Валентина Гутчина
Колода Таро – с чем ассоциируются эти слова? С черным глазом мудрой гадалки, выкладывающей карты одну за другой, открывая таинство будущего? С древним Китаем, где в 12 веке появились таблички из кости, с помощью которых давались ответы на все вопросы, или с Древним Египтом, чьи жрецы запечатали в арканах великое знание?
В наш век пришло множество всевозможных колод Таро, среди которых самая популярная – колода Райдера-Уйэта, чье название несправедливо опускает третье имя полноправного соавтора – художницы Памелы Смит. Райдер был, говоря нынешним языком, спонсором издания колоды, истинных ее авторов была два: Артур Уйэт, вдохновитель и идеолог, и Памела Смит, талантливый исполнитель.
АРТУР УЭЙТ: РОЖДЕННЫЙ ВНЕ БРАКА
Артур Эдвард Уэйт родился 2 октября 1857 года в США. Отец – капитан американского морского флота Чарльз Ф. Уэйт, мать – Эмма Ловелл, дочь солидного английского купца. Проживая в Новом Свете, они не оформили законный брак, что сыграло в дальнейшем зловещую роль. Во время очередного рейса отец погиб в море, и матери с новорожденной дочерью и годовалым Артуром пришлось возвращаться в родную Англию.
Англия, как и семья Ловеллов, встретила их нелюбезно: дочь не состояла в браке, а потому ее дети являлись незаконнорожденными. Перед Эммой оказались закрытыми все двери, включая двери родного дома. Началась черная полоса жизни: нищета лондонских окраин, невозможность для малыша Артура получить полноценное образование. Разумеется, их не приняла и официальная англиканская церковь, и отдушиной для грешницы Эммы и ее детей стало католичество.
Все, что ни происходит – к лучшему. Артур очень рано показал себя духовной личностью. Влюбленный в красоту и величие католических служб, он всерьез собирался стать священнослужителем, в тринадцать лет поступив в колледж святого Карла. Но его истовую веру подорвала смерть любимой сестры. Артуру было 17 лет, и трагедия открыла для него первую дверь в неизведанное, открыв учение – спиритуализм: он пытался вызвать дух сестры. И пусть те сеансы не дали мира и покоя его душе, главным итогом стало то, что юноша с головой ушел в изучение тайных наук, часами просиживая в Британской библиотеке, штудируя труды по мистицизму и оккультизму, каббале и алхимии.
Он легко усваивал материал духовного наследия человечества и развивал свои теории, давая собственное толкование обрядам церемониальной магии, добру и злу. «Как есть дверца в душе, которая открывается Богу, так есть и другая дверца, которая открыта всему худшему, и нет никакого сомнения, что дьявол овладевает душами тех, кто оставляет ее открытой», – напишет он позже в своем труде «Церемониальная магия».
Как мифические рыцари Круглого Стола, он всю жизнь искал свою Чашу Грааля, отстаивая путь мистика, но не мага: «Маг действует, мистик – познает».
Герметический орден Золотой Зари, Ряды Вольных Каменщиков, Общество Розенкрейцеров – он прошел все эти ступени и создал свои сообщества: Исправленный Обряд Ордена Золотой Зари, на смену которому пришло Братство Розы-Креста.
Артур Уэйт оставил после себя множество трудов, и все-таки главная память о нем – колода Таро, в которой каждый аркан, кажется, имеет свою душу, бессловесно раскрывая будущее.
У этой колоды есть несколько четких отличий от канонов. Во-первых, как и его учитель Мазерс, Уэйт перенес нулевой аркан Шут на место перед первым арканом – Магом. «Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как вернется другим путем много дней спустя, – так говорит он об этом аркане в книге «Иллюстрированный ключ к Таро». – Это Дух в поиске Опыта. В этой карте собраны воедино многие символы Мистерий, что с высокой степенью достоверности опровергает все прежние ошибки и недоразумения».
Он также, без лишних объяснений, поменял местами арканы Сила (одиннадцатый аркан в других колодах, у Уэйта он идет за № 8) и Справедливость (№ 11 вместо № 8). Отличается и его аркан Влюбленные: в нем, как и в трактовке, полностью отсутствует тема выбора. Уэйт оставил лишь одно значение – любовь: «Это карта человеческой любви во всей ее простоте, каковая представлена здесь как составная часть пути, и истины, и жизни».
