Италия, Casale Marittimo
Перевод Т.Бородина
Традиция Таро в Болонье
Средневековые торговые пути, проложенные крестоносцами на Восток, в конце XIV века принесли в Италию карты под названием Наиби (те, что сегодня мы называем Младшими Арканами), что способствовало развитию печатных технологий. С другой стороны, растущий спрос на полиграфическую продукцию со стороны Болонского университета привел к тому, что этот город еще примерно с 1276 года стал одним из ведущих промышленных центров производства бумаги в Европе. А с начала XV века, с появлением пятой карточной масти, состоящей из двадцати двух Триумфов одновременно с растущим спросом на карточные игры, становившимися все более популярными сначала в городах Италии, а позже и в европейских городах, промышленное полиграфическое производство все более расширялось.
Карты Триумфов были пронумерованы только в XVIII веке, и поэтому почти в каждом городе использовался свой порядок карт и своя иконография. Специфическая последовательность этих карт была и в Болонье: 1 – Маг, 2 – Жрица, 3 – Императрица, 4 – Император, 5 – Папа, 6 – Любовь (Влюбленные), 7 – Колесница, 8 – Умеренность, 9 – Справедливость, 10 – Сила, 11 – Колесо Фортуны, 12 – Старик (Отшельник), 13 – Предатель (Повешенный), 14 – Смерть, 15 – Дьявол, 16 – Молния (Башня), 17 – Звезда, 18 – Луна, 19 – Солнце, 20 – Мир, 21 – Ангел (Суд), 22 – Дурак.
Первые производители карточных колод печатали изображения на картах следующим образом: сначала рисовали контуры фигур, затем по этим рисункам вырезались гравюры на дереве, чтобы в дальнейшем печатать их на бумажных листах; эти отпечатки достаточно грубо раскрашивались и дорисовывались вручную, и только после этого большие листы разрезались на отдельные карты. Гравировка по дереву в изготовлении тиражей игральных карт применялась до первой половины XV века, а полиграфическое производство с помощью гравюры на медных пластинах сохранялось вплоть до конца XIX века.
В Болонье карточные игры были настолько широко распространены и популярны, что уже в 1405 году с производителей и торговцев взимались весьма существенные пошлины. Есть документальные свидетельства 1459 года хождения в Болонье колоды Триумфов, а их серийное производство было засвидетельствовано по крайней мере с 1477 года, но часть исторических свидетельств, вероятно, была сожжена в кострах, уничтожавших книги и игральные карты (вроде так называемых «костров тщеславия», которые Бернардин Сиенский[1] разжигал перед базиликой Сан-Петронио, главным собором Болоньи, в 1423 году).
Несмотря на это, карточные игры в Болонье оставались очень популярными на протяжении пяти веков, что подтверждалось многочисленными старинными лавочками, торгующими картами Таро и отличающимися друг от друга своими вывесками и товарными знаками. Необходимо упомянуть также и о болонских типографиях: Al L’Aquila Al Soldato Al Leone Alla Colomba и Alla Torre.
Пример колоды Таро XVI века, так называемое «Болонское Тароккино» (ит. Tarocchino Bolognese), колода из шестидесяти двух карт (без числовых карт 2, 3, 4 и 5 во всех четырех мастях), до сих пор пользуется популярностью у заядлых игроков. В колоде Болонского Тароккино для удобства изображены двойные фигуры – они легко узнаваемы даже перевернутыми; но здесь есть еще одна особенность – отсутствие четырех традиционных карт Триумфов (Папесса, Императрица, Император и Папа), которые первоначально были заменены четырьмя Папами, а позже – четырьмя Маврами, чтобы не раздражать городские и церковные власти. По тем же политическим причинам в красочной болонской колоде 1669 года гравера Джузеппе Марии Мителли были два Папы и два Императора, заменившие женские персонажи Папессы и Императрицы.
