Таро ныне существует и бытует не только как аналитическая и предсказательная мистическая система, но в современную эпоху торжества постмодернизма – преобладающего и продуктивного творческого метода – стало жанром искусств. Темы, сюжеты и символика Таро вдохновляют художников, писателей, перформансистов и издателей, и любые такие опыты только подтверждают ту истину, что Таро как структура, как универсальный язык и способ описания мира применима к анализу и оценке любого явления на любом уровне реальности.
Начиналось все чистым стёбом – в ноябре 2016 Алексей пришел очередной раз в гости к Ольне и между делом поведал: «Мне приснился сон – я покидаю университетскую аудиторию, где преподавал основы предсказательных практик, и обещаю студентам, что в следующий раз мы рассмотрим колоду о Ленине». Будущие соавторы посмеялись и забавы ради за два часа интернет-серфинга набросали вполне рабочий план колоды. Развлеклись вполне искренне и на какое-то время забыли. Призыв «Хроник Таро» к тарологическому сообществу должным образом отметить 100-летие Октябрьской революции возродил эту идею. И вот что у нас вышло.
А если серьезно, то четыре – если не больше – поколения жителей этой страны, ее ближних и дальних окраин практически век прожили в пространстве некоего глобального мифа. Такой миф успешно функционирует на разных уровнях и формирует разные жанры – от высоких: эпопей, ораторий и трагических саг до низовых: анекдота и частушки. Но все эти способы изложения неминуемо в силу самой природы мифа имеют дело с архетипами. Миф – не что-то архаическое, древнее и античное, миф – это язык, на котором говорит с миром наша душа, и на котором мир ей отвечает; и каждый из нас свидетель того, как умелые манипуляции с базовыми архетипами помогают управлять самой бытовой реальностью. Иначе говоря, тот, кто создает правильный миф, тот владеет картиной мира. Архетипы – единицы нашего мышления и восприятия – сложились ещё в верхнем палеолите, и они заполняют значимый пласт человеческого подсознания, позволяя видеть знакомые смыслы в трактовках любых событий и явлений. Современное человечество изобретает всё новые картины мира, но жизнеспособными оказываются только те, где есть привязки к архаическим, исконным образам. И потому действенными оказываются только те идеология и пропаганда, что прямо или косвенно, но узнаваемо апеллируют к этой символике. Например, «Ленин и партия – близнецы-братья» отсылает к близнечным мифам о неразделимом соединении человеческого и божественного. Образ Богини-Великой Матери наложился на Партию: «Верный сын Партии» – лучшее, что могло быть сказано о коммунисте в некрологе. И священный алхимический союз – иерогамия – воплощался в том, что любой сын/член Партии мог породить как отец нового сына путем рекомендации к вступлению в ряды. Годичный кандидатский стаж вполне соотносим с инициатическим сроком для неофита и почти равен сроку в «год и один день» для принятия гражданства вольных городов Средневековья и Викканского предварительного брака.
Как истинный Бог, Ленин был всемогущ, вездесущ и всеведущ. «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой – /В горе, в надежде и радости. /Ленин в твоей весне, /В каждом счастливом дне, /Ленин в тебе и во мне!» И действительно портрет Вождя заменил и образы царя, и хоругви, и иконы – в каждом учреждении в актовом зале и в «красном уголке», в кабинете любого начальника и в школьном классе, даже в детских садах на стене висела репродукция с «дедушкой Лениным». Главная площадь любого города и его же центральная улица, столичный метрополитен, главная национальная библиотека и единственная массовая детская организация, одна из высочайших вершин Памира и первый в мире атомный ледокол – всё носило Его имя. Более того, его двойственное существование в качестве мумифицированного тела (в костюме-тройке с жилетом и галстуком в горошек) в недрах Мавзолея и бессмертного духа, зовущего к новым победам, отсылает к легендам об Озирисе, убитом, воскрешенном и воцарившемся в царстве мертвых, куда придут все ныне живущие. Дневным миром, согласно мифу, правят сыновья Озириса – воплощения Гора-сокола. И Сталин – «Ленин сегодня» (декларировалось в конце 20-х и 30-ые годы ХХ века), и Брежнев возглавлял «ленинский» Центральный Комитет, и Горбачев объявлял себя «руководителем ленинского типа» уже в конце 80-х.
Ленинский миф был построен очень грамотно. Научные сотрудники Института марксизма-ленинизма Академии Наук СССР и «думные дьяки» на Старой площади не зря ели свой хлеб с маслом и икрой. Это и была реальная интеллектуальная элита, рекрутировавшаяся из лучших вузов и семейств страны. Мифотворцы-профессионалы из Отдела пропаганды ЦК придумывали самые яркие лозунги советского строя. И самые смешные анекдоты сочиняли тоже они.
А теперь о Таро. Дело, которому посвятили свою жизнь авторы этой колоды, долгие годы консультативной практики, преподавания, разработки методик работы с картами, позволили посмотреть на Ленинский миф именно с профессиональной точки зрения, ведь Таро как символическая система тоже оперирует именно архетипами. Авторов самих удивила та легкость, с которой любому тарологическому Аркану находилось соответствие либо в официальной политической биографии Вождя, либо в идеологемах, либо в низовой народной культуре. Так бывает, когда попадаешь в поток. И даже то, что колода выходит в свет в канун столетия Октябрьского переворота и в городе, где оный совершился, тоже представляется нам не случайным.
Поскольку мы имели дело именно с мифом, а не с реальной биографией реального политика предыдущей эпохи, мы и обратились не столько к документам, сколько к средствам пропаганды: кинофильмам и плакатам, песням и анекдотам, воспоминаниям выживших очевидцев и официальным лозунгам. Людям среднего поколения, родившимся и прожившим часть жизни в СССР, все они покажутся знакомыми. В том и сила мифа, что он всеобъемлющ, в том и его опасность. А создание нового вытеснит прежний в нижний хтонический мир, создавая пугающий и ужасающий образ прошлого Бога, ставшего падшим противником Бога современного. Чего не хотелось бы совсем.
Люди не могут без мифов, но создавать их нужно самим, а не воспринимать навязанные извне.
ТУЗЫ ЛЕНИНИАНЫ
Тузы Ленинианы известны под аббревиатурой МЭЛС: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Графическое воплощение Туза во всех мастях нашей колоды одинаково – четыре чеканных профиля, смотрящих вправо от себя, трое с бородами и один без, но кто знает «какая улыбка прячется в черных усах»… Цветом на каждом тузе будут выделены Маркс (пентакли) – отец и создатель «Капитала», базового труда Теории; Энгельс (кубки) – кроме того, что коммунист, еще и романтический поэт, и хороший антрополог, с большим интересом именно к человеческой стороне истории; Ленин (жезлы) – вождь русской и мировой Революции, воплотивший Теорию на практике; Сталин (мечи) – фактический создатель Советского строя, строитель социализма в «отдельно взятой стране», с чьим именем связываются великие войны, стройки и репрессии.
Приобрести колоду можно в таромаркете «Хроники Таро»:
http://taromarket.ru/index.php?route=product/ product&path=62&product_id=297