто сошла с постамента, оставила на загородке меч и плащ и уходит в дымку Галерной улицы, оставляя человеку самому судить свои деяния.
В Лондоне бронзовая скульптура богини, известная как Lady Justice, венчает купол Old Baily. Комплекс зданий построен в XIX веке на месте Ньюгейтской тюрьмы и является судом по уголовным делам со времен средневековья.
Здание стоит на фундаменте, часть которого – 2000-летняя стена, фрагмент фортификационных сооружений Лондона, возведенных еще римлянами.
Богиня держит меч в правой руке и весы в левой; для беспристрастности она должна быть слепой, однако на глазах ее нет традиционной повязки. На Аркане Джонни Кью Леди Правосудие стоит под сводами здания, внутри, будто заключенная в тюремной камере в ожидании рассмотрения своего дела в зале суда.
В «Таро Иерусалима» мы вновь видим Богиню. С мечом в левой руке и разновесом в правой она как бы венчает крышу здания Госпиталя в Русском подворье.
Это целый квартал площадью 6,8 га, часть «Русской Палестины» и один из старейших районов недалеко от Старого города. Возведенная в конце XIX века для приема российских паломников, она была при Хрущеве продана правительством СССР государству Израиль в рамках «апельсиновой сделки». Сегодня в здании размещены муниципальные службы, в том числе и суд.
Появление статуи богини Правосудия в любом временно?м континууме пределов реального Иерусалиме – вещь совершенно невозможная. Лишь гений автора колоды поместил ее туда, где ярче всего можно ощутить этот архетип.
В Амстердаме место концентрации энергии и сюжет для Аркана нашлись легко, хотя потребовали выбора. Были отвергнуты кандидатуры «старого», в стиле голландского ампира, здания Дворца Правосудия на Принсенграхт, и «новыго» модернового Paleis van Justitie. Два больших прекрасных дворца в нашем проекте уступили место скромному портику с фигурой богини, почти теряющемуся на фоне современного торгового центра Калвертон.
Портик – все, что осталось от архитектурного великолепия здания тюрьмы Расфуис (Rasphuis) на улице Heiligeweg. Это исправительное учреждение открылось в 1596 году на территории бывшего женского монастыря и работало аж до 1815 года. Заключенных здесь перевоспитывали трудом на благо города. В конце XIX века здание было снесено. Как свидетельствует старинная гравюра, во внутреннем дворе тюрьмы когда-то возвышалась статуя Правосудия.
Зато другой скульптурный образ богини, с подобием меча в одной руке и щитом с гербом Амстердама в другой, по-прежнему на месте, окруженный двумя мужскими фигурами с закованными в цепи руками.
Кстати, и идею «рубашки» для «Таро Амстердама» искать почти не пришлось. На гербе и флаге города, в каждой сувенирной лавочке и в сотнях других мест встречается знаменитый этот символ: три белых косых креста на черной полосе, пересекающей красный щит.
Есть две версии толкования их значения, одна другой краше. Согласно официальной, они символизируют три главных достоинства города: милосердие, твердость и доблесть. Вторая, «народная» версия, считает этот знак оберегом города от трех главных напастей: чумы, затопления и пожара.
Образы Смерти
Для Петербурга-Ленинграда любой двор, любой дом довоенной постройки – место, где в блокаду умирали от голода его жители. На нашем Аркане сама Смерть, прибирающая после страшной зимы 1941–1942 года.
Смерть для Петербурга равна Бессмертию. Закутанная в платок худая и высокая фигура дворницкой метлой сметает листья, дома, разбитые игрушки, куклы и мишек. Все погибшее и разрушенное для нее – мусор, который надо убрать, чтобы расчистить место Сестре-Жизни. Смерть работает спокойно и сосредоточенно, она просто делает свое важное дело.
В современном Амстердаме XIII Аркан ярче всего можно прочувствовать не на старых кладбищах, а в Музее человеческого тела, созданном доктором Гюнтером фон Хагенсом.
