г. Москва
Гранд-мастер Таро, писатель,
переводчик, преподаватель и практик
эзотерических дисциплин
Справедливость. Преображенский рынок
Преображенский рынок известен в эзотерических кругах Москвы как Базар Метаморфоз, ведь метаморфоза, «перемена» по-русски «высоким штилем» так и будет – преображение. И хотя название рынок получил по месту расположения на территории бывшего старообрядческого монастыря в районе Преображенской площади, но тема метаморфозы, перемены, чудесного преображения просто-таки разлита на этой пестрой, красочной территории.
От монастыря рынок унаследовал не только официальное название, но и постройки, и потому снаружи он выглядит как маленький, но настоящий кремль – краснокирпичные зубчатые стены, башенки с флюгерами – все разные. А внутри – чего только нет! Я сама всю жизнь хожу туда по разным надобностям – именно там я начинающей юной ведьмой купила за рубль (еще советский!) свое первое веретено, там торгует лечебными растительными сборами и настоями знакомая травница, там в скобяной лавочке я однажды наблюдала инверсию (тоже преображение!) известного сюжета из Достоевского: тихая старушка в сером пуховом платке и потертом пальтишке покупала свечи и топор… А в зоомагазине, когда я как-то ради прикола спросила, какие корма брать, если выкармливаешь волчонка, для собак крупных пород? – мне на полном серьезе ответили, что «волк у нас проходит как средняя порода». Там я покупаю лучшую рассаду весной, там летом в одном из кафе варят и замораживают в запас вкуснейший компот из рыночных же фруктов, а арбузы от «дяди Саши» в начале сезона заполняют собой целый торговый ряд и всегда безупречно спелые, и дядя Саша сам для вас выберет. А павильон «Мясо из Тамбова», конечно, украшен изображением мультяшного волка. Еще моя бабушка говаривала, что на Преображенском рынке можно душу и продать, и купить, и притом очень недорого. Там вообще все недорого. Но, войдя туда, надо обязательно что-то купить, хоть какую-то мелочь – катушку ниток, упаковку шпилек, пачку хозяйственных свечей, пучок лука, – и всегда выходишь чуть-чуть не таким, как вошел, непременно преобразишься. Таковы «законы рынка». Именно этого.
И вот в роли Справедливости, неуклонно соблюдаемого Закона, на карте представлена характерная продавщица этого рынка. Она торгует колбасами, у нее имеются все необходимые и традиционные атрибуты Аркана – клинок, весы, закрытые темными очками глаза. Более того, неподалеку и полицейский, служитель закона, блюдущий порядок на вверенной территории. Все будет по справедливости – приценивайся, выбирай, плати указанную цену и получай свой товар.
Рынок и сам претерпевал всякие преображения в своей истории. Он занял место монастыря в 1932-м году, примерно с военных лет и по нынешнее время там функционирует настоящая толкучка – не декоративная с дорогим антиквариатом, а реальная, где можно купить и ношеные лифчики, и надбитые елочные игрушки, и штопаные носки, и пряжу из распущенных свитеров, и чуть ли не вулканизированные презервативы; но и разрозненные наборы серебряных ложек, советские награды, побитые молью редкие ковры (я однажды сторговала там у старушки чудесную резную шкатулку с магическим орнаментом)… Мало ли что кому нужно, а коллекционеры очень ценят этот «толчок».
Рынок несколько раз горел, но локально и без жертв; бывали там, конечно, и разборки, и драки; на территорию покушались восстановленная старообрядческая община (кстати, сразу на задах рынка расположены и храм старообрядцев, и известное их кладбище) и застройщики новейшего времени. Но всякий раз на защиту базара встает местное население, привлекаются пресса и общественные деятели различных партий, и рынок держится, несмотря ни на какие метаморфозы времен и смыслов. Он не перестроен под торговый центр, он остается типичным базаром с уличными лотками, где фрукты и овощи, цветы и семена, грибы и ягоды, специи, посуда, одежда… всё, что может понадобиться человеку. Кстати, Дворец правосудия – Московский городской суд – тоже недалеко от Преображенки.
