Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Сначала мы учились проживать каждый Аркан

 Нина Фролова

Ее знает и любит не одно поколение учеников и духовных последователей из разных уголков нашей страны и из разных точек дальнего и ближнего зарубежья.
Как можно узнать на официальной интернет-странице российского Таро-Клуба,
ее санньясинское имя Ма Дхъян Премал дословно означает «Женщина, любящая медитацию».

Итак, сегодняшняя героиня традиционного «интервью с корифеями» – Гранд-мастер Таро НИНА ФРОЛОВА. 

Интервьюер Е.Юдина 

Елена Юдина: – Нина Макаровна, каким образом состоялось ваше знакомство с Таро-Клубом?

Нина Фролова: – Я пришла в Таро-Клуб в августе 2001 г. На V-й Международной астрологической конференции «Уран в Водолее: Мир и Астрология в новом тысячелетии», которая состоялась в Москве в сентябре 2000 г. Анна Котельникова выступала и приглашала публику к участию. Но у меня в силу личных обстоятельств сразу это сделать не получилось.

А летом 2001 г. позвонил Евгений Николаевич Колесов и говорит: «Тут одни очень симпатичные ребята начинают работать в «Пути к себе» на Белорусской, и они ищут людей, которые могли бы заниматься консультациями. Не хотите ли попробовать?»

Вот я и пошла попробовать, и до сих пор остаюсь здесь. И вот тогда я уже пришла в Клуб.

ЕЮ: – А с чего вообще начались Ваши занятия Таро?

НФ: – Я начала заниматься Таро… но не картами. В начале девяностых я жила в Кишинёве и попала в одну интересную компанию, где однажды кто-то сказал: «Вот приедут из Питера мастера и будут «проводить Арканы». Кто-то спрашивает: «А что такое Арканы?» Что это такое, не знал никто, но все мы дружно туда отправились.

Была ещё одна причина, по которой я решила сходить на эту встречу. Коллега, у которого мы интересовались, что такое Арканы, ответил, что это «всё и обо всём». А я тогда была очень учёная дама, работала в Академии наук, занималась молекулярной биологией, поэтому спросила: «А что, с помощью Арканов можно и про поведение макромолекул узнать?» И он важно сказал: «Да!»

Это был порыв! А занятие тогда вели Виктория Рогозова и ее наставник Григорий Романович Рейнин[1], и он сказал примерно то же самое: «Арканы – это один из способов встречи со Знанием».

ЕЮ: – Я правильно поняла, что непосредственно колоды Таро на этих занятиях Вы не видели?

НФ: – У нас тогда не было ни книг, ни карт, и Григорий Романович не советовал нам всё это приобретать, потому что нам нужно было получить своё, «внутреннее» знание.

Мы занимались погружением в пространство Аркана. Он начитывал текст – уже спустя несколько лет я узнала, что это был текст из работ Владимира Шмакова, – и мы погружались в это пространство, сорок минут оставаясь в состоянии глубокой медитации, а потом мы делились своими впечатлениями и «проживали» каждый Аркан. Здесь речь шла не о прорицательных значениях Таро, а о проживании энергий Арканов и о том, какие состояния они дают. Впоследствии я много лет занималась медитацией на Арканах, сделав их частью своей духовной практики.

Так что первоначально речи о прорицании с помощью Таро не было. А уже когда Евгений Николаевич пригласил к Анне в «Путь к себе», мой опыт предсказательной работы был очень небольшим.

У меня и карт-то толком не было, только вырезанные картинки из журнала «Наука и религия». Было «Таро Тота» А.Кроули и карты Ленорман, потому что я ходила на лекции Колесова по этим колодам. Сын купил мне первую «классическую» колоду – итальянское классическое Таро, это была замеча­тельная колода, и с её Старшими Арканами я работаю до сих пор.

ЕЮ: – Получается, что в целях прорицания вы начали работать с Таро только на консультациях, а до этого обращались к нему в совершенно иных целях?

НФ: – Верно, у меня вход в Арканы был совершенно с другой стороны. Я работала с ними как с энергиями, ключами к пространству знания, которое даёт новые состояния. Именно эта работа и подтолкнула меня к тому, чтобы получить образование психолога.

Мне интересно было понять природу переживаний в изменённом состоянии сознания. Что это такое? Плод больного воображения или действительно какой-то продукт, который можно использовать? Как быть с возникающим «видеорядом»? Почему начинает что-то болеть или круто меняется жизнь? Мне пришлось достаточно много учиться, чтобы удостовериться в том, что это реально.

ЕЮ: – Вы не только учились, вы организовали курс «Медитация на картах Таро». Я слышала много восторженных и интересных отзывов об этом курсе, в частности, о том, как вы «проживали» «Повешенного» и «Башню».

