Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Герметическое Таро XVII века

Джованни Пелосини

 

Джованни Пелосини

Италия, Casale Marittimo

Перевод Т.Бородина

Традиция Таро в Болонье

Средневековые торговые пути, проложенные крестоносцами на Восток, в конце XIV века принесли в Италию карты под названием Наиби (те, что сегодня мы называем Младшими Арканами), что способствовало развитию печатных технологий. С другой стороны, растущий спрос на полиграфическую продукцию со стороны Болонского университета привел к тому, что этот город еще примерно с 1276 года стал одним из ведущих промышленных центров производства бумаги в Европе. А с начала XV века, с появлением пятой карточной масти, состоящей из двадцати двух Триумфов одновременно с растущим спросом на карточные игры, становившимися все более популярными сначала в городах Италии, а позже и в европейских городах, промышленное полиграфическое производство все более расширялось.

Карты Триумфов были пронумерованы только в XVIII веке, и поэтому почти в каждом городе использовался свой порядок карт и своя иконография. Специфическая последовательность этих карт была и в Болонье: 1 – Маг, 2 – Жрица, 3 – Императрица, 4 – Император, 5 – Папа, 6 – Любовь (Влюбленные), 7 – Колесница, 8 – Умеренность, 9 – Справедливость, 10 – Сила, 11 – Колесо Фортуны, 12 – Старик (Отшельник), 13 – Предатель (Повешенный), 14 – Смерть, 15 – Дьявол, 16 – Молния (Башня), 17 – Звезда, 18 – Луна, 19 – Солнце, 20 – Мир, 21 – Ангел (Суд), 22 – Дурак.

Джованни Пелосини. Традиция Таро в Болонье

Первые производители карточных колод печатали изображения на картах следующим образом: сначала рисовали контуры фигур, затем по этим рисункам вырезались гравюры на дереве, чтобы в дальнейшем печатать их на бумажных листах; эти отпечатки достаточно грубо раскрашивались и дорисовывались вручную, и только после этого большие листы разрезались на отдельные карты. Гравировка по дереву в изготовлении тиражей игральных карт применялась до первой половины XV века, а полиграфическое производство с помощью гравюры на медных пластинах сохранялось вплоть до конца XIX века.

Якопо Беллини. Святой Бернардин Сиенский.В Болонье карточные игры были настолько широко распространены и популярны, что уже в 1405 году с производителей и торговцев взимались весьма существенные пошлины. Есть документальные свидетельства 1459 года хождения в Болонье колоды Триумфов, а их серийное производство было засвидетельствовано по крайней мере с 1477 года, но часть исторических свидетельств, вероятно, была сожжена в кострах, уничтожавших книги и игральные карты (вроде так называемых «костров тщеславия», которые Бернардин Сиенский[1] разжигал перед базиликой Сан-Петронио, главным собором Болоньи, в 1423 году).

Несмотря на это, карточные игры в Болонье оставались очень популярными на протяжении пяти веков, что подтверждалось многочисленными старинными лавочками, торгующими картами Таро и отличающимися друг от друга своими вывесками и товарными знаками. Необходимо упомянуть также и о болонских типографиях: Al L’Aquila Al Soldato Al Leone Alla Colomba и Alla Torre.

Пример колоды Таро XVI века, так называемое «Болонское Тароккино» (ит. Tarocchino Bolognese), колода из шестидесяти двух карт (без числовых карт 2, 3, 4 и 5 во всех четырех мастях), до сих пор пользуется популярностью у заядлых игроков. В колоде Болонского Тароккино для удобства изображены двойные фигуры – они легко узнаваемы даже перевернутыми; но здесь есть еще одна особенность – отсутствие четырех традиционных карт Триумфов (Папесса, Императрица, Император и Папа), которые первоначально были заменены четырьмя Папами, а позже – четырьмя Маврами, чтобы не раздражать городские и церковные власти. По тем же политическим причинам в красочной болонской колоде 1669 года гравера Джузеппе Марии Мителли были два Папы и два Императора, заменившие женские персонажи Папессы и Императрицы.

