Особенности прочтения Младших Арканов
в астрологическом раскладе
Алексей Лобанов
Вице-президент российского Таро-Клуба,
г. Москва
У моей коллеги Нины Макаровны Фроловой очень хорошая группа. Слушатели умные, интересующиеся и образованные. Задают интересные вопросы. Вот из одного такого вопроса и возникла тема этой статьи.
Обсуждали они расклад «12 домов»: как проявляются там сюжеты карт, что делать, если возникают равные номиналы, как трактовать ту или иную карту в какой-либо позиции. И грамотная в астрологическом плане слушательница спросила: «А рассматривают ли тарологи сочетание стихии Дома и масти Младшего Аркана? И если да, то как?»
В ходе занятия времени для ответов на вопросы заложено немного, потому рассказала моя коллега слушателям самую краткую суть, а меня при встрече спросила о желании более детально разобрать тему.
Идея показалась мне яркой, как раз для статьи в «Хроники Таро». Полагаю, у каждого практикующего специалиста есть свои примеры по этому случаю. Но общим ответом будет примерно следующий.
Сознательно или фоново, но тарологи всегда рассматривают сочетание масти Аркана и стихию Дома в астрологическом раскладе. И придают этому сочетанию смысл ощущения психологического комфорта для кверента в ситуациях, происходящих по сюжету карты в рамках Дома.
Пример 1
Начнём с Жезлов и творческого Огня этой масти. Пусть будет позитивная Тройка Жезлов – перспективное развитие, новые возможности, масштабные планы и креативные проекты.
В первом Доме – Огонь карты льнет к Огню дома – кверент находит внутри себя источник энергии, восторженно рвется в авантюры и вообще рад новостям и предложениям.
Во втором Доме ресурсов – Огонь сдерживается Землей, которая тепло встречает денежные подработки и сухо приценивается к затратам на их исполнение. Восторга нет, есть расчет, терпение и удовлетворение от результатов. «Доктор поел – и больному легче».
Третий Дом с его ученичеством и братско-сестринским соседством на воздушном фоне раздувает перемены настроения – появление новых людей и идей радует, но наивная радость сменяется досадой, ревностью и раздражительностью, которые ещё и сразу не покажешь. Вспоминаются рисунки Бидструпа о дачных перипетиях.
Вода четвертого Дома с Огнем масти организует конфликт. «Переезд = полпожара». Новые родовые территории требуют сил и ресурсов, а отдача если и грезится, то нескоро. И вообще, душевное состояние иной раз соблазняет разделить ношу ответственности с другими родственниками: «пусть тоже вкалывают, что это всё я одна, словно мне это больше всех надо…» Радости в такой ситуации мало, тоска и показной энтузиазм, не подкрепленный эмоциями.
Но стоит Тройке Жезлов оказаться в пятом Доме – и снова Огонь оптимизма, радость увлечений и восторг новых встреч. И так далее…
Пример 2
Рассмотрим и пессимистичную альтернативу. Пятерка кубков. Траур, горе, депрессия.
В первом Доме Огонь только раздувает страсти и делает человека страдальцем и жалобщиком, носителем вселенского горя. Реально это горе или выдумано, покажут другие карты, но эмоционально это очень тяжёлый период, разрушительно действующий на сложившиеся отношения и устоявшийся порядок вещей. Вода заливает Огонь жизненных сил, а тот повышает градус коммуникативных связей. И консультант судорожно ищет способ перекрыть влияние этой карты на ситуацию кверента. Или ради собственной безопасности гонит его к специалисту по душевным недомоганиям.
Но та же Пятерка во втором Доме – прощание с выработавшими свой ресурс источниками, столь сильных эмоций не вызывает. Плакали ваши денежки, вода дала – вода взяла, спасибо, Господи, что взял деньгами. Земля Воду поглощает и ослабляет.
Третий Дом – логичный Воздух, «Войну проиграл, полноги потерял… Но рад был до слез, что вернулся живой!» (Б.Ш.Окуджава) Да Воздуху вообще по барабану Водные переживания, он преобразует, перелицует, вывернет наизнанку и прольёт дождичком над нивами. «Дождь – это воздух с прослойкой воды...» (В.В.Маяковский).
Зато скорбь и печаль разливается волнами при карте в четвертом Доме, недаром припоминается, что это самый нижний дом, с его могилами и домовинами. Вода усиливает эмоции кубковой карты, доводя их до высоких нот трагедии и психологического катарсиса.
А в пятом Доме – плач о любимой игрушке, ушедшем детстве, потерявших актуальность увлечениях. Нет, легкости тут нет, и страшные истории о погибших детях тоже может отражать эта карта. Но без поддержки из четвертого Дома эти дети не воспринимаются как родные. Ужас, который прошел стороной. Гибель Офелии не мешает Гамлету продолжать свою игру. Огонь дома сушит Воду чувств, испаряя её во внешний мир.
А земные реалии шестого Дома с его оплакиванием здоровья или рабочего коллектива и вовсе снижают накал эмоций, преобразуя их в практичный настрой «жить по-новому». Как у Пушкина в «Борисе Годунове»: «– Нет ли луку? Потрем глаза. – Нет, я слюней помажу».
Пример 3
Но может быть, Придворные Арканы покажут иную картину? Возьмем неоднозначного разведчика-шпиона Пажа Мечей. Земля Воздуха.
В первом Доме – эти стихии разжигают интерес к чужим занятиям либо усиливают идеологию «свой среди чужих, чужой среди своих», подчиняя энергетику кверента контролю разума.
Во втором Доме – засланный казачок может стать как ценным ресурсом двойного агента, так и классовым вредителем и двурушником. В любом случае проявлять эмоции бессмысленно и непродуктивно. Васька всё выслушает и съест.
В третьем Доме – «Верблюды идут на юг, а советский разведчик Штирлиц живет этажом выше» – раздражающие ситуации будут время от времени разнообразить жизнь кверента, но в абсолютном большинстве случаев это только сотрясание воздуха. Хотя, если кому-то нравится волноваться и переживать о событиях в чужой жизни, поводов для того будет много.
Реально же стоит перестраховываться только если Земля и Воздух станут баламутить четвертый Дом с его Водой. Будет ли это любознательность подростка, любопытство бабушки или ревность супруга, спокойной жизни кверентам оно не принесет. Терпите и постарайтесь направить исследовательский интерес вовне семейного гнезда.
Вдруг Вселенная будет милосердна и в следующий раз разместит гения сыска хотя бы в пятом Доме с его Огненным Львом и трепетным розыском особо ценных экземпляров в любимые коллекции?..
Таким образом, сочетание стихий и мастей, опять же, проявляется не на событийном, а на эмоциональном уровне, меняя степень чувственного отношения к происходящему.
Я сознательно не разбираю Старшие Арканы, поскольку на глубинном уровне уверен в гипотезе Феликса Петровича Эльдемурова о связи архетипических карт с комбинацией трех различных стихий. Отчего присутствие Старшего Аркана может давать как усиление восприятия событий дома в душе кверента, так и (примерно в четверти случаев) наоборот – нивелировать впечатления до уровня обыденности, ведь всё будет происходить именно так, как это происходит обычно.