Огромная популярность Таро в Болонье и его общественное значение также подтверждается последствиями скандала в Монтьери 1725 года. Буклет и колода из 62 карт были изданы священником Луиджи Монтьери с образовательными целями и содержали геральдические и геополитические сведения того времени не только для развлечения, но и чтобы «в то же время обучать игроков искусству или науке»[2]. Хотя в этой колоде фигуры четырех Пап предусмотрительно были заменены на такое же количество Мавров и она получила одобрение главного викария Священной канцелярии Болоньи, карты стали причиной неловкого дипломатического инцидента с папским легатом[3]. Дело в том, что в подписи на карте Дурак правительство Болоньи называлось misto – «смешанным», поскольку в городе выборный городской Сенат был независимым, несмотря на то что Болонья была частью Папской области[4]. Публикация брошюры и колоды Монтьери была задумана как политическая провокация, и реакция властей была быстрой и жесткой: по приказу кардинала Томмазо Руффо карты были изъяты и сожжены, а их использование и торговля ими были запрещены; издатели брошюры и карт, граверы и книготорговцы были арестованы и предстали перед судом. Монтьери, который находился под покровительством архиепископа Болоньи, не был осужден, но лишь отправлен в краткое изгнание.
Сегодня нам неизвестно, какой именно колодой Таро в 1668 играли в светских салонах Болоньи, где «некоторые дамы сопоставлялись с персонажами карт Таро»[5]. По всей вероятности, это была колода, изготовленная в одной из многочисленных типографий XVI века. И так же вероятно, что болонская колода с середины XVIII века использовалась для гаданий в аристократических кругах; это подтверждается рукописью со списком тридцати двух карт и их предсказательных значений, найденной в архивах Университетской библиотеки Болоньи[6].
В этом списке карта Маг имеет значение «женатый мужчина», Туз Кубков означает «дом», Туз Мечей обещает «письмо», Звезда – «подарок», Ангел (Суд) предсказывает «брак», Колесница – «путешествие», Король Мечей – «злой язык», а Королева Жезлов характеризуется вульгарным словом «п...на». Благодаря этому документу можно утверждать, что Болонская карточная традиция была самобытна и предвосхитила французскую традицию Эттейлы примерно на полвека: несмотря на общепринятое мнение, итальянская традиция появилась раньше и была задокументирована уже в XVI веке[7].
Возможно, игра Триумфов на самом деле и не была изобретена в Болонье князем Фиббиа (1360 – 1419), как это следует из подписи на его портрете XVII века из Палаццо Феличини, но мы все же должны признать огромную роль этого города в истории Таро.
Безусловно, двое мужчин подвешенные как предатели за одну ногу и перевернутые вниз головой со связанными за спиной руками, изображенные на фреске Джованни да Модена в Капелле Болоньини в Сан-Петронио (1410), являются одними из старейших иконографических прототипов Повешенного. И даже Дьявол из той же сцены очень похож на древнейшие изображения этого персонажа Триумфов.
Даже в этом тысячелетии болонская традиция по-прежнему бережно сохраняется благодаря современным энтузиастам Академии Болонского Тароккино; это древняя карточная игра, которая чем-то напоминает современный бридж и в которой участвуют четыре игрока, со сложными правилами и особой колодой Таро. Я также не могу не упомянуть работы многих болонских художников, историков, исследователей и писателей, таких как Джордано Берти, Андреа Витали, Джироламо Зорли, и прежде всего культурную и редакционную деятельность Международного музея Таро, основанного в 2007 году Мореной Полтроньери и Эрнесто Фазиоли, с которым я сотрудничаю в течение многих лет, чтобы восстановить должную значимость и достоинство древней культуры Таро.
CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNA
Карты середины XVII века дошли до наших дней в единственном экземпляре: почти полная колода в довольно хорошем состоянии, известная как «Болонское Таро XVII века» и хранящаяся в Национальной библиотеке Франции в Париже[8].
Это старейшая из известных на сегодняшний день колода Болонского Таро с множеством важных специфических деталей. Несмотря на то что эта колода очень похожа на свои более поздние аналоги, такие как Болонское Тароккино, одновременно она очень похожа на свои предшественницы XV и XVI веков: ее символика достаточно близка более ранним известным нам иконографическим прототипам, а также недалека от аналогов последующих веков, таких как различные версии Марсельского Таро. Так, в колоде Carte Fine dalla Torre вы найдете множество оригинальных иконографических элементов, принадлежащих двенадцати фигурам Триумфов, сохранившихся в неполной болонской колоде карт конца XV века.
Эти карты выпускались без названия и не были пронумерованы, так как нумерация появилась только в колодах следующего столетия. Однако анонимный автор дописал порядковые номера от руки в соответствии с типичной миланской последовательностью, до сих пор использующейся в большинстве современных колод.
