Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Мария Селеста

Корабль-призрак

Александр Гулый

 

 

Александр Гулый
Россия, г. Москва,

 

В течение многих лет Александр Гулый
развивает тему расследований с помощью карт Таро.
Исторические тайны, нераскрытые преступления...
Вооружившись Таро, Александр Гулый
распутывает громкие криминальные дела
в своей постоянной рубрике на страницах журнала «Хроники Таро»
и в книге «ТАРО УГРО. Следствие по картам»,
выпущенной издательством «Силуэт».

Рассказы о кораблях-призраках, которые бороздят океаны пустыми,
без команды на борту, и управляются волей Небес или злыми духами,
а то и матросами-мертвецами, кажутся сегодня порождением больного воображения.
Однако мир знал и документально подтвержденные подобные истории,
самая знаменитая из которых – история «Марии Селесты».

Произошла она в 1872 году, в 400 милях от Гибралтара. Капитан бригантины «Деи Грация» Морхауз увидел маленькое пятно на горизонте, проступающее сквозь туман, которое вскоре приобрело формы корабля. Корабль плыл странными зигзагами. Почувствовав что-то неладное, Морхауз принял решение о сближении с кораблем. Отправленные в шлюпке матросы вернулись ошеломленными. Корабль был абсолютно пустым. Все выглядело так, как будто команда находится здесь, рядом: в каюте капитана в шкатулке лежали деньги и драгоценности, в одной Аномалии Бермудского треугольникаиз кают – игрушки ребенка, на своем месте в кубрике находились и трубки матросов. Но на зов спасателей не отозвался никто. Только скрип мачт, вой ветра и мертвая тишина…

Такую историю команда «Деи Грация» рассказала в порту Гибралтара, куда штурман бригантины привел найденный корабль-призрак. С тех пор прошло уже много лет, но ажиотаж вокруг истории не утихает. Что случилось с командой «Марии Селесты»? Подогревает интерес местоположение найденного судна – в районе злополучного Бермудского треугольника.

Аномалии Бермудского треугольника, взятые сами по себе, проходят по картам Таро достаточно любопытно. Вот с чем сталкиваются водные, да и воздушные суда: Рыцарь Кубков, Двойка Мечей, Десятка Мечей. Двойственность средней карты триплета раскрывается Колесом Фортуны и Колесницей. Это выглядит парадоксом движения. Возможно, Нечто Опасное проявляет себя время от времени, случайным образом влияя на некоторые несчастливые суда. Возможно, это Нечто вызывает дезориентацию или просто не видно людям, управляющим судами? Так или иначе, корабль попадает в безвыходную ситуацию, которая заканчивается для него весьма печально. Не это ли произошло с «Марией Селестой»?

Среди карт, выпавших на историю корабля-призрака, Двойка Мечей также присутствует. Она могла бы косвенно подтвердить версию о «плавучих островах», которая бы объяснила пропажу людей с корабля. Эту версию выдвинул полвека назад моряк Дод Осборн, который напомнил о феномене вымывания подземной рекой песков пустыни Сахары. Эта река выносит глыбы песка в море, где они всплывают в виде небольших островов и могут служить причиной кораблекрушения. «Мария Селеста» могла встать на мель, команда покинула судно, а потом пески размыло и корабль вновь поплыл по волнам. Гипотеза кажется вполне правдоподобной, но не для карт Таро. На нее выпадает Девятка Кубков – карта, рекомендующая нам относиться к версии Осборна не слишком серьезно…

Кубки в этой истории выпадают чаще карт других мастей, и они довольно значимы. Не только потому, что дело происходило в воде, но и потому, что грузом, перевозимым «Марией Селестой», были именно «Кубки» – бочки с горючей жидкостью.

Девятка Кубков

Девятка Кубков встречается практически во всех раскладах, сделанных на разных участников этой истории. Ключевой картой, отображающей суть дела, выпадает Четверка Пентаклей. Не является ли это сочетание наиболее значимой и наиболее часто выпадающей карты свидетельством того, что трагедия могла наступить по Четверка Пентаклейпричине, связанной с «Кубковым» грузом? Девятка Кубков трансформировалась в Семерку Кубков – предположим, пары, что привело к критической ситуации по Смерти. Важную роль сыграло Солнце. Этот аркан мог отобразить воспламенение, вспышку, которая напугала команду и вынудила ее покинуть корабль. Покидали корабль на некоторое время, посмотреть-переждать в отдалении, что будет дальше, – вот почему не взяли с собой ключевые для эвакуации вещи.

