Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Архетип. Синхрония. Карма

 tarolog na nule

Феликс Эльдемуров

 

«О Таро, в среде знатоков и любителей, как правило, принято упоминать исключительно как об искусстве», – сообщал я еще около десяти лет назад.[1]

Так нет же! Не исключительно, и слава богу! И воистину все мы – ученики и учителя друг другу!

Прошедшее в августе 2013 года очередное заседание Таро-Клуба – тому пример. Независимый эксперт Ольга Тарика в своем докладе очень даже неплохо, с позиций юнгианской психологии, сделала акценты на том, что есть аркан как архетип, умело подчеркнула роль мифологем в описании того или иного архетипа, а также прочтении того или иного аркана Таро. Чем, что называется, по-взрослому утерла нос всей аудитории, а в особенности мне, за что я лично ей весьма благодарен.

И действительно. Настала пора уйти от примитивного осмысления сути Таро исключительно в терминах оккультной науки. Пора, пора все-таки еще раз перечитать труды того же Карла Густава Юнга (теорию которого, кстати, поддерживали физики, такие как Вольфганг Паули и Альберт Эйнштейн), а также труды современных философов и психологов, чьи идеи и выводы неустанно подталкивают нас к работе над злободневным вопросом: что есть система Таро и как именно она устроена? Или, иначе – с чем мы, собственно имеем дело помимо того, что трактуем выпавшие в раскладе карты?

I. Архетипы и мифологемы

Принятые в психологии определения архетипа сводятся к следующим.

    1. Архетип как смысловая единица, пусть в различной степени выраженности, обязательно имеет свои проявления вне рамок времени и пространства во все времена и у всех народов, находя свое отражение в фольклоре, представлениях об ирреальном мире, религиозных воззрениях и суевериях и т. д.
    2. Понятие об архетипе является врожденной, внутренней установкой, не зависящей от научения и сознательного жизненного опыта, которые лишь способствуют его проявлению и возможному усилению этого проявления.
    3. Архетипы нельзя путать с инстинктами, сфера влияния которых намного более широка и неконкретна. Во внутреннем мышлении животных преобладают инстинкты, во внутреннем мышлении человека – архетипы. Архетипы представлены эмоциями, обладающими как побудительными мотивами к тем или иным действиям, так и способностью побуждать энергетику к их осуществлению.
    4. В мышлении человека архетип представлен символом или группой символов, организованных и прочитываемых в единственно возможном смысле.
    5. Архетип обладает устойчивостью. Он – самостоятельная область психики. Его невозможно изменить волевым путем.
    6. Архетип обязательно обладает амбивалентностью, т. е. двойственностью возможного понимания и прочтения – как два прочтения аркана Таро, в прямом и перевернутом положении. Имеющий лишь одно понимание и прочтение знак не является строгим отражением архетипа. Это в лучшем случае – мифологема.
    7. Обе этих стороны архетипа обладают особым набором качеств и элементов-мифологем, не принадлежащих иным архетипам.[2]
    8. Отдельные архетипы и их группировки способны, в силу объективных причин (например, условий существования), формировать традиционные образы мышления, представлений и поступков отдельных обществ, народов и этносов, которые на практике проявляются в виде наборов относительно устойчивых мифологем.
    9. Архетип не есть установочная программа[3] исключительно мышления. Он проявлен в реальном мире в качестве одного из определенных факторов случайностной картины событий.
    10. Проявление архетипов (или их группы) не есть проявление материалистической теории вероятности, однако они способны контролировать проявления математической вероятности событий, контролировать ее параметры и степени проявления, приводя события в состояние случайностности (видимой стохастичности, феноменальности) согласно собственным особенностям и возможностям.

По мнению Ольги Тарика (поддерживаю!), архетипы ни в коем случае нельзя путать с мифологемами.

Что есть мифологема?

Мифологема – аспект проявления архетипа в том или ином плане осмысления ситуации или в конкретном жизненном случае. Если архетип – один, то мифологем при нем может быть множество. Они, в частности, связывают архетипы в одно системное целое.

