Наука расследования
Александр Гулый
г. Москва
Реальность в ментальном плане — это согласие.
Л. Рон Хаббард
Каждый из нас живет в своей Вселенной, представляя ее обитателей и механизмы взаимодействия ее элементов по-своему. Для одного мир полон подлецов и насильников, для другого сквозь розовые очки видны одни невинные и дружелюбные создания, а перешедшему на уровень ОТ III приверженцу учения Рона Хаббарда открывается тайна о внепланетном происхождении людей, сосланных, словно в тюрьму, на Землю и населенных, словно коммунальная квартира, множеством планетарных духов-паразитов. Мы редко можем посмотреть на мир с чужой точки зрения. Сколько слепых пятен вокруг человека, живущего «с широко закрытыми глазами»? Возможно больше чем звезд, на которые Хаббард указывал рукой своим самым преданным миссионерам, допущенным до полировки его яхты вручную…
Стоит ли удивляться тому, что расследование – поиск причин непонятных нам событий – для многих людей является методикой, превышающей их возможности? И именно религиозные или мистические организации преподносят расследование, как тайную науку для избранных. Так делает Церковь Сайентологии – одна из самых влиятельных и любопытнейших организаций современности для человека, живущего на пересечении науки и эзотерики.
Учение Рона Хаббарда многим кажется одним из потешных протестантских культов, основатель которого «запудрил мозги» наивным представителям западной цивилизации. Еще бы, ведь корни этого культа легко найти в профессиональном увлечении автора «Дианетики» – он был достаточно, хоть и второразрядным писателем-фантастом. Так вот откуда космические корабли, пришельцы, захват Земли, «научно-фантастический» дискурс? Однако не все так просто. Вдумаемся в факты. Л. Рон Хаббард признан Книгой рекордов Гиннеса, как самый публикуемый автор, как автор, чьи работы переведены на самое большое количество языков в мире.
Мир, в который вовлекает людей Хаббард, более интересен, чем переведенная на 63 языка сага о Гарри Поттере! Эти факты не стыкуются друг с другом. Как может плохой писатель быть более востребован людьми разных стран, чем Джоан Роулинг? Способен ли человек, пишущий «бред», то, что бессмысленно, предлагающий неэффективные методики, человек недалекого ума, фантазер, занять такое место в умах человечества? Если статистика верна, то учение Хаббарда, как минимум, заслуживает внимания, а его личность более многогранна и выходит за рамки образа типичного неряшливого писаки, набивающего на машинке по ночам строки очередной космической саги, чтобы успеть попасть в тираж дешевого журнала. Не так ли?
Вот мы и воспользовались с Вами тайной наукой расследования, которая преподается на курсах Сайентологии. Ее алгоритм, чистая логика, достаточно прост и при этом мегаэффективен. Сайентологи обращают наше внимание на то, что мир вокруг нас вовсе не противоречив. Противоречивым и непонятным его делает исключительно наше искаженное, мутное или откровенно ложное его восприятие, восприятие недостаточно целостное. Все вокруг нас является частью какой-то системы, а значит, имеет свои причины, является следствием каких-то процессов, которые можно понять. Любое событие, которое не увязывается у нас с другим, это сигнал, говорящий о том, что мы не видим общей картины, мы видим что-то иное или упускаем из виду важные детали. Например, в случае с сомнительной репутацией в России Хаббарда, мы упускаем из виду действие сил, желающих бороться с влиятельной организацией. Как только мы находим причину противоречия в фактах, все становится на свои места. Есть миллионы людей по всему миру, с абсолютно разным менталитетом, нашедшие в сайентологии один и тот же ключ к эффективности – веру в разум. Есть мощная организация, которая одолела саму Налоговую Службу США. И эта организация многим «наступает на пятки».
Да, есть свидетельства, говорящие и о том, что адепты культа науки подвергаются мощному прессингу с целью изъятия у них личных сбережений и использования их в качестве волонтеров, что Церковь Сайентологии имеет разветвленную и практически профессиональную шпионскую сеть, благодаря которой получают любую нужную им информацию и управляют людьми. Но нас сейчас интересует не общая репутация организации, а исключительно ее авторитет в плане теории расследования. Кажется, у этих ребят есть чему поучиться, даже если это забытое и игнорируемое элементарное. Иногда полезно вместо эмоций сделать ставку на рациональность – просто включить мозги – Вы согласны?