НФ: – Примерно в середине девяностых я окончила курс Григория Романовича и получила его «благословление». После этого я стала собирать маленькие группки и продолжала это делать в течение многих лет. Вот, пожалуй, только в 2016-17 гг. не было нового набора, потому что я решила взять небольшую паузу.

Это тяжёлый труд, связанный с глубинным бессознательным незнакомых людей и требующий больших энергозатрат. Пока не решила, буду ли брать группу на ближайший учебный год.

ЕЮ: – Очень надеюсь, что такая группа наберётся. Я бы и сама с удовольствием на неё походила! Интересно, к вам на этот курс приходят только практикующие тарологи или коллеги из смежных областей тоже любопытствуют?

НФ: – Люди приходят самые разные. Приходят из Клуба, приходят психологи. Я посещала множество разнообразных курсов и семинаров и обзавелась многочисленными знакомыми. Они тоже порой интересуются и приходят на практику.

Это крайне загадочный процесс, потому что откуда-то вдруг возникают совершенно неожиданные личности. Я считаю, что «выбирают» Арканы. С кем-то работаешь по несколько лет, с другими – три дня пора­ботали и разошлись. У меня были группы, с которыми мы работали по три-четыре года – Старшие Арканы, Младшие Арканы, карты Двора, разные техники – и в итоге получается несколько лет упорного труда.

ЕЮ: – Похоже на психоанализ.

НФ: – Да, это многолетняя практика, которая затрагивает и сознание, и тело, и здоровье – начинаются болевые процессы в органах, где имеются энергетические блоки.

Простой пример. Еду я в Москву, иду на электричку. Вдруг ко мне подходит малознакомая женщина, рассказывает о том, что интересуется Арканами. В итоге мы едем вместе на занятие. Это был IV Аркан «Император». После медитации женщина исчезает. На следующем занятии она не появилась, а появилась через полгода и сообщает, что через два дня после нашей встречи она попала в больницу с операцией. Она пришла, и Аркан дал ей необходимую энергию – «Им­ператор» – порядок, хирург. Энергия привела к обострению заболевания, но операция прошла успешно. Ей нужно было прийти только один раз, уже сколько лет прошло, а я её никогда больше не видела. И это один из примеров случаев того, как энергия Аркана приводит к важным событиям в жизни.

И многие члены Таро-Клуба с удовольствием участвовали в подобных сессиях. Мы даже проводили сеанс такой медитации на одной из клубных лабораторий – работали с Арканом «Маг».

ЕЮ: – А как Вы думаете, практика медитации на Арканах помогает в прорицании? Ведь, проживая Аркан, ты начинаешь его лучше чувствовать, а значит, лучше понимать и считывать информацию.

НФ: – Эти медитации – часть инициатической, мистериальной традиции. Если почитать книги о «Золотой Заре» и других мистических орденах, то в каждой из них написано, что неофит проходит через опре­делённые этапы инициации, посвящения, и мистерии, которые проживаются на этих этапах, связаны с энергиями Арканов.

Эта практика идёт из школы Григория Оттоновича Мёбеса (Г.О.М.). Когда в Петербурге в 1926 г. разогнали группу Григория Оттоновича и отправили её членов в лагеря, у кого-то остались тетради с записями. И в 1970-80-х гг. появились две пожилые женщины из этой школы, которые выжили в заключении. Я не знаю их имён, но знаю, что у них были записи, тексты, в которых приводилось описание этих медитаций. Они передали эти тетради заинтересованным людям, в числе которых были Григорий Рейнин, Николай Юдин и др.

Это были записи о сохранившейся благодаря последователям школы Мёбеса духовной практике Г.О.М., который был мартинистом, последователем Папюса. Эта духовная практика представляла собой французскую мистериальную традицию, которая была перенята русскими эзотериками. Но сейчас медитация на Арканы не требует проведения специальных ритуалов, всё организовано максимально просто. Группа садится, ведущий читает текст и передаёт вибрацию Аркана с помощью своего голоса и особого состояния. Каждый член группы визуализирует и приблизительно 40 минут «проживает» энергии Аркана. А потом мы обсуждаем свои впечатления. Эта практика способна очень сильно повлиять на человека, изменить его понимание и отношение к жизни.

ЕЮ: – Но ведь это не просто терапевтическая практика? Может ли медитация на Арканы привлечь в жизнь человека необходимые ему события? Тогда эту практику с полным правом можно назвать магической.

НФ: – Нет, это не магическая практика. Тут не идет речь о волевом вмешательстве оператора в поток событий. Речь о том, что человек учится принимать поток событий и проживать их осознанно. Важно, чтобы эта практика стала регулярной. Я посвятила ей много лет. Она развивает интуицию и другие каналы восприятия.