Возьмем какой-либо архетипический миф, некий сюжет с участием одного или более героев, присущий одновременно нескольким или даже многим народам. Он может быть отражен в фольклоре и касаться иных сторон бытия. У разных народов в разные времена это может быть притча, легенда, былина, анекдот и т. д. Правда, следует учесть, что, несмотря на некую общность фабулы, реальный сюжет претерпевает изменения, иногда даже в пределах одного и того же этноса.

Так, в русско-славянском былинном фольклоре (и, конечно, не только в нем), присутствует сюжет о борьбе отца с сыном. Дескать, отец – герой, богатырь, встречается в единоборстве с противником, причем противник этот – его собственный сын, хотя главному герою это неизвестно. Чем закончится поединок?

И вот, по сюжету-мифологеме одного из сборников былин мы имеем трагедию: Илья Муромец зверски (иначе не скажешь) расправляется с Сокольничком-охотничком. В то же время, по иной версии, из другого сборника, он каким-то образом узнает, кто перед ним, проводит «воспитательную работу», и в дальнейшем оба богатыря, стремя в стремя, сражаются с ворогами погаными. Где-нибудь в третьем источнике мы можем совсем не найти следов упоминания о данном Сокольничке, в четвертом – он может упоминаться, но безо всякой связи с предполагаемым отцом и т. д.

Наглядным примером подобному явлению служат мифологии, эпос. Возьмите хотя бы греческую мифологию. Попробуйте, исходя из данных «Мифологического словаря», составить таблицу на тему «Кто кому папа и кто кому мама». Такой опыт недавно провел один, кажется, английский или американский исследователь, он чуть ли не три-четыре года мужественно создавал свою систему и, как об этом писали, в конце концов добился успеха… Во что, честно говоря, весьма слабо верится (сам в свое время пробовал!). Многочисленные наслоения, вызванные присутствием на Балканах многих и порой разнородных, хотя бы в мелочах, культур, неминуемо вносили свое в исходные сюжеты мифа. Да, именно архетипическая основа?миф была и остается. Но пусть те же пелазги, дорийцы, ахейцы, ионийцы, не говоря уже о македонцах, фракийцах, славянах, латинянах и т. д., неизбежно видоизменяли исходный миф, вносили что?то свое, свои мифологемы.[4] Существуют, например, фиванский и троянский циклы мифов и подобные сборники мифов Афин, Тавриды, Малой Азии…

Мы так привыкли говорить и восхищаться: «Ах, греки!», «Ах, египтяне!», «Ах, индийцы!», забывая при этом, что и те и другие, и многие третьи претерпевали в истории многочисленные трансформации, что в области этнического состава, что в области культуры, что в сфере традиций, языка, письменности…

В чем? В мифологемах исконного мифа. Учтем, что незыблемые, исходные, архетипические основы нашего внутреннего мировоззрения характерны не только для конкретной страны-местообитания, но и для самого общества людей в целом, в каком бы времени или стране это общество не имело место быть.

Тарика в своем докладе как пример приводит, и очень удачно, одного из нередких персонажей мифов, а именно – кузнеца. Это Велунд (Воланд) германских мифов, Гефест-Вулкан греко-латинского пантеона. К сему можно добавить египетского Сетха, покровителя ремесел, северо-кавказского Курдалагона, славянского Краснояра, иранского Кей-Кубада… Они – разные как по описанию, так и по их роли в сюжете разных народов. Но данный образ-архетип неизбежно, так или иначе, в мифологиях просто обязан присутствовать. Прибавим: это должно происходить даже в том случае, если история конкретного этноса не подразумевает обязательного занятия обработкой металлов. Причем чем более развита культура, тем образ конкретнее. Например, в данном случае это не просто образ мастерового. Он обращается с огнем, он приближен к высшим таинствам, он входит в пантеон богов. У иранцев Кей-кузнец (Кубад, Кавад) – спаситель мира, в «Ригведе» он напрямую творит мир, как и сходный персонаж в сходных преданиях австралийских аборигенов.

Однако в то же самое время упоминаемый кузнец где-то будет выступать как персонаж положительный, где-то – как отрицательный, где-то – как привлекательный, где-то – он хромой и уродливый и т. д.

Наличие устойчивого мифа о конкретном герое, обязательно присутствующем в фольклоре того или иного народа, дает нам право выделить этот образ в качестве конкретного архетипа. Разные же сюжеты, как и различные его, героя, характеристики должны быть признаны мифологемами, т. е. преломлениями исходного образа в восприятии определенного этноса.

