Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Ключ к Старшим Арканам

 Джованни Пелосини

Джованни Пелосини

Италия, Казале-Мариттимо

Фрагмент из книги:
Д. Пелосини. Таро Мистической Спирали.
Универсальный код Вселенной – М.:
Аввалон-Ло Скарабео, 2019 – 288 с.
ISBN 978-5-91937-295-0

Астрология и Таро используют один и тот же символический язык, и у них единая область исследований и действий, основанных на принципе синхронии в математически упорядоченной и последовательной Вселенной. Астрология – намного более древняя дисциплина, чем Таро, которое было структурировано как система лишь в XV веке. Поэтому астрологические принципы стали одними из культурных корней колоды Триумфов (Старших Арканов), созданной как пятая масть карт, заимствованных с Востока группой итальянских гуманистов-неоплатоников, имеющих сложное воздействие синкретизма, одновременно содержащих элементы алхимии, Каббалы, мифологии, нумерологии, гностицизма, грекоалександрийского и халдейского герметизма. Колода из двадцати двух Старших Арканов обладает очевидными астрологическими соответствиями. Например, Звезда является точным отображением планеты Венера, а Правосудие – узнаваемый символ Весов. Но не все знаки Зодиака и планеты имеют однозначные соответствия со Старшими Арканами. В 1997 году, еще для колоды I Tarocchi Aurei («Золотое Таро»), я предложил последовательную астро-тарологическую таблицу, которая расшифровала древний код, использованный неизвестным изобретателем Триумфов, и раскрывала изначальные соответствия между астрологией и Таро в их надлежащем историческом контексте. На рис. 1 вы видите схему, где Старшие Арканы расположены поочередно, начиная с Мага, в последовательных рядах по пять карт, за исключением Арканов Мир (последняя пронумерованная карта) и Дурак (карта без номера, обычно помещаемая в начале или в конце колоды). Эти исключения важны, поскольку эти соседние карты иногда меняются местами в последовательности Арканов, символизируя начало и конец совершенного циклического и повторяющегося пути. Таким образом, в астротарологической схеме вы не найдете Дурака, как прототипа современной карты Джокера, не имеющего номера и местоположения; и вы не найдете карты Мир, представляющей планету Земля как точку наблюдения за небом в астрологической геоцентрической системе.

Таро Мистическое Спирали

Пятый столбец содержит специальный триптих карт Папа-Колесо-Дьявол  и карту Суд, являющуюся эзотерическим созвучием с пронизывающим все Эфиром, но лишенной астрологического соответствия. Эфир был пятой Платоновой стихией, через которую, как считалось, распространялись звуки, и эта карта является единственным Старшим Арканом, где появляются музыкальные инструменты. Согласно восточной традиции, OM – звуковая мантра, мистическая первобытная вибрация, создавшая Вселенную.

Пятый столбец и последний ряд представляют семь планет античной астрологии. В этой схеме нет планет Уран, Нептун и Плутон, открытых в наше время. Здесь только семь планет древней астрологии, которые можно увидеть невооруженным глазом: светила Солнце и Луна, и настоящие планеты – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Карты этих семи планет расположены так, чтобы сформировались идеальные оси, разграничивающие циферблат из двенадцати карт Зодиака. Кстати, напомню, что число семь – это священные септенарные ритмы всего космического порядка, а также кратное число общему количеству пронумерованных карт Триумфов (7 × 3 + 1 = 22) и всей колоды Таро (7 × 11 + 1 = 78). Таким образом, предложенная астро-тарологическая схема соответствует древней традиции ритмических семеричных кодов, которые были отмечены Антуаном Куром де Жебеленом[1]* в 1781 году.

Таро Мистической Спирали

 

Внутри зодиакального прямоугольника из двенадцати карт некоторые соответствия выражены неявно, а другие более понятны. Например, символ Козерога в Отшельнике выражен в одинокой горе, а символ Сатурна, дополненного косой, и его управителя Водолея хорошо узнаваем в образе Смерти. Согласованность всей зодиакальной схемы очевидна, прежде всего, из цикличности четырех стихий в последовательности Старших Арканов: знаки, относящиеся к Огню, Воде, Воздуху и Земле, можно найти поочередно в столбцах слева направо.

Особенное расположение имеет карта Суд, лишенная зодиакального и планетарного соответствия и находящаяся на пересечении вертикальной и горизонтальной оси семи планет. Это начальная точка схемы, похожей на декартову систему координат, и которая, возможно, является символической аллюзией начала эры после потопа или конца времен, и, как следствие, последующей новой эпохи – это тот самый Страшный Суд, о котором возвестила труба Архангела Гавриила.

Таро Мистической СпиралиТри Архангела в астро-тарологической схеме последовательно расположены по прямой линии Суда-Умеренности-Правосудия. Эти три карты колоды представляют трех Архангелов: Гавриила, Рафаила и Михаила. Гавриил – традиционный ангел-посланник: тот, кто возвещает о Страшном Суде, играя на своей трубе. Рафаил – ангел исцеления и умеренности. Михаил – ангел-воин с мечом и весами.

Материя Вселенной – это непрерывное становление, регулируемое Порядком, Временем и Необходимостью: тремя «мерами», которые представлены в триптихе Арканов Папа, Колесо и Дьявол. Одновременно, это символические представители трех миров: небесного для богов, земного для живых и нижнего для мертвых. Похоже, что здесь прослеживается дантовское триединство загробной жизни с отображением Рая, Чистилища и Ада.