Нина Фролова, Гранд-мастер ТароЕЮ: – Вернёмся в 2001 год. Вы пришли в Таро-Клуб. Как это было?

НФ: – А вот так и пришла. Пришла к Анне Анатольевне и сказала, что я «по протекции» Евгения Колесова. А она мне: «Садись, работай!»

ЕЮ: – А потом и преподавать стали?

НФ: – Да, я начала работать в августе, а в сентябре-октябре 2001 г. был набран первый курс. Это была огромная группа – мы еле-еле помещались в редакции «Астролога». После окончания первой части курса предполагались лекции по «Таро Тота».

В то время Таро Кроули преподавал только Евгений Николаевич Колесов. Он прочитал несколько лекций, а после этого Анна спросила у меня, могу ли я что-то добавить к его материалу. Можете вообразить себе, насколько серьёзным для меня стал этот вызов. К тому времени я уже «прожила» Таро Кроули с помощью медитаций.

Эта колода несёт очень широкий диапазон энергий – от самых высоких до самых низких. Таро Райдера-Уэйта, на мой взгляд, у?же и слабее. Я стала рассказывать слушателям о проживании каждого Аркана, и это вызвало интерес.

ЕЮ: – Помните, как Вы читали курс по «Таро Мастера» (Master Tarot, авторы Amerigo Folchi, Mario Montano)?

НФ: – Да помню, это удивительная колода. К сожалению, сейчас этот курс не преподаётся. Но у меня осталось много материалов, и я обдумываю возможность их публикации.

Лично меня, атеистку, эта колода заставила задуматься о вопросах, связанных с верой, религией. У нас была лаборатория по «Таро Мастера», которая «вылилась» в семинар. Готовилась к семинару несколько месяцев, осваивала новые для меня тогда энергии, не выпускала из рук Евангелие, читала литературу, чтобы понять смысл притч.

Эта колода создана как путь Иисуса («Я есть путь, и истина, и жизнь»[2]2), а последняя карта называется «Следуй за мной». И здесь мы снова подходим к Таро как к духовному пути, к Арканам – как к источникам живой энергии. Например, проживая «Жрицу» как поток плотной, неоформленной энергии, мы начинаем осознавать эти образы, основываясь не на словах, а на собственных ощущениях. Это большой духовный труд. 

ЕЮ: – Что изменилось в Таро-Клубе с момента вашего прихода? Ведь прошло уже 16 лет. Что планируется сделать в будущем?

НФ: – Прежде всего, мы стали взрослее и грамотнее. Лаборатории, которые проводились в прошлом, сильно развивали ассоциативное мышление и интуицию. Поэтому я считаю, что эту традицию нужно продолжать, особенно в обучении молодых тарологов. Ведь это замечательное упражнение для знакомства с Арканами.

Любой Аркан способен проигрываться совершенно по-разному в отдельных ситуациях, и это очень интересно. Допустим, Аркан «Император». Что он будет означать при вопросе о любви? Или о походе в налоговую инспекцию? На лабораториях нарабатывается подобный опыт «игры смыслов».

Потом, вебинарная форма ведения занятий, которую мы сейчас практикуем, стала главным нововведением в работе Клуба. Мне эта форма очень нравится тем, что люди, находящиеся в любом городе или стране и зачастую не имеющие возможности посещать очные семинары или конференции, могут о себе таким образом заявить. Такие люди меня восхищают. Появление подобной площадки для обучения и общения – одно из главных достижений Клуба.

ЕЮ: – Получается своего рода эволюция: Таро-Клуб изначально создавался как площадка для общения, затем его главными задачами стали обучение и консультирование, а теперь он превратился в своеобразное «окно» в большой мир тарологов?

НФ: – Конечно! Ведь так интересно обмениваться опытом и узнавать об уникальных находках пока ещё не известных в широких тарологических кругах коллег. В этом смысле мы развиваемся синхронно с «Хрониками Таро», просто используем разную форму для одних и тех же целей.

ЕЮ: – Несмотря на своё название, Таро-Клуб успешно занимается изучением и популяризацией колод, которые имеют оракульную природу: «Таро Манары», «Таро гномов», «Симболон» и др. Продолжается ли продолжение «не тарошной» темы в работе Клуба?

НФ: – Разумеется, такая работа ведётся. Лично мне по-прежнему весьма интересен «Симболон», потому что это прекрасный инструмент для анализа глубинного бессознательного. Многие карты я проработала в процессе медитации, но здесь остаётся очень широкое поле для исследования.

Есть ещё одна очень любопытная колода – «Оракул древней женской мудрости», в котором собраны женские архетипы на основе сюжетов греческой мифологии. Я проводила лаборатории по этой колоде и даже делала небольшие презентации на эту тему на заседаниях Таро-Клуба. Надеюсь, что курс по этой колоде будет создан и успешно представлен участникам Клуба.

