С Президентом российского Таро-Клуба,
Гранд-мастером Таро Феликсом Эльдемуровым
беседует заместитель главного редактора
«Хроник Таро etc.» Елена Юдина
Елена Юдина: – Феликс Петрович, давайте поговорим об истоках. Как «начинался» российский Таро-Клуб? Кто стоял у его истоков? Какие цели ставили перед собой его основатели?
Феликс Эльдемуров: – В начале своей работы в ВШКА (Высшая школа классической астрологии – прим. ред.) я познакомился с очень интересным человеком – Ириной Поволоцкой. Поводом послужила моя статья под названием «Таро и три мушкетёра», опубликованная во второй половине 1990-х гг. в журнале «Наука и религия». Ирина ее прочла и, сочтя, что здесь приводится всем давно известная информация, написала ответную статью в газете «Астролог». Подискутировав на тему авторства, мы в итоге познакомились и начали общаться на тему Таро.
В конце апреля 1999 г. она неожиданно мне позвонила и спросила: «Феликс Петрович, а вы в курсе, что Анна Котельникова собирает некий Таро-Клуб? Не хотите ли присоединиться?» Я созвонился с Анной Анатольевной, и меня пригласили.
ЕЮ: – Интересно, чему было посвящено самое первое заседание? Можете вспомнить?
ФЭ: – Первое заседание у нас было на Балчуге в мае 1999 г. Там присутствовало человек десять, мы беседовали на разные темы, проводили медитацию.
После этого встречались, чтобы понять, кто мы такие и чем будем заниматься. Сошлись на том, что необходимо организовывать совместные встречи. Тогда уже вошло в обиход понятие «таролог». Надо было найти какое-нибудь место или центр, где можно было бы обмениваться опытом. А тогда, на протяжении всего этого подготовительного периода, Таро-Клуб существовал преимущественно виртуально в виде веб-сайта.
В то время я жил на Беговой и под осень нашёл неподалёку оздоровительный центр «Парацельс», известный тем, что там регулярно организовывали встречи с экстрасенсами и психологами; а потом и меня часто туда приглашали разложить карты.
В самом начале работы Клуба к нам приходили люди, которых мы даже не знали. Это был, прежде всего, клуб по интересам. Но потом мы поняли, что этого мало.
ЕЮ: – Захотелось чего-то большего? Или обстоятельства вынудили искать новые формы работы?
ФЭ – Наша деятельность не приносила никакого дохода, а нужно было оплачивать аренду помещения. Решили эти встречи прекратить и поискать новое место. После длительных поисков была найдена редакция газеты «Астролог», где у нас и началась по-настоящему профессиональная деятельность.
В начале 2000-х гг. было принято важное решение организовать клубные, в том числе учебные, занятия. Мы разместили объявление в сети интернет, в ВШКА, и первые группы начали потихоньку собираться. Тогда ещё не было ни программ, ни Устава Клуба. Я преподавал Старшие Арканы, начинал занятия – по теории, по истории, по практике, потом подхватывали другие. Наши ряды стали шириться.
Пришла Эльза Хапатнюковская, пришёл Алексей Лобанов, пришла Татьяна Нехаева, которой, к сожалению, уже год с нами нет... Это был замечательный человек, отличная гадалка, к которой я всегда отсылал проблемных клиентов, потому что она умела их приструнить. Пришёл Дмитрий Орлов. Потихоньку у нас сформировалась какое-то сообщество.
Стали проводить ежемесячные заседания Таро-Клуба по разным темам. Начали образовываться связи с другими городами – мы ездили в Одессу, в Прибалтику, в Омск. Появились связь с украинским издательством «София», которое в 2000 г. издало незабвенный Альманах Таро-Клуба.
ЕЮ: – Какие задачи вы тогда ставили перед собой?
ФЭ: – Мы ставили перед собой четыре основные цели: общение, обучение, исследование, работа.
Начало 2000-х – «золотой век» Таро-Клуба.
Анна Анатольевна Котельникова – первый человек, который начал размещать тарологов по магазинам и другим площадкам. Первыми стали два магазина «Путь к себе» (на Белорусской и на Новокузнецкой), потом – «Белые Облака». Мы получили гарантированную работу. Сначала было очень тяжело – поток клиентов достигал двадцати человек в день.
Полным ходом шли занятия и консультации по принципу ОБС – «одна бабушка сказала»: вовсю работало «сарафанное радио».
Иногда через Клуб проходило около десяти групп за один учебный год.