Такую версию выдвинул племянник пропавшего капитана «Марии Селесты». Она подробно и живописно изложена в книге «Розовый коттедж», изданной в 1940 году. Согласно «теории Кобба», опирающейся, в частности, на пустоту девяти бочек (число которых замечательно совпадает с номерным Кубковым арканом, выпадающим чаще других), возникла утечка горючей жидкости, пары наполнили трюм и произошел небольшой взрыв. Испуганная команда тут же покинула корабль, сохранив с ним связь при помощи троса. К несчастью, ветер надул паруса, «Мария Селеста» рванулась вперед, трос порвался и люди остались одни посреди моря, погибнув через некоторое время от жажды, голода или шторма…

Версия Кобба любопытна, но, по всей видимости, показывает только часть истины. В раскладах есть вспышка-Солнце, но не видно взрыва-Башни, не видно отчаяния людей, борющихся за жизнь со стихией. Жизненные линии большинства членов экипажа «Марии Селесты» тянутся, метафорически говоря, на сушу, к Пентаклям, и не видно, что экипаж теряет «почву под ногами». На правдоподобие «теории Кобба» выпадают Двойка Посохов и Семерка Кубков. Карты советуют нам посмотреть на ситуацию под другим углом. Что, если дело не столько в парáх, сколько в искажении истины, а быть может, в амбициях, в желании большего?

Рассматривая расклады, сделанные на главных героев истории, их взгляд на происходившее с «Марией Селестой», можно заметить общие смыслы. Ярко высвечивается, даже в Кубках, Пентаклевая тема, тема богатства. Ситуация рождается в Семерке Пентаклей – труде не слишком вдохновляющем, не слишком лестной оценки результатов этого труда. Но вот появляется Четверка Кубков – некий шанс. Шанс на Девятку Пентаклей – на богатство, шанс поистине опьяняющий по Семерке Кубков и, вероятно, вызывающий искушение…

Одна из версий говорит о возможности тайного сговора двух капитанов, «Марии Селесты» и «Деи Грация». Действительно, капитан «Марии Селесты» Бриггс и Морхауз, судя по Влюбленным, Звезде и Пентаклевым картам, могли иметь некие общие планы на будущее. И не только они. Ключевые участники событий странным образом были хорошо знакомы друг другу. Морхауз, по счастливой случайности оказавшийся на месте трагедии и эвакуировавший корабль-призрак, долгие годы дружил с Бриггсом. Первый помощник Бриггса, Ричардсон, был прежним капитаном «Марии Селесты», а также был женат на сестре жены Бриггса. Ситуацией с обеих сторон управляли «свои люди». Если убрать из уравнения факт пропажи команды, то трагическая история принесла всем хорошие дивиденды. Обнаружившие корабль получили денежное вознаграждение, «Мария Селеста» вернулась к своему владельцу вместе со страховыми выплатами. Уж не идет ли речь о страховом мошенничестве? Что, если экипаж «Марии Селесты» просто пересел на «Деи Грация» и тайно сошел на берег в порту Гибралтара?

Это может объяснить многое: Пентаклевый характер дела, карты искушений, а также странное обстоятельство. Эвакуация экипажа «Марии Селесты» с корабля в шлюпку далеко не очевидна, нет прямых указаний на то, что они все организованно покинули корабль. Зато есть карты, указывающие на странности в этом вопросе. Семерка Мечей и Семерка Кубков, Двойка и Девятка Посохов от лица колоды как бы говорят: «Приглядись, здесь что-то неладное, искаженное, скрытое»…

Существует простой и полезный расклад на тему сокрытого. Одна карта – на то, что «знают» все, но что не является правдой в истории. Вторая карта – на то, что является правдой, что важно, но о чем не знает никто. Первой картой выпал Повешенный. Возможно, в истории «Марии Селесты» все может обстоять иначе с жертвами; были ли они вообще? Карта, выпавшая на вторую позицию, Девятка Пентаклей, говорит о том, что в этой истории было какое-то сокровище или запретный плод…

Неужели экипаж «Марии Селесты» остался жив и невредим, обвел «вокруг пальца» общественность? Неужели, подплывая к «кораблю-призраку», капитан «Деи Грация» потирал руки в ожидании барыша и встречи с подельниками?

