Джованни Пелосини
Италия, г. Казале-Мариттимо
Перевод с итальянского
Татьяны Бородиной,
Россия, г. Москва
В самом центре Тосканы, в сельской местности, есть уголок, наполненный очарованием волшебства, где архетипы двадцати двух Старших Арканов Таро проявляются в виде монументальных скульптур. Это гигантские изваяния из бетона и стали, разукрашенные яркой палитрой цветов, зеркалами, стеклом и керамикой. Между статуями, в зелени олив и дубов, пролегают каменные дорожки. Гигантские архетипы Таро как живые предстают перед нами благодаря удивительному и провидческому искусству художницы, посвятившей всю свою энергию созданию этого парка.
Франко-американская художница Ники де Сен-Фалль нашла в себе силы осуществить в Капальбио, в провинции Гроссето, удивительный творческий проект, который несет в себе не простой художественный замысел.
В 1970-х годах братья Караччиоло, владельцы лесных угодий, одобрили проект и предоставили своей подруге-художнице возможность осуществить ее мечту. Таким образом, лес в Маремме начал постепенно оживать, наполняясь скульптурами Таро: с 1979 по 1996 год Ники проводила там большую часть своего времени, создавая одну за другой большие железобетонные конструкции, покрытые яркой керамикой и зеркалами.
Эти работы прекрасно гармонируют с ландшафтом, и порой сложно отличить настоящие природные камни от терракотовых парковых скамеек. И в то же время, драконы и другие сюрреалистические персонажи, вдохновленные миром Таро, возвышаются среди деревьев и скал, на полянах с фонтанами и рядом с другими анимированными скульптурами, как будто вырастающими вдоль прекрасных таинственных дорожек.
Маг и Папесса образуют единую большую композицию, из которой по ступенькам лестницы стекает вода в объемный бассейн, в котором располагается механическое Колесо Фортуны. Чтобы продолжить путь, необходимо пройти под аркой, образованной гигантским персонажем, олицетворяющим лучезарное Солнце, а затем продолжить свое путешествие по множеству лесных тропинок. Ники де Сен-Фалль не предполагала проводить здесь организованные экскурсии, воплощая в реальность идею о том, что каждый посетитель имел бы возможность свободно интерпретировать Арканы и знакомиться с ними в предпочтительном ему порядке. Вы ни в коем случае вы не собьетесь с пути, ориентиром для вас будет высокая статуя Справедливости, и рано или поздно вы окажетесь перед настоящим маленьким замком, представляющим Императора. Здесь можно прогуляться по террасам, любуясь прекрасной панорамой зеленых холмов, спускающихся к морю, или побродить среди множества цветов и украшений внутреннего двора.
Неподалеку сверкают серебряные зеркала высокой Башни, с разломанной вершиной, и вы можете рассмотреть черную железную конструкцию, которая, кажется, выходит из ее недр: таким образом, в этом Аркане проявляется символизм глубокой внутренней энергии, которая феерично струится над самыми высокими дубами в парке.
Но, пожалуй, самым необычным Арканом в этом парке, Арканом, очень похожим на персонажа из оригинальной колоды Таро является Императрица. III Аркан представляет собой архетип Великой Матери, которую Ники любила называть «Сфинкс»: огромная коронованная фигура торжественно восседает, напоминая древнеегипетскую статую. Облаченная в темно-синюю мантию, своим темным обликом она, словно жрица, обращена к подножию холма, словно прицеливаясь в пространство двумя огромными разноцветными грудями, похожим на пушки. Этот Аркан некоторое время был также собственным жилищем художницы, где она создала большую гостиную, кухню, выложенную зеркалами и керамикой, ванную комнату и спальню на своеобразном антресольном этаже. Здесь все так же оформлено в фантастической авторской стилистике, изумляющей посетителей, потрясенных отражениями в тысяче зеркал, покрывающих все стены и потолки. Задняя часть Сфинкса-Императрицы представляет собой красивую ярко-голубую террасу, с которой можно любоваться впечатляющей панорамой бескрайних морских пейзажей: и даже здесь мягкие формы женской фигуры словно обволакивают вас защитным лоном Великой Матери. Пологие и дикие холмы Мареммы – наилучшее место для проявления этого архетипа Вечной Женственности.
