Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Богиня Эос - Утро Жизни

 

eos 1В воздушных высотах, меж ночию и днём,
Тебя поставил Бог, как вечную границу,
Тебя облёк Он пурпурным огнём,
Тебе Он дал в сопутницы денницу.
Когда ты в небе голубом
Сияешь, тихо догорая,
Я мыслю, на тебя взирая:
Заря, тебе подобны мы:
Смешенье пламени и хлада,
Смешение небес и ада.
Слияние лучей и тьмы.

А.С.Хомяков /1/.

Образ греческой богини Эос — богини Зари редко встречается в картах Таро и Оракулах. Мы знаем этот образ в оракуле Ancient Feminin Wisdom (Древняя женская мудрость), в Таро «Союз Богинь» (VII Аркан) и, пожалуй, все. В колоде Goddess Tarot естькарта под названием Зори, авторы соотносят ее с XIX Арканом. Красивая энергетичная карта, но это образ славянского пантеона, поэтомуее разбор будет предметом другойстатьи.

Богиня Эос сложный, противоречивый, неоднозначныйархетип, вызвавший у нас многосильныхчувств, ассоциаций и размышлений.

Эос — присутствие того, чего нет...

«Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос»

Гомер

eos 2

Внемли, богиня, для смертных ведущая день светоносный,
Ярко горящая Эос, что мир обагряет румянцем!
Светлого ты предвещаешь Титана, великого бога,
Путь непроглядной ночи направляешь в подземные глуби
Прочь её, мрачну, шлёшь, когда востекаешь на небо.
Ты — проводница в делах, глава в человечекой жизни,
Ты — отрада для смертных: никто избегать не стремится
Вышнего ока Зари при её появлении в небе, —
Нет, но когда ты сладостный сон от вежд прогоняешь,
Рад человеческий род, и рады народы животных,
Рады пернатые птицы и всё население моря,
Ибо живущим на свете даруешь ты поприще жизни.
Ныне же в мистах умножь горение света святого!

Орфический гимн

 Эос -  богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса. Считалось, что Эос живет в далекой Эфиопии, каждый день она выезжает через серебряные ворота и едет впереди Солнца, окрашивая небо в розовый цвет. Эос посылает свои лучи вначале на Олимп, чтобы известить богов о наступлении нового дня, а потом на землю, чтобы разбудить людей. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни /2/. 

eos 3

 

Интересно состояние природы на рассвете. Переход от ночи ко дню. Самое холодное время, сгустившаяся тьма, какая-то особая тишина в мире , ни ветерка... И вот — падает роса, просыпаются птицы, светлеет небо... Перелом! Поворот! Все вокруг заиграло, засветилось, зазвучало, пришла Заря! 

«Заря — небесная огненная сфера, озаряющая ландшафт и свидетельствующая земле о небе» — приводит определение из словаря Даля. Вяч. Океанский, разбирая метафизику стихотворения А.С. Хомякова «Заря», которое мы взяли эпиграфом/1/. 

Свидетельствующая земле о небе! Вот какова функция Зари! Свидетельствовать земному, то есть, проявленному, вещественному о небесном, о непроявленном, о небесном огне, о духе. Быть невещественной, но одновременно с этим проявленной, проявленной в свете, который она предваряет. 

«Есть передо мной что-то недостижимое и непостижимое. А я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом богини Эос — Я — переход, который должен быть все время между днем и ночью. Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным». 

Архетипу зари соответствует переходное, пограничное состояние, пограничное не в смысле диагноза, а в смысле границы. Как контрольно-следовая полоса на заставе. Тут «до», а там уже «после»... «Солнце уйдет, день уйдет, я еще тут. Ночь придет». Без нее, без Зари, не может быть отдельно дня, отдельно ночи. «Без перехода ничего не бывает. Переход очень важный момент. Переход самодостаточен». 

Как оказалось, в наших исследованиях это состояние перехода одновременно динамично-торопливое и растекшееся по пространству, неосязаемое и плотное, танцующее и сворачивающееся в золотистые спирали. «Спирали тьма — свет, клочья света во тьме, клочья тьмы в свете». 

Эос — это горизонтальные лучи от того, чего еще нет. Это плотность, телесность на уровне эфирного тела. 

Во внешности женщины этот архетип может проявляться гибкостью, изяществом, спортивностью. Она привлекает своей внутренней искристостью и многоцветностью, непостижимым образом считываемой окружающими. Светло-рыжие локоны то развиваются на ветру, то мягко ложатся на глубокое декольте. Чуточку розоватая, белая кожа, местами милые веснушки, широко распахнутые глаза, подвижность, легкость, танцующая походка — дают возможность всегда выглядеть юной, независимо от реального возраста. 

«Я бываю золотистым вихрем, растекшимся по облакам...». Она разная, чаще бывает напитывающей, наполняющей радостью и задором, хрустальной и переливчатой, как утренняя роса. Помните, у Дольского: «Тебе идет любой наряд, ты каждый день бываешь разной...». Может это о ней, о женщине — Эос? 