Если мифологем, как у нас выходит, возможно неисчислимое множество, то сколько же должно быть архетипов? Что они, архетипы?

Вернемся к арканам Таро.

Старшие арканы в большинстве серьезных колод – да, это те же архетипы. Младшие, по мнению Ольги Тарика, – мифологемы. Причем, по ее же мнению, колода Уэйта отличается тем, что в ней архетипы отражены и в Младших арканах.

С этим можно и соглашаться, и не соглашаться. Вопрос сложный.

Конечно, можно было бы принять, что в идеально выстроенной колоде Таро, да, действительно, в качестве архетипов как опорных точек внутреннего, врожденного восприятия мира, могут и должны выступать как Старшие, так и Младшие арканы.

Здесь, кажется, все понятно: существует прямое положение карты и перевернутое. Две половинки одного и того же архетипа.

Но как же быть с мифологемами? А вот мифологемы – это наши прочтения карт тех или иных арканов в аспектах. Т. е. если аркан Таро, во всяком случае Старший, может быть принятым как архетип, то мифологема – это то же что один из способов его интерпретации применительно к конкретному вопросу.

В этом случае должны существовать мифологемы разных порядков или уровней. Допустим, отдельный уровень – это привязка придворного аркана к одному или двум из Старших, а также привязки числовых арканов в домах Старших.

Более низкие уровни – это конкретные прочтения карт соответствующих арканов для разных случаев – прямо или перевернуто. Еще более низкий уровень – варьирование этих аспектов в зависимости от реальных ситуаций. И т. д.

Тайный, обнажающийся на практике скрытый символизм карты позволяет нам интуитивным путем угадывать, что именно на сей раз будет обозначать тот или иной аркан. Но, с другой стороны, пусть это выглядит странно или, наоборот, закономерно, каждое конкретное прочтение будет неминуемо притягивать и иные толкования, столь же конкретные. Это проявляется особенно ярко в том случае, когда мы анализируем большие расклады, как, например, «Пять крестов», рассчитанный на объективное исследование всего жизненного пути человека. Здесь мифологема сплетается с мифологемой.

Например, мы видим, что на каком-то этапе жизни данному человеку выпадает прямая карта Отшельника. Мы, вполне законно, можем утверждать, что:

      • этот период посвящен его формированию как личности;
      • это период большой внутренней работы;
      • это период основания своего дела;
      • это период неудач на любовном фронте, а также проблем в семье;
      • это период установления определенного равновесия в его организме;
      • в этот период он будет испытывать определенные проблемы в материальном плане, но на жизнь будет хватать…

И т. д.

Все эти мифологемы-аспекты, какая сильнее, а какая слабее, обязательно будут присутствовать в этом случае. Понять же, что для исследуемой личности будет на первом месте, а что попутно, помогут соседние арканы.

Мифологемы окутывают исходный архетип подобно тому, как кора оплетает ствол дерева. И более того, они, как соки, пронизывают ствол, а также способны проецироваться в окружающее пространство… и во взаимодействии находить подобные себе и работать с подобными себе в иных архетипах.

И вот что интересно. Поскольку мифологема предстает тем же символом, но в динамике, она способна преображаться и порождать себе подобные мифологемы. И кстати – себе подобные, но вовсе не обязательно идентичные, с точки зрения нашего реального мира.

В замечательной повести Ричарда Баха «Иллюзии» рассказчику дается задание: визуализировать в воображении любой предмет и заставить его появиться в реальности. «Голубое перо!» – говорит он. Некоторое время спустя он видит на упаковке товара наклейку: «изготовлено фирмой „Голубое перо“». То есть, появление собственно голубого пера как определенного предмета необязательно, хотя бы потому, что рассказчик не очень опытен в магии. Однако в его реальности появляется сходная мифологема.

