Алексей Лобанов
Вице-президент российского Таро-Клуба,
г. Москва
Каждый раз, когда я готовлюсь к занятиям по колоде Уэйта, я поражаюсь гениальности художницы Памелы Колмен Смит. Символы и аллюзии, очевидные после сознательного «тыка», были абсолютно не видны более века. Ни в одном сборнике описаний нет привязки Рыцарей из колоды Райдера-Уэйта к Всадникам Апокалипсиса, а ведь масти коней – один в один. (Спасибо Ольне Лемберг за эту находку)[1]. Или соотнесение двоек (взаимоотношения с миром) с пятью чувствами, с помощью которых мы познаем окружающее, ведь на картах суммарно изображено пять человек, один из которых смотрит вдаль, другая вслушивается в себя, третий ловит монетки ладошками, а оставшаяся парочка пробуют напиток любви на вкус и аромат. И шестое чувство – интуиция – также соотносится с картой номер два, но уже в Старших Арканах. Опять же в шутку, я иногда рассказываю слушателям, что на пятерках колоды изображено войско из песни Булата Окуджавы, где «пять грустных солдат, пять веселых солдат и ефрейтор»[2].
Но сегодня я хочу обратить внимание читателей на другой, спрятанный в Младших Арканах секретик.
Выложите, пожалуйста, перед собой по мастям тройки, шестерки и девятки колоды.
Скажите, к какому времени будут относиться события карт (и жизни кверента) относительно момента консультации?
С точки зрения процессов – и одного естественного:
Жезлы: будущее-настоящее-прошлое – типично магический подход.
Кубки и мечи: настоящее-прошлое-будущее – петля времени, характерная для шаманского мировоззрения.
И пентакли: настоящее-будущее-прошлое, – система замкнутого мира («Возвращается ветер на круги своя...»[3]). Сразу вспоминается, что изначально Артур Уэйт создавал колоду как магический набор символов для преобразования мира. Другое дело, что получился дивный предсказательный инструмент, который гораздо правильнее использовать в прогностических целях, оставив магам их кристаллы и пентаграммы.
Но и выявленные ниточки закономерностей оставлять без внимания не хочется. Мне наиболее наглядным кажется соотношение этих временных процессов с мировоззренческими подходами. Ведь представления творца о мире именно магично. Мы выставляем цель, указываем к ней способ добраться, и меняем при необходимости прошлые представления о ней. Жрецы и ученые, оптимистично представляющие ход Вселенских процессов, любому явлению ищут подтверждение в прошлом, чтобы спрогнозировать его появление в будущем. Причем, науку в этой работе подталкивают проблемы, а духовенство – душевные радости и торжество духа. И только обыденное, бытовое мировоззрение, стремится свернуть разворачивающуюся спираль в замкнутый круг повторяющихся ситуаций.
Для консультантов, вероятно, будут важны следующие показатели: преобладание какой-либо масти в раскладе, как объективная картина процесса (много жезлов – кверент обязан творчески разруливать ситуацию, много мечей – нужна рационально-логическая основа для действий); масть карты, находящейся «в голове», как субъективная логика кверента; и масть итога, как оценка шанса на изменение/повторение ситуации в дальнейшем.
Подчеркиваю, что это только мои обобщения из наблюдаемой картины. Практики могут найти для себя (и сообщить нам, например, статьей в «Хрониках Таро etc.») свои собственные небезынтересные резоны и выводы. А возможно, и раскрыть ещё какую-нибудь тайну сто лет назад нарисованной колоды.
[1] См. «Хроники Таро etc.» № 9/2016, стр. 80-81.
[2] Песня Б.Ш.Окуджавы «В поход на чужую страну собирался король...»
[3] Библия, Ветхий Завет. Книга Экклесиаста, 1:6.