Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

5 на 6 по-московски

Ольна Лемберг 

Ольна Лемберг

г. Москва
Гранд-мастер Таро, писатель,
переводчик, преподаватель
и практик эзотерических дисциплин

Поскольку этот выпуск «Хроник» посвящен шестерочным картам, я решила в качестве своеобразного анонса показать Шестерки Московского Таро – проекта, который я делаю уже несколько лет и когда-нибудь надеюсь завершить. А пока вот фрагмент в тему номера. Моей соратницей по проекту выступает замечательная московская художница Наталья Голей. Ее высочайший профессионализм приводит к тому, что она – как бы мои глаза, она точно воспроизводит то, что я вижу внутренним взором.

В основе получившихся образов лежат сотни просмотренных фотографий,
запечатлевших пеструю и непростую жизнь этого огромного,
сложного, мистического города.

Разложив все пять рисунков, я заметила, что их все объединяет не только число, но общая тема – движение. Решительный и стремительный шаг в будущее делает пара на Старшем Аркане, Рабочий и Колхозница, теплоход Мосречфлота увозит вчерашних школьников по Москве-реке, а на том берегу – Университет и новая жизнь, новые знания (Шестерка Мечей); мчатся автомашины по Лубянской площади, и завершается реконструкция «Детского мира» и улетают шарики из рук взрослеющего ребенка, унося детство (Шестерка Кубков); вьется стремительная пчела над ярмаркой меда в Коломенском, которая знаменует начало ухода года, начало поры урожая (Шестерка Пентаклей); и с большим отрывом выигрывает эстафету на Садовом кольце победитель с номером 6 на спортивной майке в масти Жезлов.

И хотя Московское Таро изначально задумывалось лишь как набор карт, фиксирующих некие характерные (соответствующие смыслам того или иного Аркана) моменты и точки городской реальности, но некоторые темы оказались сквозными. То же Садовое кольцо в Десятке Жезлов изображено намертво вставшим в безнадежной пробке в метельный день; отчаянными огнями горят красные стоп-сигналы автомобилей – плотной неподвижной массы. А дождь неожиданно для меня самой оказался фактором, все обессмысливающим, указанием на тщету и бесполезность производимого действия (XII Аркан, Семерка Пентаклей, Четверка Кубков).

Но посмотрите на Шестерки внимательнее. Сперва – Старший Аркан.

Московское Таро

 

VI Аркан

Пара

Когда-то именно благодаря этому памятнику я вообще задумалась об идее Московского Таро. Я возвращалась очередной раз на машине из Переславля-Залесского по Ярославскому шоссе, а потом по Проспекту Мира и, проезжая мимо, вдруг словно впервые увидела, что этот памятник – не просто символ «союза рабочего класса и колхозного крестьянства». Эти двое держат в поднятых руках знаки двух типов знания и магии: стихийной, языческой и друидической, интуитивной и «женской» (серп) и знак масонства, интеллекта, высокой духовности, древний сим­вол созидательной, «мужской» магии «вольных каменщиков» (молоток). Серпами в тайный час жнут волшебные и целебные травы, с помощью молотков обтесывают и ровняют камни, стро­ят святилища. Так что для меня с тех пор это не Рабочий и Колхозница, а Масон и Ведьма-друидка. А вся композиция говорит о том, что интуиция и интеллект, мужчина и женщина только вместе, поддерживая друг друга, могут сделать этот анатомически почти невозможный, но необходимый шаг-прорыв в будущее. А Аркан Любовников – он как раз про плодотворные союзы, про синтез двух противоположностей, про верно сделанный выбор.

Московское ТароВот такие неожиданные смыслы открываются в классическом произведении социалистического реализма и сталинской монументальной пропаганды, причем времен самого его расцвета – 1937 года. Впервые явленная миру в Париже на Всемирной выставке на крыше павильона СССР, эта композиция давно стала одним из знаковых московских объектов. (Собственно, все правильно – выставками, переговорами, презентациями ведает Меркурий, и он же «небесный куратор» VI Аркана.) Она изображена на логотипе студии «Мосфильм», на советских марках и медалях, в несколько измененном виде – на советском ордене «Знак Почета» (отчего сам орден в народе именовался «Веселые ребята»); уменьшенные копии памятника растиражированы по нескольким другим городам.