Ники де Сен-Фалль еще в раннем возрасте начала собирать произведения искусства, а также сама создавала художественные работы, изготовленные с помощью гипса и краски. Она также возводила огромные монументальные скульптуры, но ее самой большой мечтой было поработать над архетипами Таро, особенно после того, как она глубоко впечатлилась посещением Парка Гуэля в Барселоне, созданного Антонио Гауди. Именно, находясь под этим впечатлением, Ники отдала всю свою энергию для создания этого монументального парка на юге Тосканы.
Сад Таро, вероятно, самая важная работа Ники де Сен-Фалль, которую она сама называет «Мой Сад Радости»: огромные скульптуры, посвященные Старшим Арканам, безусловно, представляли для нее личный путь посвящения, духовный рост и эволюционное развитие.
В этом саду есть также несколько мест для медитации и молитвы, и дно из особых таких пространств – рядом XIV Аркана Умеренность. Это небольшая и очаровательная часовня, своими очертаниями напоминающая мистическую Черную Мадонну. Здесь Ники любила предаваться воспоминаниям о своем муже Жане Тэнгли, умершем в 1991 году.
Как и все заветные мечты, когда они являются подлинным проявлением глубинного «Я», создание Сада Таро было сопряжено с огромными трудностями, но проект был осуществлен благодаря помощи многих людей и стечению обстоятельств: как это часто бывает, когда великая цель вдохновляет и подпитывает Великое Делание, вся Вселенная способствует его реализации. Мы можем получить представление о тех больших трудностях – и трудностях не только технических, – возникавших в процессе создания колоссальных Арканов, благодаря словам самой художницы:
«Как только я начала работать над «Садом Таро», я поняла, что встала на многосложный, полный трудностей путь. Из-за приступа ревматоидного артрита, на протяжении длительного времени я не могла двигать руками и ходить. Но я все равно продолжала. Ничто не могло остановить меня. Я была словно околдована. Я чувствовала, что, несмотря на трудности, мне суждено создать этот сад».
Только те, кто углубленно работал с символами Таро, по-настоящему понимают, что на этом пути познания человек зачастую встречается со своими собственными теневыми сторонами: таинственные ангелы и зловещие демоны; чудовищные драконы, с которыми приходится бороться, которых нужно одолеть, принять и полюбить, прежде всего для того, чтобы они превратились в мощных союзников. Это реальные трудности, которые могут материализоваться в виде препятствия между человеком и его мечтами. Поэтому я глубоко понимаю Ники де Сен-Фалль, читая её строки: «Этот сад был создан с трудом, с любовью, с безумным энтузиазмом, с одержимостью и, более всего, с верой. Ничто и никто не мог меня остановить. Как и во всех сказках, на пути к сокровищам я встречала драконов, ведьм, магов и Ангела Умеренности».
Посетитель может встретиться с этими фантастическими персонажами. Вот почему прогулка по Саду Таро – особый опыт. Это немного похоже на «погружение в колоду Арканов» и возможность изнутри ощутить ее живительные энергии. Мой личный совет – пройти по этим тропам в тишине, с благоговением и вниманием, со спокойной душой и разумом, свободным от суждений. И в то же время – с осторожностью, потому что самые восприимчивые натуры могут почувствовать оцепенение, головокружение и даже подавленность гигантскими образами, умноженными зеркалами, их символами и бесчисленными провидческими посланиями. В любом случае, этот опыт не оставит вас равнодушным.
Биография Ники де Сен-Фалль
Ники де Сен-Фалль – необыкновенная художница, создавшая Сад Таро в большом парке в центре Италии, уникальнейшее пространство, где Старшие Арканы представлены гигантскими скульптурами.
