Бецалэль Ариэли
Люди, далекие от эзотерики, и в особенности от использования Таро, обычно не понимают, откуда у практикующих тарологов возникает столько доверия к информации, полученной с помощью карт. Многим практика карточных раскладов видится суеверием или сознательным обманом, поскольку известные законы физического мира ее не объясняют. Кажется, что в этом процессе карты выпадают совершенно случайно. Почему же тогда они должны содержать ответ для вопрошающего, да и вообще что-либо значить?
Чтобы преодолеть такое непонимание, нужно в первую очередь осознать, что карты – это не источник информации, а лишь язык, на котором она формулируется. В обиходе, общаясь с тарологами, можно услышать такие выражения как «посоветоваться с картами» или «посмотреть, что скажут карты». Может сложиться впечатление, будто карты являются самостоятельными существами, которые могут что-то сказать или выразить свои собственные мысли по любому поводу. И именно такой наивный взгляд вызывает острую критику со стороны скептиков.
В действительности мы не можем расчитывать на то, чтобы куски пластика или бумаги вели с человеком сознательную беседу. Так с кем или с чем стремится вступить в контакт таролог, берущий в руки любимую колоду?
Ответ на это не покажется столь сложным, если вспомнить о том, что человек – существо многоплановое. Каждый из нас обладает различными уровнями души, отражающими разные стремления и способности. Если использовать язык Каббалы, можно выделить пять основных психических уровней:
- «Нефеш» представляет ту часть в человеке, которая живет инстинктами и стремится к сохранению физического организма и удовлетворению его потребностей.
- «Руах» – это часть, отвечающая за социальные устремления и эмоции, проявляющиеся между людьми.
- «Нешама» устремлена к познанию и раскрытию новых истин.
- «Хая» отвечает за творческие способности человека. Благодаря этому уровню души он уже начинает уподобляться Богу, проявляющему себя в мироздании через акт творения.
- «Ехида» является наиболее скрытым и неуловимым внутренним ядром души. Она устремлена к слиянию с Богом. Мы никогда не видим ее действие в человеке в чистом виде, но можем заметить ее лишь опосредованно – в том, как она действует через другие уровни.
Все эти духовные части составляют единое целое в живом человеке, однако они также могут вести себя и вполне автономно. Нередко конфликты, раздирающие человека изнутри, коренятся в разности векторов отдельных частей его души. Каждая из них происходит со своего плана бытия, или из своего мира, как называют их каббалисты (больше информации об уровнях души и мирах можно получить из уроков наших учебных курсов; см. «Душа и миры»).
На тонком плане находятся все предметы и существа нашего мира в потенциальном и непроявленном состоянии. Можно сказать, что объекты и события материального мира – это лишь ветви, растущие из своих духовных корней в более высоких мирах. И через различные уровни своей души человек оказывается сам связан с этими мирами, из которых может черпать информацию.
Схожая концепция представлена парцуфами Каббалы. Каждый парцуф – это отдельная субличность или ипостась, присутствующая в человеке. Парцуфы имеют свои образы, а в классических трудах по Каббале приводятся их подробные красочные описания. К примеру, высший парцуф представлен в образе старца с длинной седой бородой и светлым лицом, который видит наперед все, что должно произойти. Возможно, именно поэтому его называют «Арих Анпин», что в переводе означает «долготерпеливый»[1]. Поскольку он от начала уже знает исход всего, ему некуда спешить и не о чем беспокоиться.
В каждом из нас живет такой мудрый старец. И в каждый момент он готов подать человеку свой совет, подсказать ему, что ожидает его в будущем, и как лучше себя повести. Проблема в том, что большинство из нас не слышит этого голоса. Иногда – в моменты, когда мы рискуем совершить нечто такое, что резко пошатнет наш духовный статус, – голос высших парцуфов проявляется в виде совести, которая удерживает нас от неблаговидного поступка. Но в более обыденных ситуациях человек остается глух и невосприимчив к даруемой ему свыше информации. Даже пожелав ее услышать, он рискует остаться без ответа или, начав получать информацию, слишком увлечься собственными мыслями, окрашенными в эгоистические интересы, и неверно ее интерпретировать.