Держа в уме принцип системности и подвергая противоречивые факты по очереди сомнению, теоретически можно распутать любую тайну. Мы лишь должны обладать достаточным терпением, чтобы осмысливать новую информацию, которую получим, когда обнаружим, что наше предположение было не верным, и идти за поступающей информацией, как по ниточке дальше, к новым фактам и так до полного понимания. Ну и осознавать систему, к которой относится ситуация. Мы должны иметь чертеж конструктива и детали, анализируя состояние которых мы со временем поймем, почему что-то идет не так, не работает или сломалось, почему произошла беда. В теории все звучит замечательно, логично, просто – не правда ли?
Включить мозги кажется действием элементарным и не заслуживающим внимание советом, но на деле это связано с целым рядом трудностей, на которые, вынуждены признать, сайентологи предпочитают не акцентировать внимание «следователей». Не каждая информация может быть добыта сразу. Не каждая система понятна в своей работе. Сталкиваясь с чем-то новым в своей жизни, мы далеко не всегда понимаем, с какого рода явлением мы можем «это» соотнести и какая информация заслуживает доверия. Пойти по ложному следу – проще простого!
Таролог, читающий эти строки, наверняка уже подумал о том, какое преимущество он имеет перед адептом науки расследования. Ведь ему не придется опрашивать экспертов или свидетелей события, чтобы добыть достоверную информацию, перепроверять и сравнивать сведения. Достаточно просто вытащить карту. Ну а то, что произошло, прекрасно покажет любой комплексный, хороший, рабочий расклад, тот же Кельтский крест.
Между тем, таролог, как любой человек, имеет определенные уязвимости перед процессом познания. Он живет на «планете своего личного опыта», иными словами, воспринимает информацию по принципу узнавания. Карты должны сложиться в картину, которая нам уже знакома, которую мы воспримем в той или иной степени типичной, только тогда мы сможем ее назвать, охарактеризовать.
При этом, как в жизни, так и в работе с картами, мы склонны игнорировать то, что не вписывается в узнанную нами картину, а карты интерпретировать согласно наиболее близкому нашему опыту значению. Мы скорее выкинем из расклада карту, которая нами не будет понята, чем решимся признать тот факт, что мы вообще ошиблись в трактовке ситуации. Но если мы включим мозги, то вспомним, что в системе ни одна деталь не бывает случайной, оторванной от других, лишней. Если карта «не лезет в расклад», он требует вдумчивого расследования. Так воспользуемся наукой расследований сайентологов и возьмем ее принцип в целом на вооружение, переосмыслив в плане работы с картами.
Начнем вписывать событие в определенную систему, породившую это событие. Чаще всего нам может казаться, что мы прекрасно знаем эту систему. Рассмотрим такое печальное, но весьма любопытное для расследования событие, как развод супружеской пары. Конечно же, он относится к системе брака, к чему же еще? Значит, надо делать системный анализ брака людей, чтобы понять, почему они развелись. Пробить их отношения друг к другу, узнать, кто был инициатором развода, что было причиной, поводом, как обстоит дела с верностью, с чувствами. И кажется, что это не сложно. Ведь мы все вроде бы знаем, как выглядит идеальный брак. Как писал Лев Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга». Нам остается только сравнить с этим эталоном выбранную нами пару и понять, в чем она была «несчастлива по-своему».
Возьмем, к примеру, пару Джоли – Питт, к которой сайентологи проявляли в свое время огромный интерес и которую до сих пор миллионы людей считают «бывшей идеальной голливудской парой». Любой, включивший мозг следователь от сайентологии сразу же скажет, что в этом определении есть логическое противоречие. Идеальная пара развелась. Либо нас обманули, и развода не было. Либо с парой было все не так просто. Например, она была далеко не идеальна. Как бы мы не хотели сохранить в душе этот трогательный гламурный образ, но разум подсказывает, что он может рассыпаться в пух и прах.
Сделаем системный расклад, модификацию Кельтского креста на эту милую пару и их обстоятельства с разводом. Ситуацию нам отразит 7 мечей, карта тайных, зачастую преступных действий, ключом к пониманию которой выпадет строгая Дама мечей. Причиной такого положения стал одинокий Отшельник.
В позициях мысли, чувства, действия Питта выпали пассивные минорные 5 кубков и 4 мечей, а также 8 посохов. На Джоли легли Рыцарь пентаклей, Суд и 5 посохов – карты воинственные, активные. Питт рассматривает ситуацию по 7 посохов, как конфликт, а Джоли – по Даме пентаклей. Со стороны ситуация видится 4 посохов. Точка бифуркации, повернувшая ситуацию к разводу – Солнце, осветившее, по всей видимости, какую-то неприглядную правду. Питт надеется на беспечность Шута, а Джоли на Справедливость. Итог – 9 кубков.
