Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Школа жизни. Пентакли и пятерки

 Александр Гулый

 

Александр Гулый

г. Москва

 

 

Через 38 лет на встрече одноклассников сразу видно, кто как учился и кто чего добился. У двоечника две вещи: квартира и машина. У троечника три вещи: квартира, машина и дача. У отличника пять вещей: очки, долги, лысина, головная боль и золотая медаль из нержавеющей стали…

Народный анекдот

Пятерка Пентаклей

 

У каждого из читателей есть в копилке личного опыта пара поразительных историй об одноклассниках. Вспомните троечника Ваську, который превратился в олигарха Василия Митрофановича. А Никита Отличников, учившийся на пятерки, о котором учителя говорили, что он «далеко пойдет», – где он теперь? «Дошел до ручки»! Стал он забулдыгой, а потом пьяному ему отрезало трамваем ногу, и побирается он нынче на паперти возле церкви…

Почему успевающие ученики, если верить статистике, имеют меньше всего шансов войти в элиту общества, стать по-настоящему успешными? Жизнь в социуме стала более безопасной и регламентированной, отличники не испытывают сейчас прежнего исторического давления со стороны «гопников» – ни в подростковом возрасте, ни став взрослыми. Однако они по-прежнему занимают меньше всего руководящих должностей в бизнесе и государственных организациях, редко становятся деятелями культуры или политиками. Почему так? Размышление над визуальным рядом Пятерки Пентаклей[1] способно дать достаточно понятный и развернутый ответ на этот вопрос.

На карте изображены нищие, проходящие мимо какого-то здания. Автор картины не дал точного указания на функционал постройки, но многие интуитивно угадывают в нем храм. Костыли у одного из нищих – отсылка к масти Посохов, или Жезлов, которой управляет Иерофант. Казалось бы, Пентакли – это материальное, при чем же тут Храм и Иерофант? Храм находится в стороне от героев карты, он закрыт для них, но не для таролога. Номерное же значение младшего аркана открывает доступ в довольно узнаваемое и понятное измерение – в пятый Старший Аркан.

С чего начинается Родина, знают все, а вот с чего начинается бедность – это знание поистине эзотерическое. Если верить нумерологической параллели, то она начинается в тот момент, когда человек вступает на путь веры в книжные правила, когда его успешность начинают определять «правильность», положительная оценка со стороны учителей, подчиненность Системе. Когда под успешность маскируется успеваемость.

Иерофант с самого раннего детства играет с отличниками злые шутки. Отличники стремятся получать пятерки, которые не являются свободно конвертируемой в среде их сверстников валютой. На них не купишь ничего по-настоящему ценного: ни уважения, ни дружбы, ни пропуска на «заброшку» или на стройку, где можно громко ругаться матом и выкурить сигарету, ни прогулок до поздней ночи, ни первого поцелуя. Эту валюту можно использовать только в ограниченном пространстве Иерофанта – покупать за нее расположение взрослых.

Курс школьных пятерок, как правило, со временем падает. «Круглых отличников» Иерофант делает «круглыми дураками», являя скрытую личину Дьявола. Он связывает их цепями ожиданий родителей и учителей, после чего всего лишь одна полученная четверка влечет за собой штрафные санкции, которые не снились в самых страшных кошмарах двоечнику, схватившему вдруг единицу. Четверочник для Иерофанта – это практически никто. Один балл в минус – и мир отличника рушится.

Отличникам пророчат путь наверх. На празднике последнего звонка звучат горячие слова директора школы, который обещает своим любимцам такое разное, но неизменно ослепительное будущее. Отличник Петя, победитель олимпиады по биологии, наверняка станет великим врачом, отличница Лера, которая параллельно училась еще и в художественной школе, – знаменитым архитектором, а Павлик, складывающий шестизначные цифры в уме, – миллионером. Это правильно, это справедливо, и разве может быть по-другому? Но слова директора, сказанные на последнем звонке, оказываются «пустым звоном».

«Правильно» и «справедливо» – это не одно и то же. Отличники вполне предсказуемо остаются жить в пространстве Пятерки. Среди множества Дверей, ведущих к их мечтам, среди множества Арканов они ищут именно Иерофанта. И когда выбирают работу на маленькой должности в государственной структуре с понятной отличникам моделью подчинения правилам, и когда решают стать бизнесменами. Даже там, где речь идет о Пентаклях и Рынке, они ищут Пятерки и Храм. Они надеются путем послушания стать богатыми.