Состояние

 Первое ощущение оператора, погрузившегося в архетип богини Зари Эос? отвлекли от дела. Она занята своими делами и недоумевает: кому бы могла понадобиться. В связи с этим возникает небольшое раздражение и небольшая тревожность. 

Она знает, что приносит другим радость, но ей самой чего-то будто бы недостает. «Я обречена на что-то промежуточное, — слова оператора в контакте с архетипом. — Я — переход. Мне хочется стать чем-то определенным». Когда переход произошел, ее убирают. Тут вспоминаются жизненные ситуации, когда назначают руководителей на период создания предприятия или его расформирования, на период перехода. Антикризисный управляющий, представитель внешнего управления. 

Eos 5

Эос все время в движении и занятости. Ей надо везде успеть, везде быстрее быть, все время куда-то перемещаться, ничего нельзя упустить. Она — переход. Ее функция обеспечить рождение, появление чего-либо, кого-либо. Есть такие люди. Мы их называем по-разному, часто проводниками, сводниками, свахами, и т.д. 

Эреб (Мрак)и Никта (Ночь) рождают Гемеру (День). Именно этот момент рождения — творческий акт Эос. Именно переход, как некое самостоятельное, отдельно выделенное состояние. А уж сам переход может быть разным: коротким, протяженным, быстрым, медленным. 

Эос подготавливает появление Солнца. Так специалисты по протоколу, церемонимейстеры или режиссеры массовых мероприятий подготавливают появление значительной фигуры перед народом, так новички разогревают публику перед появлением звезды в эстрадном шоу, так клоун на манеже веселит публику, пока униформисты готовят клетки для львов. Именно богиня Эос покрывает траву утренней серебряной росою, будит птиц, чтобы они своими переливами встретили грядущий день. Именно Эос приводит людей в белых жреческих одеждах к алтарю для мистериального приветствия великого Солнца. 

И здесь интересный момент — радость во все бегающее, поющее, шипящее, растущее вселяет она, богиня Эос, но в большинстве своем окружающие приписывают это Солнцу. А ей не хватает признания. И ничего с этим поделать нельзя. Так мир устроен. И женщинам типа Эос остается только смириться с тем, что аплодисменты достанутся другим, а ей самой надо бежать дальше. 

Эос обладает удивительным качеством — питать все вокруг. Птиц, листья, траву, зверушек, людей. И при этом ничуть сама не истощается. 

«Я их питаю, но не заканчиваюсь. Через меня их питает Эреб». Мы знаем таких людей, перебросишься с ними парой фраз, и уже чувствуешь себя бодрее, и уже в пробке не так скучно торчать, и ворчать на сослуживцев уже не хочется. Люди архетипа Эос — проводники радости, проводники энергии жизни, энергии созидания. 

Проявление в родственных отношениях

 Девушка типа Эос глубоко чтит своих предков, среди которых наверняка есть незаурядные личности. 

Но вот своих родителей она как бы не замечает. Самостоятельная и независимая она не очень то о них скучает. И совсем другое дело именитые родственники!  

Глубокое почтение к деду — великому Урану. Для Эос ее дед — мощная сила, которую он дает внучке. С этой силой она контактирует, она ее реализует в жизненном пространстве, «дает протяжение этой силе». 

Eos 6 oraqul

У нашей героини, очаровательной Эос, чаще всего есть братья и сестры. Родные, двоюродные, многоюродные... А с ними, как порой бывает среди братьев и сестер, отношения неоднозначные. Много конкуренции. Эос часто чувствует себя недооценённой. «Я иду к Солнцу. Солнце непостижимо и недостижимо, как старший брат. Я его никогда не достигну. Это мой идеал. Что-то к чему я постоянно стремлюсь. Я появилась, что бы к нему стремиться». 

Может это о женском неумеренном стремлении к достижениям? Об одержимости анимусом?  

С большой почтительностью и благодарностью Эос относится к своему руководителю, работодателю (Эребу). Возможно, он тоже ее дальний влиятельный родственник «Меня поставил Эреб. Он мой повелитель (оператор кланяется). Он повелел. Я есть». 

Эос хорошая мать. У нее от титана Астрея три сына — ветра Борей, Нот, Зефир и дочери — звезды. Да, здесь есть взаимопонимание матери и детей, возможна даже совместная работа. 

Любила она очень своего сына Мемнона от смертного мужчины Титона. Сын погиб в бою под Троей в бою с Ахиллом. Вот как это описывается в мифе. 

«...Он был сыном прекрасной богини зари Эос и Тифона и родственником Приама. Никто из смертных не мог сравняться с ним красотой. Подобно утренней звезде, сиял он среди войска троянцев в своих золотых доспехах, выкованных самим богом Гефестом.

Достойным противником Ахиллу был Мемнон, могучий сын богини. Снова закипела неистовая битва под стенами Трои. Впереди троянцев бился Мемнон, впереди греков Ахилл. Но он избегал встречи с Мемноном. Знал сын Фетиды, что если он убьет Мемнона, то вскоре погибнет и сам от стрелы Аполлона... 