Огромная популярность Таро в Болонье и его общественное значение также подтверждается последствиями скандала в Монтьери 1725 года. Буклет и колода из 62 карт были изданы священником Луиджи Монтьери с образовательными целями и содержали геральдические и геополитические сведения того времени не только для развлечения, но и чтобы «в то же время обучать игроков искусству или науке»[2]. Хотя в этой колоде фигуры четырех Пап предусмотрительно были заменены на такое же количество Мавров и она получила одобрение главного викария Священной канцелярии Болоньи, карты стали причиной неловкого дипломатического инцидента с папским легатом[3]. Дело в том, что в подписи на карте Дурак правительство Болоньи называлось misto – «смешанным», поскольку в городе выборный городской Сенат был независимым, несмотря на то что Болонья была частью Папской области[4]. Публикация брошюры и колоды Монтьери была задумана как политическая провокация, и реакция властей была быстрой и жесткой: по приказу кардинала Томмазо Руффо карты были изъяты и сожжены, а их использование и торговля ими были запрещены; издатели брошюры и карт, граверы и книготорговцы были арестованы и предстали перед судом. Монтьери, который находился под покровительством архиепископа Болоньи, не был осужден, но лишь отправлен в краткое изгнание.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNA

 

Сегодня нам неизвестно, какой именно колодой Таро в 1668 играли в светских салонах Болоньи, где «некоторые дамы сопоставлялись с персонажами карт Таро»[5]. По всей вероятности, это была колода, изготовленная в одной из многочисленных типографий XVI века. И так же вероятно, что болонская колода с середины XVIII века использовалась для гаданий в аристократических кругах; это подтверждается рукописью со списком тридцати двух карт и их предсказательных значений, найденной в архивах Университетской библиотеки Болоньи[6].

В этом списке карта Маг имеет значение «женатый мужчина», Туз Кубков означает «дом», Туз Мечей обещает «письмо», Звезда – «подарок», Ангел (Суд) предсказывает «брак», Колесница – «путешествие», Король Мечей – «злой язык», а Королева Жезлов характеризуется вульгарным словом «п...на». Благодаря этому документу можно утверждать, что Болонская карточная традиция была самобытна и предвосхитила французскую традицию Эттейлы примерно на полвека: несмотря на общепринятое мнение, итальянская традиция появилась раньше и была задокументирована уже в XVI веке[7].

Возможно, игра Триумфов на самом деле и не была изобретена в Болонье князем Фиббиа (1360 – 1419), как это следует из подписи на его портрете XVII века из Палаццо Феличини, но мы все же должны признать огромную роль этого города в истории Таро.

Безусловно, двое мужчин подвешенные как предатели за одну ногу и перевернутые вниз головой со связанными за спиной руками, изображенные на фреске Джованни да Модена в Капелле Болоньини в Сан-Петронио (1410), являются одними из старейших иконографических прототипов Повешенного. И даже Дьявол из той же сцены очень похож на древнейшие изображения этого персонажа Триумфов.

Даже в этом тысячелетии болонская традиция по-прежнему бережно сохраняется благодаря современным энтузиастам Академии Болонского Тароккино; это древняя карточная игра, которая чем-то напоминает современный бридж и в которой участвуют четыре игрока, со сложными правилами и особой колодой Таро. Я также не могу не упомянуть работы многих болонских художников, историков, исследователей и писателей, таких как Джордано Берти, Андреа Витали, Джироламо Зорли, и прежде всего культурную и редакционную деятельность Международного музея Таро, основанного в 2007 году Мореной Полтроньери и Эрнесто Фазиоли, с которым я сотрудничаю в течение многих лет, чтобы восстановить должную значимость и достоинство древней культуры Таро.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNA

Карты середины XVII века дошли до наших дней в единственном экземпляре: почти полная колода в довольно хорошем состоянии, известная как «Болонское Таро XVII века» и хранящаяся в Национальной библиотеке Франции в Париже[8].

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNAЭто старейшая из известных на сегодняшний день колода Болонского Таро с множеством важных специфических деталей. Несмотря на то что эта колода очень похожа на свои более поздние аналоги, такие как Болонское Тароккино, одновременно она очень похожа на свои предшественницы XV и XVI веков: ее символика достаточно близка более ранним известным нам иконографическим прототипам, а также недалека от аналогов последующих веков, таких как различные версии Марсельского Таро. Так, в колоде Carte Fine dalla Torre вы найдете множество оригинальных иконографических элементов, принадлежащих двенадцати фигурам Триумфов, сохранившихся в неполной болонской колоде карт конца XV века.

Эти карты выпускались без названия и не были пронумерованы, так как нумерация появилась только в колодах следующего столетия. Однако анонимный автор дописал порядковые номера от руки в соответствии с типичной миланской последовательностью, до сих пор использующейся в большинстве современных колод.