Вот здесь-то и приходит на помощь язык, позволяющий структурировать получаемую от высших парцуфов информацию, а затем объяснить ее самому себе, опираясь на понятия своего земного разума.
Таким языком теоретически может выступить что угодно. Каждый вправе сам придумать и изобрести для себя этот язык. Поскольку речь идет об общении человека с его же собственной душой, любое условное соглашение будет принято, и наш высший парцуф заговорит с нами посредством тех сигналов, какие мы сами ему предложим.
На этом основано огромное множество мантических техник. Сюда можно отнести и карты, и руны, и применение маятника, и различные доски, используемые для спиритических сеансов, а также техники, основанные на непроизвольном подергивании различных мышц, на ощущениях в теле и т. д. Вам достаточно «договориться» со своими высшими уровнями души о том, что ощущение тепла в руке, например, будет означать положительный ответ, а ощущение холода – отрицательный. В первое время это может и не сработать, но если вы будете настойчивы, вам удастся «приучить» свою душу к диалогу по этим правилам.
Однако важно понимать, что не все языки одинаково хороши. В общении с собеседником человеку было бы трудно высказывать глубокие мысли, если бы в его распоряжении имелся язык, состоящий всего из нескольких слов. Отвечая только «да» или «нет», мы можем потратить катастрофически много времени, пытаясь подвести собеседника к понимаю того, что хотели бы ему передать. И наоборот, богатый язык с большим словарным запасом, с многозначными словами, позволяющими передавать не только базовые концепции, но и различные тонкие смысловые оттенки, наделяет человека способностью выражать самые сложные идеи.
Вот почему для общения со своей душой так важно позаботиться о том, чтобы язык, на котором вы получаете от нее информацию, был качественным и богатым. Система Таро фактически является одним из лучших языков для этой цели среди всего, что известно человечеству. Она достаточно многообразна, если говорить о количестве выразительных средств в ней, но что еще более важно – каждый аркан является глубоким и многоплановым. С помощью одной и той же карты можно указать как на определенный предмет или явление, так и на идею, принцип, силу или качество. Фактически, отдельная карта в колоде Таро похожа скорее не на слово в современном языке, а на иероглиф, хотя даже такое сравнение нельзя назвать точным.
Именно такой язык, каждый элемент которого можно понять на разных уровнях, лучше всего подходит для общения с душой. Тот самый «мудрый старец», о котором шла речь выше, не всегда будет давать четкий и однозначный ответ. Ведь часто такой прямой ответ повредил бы человеку, не позволив ему пройти необходимый жизненный опыт. Человек должен пребывать в течение своей земной жизни в относительном сокрытии истины, зная лишь то, что поможет ему реализоваться на данном этапе. Поэтому «мудрый старец» часто изъясняется намеками. Он дает информацию в такой форме, что поверхностный взгляд на нее выявит лишь некоторые аспекты, причем не самые важные. Но чем больше мы в нее всматриваемся, тем глубже начинаем понимать то, что имелось в виду.
Общение с душой и с духовным миром вообще неизбежно идет на языке символов. К таким выводам пришла и аналитическая психология, тогда как мистика всегда исходила из этого. Символ многозначен и на каждом уровне проникновения в его тайну может быть интерпретирован по-новому. При этом ни одну из интерпретаций нельзя назвать ложной – в своем контексте она несет некоторую правду.
Тем не менее, для практического использования Таро остается открытым вопрос: насколько точно мы способны интерпретировать расклады карт? Можно ли полагаться на то, что на языке этой глубокой символической системы в данный момент прозвучало именно то, что мы из нее поняли?
Конечно же, ответ на это во многом зависит от навыков и профессионализма каждого конкретного таролога. Специалист, умеющий вести общение с духовным миром на языке Таро, способен стать каналом, через который обратившийся к нему получит ясную и надежную информацию. Однако в действительности этот процесс требует более внимательного рассмотрения: существуют вопросы, на которые получить ответы легко, тогда как с другими риск ошибиться оказывается слишком высок. Эта тема разбирается в статье «На какие вопросы отвечает Таро».