Каждому аркану Уэйт дал подробнейшую характеристику и над каждым работал днями и ночами, словно трепетно создавая нечто живое, наделяя энергией и душой. Каждая, самая мельчайшая деталь старших арканов его колоды имеет значение и смысл, каждый аркан соответствует определенной букве древнееврейского алфавита.
Колода Райдра-Уэйта-Смит отличается от остальных еще и тем, что символическими картинками обозначены не только старшие, но и все 56 младших арканов. И в том вклад второго полновесного автора – художницы Памелы Колман Смит.
ПИКСИ: КРАСКИ ТАИНСТВЕННОЙ ЯМАЙКИ
Памела Колман Смит также родилась в Америке и также в не совсем обычной семье: ее мать, актриса с корнями Ямайки, была на десять лет старше своего супруга-британца, который занимался торговлей и в чьей семье также были театральные артисты.
Малышка Пикси, как звала ее тетушка со стороны отца, британская театральная актриса, с самого детства отличалась не только яркой внешностью, но и необычным внутренним миром: он не просто видела людей и предметы, но и радугу их душ - ауру. Будучи совсем крохой, Пикси слушала сказки, которые рассказывал ей ямайская няня и видела их в красках и движении; все переживая душой и сердцем, она могла предвидеть будущее и ощущать душу предметов, будь то декорации театральных спектаклей или случайно попавшее ей в руки письмо. Именно потому в серой скучной Англии она искала необычные сообщества и необычных людей, в конце концов, оказавшись в числе членов Ордена Золотой Зари. Здесь она и познакомилась с Артуром Уэйтом, который предложил ей создать свою, уникальную колоду Таро – ту самую, что оставила память о ней.
Работа этого творческого тандема длилась едва ли не целый год. Уэйтс работал только над старшими арканами, по нескольку раз заставляя Пикси переделывать рисунки, дополняя их необходимой символикой и убирая все лишнее на его взгляд. А вот младшие арканы он целиком отдал на усмотрение Пикси; она часами не выходила из Британского музея, где как раз выставлялась средневековая колода Соло-Боска, тщательно изучая рисунки старинных карт. В итоге рождались ее собственные, авторские младшие арканы, наделенные символами и значением.
В муках и спорах, в видениях и откровениях родилась самая популярная на сегодня колода Таро – колода Райдера-Уэйта-Смит. Повторимся: фамилия Памелы Смит с самого начала «опускалась» в названии, по большей части из-за того, что в те годы женщины Британии были бесправны. В какой-то мере это стало символом: талантливая, неординарная художница, прожив яркую творческую жизнь, умерла в нищете и была похоронена в общей могиле. И если в память о Уэйте осталось множество книг и трудов, то память об улыбчивой одиночке Пикси – лишь в рисунках арканов Таро, которые, если очень захотеть, вполне могу заговорить…
ЛЮБИМЫЙ РАСКЛАД: КЕЛЬТСКИЙ КРЕСТ
Из всех раскладов Артур Уэйт отдавал предпочтение Кельтскому кресту. В нем – все: и вчера, и сегодня, и таинственное завтра. Его версия трактовки расклада вошла составной частью в работу «Иллюстрированный ключ к Таро» и стало частью школы Таро Уэйта. «Если же говорить о словесном значении Старших Арканов, то их описания составлены так, чтобы читатель смог отмести прочь все, связанные с ними, ложные толкования; чтобы тот, кто наделен даром интуиции, сумел найти верный путь; и чтобы – в пределах моих скромных возможностей – придать им максимальную достоверность», – отметил он в первых строках труда.
Приобретая для себя колоду Таро Райдера-Уэйта-Смит, познакомьтесь с каждым арканом и попросите рассказать ваше будущее. Удастся вам настроиться на нужную волну – и карты, в которых есть частица душ Артура Уэйта и Памелы Смит, непременно заговорят…
--------------------------------------------------------------
Источник:
Оракул №3 (март)/2016
http://www.oracle-today.ru/articles/81249/