Не было моря, земли и над всем распростертого неба,-
Лик был природы един на всей широте мирозданья,-
Хаосом звали его. Нечленной и грубой громадой,
Бременем косным он был,- и только, - где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе.
Овидий. Метаморфозы.
Из Хаоса восстали Эвринома, Гея и другие первосущности. Отделившись, они сотворили все сущее. Мифы творения описывают как это было. Это был первый творческий процесс. То есть мифы творения представляют собой архетипическое описание творческого процесса. «Так как сотворение мира есть творчество по определению, то космогонический миф становится образцовой моделью для всего многообразия творческих проявлений. … Любой миф о происхождении дает нам и обосновывает какую-либо «новую ситуацию»- новую в том смысле, что она не существовала с самого начала мира»- пишет Мирча Элиаде /1/.
В греческих мифах творения / 2, 3, 4/ описано несколько различных вариантов происхождения мира. Эти варианты мы разбирать не будем, а нас заинтересовали самые древние архетипы творцов миров, точнее праматерей проявленного мира, поскольку их образы встречаются в некоторых колодах карт Таро и оракулах. Нам было интересно разобраться, почувствовать, понять, как архетипы пра- творцов могут себя проявлять в ситуациях нашего времени.
Исследование мы проводили с использованием метода фокусировки архетипа /5/.
Эвриному и Гею даже и женщинами еще назвать нельзя, поскольку в те времена люди еще не были сотворены. Эвриному изображают с хвостом, Гею – наполовину в Земле. Она и есть сама Земля. Они – пра-пра-женщины, пра-Богини. Могут ли наши современницы в каких-то своих жизненных ситуациях воспроизводить архаические сюжеты? Таков был наш вопрос в начале работы. Да, могут – к этому простому выводу мы пришли. Более того, операторы, взаимодействовавшие с этими архетипами и архетипами их партнеров, отмечали чувства « близости и родства»!
ЭВРИНОМА (Пеласгический миф творения. /2/)
Где начало того конца, которым
оканчивается начало?...
К. Прутков
Образ Эвриномы есть в оракуле Ancient Feminine Wisdom: Of Goddesses and Heroines (Древняя женская мудрость). В картах Таро - напрашивается образ женщины, танцующей со змеем в аркане Мир.
Богиня всего сущего. Творческий дух, позвавший мир из небытия. Орфическая теогония считала, что Эвринома и ее супруг Офион были змеевидными существами, древнейшими владыками мира, бывшими еще до Крона и Реи. Они были повержены в процессе борьбы за олимпийский престол и низринуты в глубину Океана. Именно Эвринома спасла младенца Гефеста, сброшенного своей матерью - Герой - с Олимпа.
Слова оператора: «Уж не знаю, согласятся ли женщины с тем, что мы даем характеристики змеевидного существа, но могу по собственному опыту контакта с этим архетипом свидетельствовать, что в нас, женщинах, живет легкая, сильная, уверенная в себе, великолепная Эвринома».
Состояние. Характеристика
Спокойная, легкая, игривая женщина. Жизнь для нее – это танец творчества. Она наполнена и глубока. В ней содержится все, ее потенциал велик. И именно в силу этого внутреннего богатства у нее есть огромная потребность быть оплодотворенной, что бы нечто создать. В этой потребности есть сексуальный оттенок. Но он не является ведущим. Она не похожа на богиню любви Афродиту.
Основная потребность Эвриномы – быть оплодотворенной для сотворения. Она нуждается в партнере для творчества. Именно этот внутренний зов ведет ее в танец с Офионом, которого она извлекает из ниоткуда, из северного ветра Борея. Они вместе создают проявленный мир. После чего Офион объявляет себя главным. Эвринома вынуждена себя защитить и в конфликте одерживает победу.
Инициативна, может быть зачинателем новых проектов, создает вокруг себя команду, начинает дело. Динамична, активна в творческом процессе, но потом ей нужен период затишья, ожидания нового витка. Она может не соглашаться с тем, что после того, как проект работает, запущен, отлажен, и его надо только поддерживать, ее партнеры начинают претендовать на лидерство, и Эвриному стремятся перевести на вторые роли. В этой точке возникают напряжения, конфликты, чреватые разрывом отношений. В таких случаях она может быть резкой до грубости. Эвриноме следует помнить что ее основная функция – создавать, творить, начинать новое.
В отношениях с мужчинами
Искренняя и непосредственная, всегда немного влюбленная. Увлекающаяся и увлекает. Чувственная, соблазнительная. Увлекает в свой вихрь настолько, что мужчины могут терять голову и совершать опрометчивые поступки ради нее. В партнерстве отстаивает свою свободу для творчества, но не стремится к разводу.
Партнер
Змей Офион. Мужчина, который возник как бы ниоткуда. Она может почти ничего не знать о нем. Он понимает свою функцию, как сохранение, оберегание, контролирование. Считает, что Эвринома на это не способна, Он четко понимает что у них разные функции. У нее создавать, изменять, у него – поддерживать, сохранять. Какое- то время они сотрудничают, очень продуктивно, могут вместе создавать различные проекты, включая семью. Но, когда задуманное родилось, между ними часто могут возникать споры, разногласия. Наилучшее для них состояние – быть в творческом процессе.
Проблемы Эвриномы
Одиночество. Потребность в признании. Отсутствие творческого импульса. Опасность потерять творческий поток в борьбе за признание и власть. Отсутствие опоры, все приходится решать и обеспечивать самой, отсюда возможны перегрузки, усталость.