Московское Таро

 

Интересно, что памятник в каком-то смысле отражает личности своих создателей – архитектора Бориса Иофана и скульптора Веры Мухиной, мужчины и женщины, вместе сделавших этот уникальный по тем временам проект. Итак, что же мы видим: перед нами мощный молодой мужчина в рабочем комбинезоне и сильная молодая женщина с высокой грудью, простоволосая, в легком платье-сарафане; они согласно и стремительно шагают вперед и, судя по открытым ртам, что-то поют дуэтом. Натурщиками, как пишут историки, стали бывший танцор балета и простая комсомолка; фигуры героев обвивает с виду легкий шарф (на самом деле он весит несколько тонн), создавая ощущение ветра, дующего им навстречу. Важно то, что они идут вместе, широко шагая в будущее, поддерживая друг друга, а отведенные назад свободные руки героев делают фигуры не просто подвижными, но летящими. Герои мощные, статные, сильные и, конечно, есть в этом объекте и дух высокого, яростного и плодотворного Эроса.

Выставка в Париже в свой срок закрылась, памятник был возвращен в СССР, его чуть было не выслали в Рыбинск украшать волжские шлюзы, долго искали ему место в Москве, пока таковое не определилось на тогдашней ВСХВ. Сельхозвыставка преображалась в ВДНХ, потом в ВВЦ и обратно в ВДНХ, до нее в свой срок дошло метро; сталинский ампир довоенных павильонов и главного входа (где над аркой стоят похожие фигуры, но поменьше, и вздымают над собой сноп – знак богатого урожая) разбавился более современными, модернистскими и функциональными постройками. А наша Пара так и стояла на невысоком «временном» постаменте (который совсем не нравился авторам, о чем они неоднократно высказывались публично), то отражаясь в не­большом декоративном пруду, то как бы вырастая из га­зонов и цветников, нависая над прохожими, машинами и трамваями… Однажды фигуры были облачены в настоящую одежду 560-го размера – мужчина в синий комбинезон, женщина в красное платье; шарф был в цветах со­временного российского флага. Акция с одеванием была призвана привлечь внимание общественности к бедственному состоянию скульптур. Памятник, покрытый нержавеющей сталью, много лет обволакивался смогом автомобильных выхлопов проспекта Мира – одной из главных городских магистралей, мок под кислотными городскими дождями (не будучи изначально обработан защитной пленкой), покрывался пометом живших в полых частях скульптур голубей, корродировал и попросту ржавел. В начале XXI века необходимость реставрации стала уже сверхактуальной, прошло несколько конкурсов, снова предлагались разные места в Москве, где можно было бы Пару установить, и вот в 2009 году она, оставшись на своем привычном месте, но отремонтированная, подетально перебранная и заново отполированная, вознеслась над проспектом с нового высокого постамента, в общих чертах повторяющего здание павильона Парижской выставки, а внутри постройки-постамента устроен музей.

Конечно, в наше время образ рабочего класса-гегемона и колхозного крестьянства, уверенно шагающих в коммунистическое Будущее, уже мало что говорит современному человеку, тем более в Москве. Но сама идея союза и слияния двух мощных противоположностей как основы следующего шага в любом развивающемся процессе – вполне архетипична. Ведь Аркан Любов­ников – не про секс и даже обычно не про любовь как таковую (хотя и про нее тоже, про мужчину и женщину и их общее счастье), а скорее про честный союз и солидарность, про общие цели и совместное их достижение. И два типа магии – природно-созерцательная и строительно-созидательная – совершенно и гармонично дополняют друг друга, изменяя мир по воле человека. А что до яблонь с плодами на нашей карте, то яблоневыми садами полнятся территории сталинской застройки в Москве – и ВДНХ, и Ботанический сад РАН, и территория МГУ на Воробьевых горах. Это и примета времени, когда строились такие памятники, и один из традиционных глифов VI Аркана. Амурчик же прибавлен для узнаваемости.

А вот как увиделись Младшие Арканы – сценки повседневной жизни Города.

Московское ТароШестерка Жезлов

Эстафета

Легкоатлетическая эстафета на Садовом кольце – довольно старая уже московская традиция. Началась она в 1922 году с соревнований в честь майских праздников. И далее массовым забегом отмечались этапы строительства Московского метро, День Победы (а соревнования не прерывались и в годы Великой Отечественной войны), другие знаменательные события. Бежали по Садовому (раза два или три по Бульварному, а ныне с 2013 года бегают по набережным Москвы-реки в районе Лужников) как знаменитые спортсмены, так и школьники со студентами; судили и комментировали эстафету по радио выдающиеся спортивные деятели; до недавних времен спонсором и организатором выступала газета «Вечерняя Москва».

