Вражда и зверство в Таро
Ольна Лемберг
Кто о чем, а я, как всегда, о Таро.
Собственно, карт, явно символизирующих ненависть как эмоцию, как характеристику отношений между кем-то и кем-то/чем-то, в Таро нет. Хотя, например, вся масть мечей показывает ситуации, порожденные неприязнью, нахождение участников по разные стороны, конфликты, разрывы и крушения.
В ряду Старших Арканов даже традиционно считающиеся неблагоприятными, негативными Башня, Дьявол, Висельник, Смерть все же не содержат в ряду толкований именно ненависти. Божий гнев, обрушивающийся на людей с неба на XVI-м Аркане, безнадежность положения персонажа на XII-м, бесстрастные замахи косой героини XIII-го… все это скорее о неизбежных реалиях жизни, чем о человеческих чувствах. Ну и в природе, надо понимать, отношения хищника и жертвы или соперников за территорию обитания обусловлены основными инстинктами, а не эмоциями. Это людям свойственно приписывать зверям свои, чисто человеческие мотивации. На то и Бестиарий.
Есть среди Старших Арканов в Таро один, ближе всего подбирающийся к мотиву именно ненависти. Это XI-й (иногда VIII-й – с легкой руки Артура Уэйта, стремившегося строго подчинить порядок счета Арканов зодиакальным соответствиям) Аркан – Сила. В колодах с традиционной образностью на нем всегда изображен человек, борющийся со зверем, чаще всего со львом. Изначально изображался некий мужчина – то ли библейский Самсон, то ли античный Геракл (рис. 1)[1] - эти герои нечувствительно сливались в аллегорических рядах Ренессанса; позже, начиная с Марсельского Таро, а потом и в самой распространенной колоде Райдера-Уэйта-Смит, с львом стала управляться женщина (рис. 2). Обычно она то ли сжимает пасть льва, мешая ему кусаться, то ли разрывает; в новейшие времена появились варианты: то героиня ведет льва на поводке, то побуждает по-цирковому прыгать сквозь кольцо, то поглаживает, как любимого кота, то отдыхает под его охраной, и зверь, надо понимать, давно уже укрощен, приручен и приспособлен к жизни с хозяйкой (рис.3-6)…
Среди распространенных значений карты – борьба, жаркая любовная страсть, отвага, активность, действие, власть, триумф, а также некая «внутреннюю готовность противостоять нынешним и грядущим испытаниям»; силовой спорт, телесная крепость и хороший иммунитет; даже ветеринария, охотоведение и тому подобные виды работ со зверями. Авторы времен господства философии ньюэйджа приписывают Силе значения гармонии, баланса между чувствами и разумом, победу добра, установление лада…
Однако основным и истинным смыслом этой карты остается конфликт – другое дело, внешний или внутренний. (По первому положению, помнится, карта однажды в моей практике обозначила ситуацию, когда клиентке пришел штраф за неправильную парковку, а она написала протест в ГИБДД и в результате выиграла спор). Во втором случае карта толкуется в том смысле, что лев – символ инстинктивной, природной, именно звериной составляющей человеческой натуры, потому те художники, что следуют классическим канонам, его рисуют красным, а женщина в белых одеждах – воплощение разума, воли, основанной на трезвом видении ситуации и мира вообще. И в идеале конфликт низшей и высшей, животной и человеческой половин должен разрешаться в пользу более высокой составляющей, оканчиваться победой добродетели и морали над слепыми силами природы и врожденными недостатками и грешностью человека[2]. Однако характерно, что животное начало воплощает лев, традиционно являющий собой символ силы, ярости, но и благородства – все же Царь зверей, а не какое-либо более «скотское » существо. (В современных колодах – а их к нынешнему моменту начитывают около 5000 – вместо льва рисуют и быков, и кабанов, и драконов, но в любом случае мощных, грозных, неукротимых зверей.) Но не могу в этой связи не показать очаровательную вариацию этого Аркана из колоды Таро Белых кошек – воистину «льву не быть живому, страшнее кошки зверя нет» (рис. 7). Лев, побеждаемый ловкой кошкой, вряд ли испытывает добрые чувства и симпатию к более мелкому зверю, скорее всего, его обуревают как раз как минимум, досада, а как максимум именно ненависть; просто ситуация в данный момент не в пользу льва.
Так вот, оставив в стороне все «примирительные» толкования этой карты, обратимся к теме конфликта и эмоций, его вызвавших и сопровождающих.
Существует среди прочих колода Таро «Звериное царство» (Animal Lords Tarot, выпущена в 2003 г.), где все персонажи являют собой, говоря современным языком, фурри (англ. furry – пушистый, меховой) – сказочных антропоморфных зверей. Они пользуются вполне человеческими инструментами, живут в домах, попадают в чисто человеческие ситуации, но при этом сохраняют приметы своей природы (при работе с этими картами мне большим подспорьем стал классический труд А. Брема). Авторы колоды с большим остроумием облачили в звериные шкуры человеческие ситуации, а природные свойства зверей возвели до архетипов.
Аркан Силы в этой колоде показывает поединок мангуста с коброй[3] (рис.8). И очевидно, что тут близко не ожидается никакой гармонии, любовной страсти, примирения. Грызун и змея – природные враги, и даже в очеловеченном виде сражаются насмерть. Каменистое плато без единого зеленого живого кустика, дым извергающихся вулканов, снующие под ногами поединщиков саламандры – духи огня… пространство карты дышит агрессией, непримиримостью и да, ненавистью. Если толковать именно эту карту по правилам, то мангуст, скорее всего, воплощает в себе более «животное» грубое начало, он идет к цели самым прямым и конкретным путем, пытается схватить противника за горло и придушить. мея же, обвивая ноги соперника, между которыми расширяется трещина в скале, готовится провести элегантную рассчитанную подсечку. Похоже, что именно хладнокровная кобра тут выступает как символ разума или по крайней сере интеллектуального начала. Как ни посмотри, а исход схватки на этой карте непредсказуем, противники равно исполнены ненависти друг к другу, а в драке, говорят, побеждает не самый сильный, а самый злой. Так что силы пока что равны.
Авторы колоды очень удачно подобрали персонажей для этой карты. Мотивы благородного соперничества, гармонии, обретаемой в равном поединке, тут совершенно излишни. Бой идет всерьез, до чьей-то гибели, а победа выжившего будет абсолютной.
Так именно изображение на карте, именно звери – персонажи Аркана – проясняют его смысл, дают наиболее верное толкование, очищают исконное значение карты от утешительных оттенков новейших времен. Герой с палицей, наповал уложивший льва на картах времен Возрождения, тоже не церемонился и не заморачивался психологическими изысками.
VIII-й Аркан – это конфликт, агрессия, силовые методы достижения цели. И ненависть как чувство и мотив совершенно естественно вписывается в этот смысловой ряд.
[1] В настоящее время чаще всего используется реконструкция карт, сделанная А. Атанасовым.
[2] См. Кузнецова-Фетисова Л. Таро Висконти. М., 2018. С. 41.
[3] Художник – Пьетро Аллиго.