Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Радуга выбора личной колоды

 Алексей Лобанов

Алексей Лобанов

г. Москва
вице-президент российского Таро-Клуба

При составлении своего инструментария каждый таролог проходит стадию «охоты и собирательства». А затем скептически смотрит на полки своего книжного шкафа, заставленные колодами, приобретенными «на всякий случай», «потом посмотреть», «вдруг руки дойдут», а также колодами редкими, раритетными, коллекционными и прочими… Это нормальный процесс освоения предметов работы (Паж Мечей в колоде Языческое Таро показывает, что путь к мастерству начинается с изучения инструмента[1]). Не пройдя через эту ступень, не научишься вы­бирать нужное и освобождаться от лишнего. Но, протиснувшись сквозь игольное ушко накопительства, уже понимаешь, с какими колодами ты будешь работать, а какие так и останутся «для красоты». В этой статье я хочу представить некоторые выводы из просмотренного мною многообразия колод Таро и дать читателю несколько рекомендаций по выбору именно колоды для работы, а не для коллекции.

Первое: колоду для работы прежде всего нужно выбирать «по руке». Она не должна быть для вас ни слишком крупной (чтобы карты можно было тасовать без риска выронить), ни слишком мелкой (чтобы при желании достать одну карту не вынимались сразу несколько). Эту характеристику можно оценить, даже не вынимая карты из упаковки. Просто положите колоду на ладонь – и вы увидите, удобно ли будет с ней работать. Если есть возможность перед покупкой ощупать «пальцами, перстами» одну карту-образец, можно понять, насколько рабочей будет колода при тасовке и выкладке, не будет ли слишком толстый и рыхлый (или, наоборот, слишком тонкий) материал карты создавать проблемы при гадании. На практике этот критерий очень быстро отсеивает колоды в «неработающие». Никто не копает клумбы стеклянными лопатами.

Второе: в запечатанной колоде мы не видим арканов, но видим их рубашку. И в зависимости от того, насколько симметричен ее рисунок, мы можем оценить возможность работы с перевернутыми картами. Если рисунок рубашки несимметричен, то и значения будут читаться только по прямым положениям карт – либо, выкладывая арканы в расклад, нужно будет специально настраивать себя не обращать внимание на «верх» и «низ». Для кого-то это не проблема, но бывает так, что консультанта тянет «восстановить правильное положение», то есть перевернуть карты, выпавшие «вверх ногами». Этот волевой акт привносит в консультацию элемент сомнения: «А может, первоначальное положение было правильнее?». В общем, если рубашка несимметрична, легче использовать только значения арканов в прямом положении.

Кроме того, рисунок рубашки настраивает на определенный уровень восприятия. В колодах с абстрактными полосками или цветочками это проявляется не столь ярко, но если художник нарисовал рубашку тематическую, то ее тема очень значима! Будьте готовы к тому, что при использовании колоды с символикой Луны в ходе консуль­тации будут всплывать пласты лунной информации – сны, страхи, психологические комплексы или корректирующие ритуалы. Работая с колодами кроулианской традиции, тарологи подсознательно используют вместо предсказательных методик магические, стремясь соответствовать таинствам учения Кроули. Нейтральный рисунок рубашки делает колоду проще и обыденнее, лишает ее индивидуальности. Сюжетная же рубашка – это своего рода «визитная карточка» колоды. Не исключаю, что кверент может значительно продвинуться в решении своих проблем уже при разглядывании необычного рисунка рубашки разложенных на столе карт. Пока же – «и это очень грустно, приходится при­знать» – существует обратная тенденция: у интересных колод делают рубашки с упрощенно-нейтральным сюжетом. Но хочется верить, что, поскольку издательства и художники – авторы колод стремятся к узнаваемости своих детищ, эта ситуация изменится и первый взгляд на нераспечатанную колоду будет давать достаточно информации, чтобы можно было определить, станет ли колода рабочей. А пока лучше до покупки просмотреть товар лицом в Интернете.

Третий шаг к выбору своей колоды – рассматривание уже рисунков конкретных карт. Прежде всего важен даже не сюжет, а так называемое «пространство карты». У изображения может быть рамка (как в большинстве уэйтовских клонов), «порожек» (например, в Viceversa Tarot), а могут быть карты вообще без границ (Morgan-Greer Tarot). Я предпочитаю, чтобы рамки были: тогда создается впечатление, что мы наблюдаем картину конкретного процесса в заранее определен­ных временных пределах. «Безрамочные» же арканы мною воспринимаются как хаотичное «броуновское движение» событий, постоянно выплескивающееся за границы рассматриваемого вопроса. Конечно, это мое индивидуальное восприятие и кому-то, наоборот, отсутствие ограничений позволяет увидеть более связную картину, собирая пазл оттенков или линий рисунка соседних карт. Но вот «порожек» кажется мне неверным дизайнерским решением, приемлемым разве что для тех колод, карты которых имеют лишь прямые значения. Перевернутые карты с «порожком» похожи на дороги, упирающиеся в стены. Это тупик, спроектированный изначально. Процесс не получает развития. В прямом положении карты история начинается от четко отграниченного момента, прошлое которого неважно, а в перевернутом положении в какой-то момент все будет обрублено, остановлено, закончено навсегда. Как консультанту, мне такой инструмент неудобен. И я могу придумать лишь очень узкий круг ситуаций для таких колод. Уж лучше «рамки» сюжета, чем «обрезанный край». Но, опять-таки, это мое личное восприятие.