И тут случилась трагедия – болезнь Анны Анатольевны, продлившаяся немногим больше года. Напоследок она с мужем съездила во Францию, посетила могилы Марии Ленорман и Папюса. Через несколько месяцев её не стало.
Вообще это был очень сложный и страшный период. Ушла Анна Анатольевна. В феврале 2009-го умер Хайо Байнцхаф, с которым я тоже был знаком. Примерно в то же время погиб мой друг, первый директор ВШКА Николай Камильевич Страчук.
Попутно и в прессе, и на телевидении пошла волна нападок на тарологов со стороны представителей РПЦ. Незадолго до этого прекратились заседания Таро-Клуба, вероятно, по причине болезни Анны Анатольевны.
ЕЮ: – А когда стали появляться альтернативные центры и школы, обучавшие Таро? Помню, что когда я пришла в Таро-Клуб в начале «нулевых», таких школ ещё не было.
ФЭ: – Была ВШКА, школа Елены Аноповой, школа Сергея Ключникова (известного нумеролога) и ряд мелких объединений. Крупных аналогов не было, но они потихоньку вырастали, и не только в Москве, но и в других городах.
ЕЮ: – Что же произошло потом, после ухода Анны Анатольевны?
ФЭ: – Анна Анатольевна была уникальным человеком. Ведь это именно благодаря ей появилось такое понятие, как XXIV Аркан.
Когда я посчитал дату её рождения[1], то стал сомневаться, что это VI Аркан – «Влюблённые».
Люди XXIV Аркана – это VI Аркан снаружи и XVI или XX внутри. Это замечательные организаторы, они всё держат под контролем: и общение, и финансы, и политику. Но как только они уходят, всё начинает рушиться.
После ухода Анны Анатольевны осталась куча неосуществлённых проектов, в том числе проект по приданию Таро-Клубу статуса официальной организации. Занятия прекратились, за несколько месяцев не было собрано ни одной группы. В конце концов, было созвано очередное заседание Клуба, на котором я был выбран его новым Президентом.
ЕЮ: – Тяжело пришлось в новом качестве?
ФЭ: – Всё пришлось делать с нуля, не имея базы данных, материалов, а уж о легализации Таро-Клуба и говорить не приходилось. На это было затрачено очень много времени и сил, но ничего не вышло. Продолжали работать по инерции, заново договаривались с магазинами.
К тому времени уже началось сотрудничество с «Солнечным ветром» – магазином эзотерических товаров, где можно проводить и консультации, и занятия в малых группах.
Кризис продлился пару лет. Потом мы организовали собственный сайт, за что спасибо Константину Шувалову и Татьяне Бородиной, которая и по сей день мужественно справляется с гигантской нагрузкой по управлению сайтом Клуба. Снова начались занятия при магазине «Белые Облака» и в других местах.
ЕЮ: – Что было самым важным для Вас как для нового Президента?
ФЭ: – Я как Президент поставил задачу: сохранить отряд как боевую единицу, потому что у нас уникальные специалисты, которые умеют не только гадать, но и обучать. Ведь буквально через пару недель после смерти Анны Анатольевны все мы стали получать письма с предложениями о работе в различных центрах. Появилась угроза распада Таро-Клуба. В этих условиях мы договорились: каждый может выбирать место работы, но ядро Клуба должно остаться нерушимым. Будем поддерживать связь, периодически встречаться. Все эти и многие другие профессиональные и этические принципы прописаны в Уставе, который я сам лично оформил.
Немалую роль в развитии Клуба сыграло моё знакомство с Анной Симоновой, главой «Ларца Таро». Оказывается, она меня знала по занятиям в ВШКА. При личной встрече у нас родилась идея обобщения результатов моих исследований, публикации всех моих знаний в одном томе. Анна Симонова помогла нам с издательской работой. Стартовали проекты, которые очень долго ждали своей реализации – книги по «Таро Гномов» Алексея Лобанова и Татьяны Бородиной, по колоде «Симболон» Нины Фроловой и др.
И сегодня Таро-Клуб – это сформировавшееся за долгие годы ядро и те, кто с нами активно сотрудничает, связан общими делами и проектами.
ЕЮ: – А что принципиально нового появилось в Таро-Клубе за последние десять лет?
ФЭ: – Наша принципиальная позиция заключается в том, что каждый член Клуба может вести занятия от имени Клуба или от себя лично, договорившись с каким-то центром или школой, возможно, в другом городе. Например, у нас хорошие связи со школой Татьяны Миловидовой в Ростове-на-Дону.
