Татьяна Миловидова
Россия, г. Ростов-на-Дону
2020 год ворвался в наши жизни и промчался ураганом событий, неожиданностей, потерь, трансформаций и преобразований, втянув нас в совершенно новую реальность.
COVID-19 навсегда изменил нашу жизнь, независимо от того, столкнулись мы с ним напрямую или только наблюдали за происходящим, переболели сами или переживали за здоровье близких, потеряли кого-то в борьбе с этим невидимым врагом или остались в стороне.
Изменился весь уклад нашей жизни, жизни каждого человека, каждой страны, всей цивилизации. Кризис, который мы переживаем, касается не только вопросов здоровья и физического выживания. Это кризис культурных и философских ценностей, этических принципов, кризис всей парадигмы нашего бытия.
Вирус взломал привычную матрицу не только наше-го организма, но и нашего мышления и общества как целостной, отлаженной системы.
Очень много было разговоров о том, что никто не смог предсказать произошедшее, увидеть в туманных сплетениях будущего лицо монстра, захватившего мир буквально в одночасье.
Но это не совсем так.
В далеком 1992 году два Мастера создали колоду из 22 Старших Арканов и назвали её «Таро Бафомета»[1].
А в 2000 и 2010 гг. они эту колоду переиздали и ввели в нее еще один аркан. Его номером стал знак бесконечности, а назвали аркан «Вирус».
Авторами этой колоды были художник Ганс Рудольф «Рюди» Гигер и оккультист, философ и таролог, Карл Фридрих «Чарльз» Фрей, более известный под псевдонимом Акрон.
Что знали и что предчувствовали два этих уникальных человека?
Чтобы разобраться в этом и найти подсказки к пониманию того, что же происходит с нами сегодня и чего нам ждать завтра, мы попробуем разгадать загадку таинственного аркана под знаком бесконечности, предсказавшего судьбу человечества задолго до всего того, что с нами произошло.
И для начала давайте ближе познакомимся с его создателями.
Таинственный, мистичный и непредсказуемый Гигер, придумавший и воплотивший в жизнь убийственно-прекрасный образ Чужого, создатель знаменитого биомеханоида, самый известный представитель некроготики как одного из современных художественных направлений, человек, вытаскивавший героев своих работ из такой глубины и тьмы бессознательного, куда, возможно, до него никто и не хаживал, родился 5 февраля 1940 года в Швейцарии, в городе Кур, в семье аптекаря.
В детстве любимой его игрушкой был череп, полученный отцом в качестве профессионального поощрения от одной из медицинских фирм.
Рисовать он начал еще в школе, а в 1959 году выпустил свой первый альбом «Атомные дети».
В 1962 году Гигер поступил в Институт прикладных искусств в Цюрихе, а в 1968 году познакомился с трагической любовью всей своей жизни, во многом опреде-лившей все его дальнейшее творчество.
Ли Тоблер была молодой актрисой и стала музой художника.
Однако отношения двух этих творческих, неординарных людей складывались непросто, и, проснувшись однажды, в понедельник утром, а точнее 19 мая 1975 года, Ли покончила с собой, застрелившись в постели. Ее смерть как будто открыла для художника тоннель и стала проводником в те миры, из которых мы уходим в эту жизнь и в которые приходим из неё.
Смерть возлюбленной дала Гигеру возможность соприкоснуться с Черным Солнцем вечности, лучи которого озарили его дальнейшее творчество.
И все это художник вырисовывает в своем альбоме «Некрономикон», изданном в 1977 году и названном так в честь книги, придуманной Говардом Лав-крафтом для его литературного цикла о мифах Ктулху.
Предисловие к этому альбому напишет Клайв Баркер, британский писатель-фантаст, режиссер и сценарист, создатель фильма «Восставший из ада».
И именно этот альбом привлечет внимание английского режиссера Ридли Скотта, впоследствии пригласившего Гигера для работы над концептом существ и дизайном своего фильма «Чужой».
В 1980 году работа над этим фильмом принесет художнику «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, на-всегда введя его в мир художественной элиты.
Вот как характеризует картины из альбома «Некрономикон» американский писатель, один из основателей гуманистической психологии, разработчик одних из первых индексируемых ЭВМ психологических тестов и ЛСД-гуру, Тимоти Лири:
Они недвусмысленно сообщают, откуда мы пришли и куда уйдем.
Они обращаются к нашим глубинным, биологическим воспоминаниям.
Это наши фотоснимки – за восемь месяцев до рождения. Влагалищные пейзажи. Внутриматочные открытки.
И дальше – в глубины ядра человеческой клетки.
Хотите взглянуть на свой генетический код? Готовы увидеть, как гены вырабатывают белок, клонируя собственные ткани? Просто переверните страницу.
Наши города похожи на гигантские муравейники, населенные колониями насекомых, безликих и уродливых.
И это – мы.
Именно художественные образы альбома «Некрономикон» и легли в основу «Таро Бафомета».
Второй создатель колоды – Карл Фридрих Фрей, более известный под псевдонимом Акрон.