Цены на Базаре Метаморфоз на все невысокие, а качество товара, наоборот, всегда неплохое и ассортимент обильный. И еще о справедливости – за много лет меня там еще ни разу не обсчитали, все было честно. Скидку – да, частенько бывало, предлагали.
Основные понятия: справедливость, равноценный обмен в любой сфере, честная сделка, честная торговля, порядок, контролирующие органы, соблюдение правил.
Места: сам Преображенский рынок, стихийная торговля в сезон, «рынки выходного дня», старинные постройки, переделанные храмы и монастыри, с толком используемые для современных целей.
Восьмерка Жезлов. Цирк зажигает огни
Еще одно место, без которого невозможно представить наш город, – Цирк на Цветном бульваре. Название над входом обрамляют нарядные гарцующие лошадки, а на ступеньках показывают фаер-шоу – клоун лихо жонглирует факелами, и восемь огней почти сливаются в один горящий круг. Скорость, ловкость, азарт, огонь и артистизм – традиционные значения Восьмерки огненной масти. И все это свойственно самой природе циркового искусства.
Задние с манежем традиционного диаметра 13 метров и 25-метровым куполом для «воздушных» номеров выстроил архитектор А. Вебер на средства богатого купца и промышленника А. Данилова, по заказу известного циркача Альберта Саломонского. Первое представление было дано 12 октября 1880 года. И пять рядов кресел, и ложи, и простые скамьи, и все стоячие места были заполнены, и с тех пор цирк Саломонского никогда не пустовал. Опытный артист (наездник и дрессировщик лошадей) и шоумен (до Москвы Саломонский организовал цирки в Риге, Берлине, Одессе), он умел привлечь в свои программы лучших жонглеров, наездников, гимнастов и акробатов. Огни и яркие костюмы, веселая музыка и отточенное искусство циркачей – все это делает цирк истинно народным, массовым видом зрелищ, равно любимым и «чистой публикой» (вспомним, сколько рассказов, например, Чехова и Куприна посвящено именно цирку!), и массами простолюдинов, и взрослыми серьезными людьми, и ребятишками. Именно Саломонский придумал цирковые утренники и елки для детей – с тех пор неизменные приметы этого праздничного искусства.
Со слов народного комиссара просвещения А. В. Луначарского известно ленинское высказывание о том, что главнейшими искусствами для народа являются кино и цирк. В 1919 году цирк Саломонского был национализирован и стал первым государственным цирком СССР. Образовался трест Союзгосцирк, была создана система гастрольных графиков, охватывавшая всех отечественных артистов и обеспечивавшая их занятость, приглашались и зарубежные звезды. Конечно, на первых порах делались попытки идеологизировать цирковое искусство. Клоунада, например, затрагивала злободневные политические темы… Через манеж на Цветном бульваре прошли со своими номерами многие славные артисты, в 1940-х цирковые бригады выезжали на фронт, привозя праздник и радость частям действующей армии – и тявкала в форменной фуражке собачка знаменитого клоуна Карандаша, изображая выступления Геббельса, и хохотали бойцы… Всякие бывали в истории цирка времена – и оглушительная популярность в мире, и материальные затруднения в конце прошлого века, и в новейшие времена острая конкуренция, например, с мировым брендом Цирк дю Солей (где много, много российских артистов – школа есть школа!)…
А в 1946 году во второй набор Студии клоунады пришел Юрий Никулин – будущая легенда отечественного цирка, будущий глава цирка на Цветном. Его имя цирк ныне и носит. Поработав до назначения на директорский пост 36 лет на этом манеже, знаменитый клоун лучше всех знал, что надо делать, – и делал. При Никулине изрядно обветшавшее здание было разобрано и вновь отстроено со значительными улучшениями, сохранив исторический облик зала и зрительского фойе, но изменив в соответствии с новыми стандартами помещения для артистов – как людей, так и зверей (кстати, ветеринарная клиника на Цветном бульваре знаменита среди горожан тем, что оказывает помощь самым экзотическим