Будучи болонской версией игры, в процессе печати колода была адаптирована к местным правилам, восходящим по крайней мере к середине XVI века; поэтому она была уменьшена с 78 до 62 карт за счет исключения числовых карт 2, 3, 4 и 5 каждой масти. (В дошедшей до нас колоде из шестидесяти двух карт были утрачены только шесть: Шестерка, Семерка, Восьмерка и Девятка Мечей, Королева Кубков и Королева Монет.)
В таком сокращенном виде колода имела хождение в Болонье до конца XVIII века. Кроме того, традиционные карты Папесса, Императрица, Император и Папа в 1669 году церковными властями были признаны неуместными и с тех пор заменялись другими. Возможно, это могло стать одной из причин небольшого распространения этих карт и непродолжительного производства этой колоды. И по этим же причинам предполагаемая датировка колоды Carte fine dalla Torre – до первой половины XVI века.
Размеры 56 оригинальных карт из Национальной библиотеки в Париже, выгравированных на дереве и раскрашенных вручную, составляют 105 х 43 мм.
Триумфы и герметизм
С точки зрения символики, колода насыщена множеством чрезвычайно интересных и потрясающих деталей, всегда отвечающих оригинальной герметической традиции.
Одни из самых удивительных карт Триумфов – Папесса и Папа. В одной руке у Папессы вместо традиционной книги – ключи, а другая приподнята в благословляющем латинском жесте, у Папы же – закрытая книга, а в другой руке он держит крест. Кроме того, у Папы на руках есть стигматы, нет бороды, его лицо выглядит совсем юношеским и даже в некоторой степени женственным. Детали его тиары (тройная, без венца и креста) указывают на образец, датируемый между 1342 и 1503 годами. Папская тройная тиара учреждена в 1342 году Бенедиктом XII и использовалась вплоть до 1963 года, а венцом и крестом была украшена только в начале XVI века – вероятно, по указу Юлия II в 1503 году. Из этого можно сделать вывод, что прототипом этой колоды были карты, вероятно, относящиеся еще к XV веку, несмотря на то, что у тиары на карте Звезда имеется венец, предвосхитивший последующие изменения исходной модели.
Определенно своеобразна и карта Дьявол: персонаж изображен в маске, с длинным заостренными языком и похож на карнавального трубача с непристойной гримасой. Здесь содержится ключ к пониманию всей колоды Триумфов как театрализованного представления о мире и жизни в двадцати двух сценах. Карты Таро являются наследниками триумфов древнего Рима, литературных произведений Петрарки, средневековых городских маскарадных шествий людей, облаченных в аллегорические костюмы героев классической мифологии, астрологической символики и христианских добродетелей. Колода Carte fine dalla Torre – это изображения персонажей или сценки театрализованных площадных представлений с участием актеров в масках, музыкантов и танцоров, раскрывающих тайны жизни.
Маски напоминают о древних обрядах Сатурналий, чье наследие до сих пор можно наблюдать во время карнавалов, когда все выглядит парадоксальным, правда и ложь переплетены, иерархические отношения меняются местами, раб становится хозяином и каждый осмеливается действовать без колебаний, сомнений и угрызений совести в невероятном смешении духовного и мирского. С помощью масок вы принимаете другую личину, в то время как хаос изменяет установленный порядок вещей, и наконец вам удается осознать действие бессознательного, которое разум прежде не мог понять.
В Древнем Вавилоне священная колесница (слово carnevale, «карнавал», происходит от carrus navalis – «повозка-корабль») ритуально перевозила персонажей в масках, скрывавших подлинный облик людей, которые ского момента, когда все маски срывались. Таким же образом по Риму передвигалась Ладья Исиды (Navigium Isidis) для символического поиска расчлененных и рассеянных частей тела Осириса.
Точно так же, как Дьявол – это актер в маске, Башня в огне – сцена из постановки: пятая часть картонных декораций разрушается по команде режиссера, одновременно зрелище сопровождается фейерверками, конфетти, сверкающими угольками, огнями и звуками, а акробаты-актеры драматично падают друг на друга. Это театр Таро и Жизни, где всё вымысел и всё – реальность. Основная цель этого действа – донести главный эзотерический смысл колоды, которая с помощью театральных сценок прослеживает этапы существования с их радостями и драмами. Чтобы понять и вспомнить, кто мы есть на самом деле, мы должны осознать наши актерские роли на сцене жизни. Иллюзорный мир, представленный нам Таро, – это наша собственная обыденная «реальность», это игровая история преобразований в театре жизни, в личном повествовании и в мире, где все течет и все изменяется. Таковы правила игры и вымысла, который представляется нам реальным и который является лишь проекцией истины.