Катрин-Мари-Аньес Фаль де Сен-Фаль (она же Ники) родилась в Нейи-сюр-Сен, Франция, 29 октября 1930 года в семье американской актрисы Жанны Жаклин Харпер и французского банкира Андре Мари Фаль де Сен-Фаль. Из-за последствий экономического кризиса 1929 года семья переехала в Нью-Йорк, где Ники провела юность, увлекаясь искусством, театром, литературой и модой. Однако она сохранила двойное гражданство и поддерживала контакты с Францией, где часто проживала в роскошном замке своих бабушки и дедушки по отцовской линии в Филлервале, недалеко от Тюри-Су-Клермон.
В 1948 году, когда Ники было всего восемнадцать, она вышла замуж за американского писателя Гарри Мэтьюза и начала экспериментировать с различными стилями в живописи, увлекаясь актерской карьерой и выступая в качестве фотомодели. В 1954 году Ники вернулась жить в Европу, где познакомилась с американским художником Хью Вайсом (позже принявшим французское гражданство), а уже в следующем году она была очарована скульптурами и архитектурой Парка Гуэля в Барселоне, созданного Антонио Гауди, которые вдохновили ее на проект Сада Таро. В 1956 году Ники организует свою первую выставку живописи в Швейцарии, где знакомится со швейцарским скульптором Жаном Тэнгли.
Расставшись со своим американским мужем, в 1960 году она начала сотрудничать с Тингели, который позже станет ее спутником жизни и за которого она в 1971 году выйдет замуж.
С этого момента начался новый этап творческой карьеры художницы, наполненный выставками и перформансами, среди которых – серия работ «Тиры» (Shootings or Shots, «расстрелянные картины»), выполненные путем стрельбы из винтовки по наполненным краской шарикам, закрепленных на гипсовых скульптурах, и которые, таким образом, окрашиваются произвольным образом. Во время этих выступлений Ники также иногда вовлекает зрителей в создание «Тиров».
Участвуя в Монреальской выставке в 1967 году, ики де Сен-Фалль получила признание как художник международного уровня. С этого времени американские и европейские музеи начинают выставлять ее огромные самобытные скульптуры, называемые Nana. В Музее современного искусства в Стокгольме экспонируется самая известная монументальная скульптура Ники длиной 28 метров и высотой 6 метров: дерзновенная Nana возлегает и вот-вот готова родить, а посетители могут войти внутрь скульптуры через влагалище, чтобы добраться до планетария и бара, размещенного в больших грудях.
В 1972 году, в Иерусалиме, Ники создала гигантского Голема. Другие крупные инсталляции и фонтаны были воплощены с 1975 по 1994 год в Нью-Йорке, Ганновере, Сан-Диего, Париже (знаменитый Фонтан Стравинского в Центре Помпиду), Глазго, Фрайбурге, Цюрихе и других городах.
Однако, искусство этой самобытной художницы не ограничивается только скульптурой: она режиссировала и продюсировала несколько фильмов, а также создала линию духов со своим именем с целью финансирования монументального проекта Таро.
В 1994 году, в Насу (Япония) был открыт Niki Museum, который в том же году переехал в Калифорнию, где просуществовал в Сан-Диего до 21 мая 2002 года.
Великое Делание, которое займет творческую жизнь Ники с 1979 по 1996 год, поглотив почти всю ее энер- гию, – это реализация ансамбля скульптур Сада Таро в Капальбио, в Тоскане: огромный парк, населенный гигантскими Арканами, построенных из железобетона, керамики, мозаики, зеркал и других материалов. Архитектор Марио Ботта спроектировал вход в этот тематический парк, открывшийся для посетителей 15 мая 1998 года.