На какие вопросы отвечает Таро
Колода Таро является универсальным языком, на котором человек общается с высшими уровнями своей души (или своими высшими «ипостасями» - парцуфами). Они владеют практически любой информацией, поскольку в тех мирах, где они пребывают, находятся причины, или духовные корни, всех вещей и явлений нашего мира. Мастера Оккультной Науки говорили, что знание обо всем записано в астральном свете, который взаимодействует с нервной системой человека, и который он может читать посредством своего «прозрачного» воображения. Карты Таро, как и различные другие символические системы, призваны облегчить этот процесс и не дать человеку запутаться в потоке образов и форм.
В статье «Таро как язык общения» говорилось о том, откуда и посредством чего к тарологу приходит информация. Теперь займемся другой важной темой: как, протягивая руку к картам, следует формулировать свои вопросы? И на какие вопросы человек способен получить четкие ответы от своих высших начал с помощью Таро, а на какие нет?
Человек притягивает информацию с высших планов своей волей. Поэтому перед раскладом Таро запрос должен быть сформулирован максимально четко. Это, пожалуй, является ключевым фактором, определяющим эффективность всего, что будет сделано далее. Отсутствие ясного запроса сделает выпадающие карты случайными и мало что значащими. Смутно понятый вопрос произведет такой же смутный ответ. Если же вопрос, пусть даже четкий и ясный, не является актуальным для вопрошающего, то есть за ним не стоит реальной воли, карты покажут несерьезный ответ.
Оккультная Наука относит такие техники, как расклады Таро, к категории «жребиев». В отличие от гадания по приметам, когда человек толкует явления, которые он не вызывал, в случае жребиев сам вопрошающий создает «явление», а затем его интерпретирует. Генрих Корнелий Агриппа пишет об использовании жребиев следующее[2]: «Поэтому всякий, кто действует посредством жребиев, должен приступать к этому с уравновешенным умом, не обеспокоенный, не отвлеченный, но с сильным желанием, твердым размышлением и непреклонным намерением узнать то, чего он желает». Действительно, без твердой воли карты Таро (как и любой жребий) не откроют взыскующему никакой истины.
Беря в руки колоду, первым делом убедитесь, что ваш запрос актуален для вас, и что отношение к нему вполне серьезное. Затем его надлежит разбить на ряд отдельных частных вопросов, по каждому из которых на стол ляжет одна карта. Начинающим здесь могут помочь шаблонные расклады, приводящиеся в учебниках по Таро (о некоторых простых раскладах, используемых классиками Оккультизма, рассказано в статье «Таро. Традиционные расклады»), однако уже после короткого периода удачных опытов практикующий придет к собственным импровизациям.
Можно ли получить ответ с помощью Таро на любые вопросы или только на какие-то особенные?
Теоретически, можно попытаться работать с любыми вопросами и вообще с информацией любого рода. Однако опыт показывает, что не все вопросы одинаково хорошо отражаются в раскладах. Связано это с тем, что образы и символы, изображенные на картах, легко интерпретируются применительно к определенным темам, тогда как с другими темами их можно связать лишь искусственно и с большой натяжкой. В итоге душа человека, посылающая ему ответы, затрудняется выразить себя на таком языке по вопросам, для которых он плохо подходит. И хотя Таро – язык весьма универсальный и, пожалуй, лучший или один из лучших среди прочих, он тоже имеет определенный набор ограничений.
Лучше всего Таро помогает в случае вопросов о различных проектах и деятельности, а также – о личных отношениях между людьми. К примеру, вы хотите открыть предприятие, заключить сделку или устроиться на новую должность. Перед вами несколько вариантов того, как именно поступить, кого привлечь в партнеры, какие поставить условия и т. д. Расклад на эту тему может быть большим и комплексным: он будет включать вас, других людей, задействованных в проекте, их отношения с вами, ту роль, которую каждый из них сыграет в будущем, и то, как это отразится на успехе проекта. Точно так же расклад Таро может отлично отразить ситуацию в семье – роли каждого из ее членов, их отношения и то, как они себя поведут. Вместо семьи это может быть некоторый коллектив – трудовой, дружеский, творческий или какой-либо еще. В случае планирования деятельности можно отразить разные модели поведения, следствия принятия того или иного решения.