Углубление в нюансы вынуждает усомниться в этом. Завидев на горизонте корабль и узнав в нем «Марию елесту», Морхауз был настроен на встречу со старым другом и знакомыми людьми; его ожидания передают карты с семантикой коммуникации. Но отправленные на разведку матросы доложили, что на корабле людей нет; на их наличие выпадает Мир. Когда Морхауз вступил на борт «корабля-призрака», ему представилась такая картина: Смерть, Четверка Мечей. Корабль, скорее всего, был пуст и покинут; во всяком случае, капитан «Деи Грация» живых людей на нем не обнаружил. О местонахождении экипажа Морхауз не знал; его предположение в этом вопросе отражает Восьмерка Посохов. Это скорее «где-то», чем в каком-то понятном, ожидаемом, назначенном месте. А вот произошедшее на корабле было Морхаузу достаточно понятно; оно проходит по все тем же Девятке Кубков и Девятке Пентаклей, а также по Солнцу, которое приобретает наконец-то узнаваемую форму Туза Пентаклей. Это не взрыв, не вспышка, а скорее некая ценность – например, золото. Похоже, капитан «Деи Грация» знал о том, что груз «Марии Селесты» не исчерпывался бочками, на борту было нечто более ценное, чего в данный момент уже нет... Умолчал капитан «Деи Грация» и о некоторых свидетельствах проявления Силы, набросил на них «покров Жрицы» во избежание проблем с властями (Король Посохов)…

Участие в «дельце» Морхауза остается под вопросом, но, возможно, его присутствие на месте трагедии не имеет прямого отношение к «преступному сговору». Существует мнение о том, что Морхауз «одолжил» «Марии Селесте» своих матросов, чтобы корабль друга, шедший впереди, практически тем же курсом, смог преодолеть самую трудную часть перехода. Вот почему Морхауз приближался к «Марии Селесте» с Тройкой Кубков в душе, возможно, и не думая о какой-либо наживе. Он плыл к близким людям, а не к сокровищам…

Говоря о ценностях на борту «Марии Селесты», мы должны учесть важный фактор. Горючий материал, пары которого, согласно «теории Кобба», могли стать причиной трагедии, был спиртом. И не просто спиртом, а коньячным ректификатом. Девятка Кубков и Девятка Пентаклей читаются в этом смысле не только как пара, говорящая о ценности «Кубкового» груза «Марии Селесты», но, будучи поддержаны другими Кубками в раскладах, могут трактоваться как запретное удовольствие, праздность, чувственные наслаждения. Если девять сосудов были раскупорены не случайно, не были ли они распиты экипажем? Это представляется весьма вероятным.

Разложив по модифицированному Кельтскому Кресту на каждого из экипажа «Марии Селесты», мы наблюдаем схожую «Кубковую» картину практически у всех людей на борту судна, начиная с капитана. Вот его персональная история. Девятка Пентаклей и Девятка Кубков – ситуация и ключ к ней. Причина – Звезда, некие надежды, мысли капитана устремлены вперед, а быть может, поглощены коммуникациями (Рыцарь Кубков). Капитан действует по Семерке Посохов, воспринимает ситуацию как Силу. Видимо, возникает определенный конфликт, в котором под воздействием Туза Кубков, эмоций или спиртного, капитан занимает позицию Дамы Посохов; возможно, капитан напоминает об определенных правилах, о чувстве долга. Ситуация развивается в русле той же масти, по Пажу Посохов, и заканчивается не слишком благоприятно для Бриггса – Десяткой Посохов. Предположение о том, что капитан «Марии Селесты» мог погибнуть в этой истории, подтверждает Повешенный, выпавший уточняющей картой.

«Конфликтом чести» и искушением видится ситуация и глазами первого помощника, Альберта Ричардсона. Для него она проходит по Пажу Посохов, которому противостоят Дьявол и Семерка Кубков. Речь идет о грузе или о чем-то ценном на корабле, о Четверке Пентаклей. Судя по картам, первый помощник мог поддержать в конфликте капитана.