Подобными сюжетными линиями буквально пестрит как фольклор, так и действительная жизнь. Вспомним знаменитое: «Примешь ты смерть от коня своего». Но как именно? От удара копытом? Может быть. Подхватишь ту же болезнь, что и конь? Может быть. Изопьешь, как Иванушка, из конского копытца? Почему бы и нет…

Набор мифологем здесь многообразен. Но лишь одна, наиболее приближенная к конечному архетипу (судьбы своей не минешь!), в конце концов приводит к предсказанному трагическому результату. И змея?мифологема вполне стохастически жалит предусмотрительного князя в ногу…

Это так же как в басне о смерти древнегреческого Эсхила, которому оракул предсказал, что он умрет от того, что на голову ему свалится тяжелый предмет. В тот день Эсхил с утра пораньше отправился в поле, уверенный в том, что в поле?то никакой предмет ему на голову с небес не упадет. Но вот казус: как раз в это время над ним пролетал орел, державший в когтях черепаху…

Примем: яснее, точнее, конкретнее ни волхв, ни оракул сказать просто не могли! Хотя, очевидно, и понимали – не одно, так другое! Как, кстати, и гадалка в случае сделанного в свое время предсказания всем известному автору сего стихотворения: «От белой головы, от белой лошади…».

Сей поворот мифологем, способность их конкретно пробиваться на первый план, оттесняя при этом другие, используется в магии. Возьмем, допустим, злосчастный аркан Повешенного.

Здесь можно перечислить ряд мифологем:

      • первая: опасная хроническая болезнь;
      • вторая: разорение;
      • третья: тюремное заключение;
      • четвертая: погруженность в творческую работу;
      • пятая: отчаянная влюбленность;
      • шестая: трудное и опасное путешествие;
      • седьмая: трудно протекающие беременность и роды…

И т. д., и т. п.

Но мифологемы, как говорилось выше (и в том их отличие от архетипов), способны:

      • сопутствовать друг другу;
      • перекликаться друг с другом;
      • отражать друг друга;
      • переплетаться друг с другом.[5]

Равновесность, равноправность, равнозначность, равновероятность поминутно проявляются в пляске мифологем.

II. Две стороны бытия

Карл Густав Юнг сравнивал факторы и аспекты официальной теории вероятности и факторы и аспекты собственной теории случайности с параллелями и меридианами на глобусе.

Да, принимаемая учеными система реальности, действительно – орел и решка, двоичная система, тут все в порядке. Но наряду с ней в действительности неотрывно присутствует, пересекаясь с первой в своих проявлениях, система иная, ирреальная – чего не воспринимают иные излишне материалистически мыслящие. Это та самая система, которую изучаем, а помимо того, пытаемся применить на практике мы, тарологи и арканологи.

Осмелюсь продолжить ее, как продолжил в колоде «РМР».[6]

Кристаллическая решетка, пусть она будет трехмерной. Первая из ее внутренних плоскостей или измерений – так называемый реальный мир (желтые карты в данной колоде). Наша повседневность. Вторая – мир ирреальный, мир, из которого исходит влияние архетипов как внешних, так и внутренних (красные карты, магия). И третья (синие карты) – наше осмысление сего влияния двух сил друг на друга, попытка вести себя адекватно и соответствуя событиям.

Как именно вести? Практики Таро подтвердят. Допустим, вы выложили на рабочий стол с десяток хорошо перемешанных колод. Очередную карту вы можете вынуть из той, с которой в данный момент работаете… да вот, подчас нет. Ваша рука почему-то потянулась и вытащила ее из совсем иной колоды. А главное, она как раз к месту и говорит вам верно!

Вы вошли в ритм, резонанс, вибрацию с великой случайностью. Что у Юнга называется термином синхронии или синхронистичности – в разных переводах по-разному.

III. Синхрония

Получается… что? А что получается?

Получается как в кино. Да, мы наблюдаем некоторое действо, игру актеров. Попутно предметы, обстановку, интерьер или пейзаж. Попутно обращаем внимание на условия – цвета, освещение, контрастность. Попутно – на звуки: музыку, перкуссию, эффекты…

Чем талантливее постановщик, тем более ярким и правдивым представляется действие. И действительно, почему? А потому что оно согласовывается с нашим личным, по большей части внутренним опытом восприятия действительности.

Различные мифологемы-проявления исходного архетипа-аркана (или их группы) следуют в резонанс друг с другом. «Беда одна не ходит», как и радость, кстати, тоже.

