Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Неуловимая тройка: КТО ПРАВИТ МИРОМ?

 Неуловимая_тройка

 

Александр Гулый

г. Москва
Руководитель проекта Psyhacker

Тройка ПентаклейМир правок жесток и многообразен. Чтобы его осмыслить, знатоки советуют собрать названия любых десяти фильмов и заменить произвольное слово на «правки». Чудовищные сочетания будут аллегорически, но в точности отражать реальность. Воистину, ТЗ – это не «техническое задание», а «точка зрения». И эта точка постоянно перемещается в зависимости от того, кто и в каком настроении смотрит на работу. Шанс, что проект попадает на глаза энтузиаста-дурака, настолько велик, что этой катастрофической теме посвящен отдельный Аркан Таро.

Тройка Пентаклей демонстрирует нам до боли знакомую картину. Исполнитель-зодчий обсуждает со своими коллегами или вышестоящим руководством правки в архитектуре уже построенного, по всей видимости, здания. Правки нелепы и абсурдны, мы видим это по чертежу, который держит в руках менеджер в яркой и позитивной корпоративной форме. Симметрию нужно разрушить, один из проемов должен стать больше другого.

Лицо второго человека в сутане, символически обозначающей его корпоративную миссию, исполнено пафоса. Нет никакого сомнения, что идеолог (бренд-менеджер или директор по развитию) фирмы уже придумал обоснования для этого глобального изменения. В конце концов, организация стимулирует развитие своих сотрудников. К чему эта уравниловка с проемами? Тем, у кого есть диплом MBA, кто знает английский язык на уровне Advanced, организация готова открыть более широкие возможности для достижения пентаклей!

Мы можем догадаться по напряженной позе зодчего, по тому, как он держит орудие труда, словно оценивая его увесистость, что он уже не в первый раз переделывает работу. Возможно, он визуализирует сейчас картины, напоминающие эффектные сцены боевиков, где скромные, но талантливые люди взрываются праведным гневом и бьют наглых, глупых, исполненных важности людей первым, что попадет под руку. Тот, кто делает, а не учит, как делать, не осудит зодчего за эти мысли.

Можно ли комфортно утверждать правоту в пространстве, где принятие решений зависит не только от нас, можно ли избежать ситуации, где правки сведут труд на «нет» и превратят проект в мучительный и очень долгий ад, которому, кажется, не будет конца? Что делать в ситуациях группового взаимодействия? Соглашаться или спорить, сопротивляться? Тройка ставит перед нами проблему в определенном нумерологическом ключе, который, возможно, позволит увидеть нечто интересное за пределами классических советов по продуктивной конфликтологии.

Тройка обращает наше внимание на суть группового взаимодействия, которое выходит за рамки схемы диалога. Воспринимая коммуникации с сослуживцами, с участниками проекта, как дуальные, межличностные, мы упускаем очень важное и, возможно, принципиальное. Любой сложившийся коллектив, любая группа людей, действительно соединенных в единое целое, представляет собой не совокупность дуальностей, а целостную Силу, за которой угадывается некий высший Участник процессов. Он-то, по сути, и является их руководителем и главным цензором.

Можно сказать, что настоящая тройка не способна возникнуть без единой, объединяющей Силы. Это прекрасно демонстрирует классическая ситуация взаимодействия двух приятных друг другу людей, к которым присоединяется третий. Живо представим, как в отдел рано утром пришли две сослуживицы-подружки-болтушки, которые мило щебетали за тортиком и чашечкой кофе. И вот приходит третья сотрудница, которая находится в замечательных отношениях с обеими. Казалось бы, треугольник по любому должен сложиться, но он складывается далеко не всегда.

Гораздо чаще происходит странная ситуация, в которой тройка распадается на двойку и единицу. Кофе пьют трое, но при этом двое чувствуют себя парой, а третий – лишний. Двое ведут диалог, а третий слушает. Или один троллит второго, а третий смехом поддерживает первого. Стать полноценной тройкой - ой, как не просто. А если посмотреть в определенном контексте – стать тройкой по собственной воле – невозможно, она совершенно неуловима.

Тройка – это иное, поистине волшебное измерение. Именно в тройке пентакль превращается в розу, в центре которой возникает крест. Формальное дело становится живым. И жизнь его начинает строиться по законам духовного мира. Монах и символ на стене храма напоминают нам об этом.

Как известно, именно троицу так любит Бог. В чем секрет такой избранности? Возможно, в том, что в тройке впервые в полном смысле проявляется суть единства разного во имя большего. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» - говорит Евангелие от Матфея, стих 18:19,20. Поймем эту фразу в более общем ключе, без привязки к христианскому контексту и конкретному Имени – объединенная общей идеей группа людей, состоящая даже из двух, а лучше из трех совершенно разных по целому ряду параметров, человек, включает режим проявления Высшего, Силы.