Организуются занятия Клуба, семинары, которые проводятся в режиме онлайн. За счёт этого наша аудитория стала намного шире и теперь включает слушателей не только в России, но и за рубежом.
Кроме того, мы занимаемся не только практикой, но и наукой Таро. Продолжаются исследования в наших творческих лабораториях. У нас возникает много новых тем, мы стараемся участвовать во всех крупных фестивалях и других мероприятиях, посвящённых Таро и смежным дисциплинам.
ЕЮ: – Кому нужен Таро-Клуб сегодня? Чем он привлекателен для Таро-сообщества?
ФЭ: – Наши неоспоримые преимущества – это охват аудитории, большое количество материалов и статей, размещённых на сайте Клуба, широчайший спектр предложений по обучению на курсах Таро и различных оракулов.
Мы свободно ориентируемся практически в любых направлениях, мы универсалы: руны, Таро, Ленорман, другие мантические системы.
И со времён основания у нас преподаётся не только традиция Уэйта, но и французская система, которую привнёс я.
Изначально мы договорились, что вселенная Таро необъятна, и в ней найдётся место для всех систем взглядов. Разные мнения – это стимул для развития, мы поощряем наших слушателей знакомиться с разными точками зрения и на основе своего опыта формировать собственную.
Порой ученик может задать такой вопрос, который способен ввести в замешательство опытного мастера. А в результате – новое направление в исследованиях, мысль, идея, новая глава в книгу. И это замечательно, нельзя ограничивать свободу мнения.
ЕЮ: – Творческие и административные планы: чем Клуб порадует в 2017 году?
ФЭ: – Наши планы – жить, работать, развиваться в выбранных направлениях. В частности, расширять список вебинаров. Мы ведём занятия, приёмы, просветительскую работу. Продвигаем субкультуру Таро, укрепляем связи – междугородние и международные. Очень полезны фестивали, на которых можно встретиться и пообщаться с коллегами, наметить совместные проекты. Я, например, уверен, что нас ожидает долгое и плодотворное сотрудничество с журналом «Хроники Таро».
Чего мы не намечаем?
Мы не намечаем создания «всеобщих» ассоциаций. Время показало, что это невозможно. Образовалось множество школ, с которыми можно и нужно сотрудничать, но всех подвести под одну гребёнку и расположиться сверху – трон зашатается. К сожалению, такие недальновидные идеи периодически возникают.
Сегодняшняя структурная подвижность разных эзотерических организаций – это очень хорошо. Но если поставить кого-то во главе и попытаться создать некий режим управления, то мы превратимся в подобие секты.
Мы сотрудничаем, ездим друг к другу в гости, пишем книги. Вот такому сотрудничеству, которое всем будет только на пользу, мы всегда открыты.
Будем объединяться по интересам, будем обмениваться информацией. Когда мы начинали, не у всех были компьютер и доступ к интернету, поэтому многие даже не подозревали о существовании профессиональных сообществ тарологов. А теперь ко мне приезжают люди из Австралии и говорят, что о нас там знают благодаря нашему сайту и активности в соцсетях.
ЕЮ: – На что могут рассчитывать те, кто только начинает свой путь в Таро и ничего не знает о Таро-Клубе? Как Клуб может помочь новичкам? Чем заинтересовать?
ФЭ: – Прежде всего, обучением! Причём и я, и мои коллеги ведём курсы с нуля. И, слава Богу, приходят люди, которые действительно готовы учиться с нуля, у них мозги ещё не зашорены. А то иногда появляются, например, знатоки Атлантиды, которые утверждают, что «она помещалась посередине Атлантического океана…» Мне такие знатоки не нужны.
А бывает, приходит человек и говорит: «Я читал вашу книгу, там есть пара опечаток, например, там написано «Эней и Медея», а правильно «Ясон и Медея». Молодец!!! Я люблю с такими людьми работать, они, как правило, любят учиться, это наши потенциальные коллеги и наше продолжение – ведь все мы не вечны.
В наши дни наиболее интенсивно субкультура Таро развивается именно на постсоветском пространстве. Москва, Питер, Самара, Ростов, подтягивается Минск, Украина…
Пару лет назад в «Солнечный Ветер» пришёл немец и спрашивает: «У вас тут, наверно, музей Таро?» Мы говорим: «Нет, просто магазин» – «А сколько наименований карт?» – «Да немного, около 700». – «Сколько???»