Совет
Танцевать всегда, что бы ни случилось.
ГЕЯ /3/
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
А. Некрасов.
Образ Богини Геи встречается во многих колодах карт Таро и оракулах. Она есть в оракуле Ancient Feminine Wisdom: Of Goddesses and Heroines (Древняя женская мудрость). В чешском оракуле "Bohyne Svetla" замечательный образ Геи. В колоде Таро "Союз Богинь" Гея - 21 Аркан, Мир. Последний нам меньше нравится, он не передает мощи, силы и величия Геи - Матери Земли. Гею, как правило, изображают наполовину возвышающейся из земли, чаще одетой в зеленое. Тут сразу вспоминается зеленое одеяние Императрицы в III Аркане (Природа), часто изображаемое во многих колодах Таро, хотя в большинстве случаев авторы имеют ввиду внучку Геи – Деметру.
Состояние. Характеристика
Женщины, с выраженным архетипом Геи, чаще всего крупные, склонные к полноте, величественные, сильные, гордые, своенравные, властные. Хранительницы форм и всего материального. Они осознают свою силу и высоко ценят собственную способность порождать, создавать. «Моя функция рожать, держать, быть основой» - так считает Гея. Эти женщины – опора семьи, коллектива, страны. Это они могут выдержать все природные и социальные катаклизмы, выжить и выкормить и в войну, и в засуху и голод. Родина – мать.
Часто на Гею наваливается глубокая усталость от бесконечных родов, тяжесть ответственности, тоска от отсутствия благодарности детей и мужей. Все-таки непросто быть многодетной матерью.
У нее непростые отношения с собственными родителями. Она уважает и почитает отца, его авторитет, но, уходит от него, отделяется и ведет себя с ним очень своенравно. Ей кажется, что они друг друга не понимают. О матери вообще не любит говорить, мать как-то не видима, не проявлена. Не отсюда ли это стремление самой быть многодетной матерью? Гея рано ушла от родителей чтобы проявиться, чтобы заявить о себе миру, чтобы Быть. Но это ей не легко дается.
Детей много, от разных мужей, и они очень разные. Мать - Гея опекает свое потомство ненавязчиво, но внимательно и постоянно. Делом и советом помогает своим. Если понадобится, то она будет воевать с руководителем любого уровня, защищая детей. Совет солдатских матерей – это они, Геи.
Женщины архетипа Геи обладают способностью к прорицанию. Они считают, что прорицательницы иногда ошибаются, и очень огорчаются, если сами совершают ошибку. Поэтому не часто занимаются таким ремеслом. Да им и некогда. Все силы уходят на детей.
Для этих женщин важно чувствовать признание, благодарность и уважение близких.
Партнеры
Мужей может быть несколько, может трое, а может и больше. Мужчины любят таких женщин. В ней есть все – и страстность, и материнство, и сила.
Один из них - любимый. Как в песне поется – « Я его слепила из того, что было. А потом что было, то и полюбила». Это про Гею и Урана. Он - любимый муж. Очень страстный и плодовитый мужчина. Незаурядная личность. Талантлив, умен, непредсказуем. Их союз полон любви и страдания. Бесконечные роды изматывают обоих. Если муж начнет себя неадекватно вести по отношению к ней и детям, то в этом случае женщина-Гея в какой-то момент бесповоротно прекратит с ним отношения. В наказание ему. При этом может использовать детей, как свою поддержку и защиту. Интересно, что из семени оскопленного Урана, пролившегося в океан, появилась богиня любви – Афродита. Вот как Уран любил Гею! А из его крови, пролившейся на Землю, по одной из версий мифа, родились богини мести Эринии. Похоже, эта сильная женщина не прощает мужа, даже после развода. Любила и ненавидела его одного.
Другие мужья Геи – Понт и Тартар. Они то любят эту женщину, а для неё они уже не такие яркие и незаурядные персоны, как первый, Уран. Ни один из них не вызывает такой страсти, как он. От них тоже могут быть дети. Одни более удачные, другие менее. В этих браках отношения к партнерам более прагматичные, спокойная повседневность, может быть даже некоторый расчет. А может быть, женщина вышла замуж, понимая, что все равно уже прежних чувств и любви не встретит, а тут «подвернулся хороший человек и теперь уже не одна…».
Психологические проблемы
Женщины такого типа взваливают на себя излишние обязанности и обязательства, и поэтому сами мало отдыхают, мало уделяют внимания своему здоровью. Они могут быть слишком гордыми и своенравными. Им трудно прощать. Особенно мужей-обидчиков.
Совет
Рожать детей в прямом и переносном смысле. Творить всегда и везде. Быть опорой.
Литература:
1. Элиаде М. – Аспекты мифа /Пер. с франц. – М. Академический Проект, 2001.
2. Грейвс Р . Мифы Древней Греции./ пер. с англ. К. Лукьяненко, Екатеринбург: У-Фактория. 2005.
3.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима /сост. А.А.Нейхардт. – М: Правда, 1987.
4 .Кондрашов А.П.- Легенды и мифы Древней Греции и Рима/ Энциклопедический словарь,- М.: РИПОЛ классик, 2005.
5. Лебедько В., Найденов Е. – Архетипотерапия ./ « Золотое сечение». Пенза, 2010.
-----------------------------------------------------------------------------
В работе лаборатории приняли активное участие:
Н. Фролова, В. Верик, А.Лобанов, И.Савина, И.Борисов,
И.Зубова, Н. Калиниченко, Н.Колпакова, А. Полунина.