Не потому ли, кстати сказать, сбор людей в группы «больше двух человек» в период народных волнений так напрягает правоохранительные органы? Вроде бы трое – еще не толпа. Разве жалкая троица интеллигентов в очках, с дырявыми носками представляет угрозу для вооруженных до зубов силовиков? Но облеченные властью знают, что с определенного момента счет ведется уже не в «гражданах», а в «пассионариях», способных черпать решения и энергию из иного источника. Точнее даже сказать, борьба будет вестись не с «людьми», а с Силой и Идеей, которая возьмет «очкариков» в свое подчинение. А заодно и другие троицы, слив их в кипящую благородной яростью волну.

Феномен «неуловимой тройки» замечательно проявляется и рабочих конфликтах. Зодчий может строить свою работу на основании беседы с тем или иным должностным лицом и предполагать, что прекрасно понимает задачу и проблем с выполнением ее не будет. Но вот появляется кто-то третий и все меняется. Абсолютно все, включая мнение человека, который ставил задачу. Да что там, кажется, что его самого буквально подменили, говорит уже как будто не он, а кто-то другой. Как же так?

«Мы тут посовещались и решили внести в проект небольшие изменения» – с этой и подобной фраз начинается слом сделанной работы и кардинальная ее перестройка. Как правило, это сопровождается конфликтом исполнителя с заказчиком, вхождения в дуальное противоречие. Проектное единство раскалывается. Начинается борьба, в которой нет стратегического победителя, потому что сотрудничеству приходит конец. С этого момента все будет плохо, все будет не так, и если взаимодействие сохранится, то только в контексте тройки мечей.

Существует ли альтернативное будущее для зодчего, перед которым возникают клоун, ничего не понимающий в архитектуре, с листом абсурдных «правок» и вчерашний «единомышленник», городящий такую же чушь? Безусловно. Любой проект даже из точки тупика потенциально может выстрелить и достаточно метко. Об этом нам говорит тройка посохов. Руководитель проекта решительно выберет одну из идей, которая станет опорой для дальнейшего развития. Три корабля напоминают нам о том, что правильных решений может быть несколько.

Чтобы проект был запущен успешно, не столь важно, чтобы решение казалось «самым правильным», куда важнее, чтобы оно было по-настоящему единогласным. Любой исполнитель с опытом прекрасно понимает разницу между формальным единогласием и настоящим. Последнее замечательно проявляется во время мозговых штурмов сплоченной команды, когда путем настройки на общую идею, сквозь потоки несуразной информации вдруг, неожиданно, приходит озарение, которое мурашками пробегает по коже всех участников процесса и становится понятно, что «да, это то, что надо, то что есть и должно быть». В сущности, не важно даже, кто озвучил идею, потому что очевидно – эта идея снизошла с небес благодаря «шаманским» танцам всей проектной тройки кубков. Такая идея, рожденная Высшим покровителем, озвученная единым голосом, как правило, реализуется быстро и без особых проблем. Как будто то Высшее, что дало своим последователям идею, освободило и взлетную полосу для ее успешного старта.

К сожалению, подобный механизм является бюджетообразующим далеко не для каждого зодчего. Исполнители работают в очень разных коллективах, представляющих вместо четко выделенного и устойчивого треугольника достаточно причудливые, а порой и уродливые геометрические образования, в которых треугольник угадывается не сразу.

В слабых, обреченных на поражение стартапах, стремление к устойчивости проявляется в принятии «усредненных» решений, устраивающих всех, начиная от уборщицы, заканчивая пекинесом жены руководителя конторы. Смелый взмах воображения зодчего правят всем миром, черту за чертой стирая смелость. Высшие силы словно дают намек на решение. Это решение удается даже уловить, но не получается удержать. У руководства и членов коллектива нет связи с Высшим, достаточной, чтобы видеть будущее одними глазами и получать силу для роста. Энергии на Дело нет. Силы хватает только на то, чтобы делать деньги и кое-как выживать.

Неуловимая тройка: КТО ПРАВИТ МИРОМ?Не меньшие проблемы ждут зодчего в сверхустойчивых коллективах, в корпорациях, которые заняли прочное место на рынке. Он поразится тому, с каким одобрением будет воспринят его творческий энтузиазм, предложит самые амбициозные решения, достойные уважаемой организации, декларирующей свою «современность и верность новым технологиям», возможно даже построит храм, дойдя до самой вершины, вложив в него все свое мастерство…

Но шанс, что храм не будет снесен в последний момент, слишком мал, чтобы предвкушать триумф творца. Вероятнее всего, потребуется «хотя бы на треть увеличить толщину фундамента» и «оставить все остальное, заменив материал несущих стен». Можно поспорить, что именно в такой компании работает зодчий с тройки пентаклей. Что за игру ведут с ним люди в корпоративной форме? Без шуток, они серьезно считают, что проемы должны быть разными?

Руководитель зодчего одет в шутовской наряд и, думается, это не случайно. В подобных случаях в большой компании ведется большая игра, выходящая за рамки линейной договоренности об условиях задачи. Процессы, как правило, подчинены формально декларируемым целям. Результат же всегда соответствует истинному положению дел.