На карте Смерть скелет на коне горделиво движется под сияющими «энергиями» извилистых линий и сфер, проявленных и на других картах Триумфов.
Отшельник с необыкновенными крыльями напоминает о традиции аскетов-столпников и вместе с Силой и Колесом входит в весьма значимый триптих Арканов IX, X и XI. Таким образом, по обеим сторонам Колеса Преобразований появляются две колонны, напоминающие Иахин и Воаз при входе в храм Соломона в Иерусалиме[9].
На карте Луна двое ученых-астрологов наблюдают и измеряют движения и фазы ночной звезды с помощью армиллярной сферы, циркуля и угломера – герметических символов, используемых масонами.
Три персонажа, похожие на волхвов, участвуют в церемонии коронации под покровительством Звезды: свет и гармония небесных сфер показывают вселенское равновесие, небесные воды отражаются в земных так же, как энергия Неба – в энергии Земли.
Белокурая девушка в поисках истины вращает свое веретено, прядя нити под лучами Солнца. Ее монотонные движения остаются неизменными на протяжении тысячелетий и напоминают о вращении галактик, о вечном течении времени, об усталости от повседневной жизни, о значимости труда, о веретене Ананке у Платона[10] и о ее трех дочерях.
Ангел на карте Суд высоко парит в воздухе над открытым гробом.
Дурак, обряженный в перья, как на картине «Глупость» Джотто ди Бондоне (Падуя, Капелла Скровеньи), одновременно играет на флейте и барабане. Его космический танец напоминает движения Шивы Натараджи, индийского повелителя танца, и так он создает мир веселья, танцев и игр. Для игры, и только для игры, он призывает отказаться от материалистического видения реальности напоминает нам, что жизнь – это Игра Безумия, как писал Эразм Роттердамский[11]. «Святая простота» герметизма, блаженное незнание испепеляет завесу Майи и устраняет иллюзии, не позволяющие сознанию увидеть тщету всякого знания и простоту Любви, помогает отказаться от любого тяжкого груза привычек, норм, планов, оценок, мер, ожиданий, личин и масок.
Карта Мир показывает Гермеса как вдохновителя и покровителя колоды, напоминая о древних основополагающих ценностях сакральной традиции Таро. Это рассказчик, в эпилоге предстающий перед публикой в конце триумфального шествия в своих сверкающих церемониальных доспехах: Гермес, Меркурий, Тот, Гермес Трисмегист, «Трижды великий», владыка этих неоплатонических Триумфов, наиболее приближенный к тайнам древнего мира и основатель герметизма.
Каждый из персонажей этих карт выглядит необычно и интересен с исторической и символической точки зрения, помогая раскрывать оригинальные философские смыслы раннего Таро. Эти карты Триумфов XVII века гораздо старше и самобытнее, чем ранние образцы марсельских колод (1718), и лучше отражают традиции герметизма и неоплатонического гуманизма эпохи Возрождения.
Такую же роль здесь играют и Карты Двора, непрестанно напоминающие о космическом дуализме своей взаимодополняющей симметрией пар. Разделение на «мужские» (Жезлы и Мечи) и «женские» (Кубки и Денарии) подкрепляется присутствием двух Служанок и ких как позы Рыцарей, Королей и Королев, их одежды, их атрибуты и возраст, который они обозначают.
На рубашке карт изображен мифологический сюжет с двумя херувимами: один из ангелов предлагает второму – Эросу с луком и стрелами – прицелиться в сердце, висящее на большом дереве. Вероятно, это отсылка к мифу об Аполлоне и Дафне, в котором два персонажа, пораженные стрелами любви, отреагировали различным образом. Аполлон влюбился в Дафну, но нимфа решительно отвергла его и, спасаясь от его страсти, убежала в лес, где превратилась в лавровое дерево.
