Ольна Лемберг
Вышла в свет (трудами нижегородского издательства Magic-Kniga) новая, весьма интересная и красивая колода – МАГИЧЕСКОЕ ТАРО УНИВЕРСУМА. Сразу надо отметить, что издание это люксовое, из разряда коллекционных, хотя, несомненно, колода рабочая. К люксовому сегменту этот комплект отсылают и твердая коробка элегантных пропорций с ляссе, и хороший твердый картон самих карт и качественная полиграфия.
Даже чисто визуально колода привлекательна и держать ее в руках приятно, и она, несомненно. способна украсить коллекцию таролога-профессионала. И делали ее профессионалы, и это карты для продвинутых в нашем ремесле пользователей. Свою колоду ее создатели видят не только как предсказательный инструмент, сколько как средство творения магии, а потому «для успешной работы с Магическим Таро Универсума важно иметь высокий уровень осознанности и развитое сверхсознание, а также интегрированное сознательное и бессознательное». Словом, колода для «своих».
И далее в сопровождающей колоду книжке авторы не только подробно описывают значения карт и структуру колоды, но детально излагают свое видение магии и свои принципы подхода к Таро, легшие в основу новой колоды. В основу своей колоды авторы положили Марсельскую традицию, но значительно трансформированную применительно к новым реалиям и переменам, совершившимся и накопившимся за несколько столетий. Понятно, что в период своего раннего бытования Таро не учитывало современные способы связи, обучения и накопления информации, но основные символы и смыслы, заложенные в картах, по-прежнему актуальны, а вот оттенки трактовок, конечно, нуждаются в реновации.
Автор и себя с полным правом включили в число персонажей Старших Арканов - это, конечно. карты Мага и Жрицы. Автор концепта, Леонард Михайловский – психолог, нумеролог и мастер Таро, автор двух книг по нумерологически методам работы с картами. Елена Таршис, выполнившая визуализацию этой колоды – театральный художник и иллюстратор. Именно союз двух разных, как Инь и Ян, начал, строгой аналитики и карнавально-театрального видения мира, делает колоду столь необычной и привлекательной. Каждую карту Таро Магического Универсума можно и весьма интересно рассматривать, вживаясь в роль того или иного персонажа, в обстановку, где он живет в моменте Аркана, вступая с ним в диалог в поисках знания о себе и мире.
Каждый Аркан действительно выглядят как некий эпизод театральной постановки – а в них есть и элемент средневековой мистериальности (отсылающей к Марсельской первооснове), и нарочито современные эффекты, порождаемые компьютерным технологиями построения изображений. Вместе же все вводит пользователя, взявшего в руки колоду, в причудливый мир, где люди, стихии, маски и архетипы, оставаясь в рамках своих ролей, могут помочь пользователю поставить, срежессировать и даже осуществить в реальности его собственный, необходимый и желательный сюжет. Потому колода Магического Универсума, как настаивают авторы, не только инструмент предсказания, но и для магии, которая есть высшая форма творчества.
Что мне показалось важным при рассмотрении этой колоды – на многих младших, числовых картах или вовсе нет людей, или они минимизированы - мелкие фигуры, которые или прячутся между символьными предметами. Или вовсе отсутствуют. Зато сами предметы изображены подробно и тщательно и это в какой-то степени верно – мир сложен их стихий, в любом явлении в основе лежат именно они. На картах много неба, света и пространства – собственно, это и есть Универсум, каким мы его воспринимаем, сценическое пространство для мистерий. А придворные карты напоминают кинематографические или компьютерные крупные планы, подробно знакомят нас с возможными амплуа наших героев, с набором масок-социальных ролей и психологических типов. Старшие же Арканы авторы увидели и изобразили не только как человеческие типы-персонажи, но как «силы Провидения», скорее процессы и явления, энергетические потоки, портальные архетипы, слияние с которыми открывает пусть к разнообразным сценариям судьбы.
Колода снабжена подробным описанием каждой карты (МБК имеет вид малоформатной, но все же книжки с переплетом ощутимой толщины), и это руководство не только к предсказательной деятельности, но и к пониманию архетипов и анализу их влияния и проявления в той или иной ситуации.
Так что сцена готова и обставлена декорациями, актеры разучили роли, осветители проверили софиты – третий звонок! Дело за тем, у кого в руках эти карты, за режиссерским пультом именно он… мир, как дано и не мной сказано – театр…
------------------------------------------