Крупная организация имеет «лицо» и «личину», прикрывающую это «лицо». Каким бы важным, решительным и деловым не выглядел проектный менеджер, позицию шута нет смысла воспринимать всерьез. Крупная организация – образование сложное, похожая на треугольник, в который вписаны более мелкие фигуры того же типа, но разные по размеру и цвету. Каждый из треугольников, по законам жанра, имеет свой характер, свой небольшой, но обладающий силой духовный источник. Маленькие треугольники не сложно прочувствовать. Определенная аура есть у каждого отдела крупной фирмы. Отделы имеют разные ауры и, как правило, ведут информационно-энергетические войны между собой.

Вписаться в любой отдел новичку-зодчему в этом смысле достаточно просто. Чтобы стать «своим», получить плечо поддержки сослуживцев и покровительство руководства, требуется понять главное – смысл общих «танцев с бубнами», выходящих за рамки служебных обязанностей каждого сотрудника. Строго соблюдать ритуал просмотра и обсуждения новых фото в Инстаграмме стервы Ритки-секретарши, возвращаться каждый раз в возмущении из отдела маркетинга, не забывать про KPI отдела и его доминирующий лайф-стайл – это гораздо важнее, чем делать свою работу на «отлично».

Работу надо делать не на «отлично», а «правильно». А правила, как мы уже обсуждали ранее, определяет в Тройке не формальный руководитель, а тот Высший, кто стоит за Тройкой. Правила не всегда декларируются напрямую, но негласно исполняются всеми участниками Тройки. Вот почему очень важно не просто «слушать», что говорит руководство, а быть «настроенным» на одну с ними волну. Иногда за одними словами стоят другие слова, которые можно услышать, только если стать эффективным информационным «приемником». Сколь бы примитивными и отталкивающими не казались зодчему ритуальная жизнь Тройки, только проживая ее, он поймет, что от него ждут, получит силу и знание, достигнет корпоративного признания и успеха.

Понять правила малой игры не сложно, но там, где дело касается игры более высокого порядка, выигрыш превращается в лотерею. Отдел ответственно и вполне слаженно готовит проект, но вдруг его в пух и прах разносит вышестоящее руководство! Более того, придя с публичной порки, руководитель отдела начинает говорить на каком-то другом языке. Он выворачивает события наизнанку. Факты приобретают иную подоплеку, причины меняются местами со следствием. Оказывается, что все изначально задумывалось совершенно не так и все вчерашние соратники виноваты и бездельники.

Можно списать это на малодушие руководителя отдела, а можно увидеть в этом отблеск иного Света, озарившего его сознание. На время руководитель стал частью другого, куда более устойчивого и важного «треугольника», который определил место своему подчиненному энергетическому образованию. Иногда и даже как правило, это место остается для руководителя совершенно не ясным. Все ждут увольнения… Но проходит время и гроза стихает. И перед отделом ставится похожая задача. И все повторяется заново.

Так Верховный Архитектор организации формирует ее внешний облик, демонстрируя всем подвезенный к стройке модный облицовочный материал, который, в этом ни у кого нет сомнения, вот-вот покроет древние каменные стены. Но модный материал бракуется и принимается решение разрабатывать материал другой, с которым произойдет та же история. В конце концов, очень прочные и не нуждающиеся в облицовке каменные стены Великого Треугольника, покроются модной краской. Скорее всего, этого окажется достаточно, чтобы на жертвенник храма полилась новая кровь, чтобы адепты современных культов потребления приняли храм за подходящее место для исполнения своей повседневной мессы.

Неуловимая тройка: КТО ПРАВИТ МИРОМ?

 

Что делать бедному маленькому зодчему в мире, где правят неуловимые Тройки, где Большие Тройки играют маленькими тройками в малопонятные игры по своим правилам? Как зодчему избежать разрушения храма, построенного с таким трудом или не допустить траты драгоценного времени на храм, который не будет построен?

Только опыт сделает из зодчего мастера с Восьмерки пентаклей, который станет практически неуязвим перед «правящим миром». За этим мастером будет стоять профессиональная Сила, которая подчинит себе слабую Тройку и не позволит пекинесу жены хозяина маленькой фирмы гавкать на гениальный архитектурный проект. У этого мастера хватит профессионального Смирения, служения профессиональной Силе, чтобы отказаться от своего «я» там, где происходит настоящее коллективное Творчество. И у него, конечно же, хватит мудрости, чтобы понаблюдать за сторожилами крупной организации, их поведением, повадками, изучить прошлое фирмы и разглядеть за личиной настоящее лицо, настоящие правила игры. Он останется единственным безмятежным человеком среди «пожара», когда толпы рвущих на себе волосы, голосящих зодчих будут суетиться над списком правок. Мудрый мастер знает, что делать. Ничего. Все пройдет. Можно просто подождать и эти правки тоже отменят.