ЕЮ: – Расскажите запомнившуюся историю из практики.

НФ: – Это случилось, когда я, совсем ещё новичок в консультативной практике с Таро, работала на Белорусской. Иду на работу, а передо мной идет мужчина. Посмотрела на его спину, и у меня возникло очень неприятное внутреннее ощущение. Прихожу в магазин, раскладываю карты, поднимаю глаза, а около меня стоит этот человек и просит погадать. Естественно, соглашаюсь, начинаем работать.

Весь сеанс он сидел закрывшись, а после гадания сказал, что я во всём оказалась неправа. В общем, всё не то и всё не так. Тем не менее, настоял на оплате, во всеуслышание заявив, что в Таро я не разбираюсь.

Для меня это был очень важный урок: если чувствуешь неприятие человека, надо найти способ аккуратно, вежливо отказать ему в проведении сеанса. Кстати сказать, Арканы учат именно таким образом – не словами, а ситуациями.

Были и более весёлые случаи. Вспоминаю один из разряда «праздник для души».

Рано утром по залу магазина «Путь к себе» прогуливался молодой человек в рваной джинсе, безумных цепях, наколках-татуировках, в надвинутой на лицо кепке. Сижу и думаю: «Не дай Бог, ко мне подойдёт…» Конечно, именно это он и сделал. Начинается разговор, и я понимаю, что очутилась в пространстве удовольствия. Это оказался известнейший рокер. Помню, что ему выпали «Мир», «Солнце», и я сказала, что он станет знаменитым человеком. А он мне: «Ну да, я уже достаточно известен в узких кругах».

Очень скромный молодой человек оказался. Я получила от работы с ним огромную радость, потому что это удивительно тонкий, умный человек.

ЕЮ: – Вы рассказывали о случае, когда на консультацию пришёл человек, и Вы решили узнать, что его сюда привело. И достали карту «Жрец». И тогда поняли, что он просто захотел Вас проверить как таролога!

НФ: – Да, помню-помню, это была замечательная ситуация! И подобных случаев немало. Ведь это нелёгкая работа, особенно если трудишься «на потоке», но, с другойстороны, она как нельзя лучше демонстрирует бесконечное многообразие жизни.

ЕЮ: – Ваша любимая колода?

НФ: – «Симболон». А на втором месте – «Таро Тота». Но «Симболон» мне сейчас ближе. То, чем я занимаюсь сейчас, с трудом можно назвать предсказательной практикой, прорицанием.

Мне нравится работать с историями рода, и «Симболон» даёт уникальную возможность максимально соприкоснуться с внутренним миром человека. Канонические рисунки Памелы Смит строги, информация и энергии в них «упакованы» на ментальном уровне. А в «Симболоне» есть астрологическая символика, ведь Питер Орбан – один из авторов этой колод – астролог. И вход в это астрологическое пространство, наработанное астрологами в течение многих тысячелетий, здесь организован очень комфортно.

Следующий уровень – ассоциативные связи клиента, который, глядя на картинку, погружается в свой внутренний мир, вспоминает истории из жизни, вызывающие эмоциональную и телесную реакции. На занятия по «Симболону» приходит очень много психологов, которые используют эту колоду в роли метафорических ассоциативных карт. Но она намного глубже, потому что туда за­ложена астрологическая система, которая даёт дополнительную информацию. На мой взгляд, возможности этой колоды безграничны.

ЕЮ: – И традиционно – Ваши пожелания читателям журнала «Хроники Таро».

НФ: – У нас сегодня состоялся разговор о Таро, прежде всего, как о духовной практике, духовном пути. Поэтому я искренне желаю читателям журнала осваивать тему Таро не только как инструмент для прорицания или реализации психологических практик, но и как инструмент для входа в духовную традицию на пути к встрече со своей душой, с Духом. 


[1] Григорий Романович Рейнин – математик, психолог, доктор философии в области психо­логии, один из основателей соционики, автор ряда тренингов и практик, развивающих способ­ности человека, Мастер Традиции. Учился, а впоследствии и работал с автором соционики Аушрой Августинавичуте.

Виктория Юрьевна Рогозова – известный парапсихолог, Мастер медитативных погружений в Арканы (Хранитель традиции школы Г.О.М.) Практический психолог со специализацией по пси­хокоррекции, медиатор расттновок по Хеллингеру, мастер Рэйки и Ци Гун «Кунь Тинь»; пред­ставитель Росиийского Таро-Клуба в С.-Петербурге (-Прим. ред).

[2] Евангелие от Иоанна 14:6 ( – Прим. ред.)