Среди личных раскладов резко выделяются те, в которых Дьявол выступает не объектом, а субъектом, ложится в чувства, мысли, поступки людей, а пробуждается по тем же причинам (от Туза или Девятки Кубков и Четверки или Девятки Пентаклей). Таковы расклады, сделанные на матросов. Где-то Дьявол поддерживается картами уступки коллективу (Повешенный, Тройка Кубков), где-то – откровенной агрессией Короля Мечей в действиях. Но представляется вероятным, что карты высветили две группы людей, которые вступили в противоречие интересов и целей и решали вопрос конфликтно. Для командования судна это могло закончиться печально – итогом их раскладов ложатся карты тяжелые. Для матросов, по крайней мере, их части, более оптимистично – итогом у них ложатся «крепкие Пентакли»; возможно, они смогли воспользоваться положением и в результате остались в выигрыше.

Трагической видится роль жены капитана и ее дочери в этой истории. Первая из них, Сара Бриггс, испытывает страх (Девятка Мечей), наблюдая вокруг разгул мужской энергии (Маг, Туз Посохов, Король Мечей); она в плену ситуации (Восьмерка Мечей); итог этой ситуации для Сары передает аркан Сила, который может отражать насилие над женщиной. Судьба маленькой девочки – Король Мечей. Убита или погибла.

Посмотрев на происшедшее глазами участников, можно оценить нюансы самого первого и самого главного расклада, который сделал автор статьи на историю «корабля-призрака», приступив к расследованию. Пришла пора предложить его на суд читателя, который сможет истолковать карты согласно своей интуиции и, возможно, выдвинуть собственную версию произошедшего в водах Атлантики в 1872 году.

Расклад Таро

Ситуация – Четверка Пентаклей (вопрос материального характера, предположительно дело в грузе корабля). Ключ к ее пониманию – Король Мечей (разрушительный характер карты может быть связан как с человеком, группой людей, совершивших нападение, насилие, убийство, так и с разрушением в принципе). Причина возникновения ситуации – Смерть (резкие перемены, кризис). Экипаж проходит по Шестерке Посохов (триумф, победа, торжество). Карта может указывать на переворот на судне. Ключевой фактор ситуации отразило Солнце (оно может говорить, с учетом дополнительных карт, о которых написано выше, о ценностях, находящихся на корабле; косвенно о правде, которая могла раскрыться; о некоем «позитиве», эмоциональном всплеске; наконец, о ребенке, который мог сыграть ту или иную роль в ситуации). Как экипаж воспринимал ситуацию? Туз Пентаклей (материальное; эта карта поддерживает по семантике Четверку Пентаклей, а также может говорить о шансе). Со стороны ситуация видится как Мир (действительно, для общественности это просто «корабль-призрак», блуждающий в водах, нечто в океане). Развитие ситуации идет от Пятерки Посохов в Двойку Посохов. Конфликт или некая социальная игра приводит к достижению результата. Последняя карта может говорить о том, что ситуация изменила свой образ, свою трактовку, была представлена под другим углом.

По данным картам можно выстроить разные версии, можно принять известные версии, описанные в начале статьи, но в целом ни одна из них не укладывается в расклад полностью, не вписывается в него; вот почему автор пошел вглубь ситуации, обозревая ее с разных сторон и проясняя детали.

Загадкой для автора остается природа неких ценностей, помимо груза,
найденного на «Марии-Селесте»

Морхаузом. Было ли в этой истории какое-то сокровище,
которое могло пробудить алчность или стать поводом для конфликта,
быть похищено, взято с собой выжившими? Если да, что это?
Существует один романтический ответ на этот вопрос, который озвучил… сэр Артур Конан Дойл.
В 1884 году он написал повесть «Сообщение Хебекука Джефсона»,
предлагая свою версию событий,

произошедших на корабле «Мария Селеста».
Согласно этой версии, сокровищем мог быть древний артефакт,
принадлежавший одному из африканских племен,
а экипаж корабля мог быть убит в результате предательства.
Глобус в руке человека с Двойкой Посохов – мог ли он быть не «Землей», а «Солнцем»?
Оставим этот вопрос открытым, дав возможность «Марии-Селесте»
даже после подробного Таро-расследования сохранить ореол таинственности…