ДЕТЕКТИВ-ТАРО
«Что ж ты, фраер, сдал назад?
Не по масти я тебе.
Ты смотри в мои глаза,
Брось трепаться о судьбе...»
(Песня «Фраер». Михаил Круг)
Чтобы осмыслить совершенное преступление, понять, как и почему оно произошло, необходимо определиться, какого рода ситуацией является преступление в принципе. Казалось бы, тут все довольно просто и однозначно. Преступление является пере- ступлением через некую черту.
Эта черта – закон.
Однако жизнь, которую мы видим наяву и которая отражается в картах Таро, редко совпадает с юридическим взглядом на норму.
С точки зрения юридической нормы, укравшего кусочек хлеба Жана Вальжана нужно сдать в полицейский участок, а на отца, если он попадает под статью раскулачивания, нужно, по примеру пионера Морозова, донести властям. Возмущение, которое охватывает обычного человека при осмыслении подобных правил, с полной очевидностью говорит об обратном. Эти правила искусственны, оторваны от жизни. Соответственно, и мы, анализируя по картам преступление, должны учитывать некие другие механизмы и системы норм, которые определяют поведение всех причастных к преступлению лиц.
Закономерно, что именно преступность и дает нам ту систему, которая прекрасно организует наш взгляд на живые нормы.
Это система так называемых «понятий». Выражение «жить по понятиям» в последнее десятилетие довольно часто стали употреблять в медиа-среде, остро чувствующей реальность. При этом лозунги о вреде «жизни по понятиям» и призыве «жизни по законам» являются, в сущности, пустой патетикой. Прикрывающей единственное однозначное преступление – беспредел тех людей, у которых нет «понятий» внутри, но которые при этом внешне прикрыты «законом».
«Понятия» являются неписанными нормами жесткой, честной жизни на выживание, они формировались десятилетиями, сбалансированы, а потому интуитивно понятны каждому.
Любопытно, что в криминальном мире им противостоят ложные, «чертячьи понятия», нацеленные на паразитизм одного человека за счет другого. Манипулятора, который выживает за счет уверенной позиции в XV Аркане, на зоне называют тоже весьма характерно – «змей».
Чтобы одолеть в споре «зэка-змея», который может притянуть что угодно по понятиям к своему интересу и выставить любого другого виноватым, бывалые «сидельцы» дают гениальный «солнечный» совет – потребовать упростить мысль до предела. Поскольку понятия происходят от слова «понятно», то объяснение по понятиям должно быть ясно даже ребенку.
В воровском жаргоне, как и в словаре таролога, одно из центральных понятие «масти». Не проводя специальной параллели между воровскими и карточными мастями, отметим, что жизнь в рамках пространства своей масти является для криминального мира строго регламентированной. Нарушение регламента – переход черты, преступление.
У каждой масти в Таро также есть своя «зона» и свой предел, за которым начинается «преступление». Очень часто именно такое преступление черты в масти карт и отражает критические точки ситуаций, которые выливаются в воровство, грабеж, убийство и иные деяния, попадающие тем или другим углом под статью УК или нарушение человеческих понятий о «правилах».
Другими словами, мысль, действие, чувство «не по масти» – маркер проблемы и перспективный след, по которому нужно идти, стремясь распутать хитросплетения дела.
В этом смысле, прежде чем приступить к толкованию карт по позициям, стоит «предъявить» к раскладу общий «спрос» «по понятиям». По своей ли он масти? А затем, фигурально выражаясь, «спросить по понятиям» с каждой карты.
Ответ будет получить не сложно. Все мы интуитивно и без всякого, как это говорят зэки, «ментовского словоблудия» понимаем, что тема любовных отношений не должна выходить за пределы Кубков, спортивного соревнования – за пределы Посохов, а, скажем, рабочего взаимодействия – за пределы Пентаклей. Так же, как мы понимаем интуитивно и то, что, скажем, отец троих детей, оставившей семью ради нового молодого тела, или «мусорок» из песни Круга, предавший любовь своей возлюбленной, являются по своей жизненной сути преступниками. Даже если они грамотно «треплются о судьбе» и «чертовски правы» по закону. В большинстве случаев не юридический, а именно жизненный «беспредел» «по понятиям» и является для проблемной ситуации системообразующим.