питомцам!). Московские власти установили цирку эксклюзивную арендную ставку за занимаемый земельный участок – один рубль за квадратный метр. Юрий Никулин и сейчас надзирает за своим цирком – в виде бронзового памятника у парадного входа, в знакомом и любимом образе клоуна… А в директорском кабинете работает его сын: династии в цирке – это вековая традиция. (На Цветном – Старый Московский цирк, а на Воробьевых горах – Большой Московский цирк, и его тоже возглавляют потомственные циркачи; «если рядом с Университетом строят цирк – значит, это кому-то нужно», – ехидничали в Москве в 70-е годы прошлого века…)
А на карте клоун нынешнего поколения (вероятно, молодой представитель какой-то знаменитой династии, ведь цирк дело семейное) зазывает публику на представление, лихо и весело крутя сразу восемь факелов, которые сливаются в пылающее колесо – своего рода образ циркового манежа и вечной веселой кутерьмы на нем: блестящие костюмы, громкая музыка, сила, ловкость и юмор. И пусть за видимой легкостью и весельем стоит серьезная и недешевая подготовка, но зрителям должно быть радостно и весело. Шоу должно продолжаться – и продолжается. Цирковые огни не гаснут никогда.
Восьмерка Кубков. Прочь!
И вот мы снова в старой Москве, в одном из забытых местными властями и службами ЖКХ дворов. Несмотря на общую шикарность Москвы и престижность старой ее части как района проживания, такие дворы еще есть. Даже в столь люксовом месте, как Бульварное кольцо. Скорее всего, со стороны фасада, выходящего на Покровский, Сретенский или Чистопрудный бульвары, на карты движется решительно и быстро, он полон надежд, шагает широко и уверенно. Есть, конечно, вероятность, что и там, во внешнем мире, героя ждут свои проблемы и далеко не все будет гладко на его пути. Но оставаться тут точно больше нельзя.
Наверно, так и выглядит «выход из зоны комфорта» – любого жизненного болота, в котором тебе не посчастливилось застрять. Не в том беда, что многие поколения москвичей жили в таких глухих дворах-колодцах, а в квартирах, когда-то больших, многокомнатных, с расчетом на столовую для обедов и кабинеты для занятий, обитали бок о бок люди самого разного происхождения и общественного положения. А в том беда, что обитатели привыкали так жить и считали это нормальным. «А где и как вы будете тут..?» – однажды задала я вопрос в такой коммуналке, где беременная дочь привела в единственную материнскую комнату жениха. «А как все, – ответили мне, – стойки поставим, фанерой обобьем».
Герой решился не жить «как все», покинуть эту засасывающую реальность с неотмываемой грязью и невывозимыми мусорными баками. Оставил позади и воспоминания, и лишние пожитки, взял только самое необходимое для своего будущего, устремился к свету и яркости, и ему можно только удачи пожелать. Обычно Восьмерка Кубков намекает на возможность возвращения; героя может обуять ностальгия и сожаления о сделанном шаге. Но пока что – прочь!
Восьмерка Пентаклей. День жестянщика
Этот праздник не отмечен ни в каких календарях, не привязан ни к какой точной дате и вообще неофициален. Но в народе известен и популярен.
Каждый год, обычно в ноябре, во второй его половине, иногда неделей раньше или позже – год на год не приходится – в Москве внезапно (!) наступает зима. Меняется и усиливается ветер, дождь смешивается со снегом, слегка подмораживает, дороги покрываются скользкой ледяной коркой, ДПС и МЧС заходятся истеричными мольбами не выезжать без необходимости и соблюдать на улице крайнюю осторожность, если все-таки пришлось выехать. Водители, кто не собрался раньше сменить автомобильную резину на зимнюю, срочно направляются в автомастерские «переобувать» свои машины. Резко возрастает число мелких аварий, оставляющих вмятины на кузовах и бамперах. Вот тут-то и случается профессиональный праздник работников автосервиса, особенно мастеров кузовных работ. Это день наплыва клиентов, напряженной работы, большой прибыли, сверхурочной оплаты – День жестянщика.