Все эти вопросы, как правило, актуальны для любого человека на любом жизненном этапе. Вот почему карты Таро оказываются верным помощником и советником (не будем, впрочем, забывать, что советуют не сами карты, а высшие начала человека – его парцуфы – обладающие естественным ясновидением, которые используют карты как язык, чтобы донести информацию).
С другой стороны, многие специфические области отражаются в Таро не столь эффективно. Сюда можно отнести медицинскую тематику. Если на вопрос «Как человек будет себя чувствовать?» мы еще можем ожидать достоверного ответа, то вопросы типа «Какой орган у него болит?» или «Какое лекарство ему использовать?» не приведут ни к чему. Дело в том, что ни на одной из карт вы не увидите изображения отдельных органов или лекарств. В случае использования такого языка, как Таро, для подобных вопросов высший парцуф начинает посылать иносказательные намеки, которые каким-то немыслимым образом оказываются связаны с выпадающими картами.
Например, Тройка Мечей в колоде Уэйта может обозначать, что болезнь связана с сердцем. Но поскольку, кроме этой карты, практически ни одна другая не несет на себе изображения органов, то нашей душе не остается возможности указать на болезнь других частей тела. Следовательно, если болит не сердце, а что-то другое, по принципу наибольшей смысловой близости может снова выпасть именно Тройка Мечей. Значит, получая ее в раскладе на здоровье, мы не можем быть уверены, что речь идет именно о болезни сердца – это может быть любая болезнь или даже просто сигнал о страдании от любой причины.
Из этой ситуации может быть несколько выходов.
- Использовать специализированную колоду. Как известно, существуют сотни, если не тысячи, различных колод Таро. Все они имеют схожую структуру, однако каждый аркан в них передается по-разному. Особенно это касается младших арканов, для которых автор колоды может легко назначить свои концепции. Существуют колоды, специально созданные для раскладов на определенные темы. К примеру, «Таро Манары» считается эффективным инструментом по вопросам любовных отношений, а «Таро Гномов» – для раскладов на финансы и бизнес. Точно так же можно найти (или создать!) отдельную колоду для вопросов, которые в более традиционных колодах просматриваются слабо. Ничто не помешало бы отдельному автору, поставь он перед собой такую цель, проиллюстрировать каждый аркан в духе медицинской тематики, и тогда его колода могла бы хорошо справляться с подобными запросами.
- Мысленно назначить картам необходимые смыслы. Даже такая колода, в которой образы арканов никак не передают желательные для нас значения, может быть «перепрограммирована» самим тарологом. Для этого ему необходимо утвердить в собственном сознании привязки арканов к тем вариантам, из которых могут быть составлены ответы по его запросам. Например, можно связать каждый из арканов с определенным органом, болезнью или лекарством, а затем прочитывать получившийся расклад как медицинский диагноз или рекомендацию. Сделать это можно, теоретически, даже если ничто в образе аркана не указывает на то значение, которое вы ему присваиваете. Как уже говорилось в другой статье, Таро – это конвенция между обыденным сознанием человека и его высшим парцуфом, и договориться по поводу значения карт можно как угодно.
Тем не менее, гораздо разумнее привязывать новые смыслы к арканам не случайным образом, а опираясь на глубокое понимание их свойств. Если усвоить ключевой принцип каждого аркана, можно спроецировать его в ту область, в которой вы хотите разобраться, и посмотреть, как этот принцип там проявится. К примеру, если аркан «Императрица» означает плодотворность, порождение и материнство, то в случае расклада на болезни он может означать проблемы с зачатием или детородными органами и т. д. Конечно, и при таком подходе очень многое будет по-прежнему зависеть от личных взглядов каждого таролога. На карте «Повешенный» изображен мужчина, привязанный за ногу и висящий вниз головой. Будет ли он в раскладе на здоровье означать травму ноги или нарушение вестибулярного аппарата? А может, он будет указывать на общее состояние беспомощности и зависимости от других, что характерно для этого аркана в целом? Или же это укажет на проблемы эмбриона в период беременности, поскольку веревку «Повешенного» многие тарологи интерпретируют как пуповину, которой зародыш прикреплен к организму матери? Как уже сказано, большинство колод Таро не очень подходят для медицинских вопросов, поэтому определенная доля сомнения в них может сохраняться всегда.