Наши приметы? Наши сны? Наши предчувствия? Т. е. те карты-арканы, которыми мы руководствуемся, порой принимая это за суеверия, а порой и реально убеждаемся, что они не имеют отношения к суевериям вовсе.

Особенное внимание Юнг обращал на необъяснимые совпадения. Случаев того – бесчисленное множество, хотя, разумеется, обращают на них внимание далеко не все.

Достаточно известный пример: фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, где в двух эпизодах появляется листок календаря с датой «25 декабря»; этот день в 1986 году стал последним в жизни режиссера.

В популярной литературе так и этак освещено достаточно большое количество подобных случаев. Здесь и непонятные переклички аспектов судеб президентов Линкольна и Кеннеди, литературного корабля «Титан» и жизненного «Титаника», необъяснимых совпадений в жизненных путях близнецов и т. д.

Синхрония, в той или иной степени, в том или ином проявлении, сопутствует каждому из нас.

Осмелюсь привести пример из собственной жизни. Я работаю над статьей о случайности в художественном произведении. В частности, размышляю над сугубо конкретным вопросом: к какому подразделению случайности отнести финальный эпизод из сказки про Красную Шапочку (там, где неизвестно откуда появляются дровосеки и дело завершается хэппи эндом). Попутно я вспоминаю, что пора бы сходить в «Связной» и заплатить за пользование Интернетом. Прерываю работу, иду, стою в очереди к терминалу. И вдруг за спиной кто-то тихо, но отчетливо произносит: «Красная Шапочка!» Вот, думаю, телепатия! Но оказывается, что в витрине неподалеку выставлен компакт-диск с этой сказкой, и следующий за мной по очереди просто вслух прочитал название.

Да, кстати, и телепатия как таковая. Становится ясным, что искать какие-то «телепатические лучи» есть занятие просто бессмысленное. Просто люди по каким-либо причинам настроены в единый ритм, «в синхрон» друг с другом.

И, разумеется, никак нельзя обойти вниманием работу любого гадальщика или предсказателя. Умение «войти в ритм великой случайности» – это обязательное условие качественной работы. Кстати, достаточно приемлемого результата может добиваться не только гадальщик-человек, но и гадальщик-программа компьютера, конечно, при достаточно квалифицированном ее составлении. Здесь, в частности, нередко используются, в качестве исходных источников случайности, так называемые трансцендентные числа – «пи», «е», «фи», корень из двух и т. д.

IV. Кластеры, паттерны, фракталы…

Вернемся немного назад. Вопрос о том, является ли Младший аркан архетипом или не является, равно и о том, сколько именно архетипов присутствует в нашей подсознательной психике, очевидно, следует пока отложить – до получения более точных результатов.[7]

Наряду с этим встает вопрос: каков же в более обширном рассмотрении сам вид, сама организация архетипов и мифологем? Как следует называть более крупные систематические единицы всей этой системы?

Здесь легче и за должной терминологией далеко ходить не надо.

Отдельный архетип, Старший аркан, есть ядро отдельной структуры, содержащей в себе два числовых (дом этого аркана) и один или два придворных. Т. е. образует структуру, в научной терминологии называемую таксономическим словом «кластер».

Множество кластеров, совокупность всех арканов образуют паттерн. Уточним, что в данном случае наш паттерн – это 24 Старших, 16 (или все же 32?) придворных и 40 числовых арканов Таро, плюс неисчислимое количество мифологем и их сочетаний.

Теперь три момента.

Первый. Почему мы решили, что Старшие должны идти строго в одном направлении? Не существует ли и «противотечения»? Вопрос пока до конца не проясненный, не исследованный и требующий этого исследования.

Второй, более понятный. Существует ли пресловутый 25-й Старший аркан?

Очевидно, что да, не может не существовать. Если круг 24 – это не просто замкнутый круг, но и паттерн как участок спирали, тогда 25-м Старшим арканом предстает Маг иного, возможно, более высокого уровня (уже иного паттерна). Тогда 26-й – это новая Жрица, 27-й – новая Императрица и т. д.

Хорошо.

Третий вопрос. А не контролирует ли каждый из витков этой спирали отдельный Старший аркан еще более высокого уровня? Т. е. один паттерн контролируется одним арканом, следующий – другим и т. д.