Самуил Маршак

 

Участник бега прошлогодний
На фронте нынче бьет врагов,
А завтра в бой идти готов,
Кто закаляется сегодня,

— писал Маршак в 1944 году. А знаменитый советский художник Александр Дейнека, живший в доме на Садовом кольце, наблюдал бегунов из своих окон и в 1947 написал эстафету маслом. Объехав множество выставок, «Эстафета по кольцу Б» ныне хранится в Третьяковской галерее. На полотне светит солнце, вьются на ветру флаги спортивных обществ и загорелые спортсмены в белом около улицы Чайковского передают друзьям по команде эстафетные палочки – те самые Жезлы, символы нашей масти, символы огня, драйва и вдохновения. А самих спортсменов как раз шестеро – три пары юношей и девушек.

Московское ТароСадовое Кольцо в день забега перекрывалось для прочего движения, менялись маршруты городского транспорта – и на нашей карте мы видим, что Садовое пусто, а машины и автобусы все припаркованы. Стартовой точкой эстафеты бывали Сухаревская и Триумфальная площади, дома на Земляном и Крымском валах, на Садово-Кудринской, Садово-Самотечной и Садово-Чер­ногрязской, столбы на Краснохолмском мосту, разные другие точки… Победить в Московской эстафете было почетно и в первые ее годы, почетно и сегодня. Зная историю этого соревнования, можно сказать, что наш победитель побеждает не только соперников, он побеждает само время, бежит в будущее, и эстафетный жезл передается не только внутри команды: он переходит от поколения к поколению. Неизменными, наверное, остаются стремление к победе и восторг быстрого пробега по весенней Москве, а также радость держать в руках переходящий приз – антикварный серебряный ларец, приобретенный некогда репортером «Вечерки» Германом Колодным специально для награждения победителей. И неизменным остается город, несмотря на новостройки даже и в центре – Садовое кольцо когда-то ограничивало сам город, а теперь неофициально отделяет его самую центральную часть. Пробегая эти почти 16 километров, молодые люди словно приобщаются к истории и современной жизни своего города, на какие-то мгновения ощущают себя его хозяевами. Победителями среди равных. Потому так легко вписываются смыслы Аркана в эту картинку.

Московское ТароШестерка Пентаклей

Ярмарка меда в Коломенском

Коломенское – старинная царская усадьба на юге современной Москвы – князья и цари жили тут с XIV века, а ныне это огромный ландшафтный парк-заповедник. Есть тут реконструированный царский дворец и археологические объекты, священные камни и источники в Голосовом овраге, обширные поляны для больших концертов и фестивалей, яблоневые сады, старинные храмы… Тут когда-то жили первые москвичи-дьяковцы (на Дьяковом городище), а теперь проводятся фестивали исторической реконструкции, в том числе ежегодный рыцарский турнир св. Георгия; строятся инсталляции из песка и звучат джазовые концерты; ставятся на открытом воздухе оперы на сюжеты русской истории (я была на таком представлении «Царской невесты» Римского-Корсакова на фоне церкви Вознесения; царь проезжал вдоль зрительных рядов на горячем коне, а звонок к началу действия давали с колокольни). Есть в Коломенском речная пристань, есть действующая пасека. И, помимо прочего, проводится каждый год ярмарка меда. Она и изображена на карте.

Шестиугольные соты сами по себе отсылают к теме Шестерок, а сладкий золотой мед наводит на мысли о щедрости и богатстве – так отзываются основные смыслы Аркана. На ярмарку в Коломенском съезжаются пасечники со всей России, привозят свой лакомый товар. Золотым пентаклем в ясном сентябрьском небе светит нежаркое уже солнце, еще зеленеют царские сады, над ними узнаваемо возвышаются шатер церкви Вознесения и купола храма Казанской богоматери. А на переднем плане как раз ларьки и павильоны с медом, продавцы и покупатели, и вьется деловитая пчела – одна из тех, что создают это богатство и делятся им с людьми.

Значение карты вполне обычно – щедрость, прибыль, богатство. Богаты и сады Коломенского, роскошно убранство царского терема, с вес­ны до осени пестрят многочисленные цветники; по поверьям, источники в овраге дарят силу и здоровье, а священные камни исполняют желания. Камней два – мужской и женский; говорят, что прикосновение к ним дарит счастье в любви; во всяком случае, деревья около камней все увешаны приношениями – цветными ленточками. И стоит над парком запах свежей выпечки и меда, и жужжат рачительные пчелы, и дух спокойствия и благоденствия будто разлит в здешнем воздухе.