- Получать ответы путем перечисления вариантов. Несмотря на то, что конкретных медицинских значений на картах мы не видим, все же они помогают увидеть благополучное или ущербное состояние. Если нас интересует, к примеру, какое принимать лекарство, мы можем не искать сами лекарства в картах, но задавать отдельный вопрос по каждому лекарству, которое гипотетически могло бы помочь. И карты будут показывать, как его применение отразится на организме.
В этом случае арканы прочитываются более естественным образом, без всяких искусственных привязок. Однако минус такого метода состоит в том, что вместо одного придется задать много вопросов. А если о каком-то лекарстве мы забыли и не спросили, то карты уже никак не подскажут нам вспомнить о нем.
Во всех рассмотренных методах медицинский вопрос служил всего лишь одним из возможных примеров. Такие же проблемы возникнут во всех случаях, где речь идет о каком-то специфическом наборе объектов. Спросите, например, какое блюдо вам подадут на встрече в ресторане или какого динозавра вы увидите в музее, и вы попадете в аналогичную ситуацию – прочесть полученный с помощью карт ответ будет крайне затруднительно.
Если рассматривать карты Таро, становится очевидно, что на большинстве из них изображены люди. Действительно, это язык людей и отвечает он лучше всего на самые «человеческие» вопросы. Социальные роли, отношения, модели поведения, реакции на определенные события, личные качества, добродетели и пороки, прибыль и убытки, поездки, интересы и устремления, работа и отдых – все это и многое другое отлично раскрывается перед вопрошающим на языке Таро.
Фактически, несмотря на определенные ограничения, этот предсказательный инструмент способен спасти человека от обмана или ошибки в бизнесе, от неудачного вложения средств, от заключения невыгодных сделок или завязывания бесперспективных отношений. И напротив, с его же помощью можно выбрать для себя надежных деловых или любовных партнеров, правильную стратегию в управлении проектами, наилучшую роль в коллективе и т. д.
Особенно интересно наблюдать, как с помощью Таро открываются ответы на вопросы о творчестве, искусстве, научных или философских поисках. Здесь каждый аркан проявляется своей наиболее возвышенной стороной. Вместо людей мы видим идеи, художественные стили и жанры, интеллектуальные концепции. Как утверждают мастера Оккультизма, за каждым арканом стоит определенный вид энергии, который работает во всем, что существует в мире. Творческие личности от природы наделены наиболее тонким чутьем, и получая в ответ на свой запрос тот или иной аркан, они начинают улавливать его энергию, а затем на ее волне сами совершают открытия в своем творчестве.
[1] Дословно «Арих Анпин» переводится как «длинное лицо». Однако в Торе это выражение означало «долготерпеливый». Впервые оно встречается в книге Шмот (34:6), где Моше просит Бога простить сынов Израиля за грех золотого тельца. Обращаясь к Богу таким именем, человек призывает Его терпеливо отнестись к злу и не спешить с наказанием. В книге Зоар парцуф Арих Анпин имеет также еще одно имя – Атик Йомин (буквально «Древний днями»). Однако последующие каббалисты провели тонкое различение между этими двумя именами, выявив их как две отдельные ипостаси. Обычно оба парцуфа (Арих Анпин и Атик Йомин) соотносят с высшей сфирой – Кетер.
[2] «Оккультная Философия», книга 3, глава 52.
--------------------------------------------
Бецалэль Ариэли
Блог автора - ШКОЛА КАББАЛЫ И ЭЗОТЕРИЗМА