Родился он 1 мая 1948 года, наутро после Вальпургиевой ночи, которая отмечается с 30 апреля на 1 мая и считается главным шабашем года, в Мюнстерлингене (Швейцария).
Акрон посещал католическую среднюю школу в Санкт-Галлене.
В 1967 году закончил коммерческое обучение в Базеле, затем работал музыкантом в различных ночных клубах Германии.
В 1969 году основал один из первых швейцарских андеграундных журналов «Блэкстоун» и увлекся эзотерикой.
В 1971 году опубликовал свой первый роман.
С 1969 по 1972 был барабанщиком культовой рок-группы «Амон Дююль».
В 1988 была опубликована его книга «За порогом». Она посвящена духовным энергиям внешних планет Солнечной системы.
В 1989 году вышло продолжение – «В свете Солнца», посвященное внутренним планетам Солнечной системы.
В 1995 году Акрон основал оккультное общество, исследовавшее проявления коллективной Тени в человеческой душе. Оно называлось «Templum Baphomae».
Акрон известен как художник, музыкант, писатель, маг, астролог, оккультист. Многогранность талантов этого человека поистине безгранична.
Вот что Акрон сам писал о совместном с Гигером детище – колоде Таро Бафомета:
Эта колода предназначена для людей, которые хотели бы узнать, почему они должны искать истину, прежде чем пытаться ее найти.
Давайте же рассмотрим таинственный XXIII аркан этой колоды (cм. фото 2) и попробуем разгадать его послание, отправленное нам двумя гениями темных миров, вольно или невольно, но ставшими пророками Апокалипсиса-2020.
Центральной фигурой этого Аркана является Бафомет.
Кто же он? Черт, Дьявол, древнее хтоническое чудовище? Вовсе нет.
Начнем с того, что образ Бафомета сформировался не так давно.
Первое упоминание о нем мы встречаем в обвинительных документах, связанных с судебным процессом над тамплиерами, начатым в 1307 году.
Упоминается он как некий демон, которому тамплиеры поклонялись и посвящали свои тайные ритуалы.
Учитывая то, что для Филиппа Красивого, бывшего в то время королем Франции, делом чести было уничтожить орден, ставший «государством в государстве», историки допускают, что обвинительные документы были сфальсифицированы.
Действительно ли тамплиеры были клятвопреступниками и богохульниками или они просто знали нечто большее, чем добропорядочные прихожане?
История ордена тамплиеров, или храмовников, уходит корнями во времена первых Крестовых походов, в далекий 1119 год, когда французский дворянин Гуго де Пейн, оставшийся в Иерусалиме после паломничества, собрал восемь своих родственников по крови и духу и решил создать специальный рыцарский орден для защиты храма Гроба Господня.
Рыцари обратились за поддержкой к королю Иерусалима Балдуину II и патриарху Иерусалимскому Вармунду и получили разрешение короля и благословение патриарха. Ополчение было преобразовано в новый орден, названный орденом рыцарей Храма, так их резиденция расположилась на Храмовой горе.
Рыцарям вменялось в обязанность охранять Иерусалим, поддерживать порядок на дорогах и уничтожать разбойников, регулярно грабивших и убивавших паломников на пути в Святой город.
Находясь на Святой земле, тамплиеры не только воевали с мусульманами, но и контактировали с ними, постепенно погружаясь в глубины их знаний и ассимилируя внутри ордена иудейскую, христианскую и мусульманскую мудрость.
Ушли ли тамплиеры от догматов церкви? Да, ушли. Предали ли они Бога? Нет.
Они лишь дополнили картину мира, построенную на вере, знаниями, которые не имели отношения к той или иной религиозной системе, а принадлежали всему человечеству.
Был ли Бафомет образом, связанным с Мухаммедом? Предположительно, по одной из существующих версий, сарацины во время атаки для поднятия боевого духа кричали его имя, а ухо рыцарей вместо «Магомед» слышало «Бафомет».
Или же это был символ древних законов создания материи, или сам Управитель этой материи? Согласно другой версии, слово «Baphomet», прочитанное справа налево как «Temohpab», есть акроним, содержащий в себе первые буквы слов латинской фразы «Templi omnium hominum pacis abbas», что означает «настоятель Храма мира всех людей».
Этого мы не знаем и уже, скорее всего, никогда не узнаем, так же как современным историкам не удается ни доказать, ни опровергнуть обвинения, выдвинутые против тамплиеров и позволившие разрушить эту огромную, влиятельную и сильную организацию, вместе с которой канул в небытие и Бафомет.
Вторую жизнь этому образу дал французский священник, а позже оккультист, таролог и писатель Элифас Леви (Альфонс Луи Констан). На фронтисписе своей книги «Ритуал Высшей Магии» (1856) он поместил собственноручное изображение Бафомета в виде существа с головой козла и телом андрогина.
Вот как сам Леви описывает этот образ:
Козел, изображенный на нашем фронтисписе, несет на лбу знак пентаграммы с одним лучом, направленным вверх. Этого достаточно для того, чтобы распознать в нем символ света. Две его руки образуют знак оккультизма: одна указывает вверх, на белую луну Хесед[2], а другая вниз – на черную луну Гебура[3]. Этот знак выражает полное согласие между милосердием и правосудием. Одна рука женская, другая – мужская, как у кунратовского[4] Андрогина, поскольку это один и тот же символ.