Какой Храм Пентаклей могут найти отличники, живущие в Пятерке? Конечно же, пятиугольный! Такую форму имеет в бизнес-пространстве классическая финансовая пирамида. Именно там, у дверей этого Храма, встретятся Лера и Петя, которые решили стать, как Павлик. Их образ угадывается в фигурах на карте Пятерки Пентаклей. Павлика мы не видим, но можем предположить, что он тоже бродит где-то тут неподалеку. Вся эта компания исполнена динамики – видимо, они как-то «делают деньги».

Пирамида – любопытная структура с точки зрения сакральной геометрии. Это треугольник, вписанный в квадрат: дух, сокрытый в материи. Что бы ни говорили основатели инвестиционных проектов об их отличии от «финансовой пирамиды», очень многие из них используют, по сути, ту же схему: собирают «заначки» людей в единой верхней точке, где сидит Иерофант, Финансовый Гуру, использующий для личного обогащения неосязаемую идеологию, то есть формирующий некое подобие религии. По такому принципу функционируют не только те «пирамиды», в которых деньги приходят к участникам за счет привлечения себе подобных, вносящих в систему свои сбережения. «Пирамиды» могут маскироваться под системы прямых продаж чего угодно – от косметики до участков под выращивание елей – или под «образовательные проекты». Суть одна: кто-то собирает миллионы рублей с тех, кого он учит, как собирать тем же самым образом с других людей такие же быстрые и большие деньги.

Все такие проекты отличаются атмосферой «настойчивого вымогательства», укрепленного в вере в собственное «право требовать» и в то, что, действуя по правилам, обязательно станешь богатым. Всё как в школе: главное – учиться «бизнесу» на отлично, выполнять «домашки», делать как сказано, и счастье не может не случиться! Может быть, такую атмосферу передает и картина Пятерки Пентаклей? В ней угадывается сценка «после бизнес-тренинга». Петя бежит за Лерой и «впаривает» ей какой-то шампунь, который делает чистыми не только волосы, но и мысли. Петю накачали в бизнес-секте эмоциями, и он свято убежден, что «имеет право на деньги», ведь он продает не просто шампунь, а чуть ли не «сжиженную благодать», которая изменит мир к лучшему. Лера же, как мы видим, бежит от навязчивого «бизнесмена», как от чумного. Она не хочет ни пользоваться шампунем, ни тем более его продавать, становясь под крыло «Пети-лидера». Ей самой нужно продать кому-нибудь тренинг по личностному росту. Тогда тренер подарит Лере скидку на супертренинг, и Лера станет суперличностью.

Интересная деталь картины – колокольчик на шее «Пети». Такие колокольчики носили в средневековой Европе прокаженные – для того, чтобы при приближении «заразного» больного здоровые люди имели возможность спрятаться. Тема болезни заявлена в Пятерке Пентаклей очень явно. Герои этой карты не просто бедны: они глубоко и, возможно, неизлечимо больны. Карта наводит на интересные параллели между болезнью и бедностью – параллели, которые всегда улавливало общественное сознание и о которых открыто говорили отдельные мыслители.

«Бедность заразна», – писал еще Бальзак. Нужно признать, что и раньше, и сейчас крепкий средний класс не любит бедных, особенно внезапно бедных. Их избегают, точно прокаженных, боятся заразиться, опасаются, что «беда» перекинется на финансово «здорового» человека. Какова же природа этой болезни – бедности?

Обратим внимание на походку главного героя картины Памелы Колман Смит, которому мы для удобства анализа присвоили имя «Петя». У героя явные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Он не идет, а ковыляет на костылях. Патологию опорно-двигательной системы в контексте общего концепта карты мы можем рассмотреть как поражение духа, отсутствие целеполагания. Пете не на что опереться, у него нет своего личного крепкого внутреннего стержня, он не понимает, куда ему двигаться. Это типичный бродяга, совершающий путешествие по замкнутому кругу первичных потребностей пирамиды Маслоу. Мы можем назвать Петю «нищим духом», понимая под этим человека, взыскующего духа на стороне,«убогого», просящего или требующего даров у того, кто «богаче».