На карте – разгар такого дня в обычном московском автосервисе. Мастера работают, деловито и умело обслуживая чей-то автомобиль, а на улице наверняка нетерпеливо мнется очередь ожидающих и плотно приткнуты машины, нуждающиеся в профессиональной помощи. Работники не суетятся, не ленятся и не торопятся – они знают, что работы хватит до вечера и на пару следующих дней, но примут всех. И хорошо заработают за дни такого аврала. Восьмерка Пентаклей обычно имеет значения профессионализма, владения ремеслом, которое всегда востребовано, всегда прокормит, невзирая на смену экономических формаций, властей и порядков; это карта работы и дохода, которые не зависят от переменчивых внешних факторов. Есть такие вечные ремесла – печь хлеб, шить одежду. А в условиях мегаполиса, расположенного в непростой климатической зоне, и огромного по своим размерам и внутренним расстояниям (как и вся страна, столицей которой он является), такой профессией и родом деятельности, естественно, становится обслуживание и ремонт транспорта. Вопрос о надежности экипажа запечатлен даже в великой русской литературе:
«Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо!
что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в
Москву или не доедет?» – «Доедет», – отвечал другой.[1]
Именно колеса изображают Пентакли на нашей карте. Круглые предметы, без которых немыслима жизнь в таком городе. И те люди, что владеют умением, даже искусством содержать эти колеса и колесные повозки в надлежащем порядке. Пока исправно работают автомастерские, которых множество в нашем городе, пока выходят на работу их сотрудники, москвич может быть спокоен за свой образ жизни. Даже в День жестянщика.
Восьмерка Мечей. Московский карантин
Восьмерка Мечей в Таро – это про ограничения, назначенные извне, про несвободу, строгий режим, правила, которые мы вынуждены соблюдать, не рассуждая, оправдан ли тот или иной запрет или это чье-то самодурство.
Долгое время именно эта карта мне никак не давалась. Я не могла «увидеть», что должно изображать вынужденные ограничения, притом именно в московском контексте. Но 2020 год картинку наконец выдал – все происходит точно в свой срок. Случилась пандемия COVID, и по решению городских властей последовали многие запретительные меры: опустели улицы, закрылись магазины и кафе, обязательны стали маски и перчатки, отменены оказались шоу и иные массовые мероприятия, горожане лишились свободы передвижения. Так и встала на свое место эта карта.
И вот на картинке приметы карантина – металлический барьер с восемью прутьями перекрывает свободный проход по улице, закрытая зона дополнительно обтянута запретительной полосатой лентой. Улица пустынна, страх эпидемии и запреты на выход из домов держат людей взаперти, на одиноких прохожих – девушке и молодом человеке – маски и перчатки, между ними то самое «социальное расстояние» – полтора-два метра. А на заднем плане – поликлиника, ведь весь этот строгий режим городского бытия вызван незримой и опасной заразой, гуляющей по городу. Из-за всего этого незамеченной прошла в городе весна с ее цветением – ни погулять, ни полюбоваться белоснежными яблонями и вишнями, ни позагорать у городских прудов.
Притом, к счастью, смертность от COVIDа оказалась относительно невысокой, судя по официально статистике. И потому мы не знаем, оправданны ли были столь строгие меры – прогулки по расписанию, закрытие всего, кроме продовольственных магазинов и аптек, пропуска на выход из дома и выезд за город. Но так решили городские власти, и простым москвичам пришлось поневоле это все соблюдать, впадая в депрессию и неврозы.
Карантинную весну двадцатого года Москва пережила, как переживала многие свои невзгоды и кризисы. Но забудет нескоро.
[1] Н. В. Гоголь, «Мертвые души».