Карты для вдохновенной жизни
Уильям Блейк (1757-1827) – знаменитый, если не сказать, великий английский художник и поэт времен романтизма, должным образом оцененный, увы, только посмертно. Пристрастный свидетель двух великих Революций XVIII века – Французской и Американской, иллюстратор Библии, Божественной комедии Данте, поэм Джона Мильтона, собственных стихов и поэм (будучи к тому же искусным гравером, художник часто выпускал свои произведения в виде печатных листов, где гармонично объединялись текст и рисунок). Блейк отличался в своем творчестве глобальностью взглядов на мировые и космические процессы, напряженным интересом к внутренней жизни человеческой души, его героями становились как величественные фигуры, мудрые и мятежные, как мятежен и мудр сам человеческий дух – ученые, изменившие наши взгляды на мир, как Ньютон, библейские персонажи, как Моисей или Адам и Ева, сверхъестественные существа – ангелы (возносящиеся или падшие) и гоблины, так и простые люди, возвышавшие в его представлении до символических фигур. Вся жизнь Блейка, как и основной мотив его творений – поиск путей к Божественному путем творчества и творческого восприятия и осмысления мира, поиск места человека в глобальности мироздания[1] как необходимой части мировой гармонии.
Естественно, что творческие концепции и достижения Блейка не могли остаться незамеченными создателями Таро. И вот колода «Таро творческого воображения» была создана Эдом Бурыном (про содействии Мэри Грир) еще в 1995 г., переиздана в 2010 и 2021 гг. и теперь вышла в русской адаптации трудами издательства Аввалон-Ло Скарабео. Надо сразу отметить, что карты Младших Арканов мастерски выполнены авторами именно в духе блейковской графики, на картах совмещены цитаты их его текстов и его же рисунки, а для русской версии тщательно подобраны классические русские переводы текстовых фрагментов (а поэзию Блейка в России переводили много и хорошо![2]). Что же до общего дизайна, то Арканы этой колоды базируются на изобразительном ряде самого Уильяма Блейка[3] – а его изображения многозначны, многослойны и многокрасочны, они восходят к базовым архетипам и мифологическим образам античности и христианства. И потому эти карты очень интересно рассматривать и приятно с ними работать, чему способствуют и высокое качество картона, и четкость печати. Рубашка карт нарочита сдержанна, строго графична, в чем есть своя элегантность; изображение на ней асимметрично, так что карты следует читать только в прямом положении, о чем авторы специально предупреждают в сопровождающей брошюре – «перевернутые карты… вызывают печаль и беспокойство, которые ограничивают творческое видение…»
Это непростая колода. Конечно, она в руках опытного таролога сможет ответить на обычные вопросы бытового плана – любовь/деньги/здоровье – но гораздо правильнее использовать ее именно в вопросах развития и поисков творческого подхода для решения самых разнообразных проблем. А для людей творческих занятий (хотя полем для творчества может стать любая жизненная сфера) колода станет верным советчиком и помощником. Кроме того, поскольку Младшие Арканы снабжены текстовыми фрагментами, они могут использоваться как своеобразный самостоятельный оракул, дающий подсказки для решения насущных проблем, мы словно вступаем в диалог с самим художником-визионером и поэтом-провидцем. Масти тут тоже не простые, традиционным сферам бытия и стихиям найдены духовно-творческие соответствия: жезлы – Живопись, «реализация внутреннего видения», мечи, масть интеллекта – Наука, эмоциональная масть кубков – Музыка, и итоговая, фиксирующая результат словесно, «земная» масть пентаклей – Поэзия.
Старшие Арканы по-старинному названы Триумфами, по замыслу авторов колоды они показывают «путешествия души, спады и подъемы, циклы вечности». К обычному набору Старших Арканов добавлен еще один, «дважды нулевой» - Вечность, на котором по гигантской спиральной лестнице межу землей и Небесами странствуют ангелы, музыканты, танцовщицы, матери с детьми, влюбленные пары. Руководство к колоде трактует эту карту как «положительную и чрезвычайно значимую», обещающую «огромные возможности в ближайшем будущем», всплеск вдохновения и духовные прозрения.
Для остальных Старших Арканов, в целом сохраняющих традиционные смыслы, акцент сделан на наиболее интеллектуальные, обобщенные и духовно и эстетически значимые оттенки привычных значений: Невинность (Шут), Магия (Маг), Тайна (Жрица), Природа (Императрица) и т.д. Что еще важно, в обычно считающихся неблагоприятными картах тоже выделен скорее «обучающий», мотивирующий аспект: Отшельник – Воображение, мудрость опыта как внутренний свет, ведущий через трудности; Повешенный – Изменение, перемена традиционной и привычной точки зрения; Смерть – Преобразование; Башня – Молния, высвобождающая энергию и несущая духовный прорыв…
Младшие Арканы также дают мудрые советы, а не только маркирует некие неприятные ситуации. Так, Тройка Мечей, карта болезненная и печальная, рекомендует даже в случае утраты взаимопонимания оставаться «рядом с вовлеченными людьми», а десятка мечей напоминает, что страдание – кратчайший путь к росту. Семерка Пентаклей призывает к упорству и отстаиванию своих позиций, а Четверка Кубков советует использовать время затишья для фантазий, импровизаций и воспоминаний. Так что в целом колода заряжена позитивным настроем – успехи и сложности нашего пути суть только способы и поводы для мобилизации творческих сил и более глубокого осознания своего пути. Вдохновение и творчество – божественный дар людям и самая надежная опора на дорогах бытия.
В придворных картах тоже есть некие новшества: роль пажей выполняют Ангелы – посланцы свыше, а Рыцари – Дети, еще не осознающие преград и запретов.
Мне показался очень интересным и приведенный в начале книжечки-описания расклад на, который позволяет оценить любую возникшую проблему с четырех позиций-уровней – материального, личностного, эмоционального и духовного.
Так что теперь русскоязычные пользователи получили в свои руки очень интересный инструмент самопознания и вопрошания божественной вселенной. И просто очень красивую колоду Таро.
Гранд-мастер Таро,
автор книг
[1] Подробная биография и анализ эстетических и мировоззренческих позиций Блейка содержится тут: Смирнов-Садовский Д. Блейк. Сент-Олбанс, 2016. Книга богато иллюстрирована и написана на основе тщательного изучения литературного, биографического и изобразительного наследия Блейка.
[2] Стоит отметить хотя бы прекрасное двуязычное издание: William Blake. Selected Verse/ Уильям Блейк. Стихи. М., 1982.
[3] Более подробно и внимательно с изобразительным наследием Уильяма Блейка моно ознакомиться здесь: https://artchive.ru/williamblake.