Четвертый слой радуги выбора – палитра собственно рисунка. Сейчас мало кто помнит колоду Таро-93, прилагавшуюся к «Азбуке Таро» Е. Н. Колесова. Она была в стиле детских акварелек и, по моему мнению, по этой же причине милой непосредственности красок не пошла у меня в работу. На ней было легко учить: все очень просто, доступно и понятно. Но очень сложно было (для меня) консультировать: слишком по-детски наивно она выглядела, чтобы рассказывать на ней клиентам их серьезные проблемы. «Солнечный круг, небо вокруг...» – не мой оказался инструмент. И наоборот: замечательная (для меня) по замыслу колода Таро Зачарованного Леса потеряла в рейтинге привлекательности из-за «осенних» сепийно-коричневых, болотных красок на цветной стороне. Мрачноватые тона и расплывчатость рисунка вычеркнули колоду из списка популярных, места в котором она вполне достойна. С Таро Дверей, например, работать оказалось гораздо комфортнее.

Пятый показатель – «универсальность» или «направленность» колоды. Вампирские колоды с их готичностью подходят далеко не всем предсказателям и их кверентам. Специфические знания сюжетов и картин (Таро Атлантиды, Таро Шаманов) вынуждают откладывать очень интересные работы «для внутреннего пользования». Чтобы консультировать на «египетских» колодах, требуется самостоятельно изучать историю и мифологию Египта – желательно в тех же парадиг­мах, которых придерживались их создатели, дабы не приходилось доказывать самому себе, что анахронизм на картинке имеет пра­во быть истолкованным именно таким образом. Специфические колоды чаще других откладываются «на потом» и не используются вообще.

Отсеивающий критерий номер шесть – излишняя загруженность колоды деталями или, наоборот, абстрактность задействованных символов. Клиент хочет конкретики и однозначности. С некоторыми колодами сложно работать из-за пестроты и многообразия символов, с другими – нет желания из-за примитивизма изображений. Хуже только фактические ошибки – например, де­монстрировали мне как-то итальянскую халтурку с девятью посохами на Десятке Жезлов: «Художник ошибся, не дорисовал». То, что бросилось в глаза и руки при широком выборе колод в магазине или на тарологическом мероприятии, затем может разочаровать именно шаблонностью декоративных решений. Пустота коммерческих колод может объясняться именно этим стремлением впечатлить с первого взгляда. (Если нужен личный пример – коллекционная, но нерабочая колода «Таро Петербург» издания А. Г. Москвичева с четырьмя Петрами в разных арканах. Не мое совсем, как говорится.) Не спешите хватать яркое, ищите то, что соответствует вашему эстетическому вкусу. Не каждой колодой мы будем гадать клиентам, но есть и иные возможности работы с арканами. (Как положительный пример – «Таро Петербурга» Юлии Жуковой: хотя полная колода еще в работе, Старшие Арканы уже используются мною для медитативной релаксации и самовосстановления после стрессов. Я не консультирую на этой колоде, но она лежит у меня в самом ближнем доступе.)

Последнее, седьмое замечание будет трансцендентным. Колода, как и клиенты, должна соответствовать гадателю. Его уровню духовного развития, душевного раскрытия и психологического контроля. Мы можем перерасти ранние колоды, и в этом нет ничего страшного или неправильного. А окончательный выбор инструмента все равно делается изнутри, по собственному хотению, по микромировому выбору личности, согласно практическим запросам конкретного человека. То, что мы стремимся пользоваться колодами из каталога, только подчеркивает нашу общность с остальным человечеством. Это нивелирует (магически защищает) нашу индивидуальность, встраивает ее в социум. Высокая же степень осознания себя как личности выдвигает требование работать с персональным инструментом по особенным раскладам, преображая и гармонизируя окружающий мир согласно нашим внутренним представлениям о нем. 

 ------------------------------------------------------------------------------------

[1] Подробнее см. в книге: Алексей Лобанов, Татьяна Бородина. Языческое Таро. Nosce te ipsum. Ме­тодическое пособие. – М.: Аввалон-Ло Скарабео, 2016.

Радуга выбора личной колоды