Рецензия на книгу Джованни Пелосини
Андрей Сова
(Ковен «Anuran Stone»)
Популярность карт Таро и литературы на эту тему стремительно растет. У этого есть печальная сторона – чем больше материала по предмету, тем сложнее в нем разобраться. «Еще одна книга» может оказаться как настоящим сокровищем, так и низкопробным шлаком. Человеку, не знакомому с темой, очень сложно бывает сориентироваться в таком количестве информации, и тут-то на помощь приходят профессиональные рецензии. Сегодня я хочу рассмотреть недавно изданную «Аввалон – Ло Скарабео» книгу Джованни Пелосини «Таро. Зеркала бесконечности». В этой рецензии я попытаюсь обозначить, чего можно ожидать от данной работы, стоит ли ее читать, а главное – если стоит, то кому?
Первое впечатление у меня сложилось почти сразу. Как только я открыл книгу, в глаза сразу бросилось несколько заголовков, говорящих о том, что автор действительно владеет вопросом: «Плотин», «Идеи Ренессанса, колыбель Таро», «Наиби» сарацинов»… Поднимаемые в данном труде темы обещают интересное и непростое чтение. Но разве можно судить книгу по первому впечатлению?
Автор работы итальянец Джованни Пелосини – человек, который пишет на тему магии и Таро с 1990-х годов. У него богатый эзотерический опыт как в восточных, так и в западных мистических традициях. При этом в книге Пелосини подходит к вопросу Таро не только и не столько как эзотерик, сколько как исследователь. Причем исследователь весьма дотошный. Его работа – это очень добросовестный и обстоятельный труд объемом в 500 с лишним страниц.
Сразу скажу, что это не очередная «эзотерическая Донцова» с заезженным описанием арканов и горсткой раскладов, собранных на просторах Интернета. Это и не «курс Таро за 20 минут для домохозяек». В книге вы найдете крайне подробный и серьезный разбор истории и философии Таро, рассмотрение основных школ, их идей, представителей. И, хотя автор итальянец, в свой разбор он включил даже русскую школу, которую представляли Г.О.М., Шмаков и другие.
История Таро, которая в большинстве книг рассматривается в одной главе, здесь развернута на добрую сотню страниц. Кроме того, Пелосини дает множество ссылок на значимые для тарологии труды. Богатству его библиографии может позавидовать хорошая кандидатская диссертация.
Не менее подробно рассматривается философская сторона вопроса, на что опирается символизм Таро, каковы основные механизмы функционирования системы, в чем сущность символа и его отличия от словесных конструкций письменной цивилизации; автор размышляет о синхронистичности, фатуме, карме и вероятностях… Отдельным плюсом книги можно назвать то, что автор приводит несколько оригинальных методов соотнесения Таро и астрологии. Кроме того, он рассматривает многочисленные мифологические сюжеты, оказавшие влияние на Таро, и даже абсолютно неродственные мантические системы – такие как скандинавские Руны или афрокарибские оракулы Ориша. К слову, Пелосини не пытается в лучших традициях эзотерики 1990-х обосновать безумную эклектику, смешение всего со всем. Он лишь проводит вероятные параллели, обозначая горизонты для эзотерического прочтения символов.
Пелосини делает акцент на то, что Таро – это не столько инструмент для гадания, сколько некий символический код, своего рода «карта» человеческой души и мироздания в их неразрывном единстве. Для него Таро – в первую очередь средство самопознания. Как историк и практикующий герметист, я считаю такой подход очень важным.
В данном труде подробно рассматривается конкретная историческая колода «Fine Dalla Torre». Она относится к XVII веку и значительно отличается от современных колод по символике. Так, например, Старший Аркан «Маг» представлен фокусником, обманщиком, что типично для старинных колод, «Сила» изображает женщину со скипетром, а «Луна» – двух астрономов, исследующих небо. Младшие Арканы, в духе колод того времени, тоже представлены очень скромно: все карты, за исключением тузов, просто повторяют символы масти определенное количество раз. Придворные карты в целом узнаваемы, однако пажи кубков и пентаклей представлены женскими образами служанок, а пажи мечей и жезлов – мужскими образами валетов. На мой взгляд, Пелосини очень мало внимания уделил символике Младших Арканов в этой колоде. Вообще же «Fine Dalla Torre» посвящена лишь часть книги. В ней так или иначе затрагиваются другие колоды Таро и основные архетипы, изучение которых будет полезно для познания системы в целом.
Но в этой «бочке меда» не обошлось и без ложки дегтя: Пелосини преподносит Таро достаточно сухо и, хотя текст его действительно информативен, ему, на мой взгляд, недостает какой-то философской вдохновленности. Система автора имеет легкий привкус идейной несамостоятельности. Ты будто читаешь энциклопедию. Да, очень хорошую энциклопедию. И да, «философская компиляция» автора глубока в Аристотелевом смысле, но… Меня все время не оставляло ощущение, что чего-то не хватает. Трактовки автора максимально подробны, в меру критичны и историографичны, однако по тексту книги очень сложно сказать, какой именно школы придерживается автор. Он, к примеру, критикует мнение, что в основе системы Таро лежит Каббала. И, хотя строго исторически он прав, говоря о том, что еврейская Каббала не связана с Таро, тут есть ряд нюансов. Во-первых, соотнесение каббалистических концепций с Таро является классикой большинства западных школ и основой наиболее проработанных систем. Во-вторых, символика христианизированной Каббалы Европы практически открыто присутствует во многих колодах Таро и в более древних «Триумфах». Несмотря на это, на проблеме Каббалы и Таро автор останавливается лишь бегло, словно бы «для ознакомления».
Пелосини постулирует определенные идеи, которые он называет «гуманистической тарологией», однако не раскрывает систему в полной мере, ограничиваясь лишь объявлением ряда принципов. Главная проблема в том, что у автора нет какого-то «основного мифа», отталкиваясь от которого он мог бы подавать систему Таро. Мифов и подходов великое множество – им посвящен целый раздел в книге, но все они играют лишь роль иллюстраций.
К качеству издания и внешнему виду книги у меня не столь много нареканий. Не могу припомнить ни одной опечатки. Однако есть несколько моментов, которые мне не очень понравились. Во-первых, мягкая обложка. Для такого крупного и толстого тома это немного странно. Во-вторых, приведенные в книге изображения Таро – черно-белые. А ведь оригинальная колода – цветная, и автор постоянно описывает карты в цвете! Это не фатально, но добавляет неудобства, особенно с учетом того, что символизм колод Таро часто связан с цветом.
В целом же, несмотря на все недостатки, я могу охарактеризовать этот труд одним словом: «фундаментальный». Читать однозначно стоит. И все же – кому предназначена эта книга? В первую очередь людям, которые заинтересованы в глубоком и всестороннем изучении Таро, а также профессиональным тарологам, историкам Таро, оккультистам западных традиций. Новичкам этот труд будет, несомненно, полезен, но только тем, кто действительно увидит глубину системы. Те же, для кого Таро является лишь поверхностным увлечением, скорее всего, просто не смогут оценить книгу по достоинству. И пусть она не для «горстки избранных» (отдам должное автору: он сделал все, чтобы книга была понятна широкому кругу читателей), в первую очередь она для тех, кто понимает затронутые в ней темы.