Будучи болонской версией игры, в процессе печати колода была адаптирована к местным правилам, восходящим по крайней мере к середине XVI века; поэтому она была уменьшена с 78 до 62 карт за счет исключения числовых карт 2, 3, 4 и 5 каждой масти. (В дошедшей до нас колоде из шестидесяти двух карт были утрачены только шесть: Шестерка, Семерка, Восьмерка и Девятка Мечей, Королева Кубков и Королева Монет.)

В таком сокращенном виде колода имела хождение в Болонье до конца XVIII века. Кроме того, традиционные карты Папесса, Императрица, Император и Папа в 1669 году церковными властями были признаны неуместными и с тех пор заменялись другими. Возможно, это могло стать одной из причин небольшого распространения этих карт и непродолжительного производства этой колоды. И по этим же причинам предполагаемая датировка колоды Carte fine dalla Torre – до первой половины XVI века.

Размеры 56 оригинальных карт из Национальной библиотеки в Париже, выгравированных на дереве и раскрашенных вручную, составляют 105 х 43 мм.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNAТриумфы и герметизм

С точки зрения символики, колода насыщена множеством чрезвычайно интересных и потрясающих деталей, всегда отвечающих оригинальной герметической традиции.

Одни из самых удивительных карт Триумфов – Папесса и Папа. В одной руке у Папессы вместо традиционной книги – ключи, а другая приподнята в благословляющем латинском жесте, у Папы же – закрытая книга, а в другой руке он держит крест. Кроме того, у Папы на руках есть стигматы, нет бороды, его лицо выглядит совсем юношеским и даже в некоторой степени женственным. Детали его тиары (тройная, без венца и креста) указывают на образец, датируемый между 1342 и 1503 годами. Папская тройная тиара учреждена в 1342 году Бенедиктом XII и использовалась вплоть до 1963 года, а венцом и крестом была украшена только в начале XVI века – вероятно, по указу Юлия II в 1503 году. Из этого можно сделать вывод, что прототипом этой колоды были карты, вероятно, относящиеся еще к XV веку, несмотря на то, что у тиары на карте Звезда имеется венец, предвосхитивший последующие изменения исходной модели.

Определенно своеобразна и карта Дьявол: персонаж изображен в маске, с длинным заостренными языком и похож на карнавального трубача с непристойной гримасой. Здесь содержится ключ к пониманию всей колоды Триумфов как театрализованного представления о мире и жизни в двадцати двух сценах. Карты Таро являются наследниками триумфов древнего Рима, литературных произведений Петрарки, средневековых городских маскарадных шествий людей, облаченных в аллегорические костюмы героев классической мифологии, астрологической символики и христианских добродетелей. Колода Carte fine dalla Torre – это изображения персонажей или сценки театрализованных площадных представлений с участием актеров в масках, музыкантов и танцоров, раскрывающих тайны жизни.

Маски напоминают о древних обрядах Сатурналий, чье наследие до сих пор можно наблюдать во время карнавалов, когда все выглядит парадоксальным, правда и ложь переплетены, иерархические отношения меняются местами, раб становится хозяином и каждый осмеливается действовать без колебаний, сомнений и угрызений совести в невероятном смешении духовного и мирского. С помощью масок вы принимаете другую личину, в то время как хаос изменяет установленный порядок вещей, и наконец вам удается осознать действие бессознательного, которое разум прежде не мог понять.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNAВ Древнем Вавилоне священная колесница (слово carnevale, «карнавал», происходит от carrus navalis – «повозка-корабль») ритуально перевозила персонажей в масках, скрывавших подлинный облик людей, которые ского момента, когда все маски срывались. Таким же образом по Риму передвигалась Ладья Исиды (Navigium Isidis) для символического поиска расчлененных и рассеянных частей тела Осириса.

Точно так же, как Дьявол – это актер в маске, Башня в огне – сцена из постановки: пятая часть картонных декораций разрушается по команде режиссера, одновременно зрелище сопровождается фейерверками, конфетти, сверкающими угольками, огнями и звуками, а акробаты-актеры драматично падают друг на друга. Это театр Таро и Жизни, где всё вымысел и всё – реальность. Основная цель этого действа – донести главный эзотерический смысл колоды, которая с помощью театральных сценок прослеживает этапы существования с их радостями и драмами. Чтобы понять и вспомнить, кто мы есть на самом деле, мы должны осознать наши актерские роли на сцене жизни. Иллюзорный мир, представленный нам Таро, – это наша собственная обыденная «реальность», это игровая история преобразований в театре жизни, в личном повествовании и в мире, где все течет и все изменяется. Таковы правила игры и вымысла, который представляется нам реальным и который является лишь проекцией истины.