Далее. А если линия этой спирали сама по себе – тоже спираль?

А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль… А та спираль – тоже образует спираль…

И т. д. – до абсолютной бесконечности.

И более того – и в другую сторону, и вглубь. Вспомним, что каждый из Старших внутренне содержит в себе всю систему Старших, преломленную в определенном качестве. Стало быть, абсолютная бесконечность спиралей, состоящих из спиралей и образующих спирали, простирается не только наружу, но и внутрь. Правда, а что из них «внутрь»? Что «наружу»?

«Феликс Петрович, кончайте „крышу сносить“!!!» – слышу я как наяву чей-то молящий возглас. А я и не сношу. Я пытаюсь поставить на место…

Хотя, так и быть, давайте подойдем наконец к завершению этой главки, задача которой достаточно конкретна, а именно: просто представить читателю, с какой на самом деле сложнейшей и, пока, почти не изученной структурой мы имеем дело в Таро.

Множество паттернов образует так называемый фрактал. Фрактал – это образование, тело, система, каждая из структурных единиц которой устроена так же и по тому же принципу, что и все целое в совокупности. Примером фрактала может служить, например, куб, составленный из отдельных кубиков (а те – из кубиков еще меньших размеров и т. д.), тетраэдр – из меньших тетраэдров и т. п.

Это и есть та самая «кристаллическая решетка», в которой проистекают течения и взаимодействия между собой различных токов-мифологем.

Здесь мы, очевидно, имеем дело со спиральным фракталом. И эта гипер- или суперспираль обрисовывает равно как возможности развития и взаимодействия событий макрокосма вне нас, так и подобные им возможности проявления особенностей нашего мышления внутри нас.[8]

Синхрония между ними предоставляет нам возможность как предугадывать возможное течение событий, так и пытаться управлять ими. Что, разумеется, наглядно обрисовывает тот груз ответственности, который мы берем на себя, работая с арканами Таро.

V. Карма

Признаемся честно: признать, что в основу символики Таро положена, в частности, идея реинкарнации, довольно легко. Однако в тарологической практике то и дело перед нами встает неизбежный вопрос, суть которого вытекает из данной идеи.

Как нам быть с кармой? Что предопределено, хотя бы в этой жизни, а что нет? И как именно, в каком ракурсе, с какой именно силой и вероятностью предопределено или не предопределено?

Нередко случается встречать рекламные объявления типа «сниму карму». Это как? Т. е. вообще избавлю душу от всей кармы? Или избавлю от ее отрицательных аспектов? А если это пресловуто «отрицательное» влечет за собой положительное, тогда как быть? Как в притче о юноше, сломавшем ногу, из-за чего он не попал в армию и не погиб на поле сражения?

Сходятся на том, что существуют, возможно, некие кармические «пограничные столбики», бродя меж которыми человеческая душа еще в силах что-то изменить, но рано или поздно она придет к этапу, который закономерно поставит перед нею определенный вопрос или испытание. Этап, где и практика гадания, и практика предсказания дадут один и тот же ответ.

Очень трагичный, но поучительный пример: безутешная мать, буквально на глазах которой погиб ребенок. Она винит себя: «Я должна была, я не успела…» Задаем вопрос: а сколько бы прожил этот ребенок, если бы?.. Ответ карт: не более недели. Задаем еще вопрос: а если бы в этом случае… то сколько? Ответ: не более двух дней. И т. д. И выходит, что матери винить себя не за что и что эта трагическая кончина была предопределена свыше. И именно кармой.

Вопросы, связанные с кармой, нам еще разбирать и разбирать. Мы пока еще очень невежественны в этом вопросе. Что, согласитесь, порой ощутимо сказывается на нашей практике. В конце концов, кверент требует от нас сугубо прямого ответа, а мы отвечаем уклончиво и не в силах разобраться, что в его жизни кармично, а что не особо или вовсе не кармично. Что в его жизни действительно предопределено, что – в меньшей степени, а что – и совсем нет…

Давайте уйдем от прямолинейного понимания кармы-предопределенности как набора неминуемых испытаний в прохождении одной-единственной душой одной-единственной жизни. А также от заблуждения, согласно которому душа воплощается в новом теле строго в будущем времени.

Перед нами стоит огромное количество вопросов.