Московское ТароШестерка Кубков

Детский мир

На карте изображен знаменитый магазин детских товаров на Лубянской площади в период реконструкции, длившийся с 2006 по 2015 годы. Изначально построенный по проекту Алексея Душкина, он был открыт в 1957 году. Здание выполнено в «переходном» стиле от сталинского ампира к модерну 60-х годов, для отделки интерьеров использовались долговечные, дорогостоящие материалы. Колонны центрального зала, главного входного вестибюля и эскалаторного холла, балюстрады, картуши, элементы архитектурного ордера были выполнены из белого мрамора, им же были облицованы стены. На лестничных маршах и в вестибюлях применялась инкрустация из цветного мрамора. Осветительные приборы, вентиляционные решетки, лестничные ограждения изготавливались по индивидуальным авторским эскизам с использованием чугуна, бронзы, других цветных металлов, для столярных работ применялись ценные породы дуба и ясеня, внутри работали первые в Москве эскалаторы, в здание оказался встроен один из входов на станцию метро «Дзержинская»[1]*. А внутри!.. Просто глаза разбегались и душа замирала от восторга. Какие платьица, какие куклы… Самая веселая карусель, самое вкусное мороженое, самые мягкие плюшевые мишки и кошки. Однажды в 70-х годах мы с мамой отстояли там под Новый год огромную очередь, но все же купили чудесный набор елочных игрушек производства ГДР, и его остатки целы до сих пор. Одни из самых радостных воспоминаний моего – и уверена, не только моего! – детства…

Потом вдруг, в эпоху дикого капитализма, в «лихие 90-е», в здании появились роскошные автосалоны с иномарками, бутики, ювелирные магазины и стали прода­ваться совсем уже взрослые игрушки. А потом случилась та самая реконструкция, что изображена на карте. Шестерка Кубков всегда связана с темой детства и ностальгии по прошлому, и на рисунке шесть арочных окон магазина заслонены щитами с изображением счастливых детей – но это только изображения, только видимость.

А сам магазин почти десять лет был затянут зеленой реставрационной сеткой и иногда не верилось, что работы хоть когда-то завершатся. К счастью, опасения не оправдались.

Но вновь открывшийся торговый центр лишь внешне похож на тот, что мы помним по собственным ранним годам. Изменены его интерьеры, организованы «Музей детства», смотровая площадка, ресторанный дворик; значительно увеличились торговые площади, вместившие больше дорогих магазинов. Много места отведено и под разные просветительские проекты для детей. А вот карусели больше нет. И мороженое на вкус уже не то. Даже само название изменилось – теперь это «Центральный детский магазин на Лубянке».

Все это, конечно, хорошо, но есть ощущение, что что-то дорогое ушло безвозвратно… «Детский мир» нашего детства утрачен, как и оно само.

Московское ТароШестерка Мечей

Ночь выпуска

И снова летят в московское небо воздушные шарики, но теперь от радости – детство кончилось, школа позади. И на Воробьевых горах гуляют выпускники. Они скоро взойдут на корабль, и он символически понесет их к новой жизни, в которой будут новые проблемы и радости. Но о проблемах вчерашние дети не думают, ночь выпуска – это праздник свободы!

Мечевая Шестерка обычно и говорит о новых берегах и горизонтах, об обучении и моменте, когда предстоит отплыть от привычного родного берега и устремиться на поиски новой судьбы. Момент окончания школы и переход к следующей ступени образования – недаром на том берегу виднеется Главное здание МГУ – весьма точно вписывается в смыслы Аркана. И нарядная веселая молодежь вполне готова отчалить к новым горизонтам. А река – традиционный символ границы между мирами. И парочка на переднем плане теперь тоже имеет право любить «по-взрослому», перейти от подростковых школьных обжиманий к настоящим отношениям. В жизни будет еще много рубежей, не менее значимых, но этот момент весьма важен: отплыв от берегов школьного отрочества, назад уже не вернешься.

Вот такие Шестерки увиделись в Московском Таро, вот такие вполне обычные ситуации городской жизни вошли в Арканы. Работа над колодой продолжается.


[1] В московском фольклоре одно время «Детским миром» называлась другая, соседняя контора на той же площади Дзержинского, по близости расположения – черноватый такой юморок.