Андрей Жандр
ИНТЕРВЬЮ
Иланы Сазановой
Het Monster -
под этим эзотерическим
именем его узнал российский
читатель в 1991 году
И.С. - Здравствуйте, Андрей! Сегодня мы вспоминаем недавно ушедшего от нас Евгения Николаевича Колесова, с которым оба были хорошо знакомы. Человека гениального и оставившего большой след в российской эзотерике.
А.Ж. - Да, в память об Евгении Николаевиче Колесове - Het Monster - под этим эзотерическим именем его узнал российский читатель в 1991 году, когда вышла его книга «Азбука Таро» и к которой была приложена замечательная колода Таро-93, созданная Людмилой Каражбей, которая была, я так понимаю, его близким другом и партнером из города Красноярска. Вот собственно говоря книга «Азбука Таро» и эта колода - это и есть начало ренесанса Серебряного века российской эзотерики, которая примерно в это же время на рубеже 90-х годов XIX века возрождалась, составляя одно из базовых направлений русской культуры, потому что эзотерика всегда является стержнем любой культуры. Но как очень правильно отметил Еремей Парнов в своей книге «Под крылом Люцифера» о русском Серебряном веке, то, что было после, это приблизительно то же, что есть и сейчас в 10-х годах XXI века.
Итак, эзотерика, в котором Евгений Николаевич был не только Мастером, это величайшая фигура не только в эзотерике и культуре, но и в целом в интеллектуале, потому что, как мне видится, он был последним истинным как российским интеллектуалом, так и немецким, потому что представить в каком языке он больше состоялся: в русском или немецком - это сказать сложно. То есть это действительно величайшая фигура того интеллектуала, который как возродился в тот Серебряный век XIX столетия, в ХХ веке в его книгах, в его литературе, в его стихах, так и была им представлена со всем величием гения эзотерики и культуры, так и со всеми сложностями и проблемами. Поэтому, да, именно с этой книги («Азбука Таро» - прим. автора???) действительно начался ренесанс эзотерики как стержневого элемента любой культуры, если мы говорим об эзотерике, об оккультизме, о герметизме, о герметических науках. Почему такая связь? Можно на самом деле посмотреть на классификацию оккультных дисциплин, которая была издана в середине XIX века, вот в это издание эзотерических дисциплин встроено внешнее здание науки и культуры. Вот в этом и есть заслуга Евгения Николаевича Колесова, потому что само по себе возрождение российской школы Таро, представленное российским клубом Анны Котельниковой, во многом состоялось именно благодаря Евгению Николаевичу Колесову. Евгений Николаевич и Анна Анательевна сделали этот проект. Это прекрасный научный процесс по становлению мастеров, по знакомству с миром того, чем является настоящая эзотерика и чем является настоящее Таро.
Его книга «13 врат эзотерики» является замечательной комбинацией в той публичной части в работе с эзотерикой и с оккультизмом.
И.С. - Вы в принципе положительно оцениваете влияние Е.Н. Колесова на всю культуру российского инстеблишмента, но я его роль вижу намного шире, чем просто культурный пласт. Если мы будем говорить о более тонких планах, например, астральном и ментальном, то ведь Евгений Николаевич умел ментально перенастраивать людей в сторону позитива, в сторону добра, в сторону пребывания в удовольствии, потому что он сам себя называл гедонистом. И с другой стороны, он менял мысли людей, цитируя Дао де Дзин «Бездействием действует мудрец», чтобы даже люди, которые занимались у него на занятиях, мыслью не убивали другую мысль другого человека. Вот такой у меня ответный спич вам.
А.Ж. - В целом мы говорим об эзотерике и экзотерике, то есть мы говорим о видимом и невидимом, потому как на самом деле, то, о чем вы сейчас, Илана, говорите, это естественно продолжает и развивает тот тезис, с которого я позволил себе начать. Потому что всегда подлинная видимость предполагает подлинное в невидимом. И именно как раз подлинное внутри и создает достойную форму, ибо все то, что прожурчало по поверхности, оно же на самом деле не имеет того содержания.
И.С. - Давайте вернемся к воспоминаниям об Евгении Николаевиче.
А.Ж. - Да, разговор именно о том, кем с моей точки зрения был и останется Евгений Николаевич Колесов. Кстати, к нему неприложима форма был. Преложима только форма настоящего времени - есть, потому что при жизни войти в антологию российской поэзии и как переводчик, и как автор, в этом, конечно, уникальное явление Колесова Евгений Николаевича, потому что он знал практически все европейские языки.