      • Да, конечно, карма может быть непосредственно кармой данной души (идущей от предыдущего воплощения, особенностей жизни, рода занятий и т. д.).
      • Но нельзя сбрасывать со счетов и более глобальные аспекты: карма семьи, рода, социума, социальной группы или касты, страны или земли, профессии и рода занятий, национальности и этноса, религии, эпохи…
      • Карма может быть перераспределенной между участниками одной социальной ячейки: семьи, рабочего коллектива, организации и т. д. А как влияют на ее отработку нынешние условия, например, пребывание в определенной социальной среде? Как быть, в частности, с возможностью переноса кармы с человека на человека?
      • Именно человеком ли был в предыдущем воплощении ваш конкретный исследуемый? Не был ли он (а если и был, то сколько воплощений?), например, животным, растением, камнем и т. д.?[9] И почему?
      • Нарабатывается ли карма вне физического тела? Например, в тот период, когда душа еще не воплощена в новом теле?
      • Есть ли карма совмещения духовного и материального в жизни, мышлении, поступках человека? А карма его характера, мировоззрения, привычек, обычаев?
      • Карма может зависеть от особенностей здоровья или нездоровья? Как быть с кармой физического тела? – Болезни, суицид, травмы, вредные привычки, любовные и сексуальные отношения, особенности появления на свет, продолжительность жизни, причина смерти, пол…
      • А как быть с кармой конкретно духа и конкретно души?
      • Данная душа перевоплотилась из одного ли тела-воплощения?
      • Эти воплощения были направлены только ли в будущее? А может и в прошлое? Тогда на какой период времени в прошлое? А не могло ли быть случаем, что душа пребывала (или пребывает) в одном и том же (хотя бы и примерно) промежутке времени в разных телах?[10]
      • Карма эта была наработана в течение одной, двух или многих жизней? А как быть с этой жизнью? А витки кармы в предыдущих и этой жизнях?
      • Что есть кармические задачи? И кармические испытания?
      • Отсюда: существует так называемый Путь дхармы, т. е. возможностей наилучшей отработки кармы путем поиска и нахождения истинного применения своим врожденным талантам и способностям. Того, что мы именуем предназначением человека в жизни. Как быть с этим, весьма немаловажным, аспектом?
      • Существуют также вероятности вмешательства в карму. Это, например, магические или колдовские влияния, случаи вмешательства высших сил (белая и черная карты), а также попытки коррекции собственно кармы. В новейшем Таро «РМР» о вмешательстве в карму со стороны высших сил говорят арканы Анимус и Анима.

Попробуем проанализировать эту проблему с точки зрения гематрии «Русского Алфавитного Таро». Напомню, здесь каждой букве слова придан определенный числовой индекс (реже – более одного), соответствующий ее символической привязке к определенному Старшему аркану и его порядковому номеру.[11]

Например. Что есть карма?

Карма = 10 + 1 + 16 + 12 + 1 = 40.
Такое же значение набирают слова рок (16 + 14 + 10) и горе (4 + 14 + 16 + 6).
Наказание ли карма (как и рок – не всегда плохо, да и горе – не всегда горе)?
Наказание = 62.
Непохоже… Тогда, может быть она – например, долг?
Долг = 34.
Нет, не долг или не совсем долг. Тогда программа?
Программа = 91.
Индекс 91 – также индекс слова «я». То, да не то!
Задание = 43 = Жизнь.
Похоже.
Задача = 20.
Не то, не совсем то…
План = 40;
След = 40;
Врата = 40;
В мир = 40.
Хорошо,
Карма человека = 95; а с нею:
Изреченное; мир как книга; символ духа; человек как Бог; Жезл Гермеса; кристалл и т. д. = 95.

Посему вывод напрашивается сам собой.

Карма есть следствие наших предыдущих воплощений, в особенности поступков. И здесь не видится ничего необычного: что сеяли, то и пожинаем. Уже в этой жизни мы, хотим того или нет, но готовим карму жизни последующей. Очередная серия нашего бесконечного фильма (или часть бесконечной книги) имеет исток в серии предыдущей. Просто?

VI. Подведем предварительные итоги

А, собственно, чему подводить итоги? Хотя бы и предварительные?