Факел разума, горящий между рогами, есть магический свет вселенского равновесия; это также душа, возвышенная над материей, хотя и цепляющаяся за нее, как пламя цепляется за факел. Чудовищная голова зверя означает ужас греха, за который должен нести вечную ответственность лишь материальный агент, поскольку душа по природе своей неуязвима и может страдать только материализуясь. Кадуцей, заменяющий детородный орган, символизирует вечную жизнь; покрытый чешуей живот означает воду; круг над ним – воздух; перья еще выше – летучие газы; наконец, человечество символизируют две груди и андрогинные руки этого сфинкса оккультных наук.
На руках Бафомета Элифас Леви пишет латинские слова SOLVE и COAGULA, отражающие алхимическую формулу «растворение и коагуляция», где растворение – это распад элемента на частицы, а коагуляция – соединение частиц в новое целое, синтез более высокого порядка.
Из описания становится понятно, что Бафомет – не что иное, как символ материальной природы, озаренной Божественным светом, благословленной Всевышним и отринутой Им одновременно. Символ материи как формы тьмы, ставшей вместилищем для света, объединившей в себе и Божественное, и тварное.
Рассматривая фигуру Бафомета без предвзятости, стоит вспомнить о старых, канонических изображениях Моисея – пророка и родоначальника иудаизма и каббалистической традиции, принявшего и творившего Закон, того, кто стоял у истоков. Того, с кем разговаривал Всевышний.
На старинных изображениях мы видим Моисея с двумя мощными лучами света, исходящими из его головы и напоминающими не что иное, как рога.
Есть ли здесь какая-то связь с Бафометом?
Не исключаю.
Моисей был проводником Божественной воли в этот мир, а Бафомет символизирует этот мир как сосуд для проявления Божественного.
И именно такое изображение Бафомета мы видим в качестве центральной фигуры аркана Вирус.
В ногах у него черепа – аллюзия на Распятие. Как известно, на некоторых изображении Распятия у основания креста, под ногами Иисуса, в прахе земном виден череп Адама. Это и символ преемственности, и иллюстрация идеи о том, что Адам, созданный для вечной жизни, пал и стал смертным, а Христос, пришедший в этот мир и принесший себя в жертву во имя спасения человечества, обрел бессмертие.
Божественный огонь над головой Бафомета Гигер изображает в виде прекрасной, светящейся женской фигуры, буквально насаженной на козлиную голову.
Это Мировая Душа, которая соединяет миры и служит проводником, наполняющим жизнью и светом Творца материю; при этом она испытывает страдания и боль, так как наделена стремлениями и чувствами.
По сути, это иллюстрация идеи Платона о том, что Демиург смешал неделимую и вечно тождественную себе сущность с сущностью разделенной, тем самым создав третий род сущностей, причастный и природе тождественного, и природе иного.
Так же и вирус «взламывает» систему своего носителя и преобразует ее во что-то совершенно иное.
Страсть и боль соития и объединения Духа и Материи, в определенном смысле «инфицирующих» друг друга, превращающихся в прах и восстающих из праха Бессмертным и Обновленным Духом, – вот что мы видим на аркане Вирус.
А что мы проживаем с вами сегодня?
Не напоминает ли вам все происходящее реализацию той самой алхимической формулы, записанной на руках Бафомета?
Растворение и Коагуляция.
Растворение, разделение на элементарные, несвязанные и неструктурированные части всего привычного уклада нашего бытия, хаос социальный и личностный.
Не является ли он прелюдией к коагуляции, к образованию нового бытия, но на более высоком и организованном социальном, психологическом и духовном уровне?
Не является ли все происходящее неизбежным этапом перехода в новую эпоху, частью алхимической работы вселенского масштаба?
И если это так, то аркан Вирус дает нам несколько важных подсказок.
Не жди, что это закончится: знак бесконечности указывает на то, что это процесс, который, однажды начавшись, уже не остановится и не повернет вспять.
Объедини в себе Дух и Материю, ничего не отторгая и сохраняя равновесие.
Пойми, что эволюция невозможна без боли ломающихся стереотипов и привычек, потерь и падений.
Помни, что возрождаться ты начнешь, лишь дойдя до самого дна и сгорев дотла, поэтому не бойся и гори ярко.
И самое главное: сейчас, когда весь мир рушится, единственное, что мы можем сделать, – это взять энергию, которая рождается в этом разрушении, и начать создавать нового себя.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Правильно колода называется «Бафомет: Таро преисподней», но название «Таро Бафомета» прижилось. – Прим. ред.
[2] Прибывающая луна, расположенная на стороне Сефиры Хесед (Милосердие) в каббалистическом Древе Жизни.
[3] Убывающая луна, расположенная на стороне Сефиры Ге-бура (Строгость, Справедливость, Правосудие).
[4] Генрих Кунрат – живший во второй половине XVI века немецкий врач, мистик, алхимик и каббалист. Пер. с фр. А. Костенко.