Астрологический анализ натальной карты Ники де Сен-Фалль
Солнце в Скорпионе на Асценденте – Ники де СенФаль могла посвятить свою жизнь только поиску чего-то очень глубокого, в извивах и переплетениях бессознательного: секстиль с Нептуном демонстрирует мистическую и эзотерическую страсть и направление этого идеалистического исследования, в то время как секстиль с Сатурном (трин с тем же Нептуном и квадрат с Ураном) подчеркивает непреклонное постоянство в работе и посвящение всей жизненной энергии для достижения этой цели. Отсюда исключительная способность инициировать творческие проекты, в течение длительного времени работать над чрезвычайно сложными, монументальными проектами, непременно завершая начатое дело.
Само Солнце на Асценденте формирует точные диссонирующие аспекты с Луной и Марсом в оппозиции, сигнализируя о том, как мучительно проходило формирование Ники как художницы, а также эволюцию ее личности и женственности. Вероятно, насилие, которому подверг ее отец в детстве, оказало глубокое влияние на ее психическое развитие, что также видно по положению Плутона, усиленному тесным соединением с Юпитером, который, с другой стороны, изливает всю свою подрывную силу на Венеру, также находящуюся в квадрате к Нептуну, в тригоне к Урану и соединенную с оппозицией Луна-Марс, которая здесь раскрывает свою бунтарскую и провокационную конфликтность.
Планета красоты и искусства подвержена сложным и интенсивным напряжениям невероятно высокой степени, что подчеркнуто Юпитером/Плутоном в Раке и восходящим Солнцем в Скорпионе, основными планетарными точками натальной карты. Трин Венера-Уран и квадратура Венера-Нептун проявляются в особо дальновидном и ясном способе восприятия Ники, а также ее осознанием всего того, что необычно, например, путем применения металлических инструментов и механических приспособлений в ее фантастических произведениях.
Луна в Водолее и 5-й дом в знаке Рыб помогают выразить оригинальное и нетрадиционное художественное ви?дение, иногда сюрреалистически и экстравагантно проявляющее себя, прежде всего, в одухотворённом изображении архетипов и символов Таро. Но именно тонкая чувствительность Рака, в значительной степени вызванные громоздким присутствием соединения Юпитер-Плутон, оказывается актуальной в выборе способов художественной выразительности: для Солнца на Асценденте в знаке Скорпиона все это означает очень сильную и глубокую восприимчивость, которая находит выход прежде всего в художественном, идеалистическом, духовном и даже ремесленном производстве, в самом благородном смысле этого слова. Не случайно первой работой в Саду Таро был комплекс Маг и Папесса – мужской персонаж, в некотором смысле плутонианский, вместе со своим женским, лунным альтер-эго, символически связанным со знаком Рака.
Вся эта сложная натальная карта как будто подтверждает склонность художницы с полной отдачей, не жалея сил, всегда углубляться в уникальные исследования, как эстетические, так и интеллектуальные. Здесь выражена ее любовь к литературе, увлечение книгами Марселя Пруста, дружеские отношения со многими современными художниками и писателями, которые способствовали развитию ее интеллекта и творческого стиля. Астральная карта была хорошо интерпретирована словами самой художницы, которая говорит о Саде Таро как о своем самом важном произведении, как о результате «труда, любви, безумного энтузиазма и веры».
Ники де Сен-Фаль никогда не принадлежала к какой-либо нации, но, благодаря Юпитеру, Плутону и Марсу в 9-м доме, она всегда чувствовала себя гражданином мира, способным найти свой дом в любом уголке планеты. И все же она выбрал тихий, лесистый уголок Тосканы, чтобы прожить значительную часть своей жизни, возможно, в поисках внутреннего покоя, на лоне природы, заветного уголка, где она могла ходить по своим внутренним лабиринтам и развязывать скорпионовы узлы, созданные ее необычным искусством.
Именно здесь Ники жила внутри одной из своих больших тарологических инсталляций. В двадцати двух работах представлено очень личное видение Таро Ники де Сен-Фалль: некоторые Арканы гигантские, монументальные, иногда нависающие и возвышающиеся, иногда уютные, а иногда – небольшого размера и гораздо менее заметные.