Есть еще один симптом заболевания, которое мы угадываем в разных людях: в бомже, который собрал денег на еду, но купил себе выпивку; в старике-«плюшкине», у которого сгнил на огороде яростно охраняемый от родственников и соседей урожай; в амбициозных юношах, которые выпрашивают у мам, пап, дядь и теть их сбережения и «гробовые», чтобы пройти дорогой экспресс-коучинг у «инфоцыган» и открыть на следующей неделе придуманную на прошлой неделе «онлайн-школу». Этот симптом – близорукость.

Все подобные социальные герои не видят дальше своего носа и решают тактические задачи, жертвуя долгосрочными планами, используют методики, которые кажутся эффективными, потому что они самые простые, доступные, комфортные, быстрые. Сложно отказаться от выпивки алкоголику, трудно скряге заставить себя инвестировать излишек урожая в отношения или продать хотя бы за небольшую денежку, а амбициозным юношам проще поддаться эйфории легких денег, чем серьезно проработать бизнес-план. Финансовая беспомощность, несамостоятельность, близорукость, желание, чтобы кто-то взял под ручку и отвел туда, где «хорошо», – это действительно похоже на болезнь.

Где же выход из этого пространства убогости и куда он ведет? Возможно, ответ на этот вопрос дает денежное дерево, изображаемое витражом храма. Нужно чувствовать Природу денег, находиться с ней в живом, а не книжном взаимодействии. Быть не финансовым «ботаником», а финансовым «фермером», искать деньги не в пространстве Аркана Иерофант, а в Императрице, которая как раз и отвечает за Пентакли, за бизнес.

Таро УэйтаИмператрица – третий Старший Аркан, и она покровительствует своим любимцам, троечникам. Именно они, согласно статистике, становятся самыми успешными, покидая школу. Да они и были всегда такими. Живущие, как правило, в сложных обстоятельствах, часто в неполных семьях или в таких семьях, где у родителей нет лишних ресурсов на ребенка, троечники заработали за школьные годы миллион жизненных бонусов вместо призрачных пятерок. Они научились общаться, находить нестандартные выходы из сложных ситуаций, не зависеть от мнения общества, получать то, что хочется, используя креативность, смелость, смекалку. Они взломали Матрицу Системы и некоторые из них оказались способны иметь больше, чем те, кто ей верно служит. Они получили свою Колесницу.

Не все из троечников достигли таких высот, как Билл Гейтс, Дональд Трамп, Стив Джобс, Уинстон Черчилль или Сергей Королев. Но те троечники, кто преуспел в жизни, достигли этого за счет здорового подхода к деньгам и живого интереса к какой-то теме. Они ставили себе свои собственные цели вместо того чтобы следовать чужим. А с другой стороны – зарабатывали Пентакли в Тройке, то есть делали дело в команде единомышленников, эффективно сотрудничали с другими, понимая чужой интерес, умея найти с разными людьми общий язык.

Чтобы взять, нужно дать. Для троечника понятия взаимного обмена и круговорота денег – нечто совершенно естественное. А для отличника они могут стать инсайтом, откровением. Оторванный от реальности, считающий деньги чем-то вроде пятерки, которую мир обязан поставить ему за его «правильные действия», отличник сосредоточен на себе, на своих заслугах и правах. Перевернуть эту модель сложнее, чем снять с креста Повешенного. Но, к счастью, кроме принципа Справедливости есть и принцип Милосердия. Рано или поздно Небеса столкнут прозябающего в нищете отличника с кем-то еще более жалким и ничтожным, нуждающимся в поддержке и опоре. Проявив милосердие, подставив свое плечо, поделившись своим костылем, наш герой почувствует себя отдающим, богатым. Отличник поймет не мозгом, а телом, ощутит кожей, что людям плевать на его пятерки: им нужны от него Пентакли. Он осознáет, что такое настоящая, хоть и такая разная нужда, двигающая круговорот Пентаклей в мире. Отличник отправится в Шестерку, на совершенно другой уровень реальности, где вне зависимости от количества монет не бывает бедных людей.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Автор говорит о колодах Таро типа «Райдер – Уэйт – Смит». – Прим. ред.