Какая ситуация угадывается в этом раскладе? Очень похоже на противостояние уставшего мужа, который изменил жене и стремится к свободе и его возмущенной супруги. Противостояние, которое в результате, в силу звездного статуса пары, стало для многих миллионов поклонников Бранжелины – шоу. Светские хроники вполне подтверждают эту версию. Если верить журналистам, разлучницей супругов стала красавица Марион Котийяр, с которой Питт снялся в ярком фильме «Союзники», где зрителям показали еще одну идеальную семейную пару с мужем-Бредом. Хоть и не все кусочки пазла, но большинство – складываются, вроде все сходится.
А теперь попробуем зайти с другой стороны и зададим вопрос: «Какая система привела пару к разводу?». Нам выпадает 9 пентаклей. Не будем спешить и узнавать в ней все тот же сюжет наслаждения «с душком», с элементом порока. Зададим другие вопросы. «Как должна была в идеале работать эта система?». Критически по Пажу мечей. А как она сработала у Бранджелины? Выпадает Повешенный…
Странные карты и они не сочетаются друг с другом. А это значит, что наше предположение о 9 пентаклей может быть не вполне верным. Что сделали бы в этом случае опытные сайентологи? Они воспользовались бы тем, чтобы изучить систему детально. Мы в свою очередь, постараемся осмыслить место понятных элементов в непонятной нам пока системе. Зададим вопрос относительно того, кем являются в интересующей нас системе Питт и Джоли. Роль Джоли отобразила 4 пентаклей, а Питта 10 мечей. Это любопытно и наводит нас уже на мысль о некой материальной подоплеке события. Теперь мы можем изучить эту версию, получив новую дополнительную информацию. Питт хотел от развода только освобождения от брака – Суд, а вот Джоли интересовал Туз пентаклей, деньги...
Ищем информацию и выясняем, что финансам в разводе было уделено много внимания. И действительно, дело развода прошло по классическому Повешенному. Подав документы на развод, Анджелина, в числе прочего, выставила экс-супруга в роли жестокого отца. Питт отстоял статус отличного папы, Джоли тут же взяла свои претензии обратно, но уже потеряла статус единственной жертвы. Традиционный взгляд на развод в духе «муж пьяница, изменник и негодяй достал жену», сменился на более неопределенный. Возмущенные поклонники сочувствовали и ему и ей, обвиняли и его и ее.
С учетом найденной информации все выглядит несколько иначе, в том числе и первый расклад, в котором карты, уходившие в тень, начинают обретать доминирующее значение. Как можно было не заметить, что Джоли затевала явную финансовую игру (Рыцарь пентаклей, 5 посохов), инициировала развод, как способ решения своих материальных вопросов, в том числе обретения своего личного дома (о чем, скорее всего, говорит 4 посохов), своего личного пространства, где сильная одинокая женщина (Дама мечей) будет чувствовать себя хозяйкой (Дамой пентаклей)?
Всему виной шаблонное и субъективное понимание брака, как системы. Когда мы определяем систему в запросе конкретным словом «брак», то вкладываем в систему именно тот узнаваемый образ и параметры, которые присутствуют в нашей личной реальности. У нас может не быть того понимания «брака», которое есть у селебрити. Для них под словом «брак» может скрываться совершенно другая реальность, например, коммерческий проект, творческий союз или откровенная продажа себя в рабство в обмен на покровительство и протекцию. Понятно, что параметры этой системы не будут соответствовать системе, которую видит в браке человек «из народа».
Собственно, а почему Бранджелина должна была распасться, как пара, даже если Брэд гулял на стороне, выпивал или делал что-то другое аморальное? Думается, Питт давал Джоли не один повод для ссоры, но мы можем проанализировать их брак и увидеть, что пара уже давно находилась в состоянии 6 мечей, в отдалении друг от друга. При этом они не разводились, никто не оскорблялся и не выносил сор из золотых хором. Развод произошел только тогда, когда это стало выгодно, нужно для финансового будущего Джоли или ее многочисленных приемных детей (другая трактовка выпадавшего нам Солнца).
Кто осудит прекрасную, заботливую и расчетливую Анджелину? Уж точно не мы и не те люди, которые пришли на смену ее мужу и старому окружению. Любопытно, что среди них был актер Том Круз, который импонировал Анджелине своей необычностью и свободомыслием. Вот кто полностью одобрил бы рациональный подход к семейному делу бывшей супруги Питта! И не случайно. Ведь именно Том Круз является по сей день главной звездой сайентологии, одним из самых ярких последователей учения Рона Хаббарда.