На карте Смерть скелет на коне горделиво движется под сияющими «энергиями» извилистых линий и сфер, проявленных и на других картах Триумфов.

Отшельник с необыкновенными крыльями напоминает о традиции аскетов-столпников и вместе с Силой и Колесом входит в весьма значимый триптих Арканов IX, X и XI. Таким образом, по обеим сторонам Колеса Преобразований появляются две колонны, напоминающие Иахин и Воаз при входе в храм Соломона в Иерусалиме[9].

На карте Луна двое ученых-астрологов наблюдают и измеряют движения и фазы ночной звезды с помощью армиллярной сферы, циркуля и угломера – герметических символов, используемых масонами.

Три персонажа, похожие на волхвов, участвуют в церемонии коронации под покровительством Звезды: свет и гармония небесных сфер показывают вселенское равновесие, небесные воды отражаются в земных так же, как энергия Неба – в энергии Земли.

Белокурая девушка в поисках истины вращает свое веретено, прядя нити под лучами Солнца. Ее монотонные движения остаются неизменными на протяжении тысячелетий и напоминают о вращении галактик, о вечном течении времени, об усталости от повседневной жизни, о значимости труда, о веретене Ананке у Платона[10] и о ее трех дочерях.

Ангел на карте Суд высоко парит в воздухе над открытым гробом.

Дурак, обряженный в перья, как на картине «Глупость» Джотто ди Бондоне (Падуя, Капелла Скровеньи), одновременно играет на флейте и барабане. Его космический танец напоминает движения Шивы Натараджи, индийского повелителя танца, и так он создает мир веселья, танцев и игр. Для игры, и только для игры, он призывает отказаться от материалистического видения реальности напоминает нам, что жизнь – это Игра Безумия, как писал Эразм Роттердамский[11]. «Святая простота» герметизма, блаженное незнание испепеляет завесу Майи и устраняет иллюзии, не позволяющие сознанию увидеть тщету всякого знания и простоту Любви, помогает отказаться от любого тяжкого груза привычек, норм, планов, оценок, мер, ожиданий, личин и масок.

Карта Мир показывает Гермеса как вдохновителя и покровителя колоды, напоминая о древних основополагающих ценностях сакральной традиции Таро. Это рассказчик, в эпилоге предстающий перед публикой в конце триумфального шествия в своих сверкающих церемониальных доспехах: Гермес, Меркурий, Тот, Гермес Трисмегист, «Трижды великий», владыка этих неоплатонических Триумфов, наиболее приближенный к тайнам древнего мира и основатель герметизма.

Каждый из персонажей этих карт выглядит необычно и интересен с исторической и символической точки зрения, помогая раскрывать оригинальные философские смыслы раннего Таро. Эти карты Триумфов XVII века гораздо старше и самобытнее, чем ранние образцы марсельских колод (1718), и лучше отражают традиции герметизма и неоплатонического гуманизма эпохи Возрождения.

Такую же роль здесь играют и Карты Двора, непрестанно напоминающие о космическом дуализме своей взаимодополняющей симметрией пар. Разделение на «мужские» (Жезлы и Мечи) и «женские» (Кубки и Денарии) подкрепляется присутствием двух Служанок и ких как позы Рыцарей, Королей и Королев, их одежды, их атрибуты и возраст, который они обозначают.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNAНа рубашке карт изображен мифологический сюжет с двумя херувимами: один из ангелов предлагает второму – Эросу с луком и стрелами – прицелиться в сердце, висящее на большом дереве. Вероятно, это отсылка к мифу об Аполлоне и Дафне, в котором два персонажа, пораженные стрелами любви, отреагировали различным образом. Аполлон влюбился в Дафну, но нимфа решительно отвергла его и, спасаясь от его страсти, убежала в лес, где превратилась в лавровое дерево.