Итог, как мне видится, здесь один: мы еще очень и очень мало разбираемся в той поистине вселенской структуре Таро, в ее статике и динамике, с которой имеем дело. Мы можем сколько угодно сетовать на эпоху пресловутого воинствующего материализма, бранить оккультное учение с его недосказанностями и заморочками и даже в кулуарах незаслуженно поругивать церковь – дескать, и сами не вошли, и другим путь заказали…

Все это не снимает с нас нашей прямой задачи, а именно: не удовлетворяясь сведениями, полученными из популярных брошюрок, активно и всесторонне исследовать тот тончайший и сложнейший по своей структуре предмет, то удивительное явление, с которым мы, арканологи-тарологи, в силу нашей профессии имеем дело.

Основы этого исследования закладываются уже сейчас, и это радует. По крайней мере, в нем ныне участвуют не только просто практики-тарологи, но и астрологи, и психологи, и символисты, и мифологи. В России появляется все больше колод карт Таро, разработанных не просто наспех, как это порой бывало в 90-е, но с глубокой и обоснованной проработкой как самой их тематики в целом, так и закономерных значений каждой карты в отдельности.

Ответственность! Эрудированность! Внимание к деталям! Обоснованность заявлений! Объективность в выводах! И ни в коем случае – не спешка и не уход от проблем. Нам необходим, в конце концов, выверенный рабочий инструмент. Нам необходима наука как для его создания, так и для верного его использования на практике.

Удач вам и успехов в ваших поисках и находках!

Феликс Эльдемуров, президент Российского Таро-Клуба


 [1] Современная арканология как наука», альманах «Таро-Клуб».

[2] Как вариант: мифологемы могут быть сходны в истолковании, способны с разных сторон обрисовывать одно и то же явление, перекликаться, дополнять друг друга и пр. Например, общее понятие расставания по-разному обрисовывают прямые уэйтовские Пятерка Кубков, Восьмерка Кубков, Шестерка Мечей и т. д.

[3] См. в этой связи: «Символы как отображения фрагментов „компьютерной программы“ мироздания», сб. «Арканология. Старшие арканы Таро», М., «Энигма», 2011.

[4] Эпический герой народов Северного Кавказа – нарт-богатырь Сын Камня. Где-то он именуется Сослан, где-то – Созырко, а где-то – Сосруко. Причем где-то Сослан и Созырко – это два отдельных героя, а Сыном Камня является лишь Сослан, а где-то – герой (Сосруко) один и двойник у него отсутствует.

[5] Какой?нибудь маг?умничка возьмет да и провертит все эти мифологемочки, да так, чтобы конкретному кверенту выпало именно то, что для него в данный период жизни наиболее удобно. И наоборот, вот ведь беда, при неряшливой, неквалифицированной работе мы не можем гарантировать отсутствие того же переплетения и взаимного влияния. И, вполне возможно, что будет наш бедняга за растрату отбывать срок в долговой яме, безнадежно влюбленный в кого-то на воле. И строчащий в ее адрес душещипательные строчки. Истинное чувство, разумеется, возвышает человека, но…

[6] Psychology-Magic Professional.

[7] Впрочем, а почему мы решили, что архетипы как таковые полностью равноценны друг другу? Почему не может быть архетипов первого, второго и т. д. порядков?

[8] В связи с этим вспоминается шумерско-аккадский миф о богине Инанне (Иштар), похитившей у высшего Бога Энки «мэ» – свод мировых законов, по которым боги управляли Вселенной, и подарившей его людям (вспомним, в частности, миф о Прометее). У людей появилась способность мыслить как боги, то есть проявилось внутреннее мышление, они обрели способность работать со случайностными аспектами мироздания!

[9] Встречаются, например, случаи, когда в предыдущей жизни человек был художественным образом в литературе или образом на картине художника. Это наводит на мысль о том, что душа способна прийти в мир, даже формируясь в каналах восприятия других людей. Вспомним миф о Галатее и Пигмалионе. Так ли случаен этот сюжет?

[10] Это, например, можно сказать о двойниках одного и того же человека. Или о двойниках животных, например, кошек. Быть может, поверье о том, что у кошки девять жизней, не так далеко от истины?

[11] См. «Арканология», т. I.