Таро Мистической Спирали

 

Давайте рассмотрим эти три карты, расположив их вертикально: от центра вращающейся оси исходят восемь разноцветных спиралей, которые прослеживаются в картах Папа и Дьявол. Белая и желтая спирали создают преобладающие цвета Папы, а черная и красная спирали продолжаются в карте Дьявол. Таким образом, белые одежды Папы и цвет пола его храма под открытым небом контрастируют с черным окружением темного Дьявола. В кружащемся колесе есть идеальная преемственность между спиральным завитком посоха Папы и хвостом Дьявола.

Таро Мистической СпиралиЕсть и другие детали, которые помогают нам понять зеркальность двух изображений. Например, белый голубь – символическая птица Папы, смотрит в небо и летит вверх, в то же время, в карте Дьявол появляется темный дракон, крылатый змей, взгляд которого обращен вниз. В традиционной иконографии голубь символизирует дух, и поэтому противостоит хтонической, физической и плотской силе земного змея, символизирующего материю. Голубь, возносящийся вверх, – это отрыв от материальных инстинктов и их сублимации. Белый голубь также является символом мира и кротости, напоминая о чистоте и искренности.

На папском престоле вырезана фигура органа, музыкального инструмента, устанавливаемого в соборах для сопровождения религиозных обрядов духовной музыкой. Ритуальное звучание и металлический блеск органных труб создают особую атмосферу порядка и гармонии в храмах. Не случайно слово «организовать» означает «навести порядок». Фактически Папа является символом порядка и контроля, в отличие от Дьявола, властелина хаоса и сторонника всех беспорядков. У Дьявола тоже есть музы кальный инструмент из камыша: это флейта Пана, как напоминание о древних языческих праздниках, о непристойных и катарсических[2]* танцах в вакханалиях сатиров, нимф и лесных божеств.

Древний символ пентаграммы зеркально появляется в двух противолежащих картах: на карте Папа он направлен вверх, знаменуя победу духа над материей и света над тьмой. Пентаграмма вершиной вниз, рядом с копытами Дьявола, заманивает нас в темную бездну, следовать за хтоническими силами, разрушая установленный порядок. Две альтернативные интерпретации священного пифагорейского символа, могущественного магического талисмана Парацельса, Элифаса Леви и Гете. Согласно индийской системе Санкхья, то, что легкое и светлое – направлено вверх к Папе (Саттва-Гуна), а активное движение колеса (Раджас-Гуна) тянет вниз, к темному и тяжелому Дьяволу (Тамас-Гуна).

Этот триптих является ключом к определенному пониманию символов полярности космического дуализма: созидательный и первичный хаос. Папа символически представляет собой традиционный порядок, а Дьявол интерпретируется как причина хаоса и разделения.

Действительно, Папа стремится к укреплению союзов: поэтому его называют «Понтифик», что этимологически означает «тот, кто строит мосты» (от латинского Pontifex), то есть тот, кто соединяет два разделенных берега реки. Дьявол же, наоборот, разъединяет: этимологически это «тот, кто разделяет» (от греческого Diaballein), то есть тот, кто ставит себя в центре и препятствует взаимосвязям, ограничивает и противодействует объединяющим силам. И все же многие итальянские легенды говорят нам, что в древности Дьявол мог за несколько часов построить мосты, подчас дерзкие и асимметричные, с каменными арками разных размеров: Понте-дель-Дьяволо на реке Серкио в Тоскане, Пон-Сен-Мартен в Валле-д’Аоста, в Боббио-дель-Эмилии, в Ланцо-дель-Пьемонте, в Чивидаледель-Фриули и во многих других регионах Италии. Поэтому и Папа, и Дьявол – строители мостов.

Символы планет Юпитер и Сатурн, астрологически соответствующие этим двум противоположным Арканам, если их перевернуть, тоже одинаковы (см. рис. 6).

Таро Мистической Спирали

 

Уникальная симметрия двух противолежащих карт с Колесом в центре предлагает вам представить триптих в круговом движении: Папа и Дьявол идеально расположены вокруг Колеса, взаимно обмениваясь позициями и ролями, постоянно то возвышаясь, то ниспадая. Из этого триптиха можно понять, что истинное объединение противоположных принципов не связано с Папой, «строителем мостов», а реализуется в центре колеса, в вакууме ступицы, где сосуществуют все явления и их противоположности. Когда Колесо вращается в своем бесконечном движении, то, что было наверху, уходит вниз, и наоборот, постоянно все преобразовывая.

Алхимическое Единство Противоположностей астро-тарологического триптиха Папа-Колесо-Дьявол приглашает нас рассматривать реальность за границами видимого, отказываясь от обычных условностей, стремясь к видению космического единства за пределами материальной множественности. На самом деле эти две полярности никогда не находятся в истинном конфликте, но они могут участвовать в построении единства, подобно тому, как вдох и выдох диалектически образуют дыхание, Источник Жизни. Идея этого триптиха отражена в концепции, что все, что происходит, всегда является проявлением любви к Единому.

Библиография автора

Джованни Пелосини, Астрология и Таро, издательство Hermatena Edizioni, 2016.
Джованни Пелосини, Золотое Таро, издательство De Agostini, 1997
Джованни Пелосини, Mагия и Наука Cпирали, АввалонЛо Скарабео, 2015
Джованни Пелосини, Таро. Зеркала Бесконечности, Аввалон-Ло Скарабео, 2019

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] См. нашу публикацию «Таро Кура де Жебелена» в №№ 9/2016 и 3-4/2017 – Прим. ред

[2] Катарсис (др.-греч. – «возвышение, очищение, оздоровление») – нравственное очищение, возвышение души через искусство, возникающее в процессе сопереживания и сострадания. В античной философии – термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.