Ахилл же ранил Мемнона копьем в плечо. Не обратил Мемнон внимания на рану, он сам ранил в руку сына Пелея. Обнажили мечи герои и бросились друг на друга. Оба они были равны друг другу силой, оба были сыновьями богинь, на том и другом сверкали доспехи, выкованные богом Гефестом. Прикрывшись щитами, бились герои. С высокого Олимпа смотрели боги на этот поединок. Матери героев, богиня Эос и богиня Фетида, молили Зевса каждая за своего сына. Взял Зевс золотые весы, положил на них жребий героев и взвесил их. Низко опустился жребий Мемнона, сулил ему рок пасть от рук Ахилла. Зарыдала богиня Эос: она должна была потерять нежно любимого сына. Наконец, взмахнул своим тяжким копьем Ахилл и пронзил грудь Мемнону. Темным облаком в знак печали покрылась богиня Эос. Послала она на поле битвы своих сыновей, богов ветра, и принесли они тело Мемнона далеко на берега реки Эсепа. Там оплакали его юные нимфы и соорудили ему гробницу. 

Эфиопы же были превращены богами в птиц. С тех пор каждый год прилетают они на берега Эсепа к гробнице Мемнона и там оплакивают своего царя»/4/

Как-то даже трудно об этом писать, но не исключено, что нашей героине придется перенести подобную тяжелую утрату. Дай-то Бог, что бы беда обошла ее стороной! 

Мужчины в жизни Эос

 

eos 4 

Рядом с прекрасным Тифоном в постели проснулася Эос
И поднялась, чтобы свет принести и бессмертным и смертным.
Так розоперстая Эос себе избрала Ориона.
Клит был похищен с земли златотронною Эос богиней
Из-за его красоты, чтобы жил он в собраньи бессмертных.

Гомер, "Одиссея", пер. Вересаева

Первым мужем Эос был титанид Астрей. Их сыновьями были боги ветров: Борей, Нот, Зефир, а дочерьми — звезды на своде неба. Астрей восстал против Зевса и был низвергнут в преисподнюю. В нашем опыте не было ни слова об Астрее, по этой причине о нем мы ничего не пишем. 

А вот Ветер упоминался часто. «Ветер мой друг, я его понимаю. Мне хорошо с Ветром. Люблю птиц, потому что они тоже с Ветром». В этом взаимодействии много игры, танца, легкого флирта, эдакого драйва, необходимого каждому человеку, что бы жизнь радовала. Такое впечатление, что это скорее милый друг, единомышленник, но не любовник. 

Похоже, что у женщин архетипа Эос есть друг, возможно, они вместе работают. Тот, с кем можно за чашечкой кофе всласть поболтать, посоветоваться, пококетничать в новом наряде, и даже поплакать, когда тяжело на душе. 

Миф описывает несколько ярких любовных историй богини Эос, к которым мы и отсылаем интересующегося читателя. 

Особенно выделяется история с Афродитой. Вот как описывает ее Р.Грейвс. 

«Раздосадованная однажды тем, что застала Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос вечную страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять одного за другим, стесняясь и делая все в тайне. Сначала ее возлюбленным стал Орион, затем Кефал, затем внук Мелампа Клит. Причем все это время она была женой титана Астрея, которому родила Северный, Западный и Южный ветры, а также Утреннюю звезду и, по мнению некоторых, все другие звезды на небесах/5/

Возможно это аллегория, как считает Р.Грейвс. На рассвете у мужчин часто возникает влечение. 

А можно и иначе взглянуть. В реальной жизни много подобных примеров. 

Влюбчивая женщина Эос. Эротизм Эос отличается от эротизма Эвриномы. Эвриномой двигала творческая потребность быть оплодотворенной для сотворения, созидания. Эротизм Эос носит скорее эстетический характер. Она влюбляется в красивых мужчин и реализует взаимное влечение. Кто-то, возможно, станет осуждать ее многочисленные связи, а кто-то, возможно, поймет, что женщины могут также влюбляться в красивых мужчин, как общественным мнением дозволено мужчинам влюбляться в красивых женщин. 

Для архетипа богини Зари характерны разновозрастные увлечения. Мы все знаем много примеров, когда зрелые женщины увлекаются юношами, возможно еще и не повзрослевшими, принадлежащими пока еще своим матерям. Эти связи могут быть легкими, не продолжительными, без особых взаимных обязательств. 

А найдется ли кто-то, кто сам без греха ,что бы судить Эос? 

Совет  — Дарить людям радость не скупясь. 

В исследованиях архетипа богини Эос использовался  метод  фокусировки архетипа  В Лебедько и Е.Найденова/6/


Литература:

1. http://ocean.ucoz.ru/publ/12-1-0-59
2. Р Грейвс. Мифы древней Греции,- Екатеринбург, У-Фактория, 2005.
3. Владимир Шмаков. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Изд-во » София", Киев, 1993г.
4. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.
5. http://www.ellada.spb.ru/?p=3010434
6. Лебедько В., Найденов Е. – Архетипотерапия ./ « Золотое сечение». Пенза, 2010. 

В работе лаборатории приняли активное участие:
Н. Фролова, В. Верик, Д. Хмелев,
А. Лобанов, И. Савина, С. Климова.