И.С. - Да, это конечно, меня всегда поражало.
А.Ж. - Да! Его способность переходить с одного языка на другой, и самое главное, что тот томик вьетнамской поэзии, который он мне показал незадолго до нашей последней встречи, я был искренне удивлен, что и вьетнамский язык тоже у него присутствует среди языков. Для меня это был культурный шок. Меня сложно удивить, как любого Скорпиона, но тем не менее это удивило даже меня! Потому что та легкость, с которой он переходил с языка на язык, это меня восхищало и поражало. Когда у человека есть феноменальное владение языком, у человека есть владение культурными контентами, которые стоят за тем или иным языком. Вхождение в подлинный культурный контент, он создает величайшее с точки зрения ноосферы, коллективного бессознательного в личности человека. Именно поэтому Евгений Николаевич Колесов - он именно есть. Там нет понятия был или будет, но есть его личность и фигура, и поэтому я как раз с того и начал, что российская эзотерика, а вместе с нею и культура, возродилась через его книгу «Азбука Таро», через его статьи, через его взгляд на мир Таро.
Другой аспект. Гений всегда характеризуется своей невероятной противоречивостью. Вот как, скажем, Герд Циглер, официальный наследник школы Кроули, человек, который написал совершенно блистательную книгу «Таро - зеркало души». Там произошел очень любопытный анекдот, когда в первой части он описывает карты колоды Кроули, во второй части дает интерпретации исключительно по колоде Уэйта. Но то же самое было и Евгения Николаевича, то есть Колесов создал вот эту самую колоду, при этом считая себя развитием Кроули, а проадаптировать наследие Уэйта, повторюсь. что в режиме реального времени было сделано Гердом Циглером по законам синхронизма Юнга.
И.С. - Разрешите вставить свои пять копеек!
А.Ж. - Конечно!
И.С. - Лично мне Евгений Николаевич жаловался, что колода получилась неудачной, и что художник Людмила Каражбей делала эти карты по его описанию заочно. И я поняла так, что он уже увидел колоду, когда она уже была издана, то есть заранее уже вот этих согласованных сюжетов не было. Более того, год издания колоды 1991, а на коробочке написано - 93. Но число 93 - это не что иное как гематрия (числовое значение букв) слова Thelema, что в переводе с греческого означает "воля", того самого философско-мистического направления, которое развивал сам Кроули. То есть такой вот мостик есть. Я согласна с тем, что колоде Таро-93 перепевы из Райдера-Уэйта, но лично мне эта колода интересна тем, что эта колода легкая, певучая и очень разговорчивая. Вот мне, как практику, это кажется большим плюсом. Художественной ценности, я вам честно скажу, в ней не увидела. Да, эта колода есть в моем арсенале, но может быть оценка самого Евгения Николаевича, как колоды неудачной, каким-то образом проецировалась на мне. Но то, что увидели вы, а именно адаптацию колоды на восточно-европейского потребителя, и в этом ее уникально, соглашусь и не соглашусь. Это вопрос весьма дискуссионный.