Развод Круза с его женой, Николь Кидман, также наделал немало шуму в недалеком прошлом. Ведь это была одна из самых красивых и трогательных голливудских пар. Почему же они расстались? Воспользуемся методом, которым прекрасно владеет разумный Том, и рассмотрим его брак системно, сайентологически. Союз характеризуется Арканом Императрица. Круз в этой системе занимал место Звезды, а Кидман – тройки мечей, которая раскрывается 7 кубков, 2 мечей и 9 посохов. Работа системы велась в русле 6 пентаклей.
Здесь мы уже можем потянуть за информационную ниточку, которая есть у нас всегда, поскольку любая выпадающая карта также может быть рассмотрена системно, в русле взаимодействия заложенных в ней элементов. Уточнив информацию, мы увидим, что Круз в этой 6-ке занимает место 8 мечей, а Николь – уже выпадавшей Императрицы. Картина достаточно складная, узнаваемая, ни одна карта не противоречит другой, поэтому дадим ситуации характеристику. Брак Круза и Кидман сочувствовали и ему и ей это история женщины, которая помогала мужу – большой звезде подняться вверх и вспыхнуть, опекала его, заботилась о нем. Сама при этом, имея колоссальный творческий потенциал, оставалась на вторых ролях, была во многом несчастной. Место развода в их браке, как системе – Мир, выход обоих супругов в новую жизнь, скорее всего по обоюдному согласию.
Посмотрим на ситуацию, задав другой контекст. Какая система привела эту пару к разрыву? Умеренность. Аркан с широким смысловым полем, поэтому мы не будем сразу же узнавать в системе «остывание чувств супругов». Кто Круз в этой системе? 8 пентаклей, мастер, человек действия. А Кидман? 9 посохов. Человек в обороне. Потянем за ниточку? От кого обороняется Николь? От Умеренности. А как она ее видит? Как Башню. Потянем за ниточку еще дальше, используя смысловое поле карты. И что же это за внешняя сила пугает Николь? Сила. Куда пришелся удар этой Силы? Паж посохов, пространство верности идеям. Любопытная картина. Она может быть интерпретирована по-разному, но в ней угадывается не просто охлаждение чувство, а скорее идеологический конфликт.
Известно, что Николь изо всех сил сопротивлялась влиянию сайентологов на своего мужа и себя лично, находилась с ними в оппозиции. Зададим вопрос о том, каково было влияние сайентологов на развод – выпадает Маг, карта активных манипуляций. Место сайентологов в системе развода – 10 мечей. Возможно, именно последователи Хаббарда поставили точку на этих красивых голливудских отношениях, распавшихся очень символично, во время совместных съемок в фильме Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами», посвященном социальным маскам.
Именно эти маски, в сущности, и путают нам карты и по жизни и в работе с Таро. Мы не понимаем, какая ведется игра, склонны доверять форме, не анализируя скрытого за ней содержания. В этом смысле взгляд на вершины учения сайентологов, как на фантастическую концепцию может оказаться очень поверхностным. Как знать, за фасадом ошеломительных, кажущихся порождением безумного ума откровений об инопланетянах, может скрываться и что-то иное.
Например, мировоззрение человека, который (по сведениям исследователя Джона Атака), в 1940 году вступил в ложу «древнего мистического общества розенкрейцеров», а в 1946 году вместе со знаменитым американским инженером-ракетостроителем, а по совместительству влиятельным оккультистом-телемитом Парсонсом, осуществил собственную версию тайного ритуала посвящения в восьмую степень ОТО, человеком, который в одной из сайентологических лекций 1952 года назвал Алистера Кроули своим «дражайшем другом», а карты Таро именовал уважительно «философской машиной».
Из всех карт колоды Таро Хаббард особенно выделял нулевой Аркан. Он писал: «Конечно, «Шут» – самый мудрый из всех. «Шут», который идет по дороге, аллигаторы гавкают у его пят, собаки тявкают на него. У него завязаны глаза, но он знает все, что нужно знать, и ничего не предпринимает... ему ничто не может повредить». Шут, беспечно идущий по жизни «с широко закрытыми глазами» – замечательный образ, который можно наложить и на деятельность самого Хаббарда, этого странного и до конца не понятного человека, сумевшего возвести науку в ранг религии, а тайное сделать просто фантастическим.