На Десятке Динариев отображена рекламная надпись, отображающая название типографии XVII века, о которой у нас нет никакой информации: «CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNA».[12]
Публикация после четырех столетий забвения
Мы работали три года, чтобы снова сделать эту бесценную колоду Таро доступной широкой публике: Морена Полтроньери и Эрнесто Фазиоли кропотливо восстанавливали старейший из известных нам образцов болонского Таро; одновременно я занимался анализом исторических, символических, герметических и эзотерических значений этих карт. В 2016 году, спустя более пятисот лет после их первого появления, они наконец снова увидели свет[13]. В том же году я имел честь впервые использовать и описать колоду Carte Fine dalla Torre в моей книге[14].
Кропотливый труд по восстановлению не был непосредственной реставрацией оригинальных карт; это была работа над их изображениями, напечатанными в формате A4, с применением как различных ручных приемов, так и цифровой графики, и всегда с бережным отношением к оригиналам. Контуры и раскрашивание были профессионально перерисованы карандашами от руки без изменения цветовой гаммы оригиналов; полученные таким образом изображения были отсканированы и очищены от следов износа и времени. Никакого творческого вмешательства в оригинальные изображения не было, были сохранены стиль и облик, характерные для той эпохи. Фактически на картах просто восстановили краски и линии, утраченные за четыре столетия.
Отсутствующие Королевы (Кубков и Монет) были реконструированы и обработаны цифровым способом; в качестве образца были взяты придворные карты из Болонского Тароккино XVIII века, которое является частью постоянной экспозиции Международного музея Таро. Недостающие числовые карты были просто реконструированы в соответствии с образцами аналогичных древних колод с использованием различных приемов компьютерной графики и с сохранением оригинальных цветов и простоты дизайна других карт.
Карты Таро – это культурное наследие человечества, которое итальянский гений эпохи Возрождения подарил миру. Расширяя разнообразие этого наследия, его количество и качество, колода Carte fine dalla Torre теперь доступна для любых творческих целей, и ее можно использовать как игровое и театрализованное повествование герметических символов; как отображение тайн упорядоченного космоса, человека и жизни; как философскую машину для познания себя, сил природы и своей судьбы; в качестве пробуждающего воспоминания инструмента для проникновения в магическое и мудрое параллельное измерение.
[1] Бернардин Сиенский (1380 – 1444) – католический святой, проповедник, священник, богослов, реформатор ордена францисканцев.
[2] Luigi Montieri, L'utilità col diletto, o sia Geografia intrecciata nel Giuoco dei tarocchi con le insegne dei Gonfalonieri a Anziani di Bologna dal 1670 fino al 1725. Bologna, 1725.
[3] Папский легат – личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения.
[4] Папская область – теократическое государство, существовавшее в центральной Италии и возглавлявшееся папами, патриархами Рима.
[5] Lodovico Frati, La vita privata di Bologna dal secolo XIII al secolo XVII, 1900, p. 184.
[6] Университетская библиотека Болоньи, MS 4029. Эта рукопись представляет собой листовку, которая является частью Фонда Убальдо Дзанетти, поэтому ее, вероятно, можно отнести к первой половине XVIII века – во всяком случае, к периоду до смерти Занетти в 1769 году. См. TAROT IN BOLOGNA: DOCUMENTS FROM THE UNIVERSITY LIBRARY by Franco Pratesi, 1989 (The Playing-Card, Vol. XVII, No. 4, pp. 136-146). Электронный текст: http://trionfi.com/pratesicartomancer
[7] См. Джованни Пелосини, Таро: Зеркала бесконечности, – М.: Аввалон – Ло Скарабео, 2019, с. 46-48.
[8] На сайте Национальной библиотеки gallica.bnf.fr впишите в строку поиска «tarot alla torre», и вы сможете посмотреть и даже скачать все карты. – Прим. ред. журнала.
[9] См. в Библии «Третью книгу царств» (7:21) и «Вторую книгу Паралипоменон» (3:17). – Прим. ред. журнала.
[10] Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого – мировая ось, а мойры время от времени помогают вращению этого веретена. – Прим. перев.
[11] Дезидерий Эразм, также Эразм Роттердамский (1469 –1536) – крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
[12] Это можно перевести как «изысканные карты типографии “Башня” в Болонье». По этой надписи дано современное название реконструированной колоде Tarocchi Fine dalla Torre in Bologna.
[13] Tarocchi Fine dalla Torre in Bologna. Museo Internazionale dei Tarocchi, 2016.
[14] Джованни Пелосини, Таро: Зеркала бесконечности. – М.: Аввалон – Ло Скарабео, 2019.