А.Ж. - Ну это естественно, что люди, живущие в мире Таро, живут в одной из четырех традиций. У нас есть север-юг-запад-восток. Да и само слово Таро из четырех букв. И у нас есть четыре архетипические колоды: Таро Висконти, Марсельское Таро, Таро Райдера-Уэйта и Таро Кроули. Как в психологии есть четыре взгляда: обращение к личности, обращение к семье, обращение к государству и обращение к обществу. Поэтому есть четыре точки солнца, есть четыре взгляда, есть четыре подхода и так далее. Поэтому адепты всегда будут восхвалять именно какое-то одно направление по четырем школам, которые были и перечислены. Потому что мир состоит из мужчин, женщин, детей и андрогинов. Важно через эту формализацию понимать какого направления сам человек. На всех наших встречах с Евгением Николаевичем, а первая встреча произошла в марте 2003 года в Санкт-Петербурге в легендарном центре Сурена Гургеновича, который много лет функционировал возле Нарвских ворот, и тогда же у нас с ним были мастер-классы на очередном конгрессе тарологов, и устроители в перерыве познакомили нас. Тогда мы договорились через месяц встретиться на Дне рождении у Евгения Николаевича и законектиться поближе. Мы выдержали эту с ним договоренность, и 30 апреля 2003 года я в первый раз приехал к нему в гости в Солнечногорск на его день рождения. Ну вот и так примерно 5 лет мы встречались. Встречи были достаточно частые. Я приезжал к нему в гости, он ко мне в Петербург. Наши встречи бывали по 2-3 дня, и мы в наших замечательных диалогах про эзотерику, за философия и за многие-многие темы. Я тогда ему говорил: «Евгений Николаевич! Ваша колода прекрасна! Больше вам спасибо не только за вашу книгу «Азбука Таро», но и за колоду». Да, он говорил примерно то же самое, что пересказываете вы, а ему пытался объяснить. что иногда люди делают шедевры и сами после этого от них открещиваются, и не видят той глубины, который несет их шедевр. Восприятие каждого субъективно. Я хотел уточнить, что колоды таро не должны нести в себе художественную ценность. Разве можно сказать, что Марсельское Таро или Старомарсельское Таро несет в себе художественную ценность? Колоды Таро должны представлять ценность коннекта. Коннекта именно с пространством мантики. Потому что мантические техники - это именно распознавание того, что происходит в слове подсознания человека, также, как вся теория прогнозирования землетрясений и извержений вулканов - это та же работа с мантикой. Там они работают с мантикой физической, мы же работаем с мантикой символической. Да, очень часто люди, делающие какие-то замечательные вещи, не всегда видят и понимают их значимость.
И.С. - Мне лично Евгений Николаевич говорил, что он - инкарнация Кроули. Как вы к этому относились? Как это все это в нем вмещалось?
А.Ж. - У нас с Евгением Николаевич Солнце в оппозиции, потому как день рождение у него 30 апреля, а у меня 25 ноября и абсолютная оппозиция Марсов. У нас был с ним пакт о ненападении, и мы понимали, что если в каком-то вопросе мы расходились во мнениях, то мы плавно не трогали эту тему, потому что я уважая его другую строну личности, как к Коту (Колесов Е.Н. - Кот по китайскому гороскопу - прим. автора), а кот - это всегда магическое существо. Не случайно кот Бегемот у Булгакова говорит: «Предупреждаю, я кот - существо магическое, которое трогать нельзя!» Они же с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым родились рядом (Колесов - 30 апреля, а Булгаков - 3 мая), поэтому у них так много в жизни гедонизма, потому что те столы, которые мы с ним делали - это были шикарные столы. Наши с ним выезды на Карельский перешеек, на озера, ночные купания, среди этих невероятных персонажей, которые все там в этих озерах по ночам оживали, наши с ним беседы там же о магии, о той стороне, поэтому его натура кота, которая всегда близка к миру духов, потому что любой кот живет именно в мире духов. Тот же Булгаков - Кот по году рождения, что и Колесов. И по этой причине, что и Булгаков на протяжении 15 лет пишет от «Копыта инженера» до «Мастера и Маргарита», так и Евгений Николаевич занимается Кроули. Я об этом не раз Евгению Николаевичу говорил. Но Евгений Николаевич плавно обходил эти темы, которые я ставил под вопрос. Я понимал, что для Кота - это психологически нормально. Наш диалог с ним в силу определенных обстоятельств прервался в феврале 2008 года.
И.С. - Да, я кошек в самом деле люблю, но только я большая кошка, а вот магический девиз у Евгения Николаевича был «Льва узнаешь по когтям», потому что у него АСЦ был во Льве. Да, действительно, эта кошачья вкрадчивость, дипломатия, внешняя мягкость, скрывала внутреннюю жесткость. Но тем не менее, мы, как две кошки, друг друга понимали. Для меня Колесов был Звездой. Путеводной Звездой. Как в XVII Аркане. Конечно, он был для меня и Учителем, и Мастером. Познакомилась я с ним 1996 году в Екатеринбурге, а в последний раз видела его в мае 2016 года. Он мне дал мощный пинок в кроулианство, за что ему большое спасибо. Колесов был противоречив.
А.Ж. - А какой Кот в сочетании с Тельцом не противоречив? Посмотрите на того же Булгакова, который тоже Кот-Телец? Феномен Евгения Николаевича Колесова возможно понять через феномен Михаила Афанасьевича Булгакова, то есть у них абсолютно аутентичные структуры. У них даже в образе много общего. И в том же стиле жизни, и в организации жизни.
-----------------------------------------
12 октября 1917,
Рига-Москва