Воспоминания рассеянного таролога
Если преподавание в классах Школы Таро мало чем отличалось от занятий в аудиториях стандартных вузов, а идея клубных встреч была близка кухонным посиделкам на московских кухнях, то ещё один вид собраний единомышленников – лаборатории, - был нам внове.
Можно говорить, что это - изобретение познавательных методов при отсутствии или сильных ограничениях доступной информации. Действительно, если в начале нулевых колоды из Праги чудесным образом добирались до Москвы, то литературы по этим картам не было вообще. «Азбука Таро» Евгения Колесова (Het Monster) была первой ласточкой отечественных учебников, потом были малые тиражи по отдельным оракулам и Таро, но как только колода хоть немного отступала от Уэйтовского или Кроулианского канона, уверенная работа по ней не происходила. Поток переводов пошёл позднее, небольшие издательства радостно заполняли лакуну, не особо заботясь о качестве текста и изображений. Даже в первой работе Анны Анатольевны по 36 карточной Ленорман одна из схем рабочих раскладов напечатана вверх ногами. Блины шли комками. Затем появились профессиональные издательства: сначала «София», потом «Аввалон-Ло Скарабео», а там и многие иные, уже значительной величины как «ЭКСМО» и «Весь». Но это произошло потом.
А тогда, в обстановке, когда преподавание в Школе Таро наконец вошло в ритм, преподаватели научились не зависать, слушая как студенты пересказывают материалы коллег, планы уроков стали соответствовать реальности, не переходя на следующую неделю, а формат проверки знаний был обкатан на двух первых группах и признан соответствующим требованиям, Анна Анатольевна организовала новый вид встреч.
Приглашались все желающие из выпускников, явка преподавателей была на первых порах обязательна, а позже исходя из возможностей. В том же подвале редакции «Астролог» столы сдвигались в один большой «круглый» квадрат без разрывов. В центр ложилась новая, непроработанная на тот момент колода, руководитель лаборатории просил достать блокноты для записи приходивших мыслей и начинался мозговой штурм. Сначала колода шла по рукам для ознакомления с полным набором. Озвучивались общие впечатления, делались предположения на какие темы лучше работать с этими картами, что будет читаться легче, а о чём лучше не спрашивать. Затем пройдя круг участников, колода возвращалась в центр, а каждый из обсуждающих выбирал по карте и старался предположить, какой ответ следует из её сюжета на стандартный запрос о любви, деньгах, работе, времени, предупреждении, совете и прочем. Остальные участники дополняли или критиковали эти предположения. В следующую встречу разбиралось уже по нескольку одиночным карт, а также рассматривались карты одного номинала или их сравнения с классикой. Ничего сверхсложного не происходило, но такая практика позволяла за несколько вечеров плотно познакомиться с колодой, получить предположительный спектр значений, оформить подходы к специализации и сформулировать начальные рекомендации, нередко выходящие гораздо дальше, чем скудные описания МБК (маленькой белой книжечки).
По окончании лаборатории несколько месяцев проходила обработка и осмысление материала, а затем создавалась рукопись книги по новой колоде. Так появилось на свет в соавторстве с Еленой Николаевной Герасимовой «Эротическое ТАРО. Исследование тайн любви» по рисункам итальянца Мило Манары. К сожалению, следующая лаборатория Анны Анатольевны по колоде «ТАРО Трансформаций» оказалась последней, материалы не были обработаны и книги о саморазвитии и выходе из тупиковых житейских ситуаций нет.
После безвременного ухода А.А.Котельниковой мы с группой выпускников провели ещё одну лабораторию. Теперь по Транспарентному Таро, - набору карт из прозрачного пластика, созданного британской художницей Эмили Кардинг. Книга вышла в 2012 году в издательстве Аввалон-Ло Скарабео. К сожалению, английская фирма-собственница авторских прав категорически не дала согласия на воспроизведение рисунков и даже тех, откровенно неглубоких текстов, которые составляют набор The Transparent Tarot в оригинале. Как руководитель этой программы я ощутил сложность доведения очень интересных идей обсуждения до бумажного результата. На повторение сил не нашлось. Я - не Анна Анатольевна с её целеустремлённостью и терпением. Ну а сейчас эту книгу по Транспарентному Таро можно найти в электронном формате на Литресс.
Однако времена к настоящему моменту поменялись: книжек по предсказательным искусствам стало более чем достаточно. Слушатели стали организовывать свои курсы, колоды заполнили прилавки книжных и эзотерических магазинов, а общий фон знаний по аркано- и тарологии подрос на значимую высоту. Так что даже очень сложную колоду стало возможным прорабатывать вдвоём, а то и в одиночку.
Это вовсе не означает, что подобно Настасье Ивановне из «Театрального романа» я призываю играть только уже написанные пьесы. Отнюдь. Мир не стоит на месте, художники создают новые, интересные колоды и раскрыть способности инструментария предсказателей будет очень современным и полезным делом. Я только напоминаю о тех способах и методах, которыми пользовались в начале века, чтобы создать новый мультикультурный пласт информации, который сегодня можно называть термином Русское Таро.
---------------------------------------------------------------------------------------------
вице-президент ТАРО-Клуба