К концу XVIII века волна увлечения карточными гаданиями, накрывшая прежде Францию и Германию, докатилась и до Российской империи. Но прошло ещё несколько десятилетий до того момента, когда художники Петров, Зыков и Соколов разработали собственную предсказательную систему из 36 карт, дав ей имя шведского учёного и мистика Эммануила Сведенборга.
Считается, что первая версия «Гадательных карт знаменитого профессора Сведенборга» была отпечатана в 1859 году в Московской типографии Л. Степановой. Впоследствии колода неоднократно переиздавалась, пользуясь большой популярностью и в XX веке. Перед вами репринт издания 1870 года.
Основные изображения оформлены в чёрно-белой цветовой гамме, витая рамка окрашена в болотно-зелёный. Изображения людей, животных, пейзажей и предметов довольно реалистичные. Названия на картах написаны в соответствии с нормами дореформенной орфографии, то есть, например, с использованием буквы ять и твёрдым знаком в конце слова.
Система, носящая имя Сведенборга, отчасти пересекается с системой знаменитой французской предсказательницы Марии Ленорман, которая пользовалась тогда большой популярностью. Например, карта №1 «Почтальон» по смыслу и изображению явно напоминает карту Ленорман под тем же порядковым номером и с тем же посылом под названием «Всадник». Присутствуют в колоде и карты-сигнификаторы: мужчину представляет Испанец, а женщину — Амазонка. Отсюда, кстати, колода получила второе, неофициальное название — «Испанец и Амазонка».
«Гадательные карты знаменитого профессора Сведенборга» буквально созданы для:
− любителей винтажных колод;
− поклонников художественного стиля времён Российской империи;
− коллекционеров-историков гадальных колод.
ЛАБОРАТОРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Поэтические ассоциацииПодборка стихов разных авторов на карты Сведенборга |
|
РаскладыРассматриваем примеры раскладов на картах Сведенборга. Здесь размещены примеры классических оракульных раскладов и ороигинаьные, специально разработанные расклады на разные темы для карт Сведенборга |
|
Ирина Поволоцкая. ЗарисовкиУдивительные зорисовки Ирины Поволоцкой о картах Сведенборга не только о символах и сюжетах. Это поволока настроения, оживляющего картинки художников XIX века |