Видели бы вы его глаза!
ЕЮ: – Феликс Петрович, расскажите, пожалуйста, свою любимую историю из практики.
ФЭ: – История про XIII Аркан «Смерть». Сижу в «Солнечном ветре», работаю. Под вечер приходит парень, одет с иголочки, в руках огромный букет цветов, идёт на свидание.
Счастливый и в то же время взволнованный. Спрашивает, как всё пройдёт. Я сделал расклад, и вдруг в итоге выходят Арканы «Башня» и «Смерть».
ЕЮ: – Он остался жив?!
ФЭ: – Я ему говорю: «Давайте посмотрим дополнительно, чем всё закончится?» Выпадает прямая «Сила». Всё хорошо!
Но вот «Башня» и «Смерть» меня насторожили, потому что это гремучее сочетание. Я ему говорю: «Вы там только не поссорьтесь, а при случае зайдите, расскажите, как всё прошло».
Спустя несколько дней он вернулся и рассказывает: «Я был очень тихий, мирный, всё прошло замечательно, только вот, придя к девушке, увидел, что у неё сидит соседка, а соседка – парикмахер. Они мне сказали, что негоже приходить на свидание с такими патлами, и подстригли меня».
Соседка – неожиданность («Башня»), а «Смерть» – стрижка, то есть «неожиданная стрижка» получилась.
У этой истории было продолжение. Один из моих друзей, которому нужно было срочно посмотреть его дела на работе, попросил меня с ним пересечься хотя бы в парке на скамеечке. Сидим, я ему раскладываю карты, вдруг мимо идут две девушки и спрашивают: «Ой, это у вас карты Таро? А можете угадать, кто мы по профессии?» Вытаскиваю наугад – карта «Смерть». Говорю: «Парикмахеры!» Девушки просто остолбенели. Вот с тех пор я знаю, что карта «Смерть» означает визит к парикмахеру.
ЕЮ: – Ваша любимая колода?
ФЭ: – «Таро счастливой звезды», разумеется (смеётся).
ЕЮ: – Я тоже её очень люблю, сейчас много на ней работаю, она просто замечательная!
ФЭ: – А раньше я работал на разных колодах. Сначала это были только Старшие Арканы: Папюс, Вирт, Марсель. Потом, когда для меня открылись и Младшие Арканы, стал работать на Таро Уэйта и Памелы Колман-Смит.
Ну, а теперь работаю на «Таро Счастливой звезды». Она замечательна тем, что требуется гораздо меньше дополнительных вопросов. Обычно приходится долго выяснять, что и с чем связано. А здесь всё сразу ясно и наглядно. Уходит гораздо меньше времени и сил.
ЕЮ: – Ну, и, разумеется, пожелания читателям журнала «Хроники Таро» от Президента Таро-Клуба.
ФЭ: – Я бы сказал так: развивать себя. И, как ни странно, в первую очередь подтягивать не базу данных – потому что база данных будет пополняться постоянно, – а подтягивать свой собственный скептицизм. Здравый скептицизм по отношению к тому, что пишут; формировать своё собственное мнение; опираться на свой собственный опыт, переосмысливать его всякий раз.
Не бояться трудностей. Если возникает заминка, то она возникает не просто так, она обращает внимание на те места, где у нас имеются информационные прорехи.
И обязательно развиваться самостоятельно. Не останавливаться, потому что наш путь – это путь в горах по осыпи: идёшь по ней, а она всё время ускользает из-под ног. Пока ты идёшь, у тебя есть шанс достичь вершины. Но если ты остановился, сразу же поедешь вниз. Вот этого допускать нельзя!
Необходимо постоянное саморазвитие и, простите, постоянный вопрос: «А не дурак ли я?» Всё подвергайте сомнению, правильно Сократ говорил. Это нужно и начинающим, и так называемым «профессионалам».
Ведь, по сути, все мы – вечные начинающие. Вдруг через много лет практики открывается очередная грань Таро – а в Таро мы знаем, дай Бог, 5% от того, что должны бы знать, – и опять мы у истоков пути. Это естественный процесс, как рождение нового ребёнка, и этого не надо бояться!
[1] Авторская методика расчёта даты рождения относительно Старших Арканов Таро представлена в книге Ф.Эльдемурова «Арканология. Старшие Арканы Таро. Аспекты истолкований и соответствий». (М.: Авваллон, 2014 г.)