Здесь более двух сотен экспонатов. Все их «хозяева» согласились пожертвовать после смерти свои тела для изучения медицины. На пяти этажах музея его страшные обитатели, обескоженные и высушенные до мышц и сухожилий, прыгают через забор, качаются на качелях, занимаются любовью. Жуткий музей разрешается и рекомендуется посещать с детьми. Это просветительское заведение с медицинской точки зрения объясняет, как устроена наша физиология, в чем разница между нормой и патологией каждого из органов. Толерантные голландцы утверждают, что экспозиция доктора Хагенса посвящена любви, жизни и семье, поиску того, что же делает нас счастливыми и как счастье влияет на наше здоровье. Визит сюда неминуемо вызывает культурный шок и заставляет задуматься о том, что такое наше тело, временный храм духа, как надо его беречь.
Точка Фортуны
Десятый Аркан в «городских» колодах наиболее очевидно решаем через образ колеса обозрения. Авторы «Таро Иерусалима» и многих других нам известных колод пошли по этому пути.
В «Таро Петербурга» это была одна из трех гипотез. Отвергнутое нами Колесо сменилось сначала на богиню Удачи, летящую с радужным зонтиком в деснице над крышами города, где «важней всего погода в доме, а все другое ерунда», а потом на игру смелого морячка с богиней на несуществующем острове посреди Невы.
В Лондоне есть знаменитое Колесо обозрения. Но Джонни Кью поместил на X Аркан лодочника, отдыхающего на Ferryman's seat («Сиденьи перевозчика»).
Он пишет: «В дни, когда только один мост пересекал Темзу, люди, которым надо было переправиться с берега на берег – с северного, относительно респектабельного берега реки на южный, где были бордели, кабаки и места содержания охотничьих собак, – всегда могли найти тут лодочника». Сегодня это историческая достопримечательность Лондона на набережной Bankside, отмеченная памятной доской.
Для «Таро Амстердама» самое простое решение – это Statue Vrouwe Fortuna. Небольшое бронзовое изваяние мускулистой девушки, прочно стоящей на земном шаре, украшает площадь Muntplein на канале Rokin. Творение голландского скульптора Хильдебранда Кропа, с момента своей первой установки в 1948 году, она сменила несколько мест. Однажды ее даже украли, но вскоре она счастливо нашлась в одной из антикварных лавок Брюсселя и возвращена своему Городу.
Неброская, современная, окруженная цветами – вполне себе резидентка, носительница идеи удачи, имманентно присущей счастливому городу Амстердаму. Его жителям нет нужды поклоняться Фортуне или затевать с ней игры. Она всегда здесь, они ее соседи и любимчики. Фортуна-горожанка.
С идеей богини Фортуны в Амстердаме происходит нечто подобное трансформации здесь идеи слогана «I love... Город». Только здесь вместо «I love Amsterdam», люди написали «IAmsterdam», и в этом гордо слышится «город – это я», и love-сердечко пропущено за ненадобностью. Потому что город на Амстеле невозможно не полюбить.
«Таро Амстердама» – быть. В этой статье всего лишь примитивные фотоколлажи идей Арканов. Надеюсь, настоящее Таро родится в амстердамской студии под кисточкой замечательной художницы, ювелира и графика Франциски Шиловой. Пожелайте нам удачи.
[1] Жукова Ю., Лемберг О. «Карты городов» как метод метафизической урбанистики: Таро Москвы и Арканы Петербурга // Хроники Таро. – № 11. -2015. – С.67-70.
[2] Жукова Ю. «Таро Петербурга»: Прогулки по Старшим Арканам. — СПб., 2017. — 56 с.
[3] https://www.instagram.com/city_tarot/
[4] https://www.citymysticevents.com/
[5] https://vinah.livejournal.com/489688.html
[6] Жукова Ю. «Таро Петербурга» как колода-путеводитель // Хроники Таро. – № 1. – 2018. – С.20-29.
[7] http://understandingbritishness.blogspot.com/2013/04/stereotypical-dutchman.html