На Десятке Динариев отображена рекламная надпись, отображающая название типографии XVII века, о которой у нас нет никакой информации: «CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNA».[12]

Публикация после четырех столетий забвения

Мы работали три года, чтобы снова сделать эту бесценную колоду Таро доступной широкой публике: Морена Полтроньери и Эрнесто Фазиоли кропотливо восстанавливали старейший из известных нам образцов болонского Таро; одновременно я занимался анализом исторических, символических, герметических и эзотерических значений этих карт. В 2016 году, спустя более пятисот лет после их первого появления, они наконец снова увидели свет[13]. В том же году я имел честь впервые использовать и описать колоду Carte Fine dalla Torre в моей книге[14].

Кропотливый труд по восстановлению не был непосредственной реставрацией оригинальных карт; это была работа над их изображениями, напечатанными в формате A4, с применением как различных ручных приемов, так и цифровой графики, и всегда с бережным отношением к оригиналам. Контуры и раскрашивание были профессионально перерисованы карандашами от руки без изменения цветовой гаммы оригиналов; полученные таким образом изображения были отсканированы и очищены от следов износа и времени. Никакого творческого вмешательства в оригинальные изображения не было, были сохранены стиль и облик, характерные для той эпохи. Фактически на картах просто восстановили краски и линии, утраченные за четыре столетия.

CARTE FINE DALLA TORRE IN BOLOGNAОтсутствующие Королевы (Кубков и Монет) были реконструированы и обработаны цифровым способом; в качестве образца были взяты придворные карты из Болонского Тароккино XVIII века, которое является частью постоянной экспозиции Международного музея Таро. Недостающие числовые карты были просто реконструированы в соответствии с образцами аналогичных древних колод с использованием различных приемов компьютерной графики и с сохранением оригинальных цветов и простоты дизайна других карт.

Карты Таро – это культурное наследие человечества, которое итальянский гений эпохи Возрождения подарил миру. Расширяя разнообразие этого наследия, его количество и качество, колода Carte fine dalla Torre теперь доступна для любых творческих целей, и ее можно использовать как игровое и театрализованное повествование герметических символов; как отображение тайн упорядоченного космоса, человека и жизни; как философскую машину для познания себя, сил природы и своей судьбы; в качестве пробуждающего воспоминания инструмента для проникновения в магическое и мудрое параллельное измерение.


[1] Бернардин Сиенский (1380 – 1444) – католический святой, проповедник, священник, богослов, реформатор ордена францисканцев.
[2] Luigi Montieri, L'utilità col diletto, o sia Geografia intrecciata nel Giuoco dei tarocchi con le insegne dei Gonfalonieri a Anziani di Bologna dal 1670 fino al 1725. Bologna, 1725.
[3] Папский легат – личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения.
[4] Папская область – теократическое государство, существовавшее в центральной Италии и возглавлявшееся папами, патриархами Рима.
[5] Lodovico Frati, La vita privata di Bologna dal secolo XIII al secolo XVII, 1900, p. 184.
[6] Университетская библиотека Болоньи, MS 4029. Эта рукопись представляет собой листовку, которая является частью Фонда Убальдо Дзанетти, поэтому ее, вероятно, можно отнести к первой половине XVIII века – во всяком случае, к периоду до смерти Занетти в 1769 году. См. TAROT IN BOLOGNA: DOCUMENTS FROM THE UNIVERSITY LIBRARY by Franco Pratesi, 1989 (The Playing-Card, Vol. XVII, No. 4, pp. 136-146). Электронный текст: http://trionfi.com/pratesicartomancer
[7] См. Джованни Пелосини, Таро: Зеркала бесконечности, – М.: Аввалон – Ло Скарабео, 2019, с. 46-48.
[8] На сайте Национальной библиотеки gallica.bnf.fr впишите в строку поиска «tarot alla torre», и вы сможете посмотреть и даже скачать все карты. – Прим. ред. журнала.
[9] См. в Библии «Третью книгу царств» (7:21) и «Вторую книгу Паралипоменон» (3:17). – Прим. ред. журнала.
[10] Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого – мировая ось, а мойры время от времени помогают вращению этого веретена. – Прим. перев.
[11] Дезидерий Эразм, также Эразм Роттердамский (1469 –1536) – крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
[12] Это можно перевести как «изысканные карты типографии “Башня” в Болонье». По этой надписи дано современное название реконструированной колоде Tarocchi Fine dalla Torre in Bologna.
[13] Tarocchi Fine dalla Torre in Bologna. Museo Internazionale dei Tarocchi, 2016.
[14] Джованни Пелосини, Таро: Зеркала бесконечности. – М.: Аввалон – Ло Скарабео, 2019.