Задайте ваш вопрос
Заполните Ваши данные
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Изумрудная инициация

Неожиданности советской сказки

 

 volshebnik izumrudnogo goroda cover 1939

 

Ольна Лемберг

 

 

Вообще очень интересно перечитывать сказки во взрослом возрасте, да еще и имея приличное гуманитарное образование и много лет будучи профессиональным оккультистом. Такое вычитываешь… Особо интересно, как всплывают вечные, архаические моменты в сказках советских авторов. Писала я как-то о сказах Бажова[1]. И решила продолжить.

Что-то вспомнила я про Изумрудный город, засветило мне внутри зеленым… и стала перечитывать. И обнаружила интересное.

Понятно, что классическая гексалогия Александра Волкова являет собой результат рерайтинга «Страны Оз» Фрэнка Баума, но последующие авторские сиквелы все дальше уводили сюжет от оригинала. И я имею в виду именно то, что мы читали в детстве (авторская версия 1959 г. и далее), а не американский вариант и не современные пост-волковские сиквелы, коих тоже уже немало. Много в этом книжном цикле слоев, не особо ловко сшитых между собой.

Первый — волшебная сказка староевропейского типа: феи, волшебные предметы, говорящие животные, людоеды, три испытания и три желания, запреты и заклятия и т. д. Хотя, например, сказано, что четыре «цветные» феи перебрались в Волшебную страну в поисках покоя для магических занятий, теснимые растущим населением континента. Предполагается, стало быть, что типичные такие феи, как из текстов Ш. Перро — в остроконечных шляпах, с волшебными книгами и палочками, в мантиях со звездами — до того проживали среди индейских племен? И так же, среди Великих равнин, обитал никем не замеченный низкорослый и бледнолицый, мирный оседлый народ фермеров и мастеров-кустарей, впоследствии разделившийся на Жевунов, Мигунов, Болтунов и т. д.; и это его территорию волшебник Гуррикап некогда обнес горами и пустыней, чтоб никто не пробрался. Мимо шли караваны фронтира, прокладывались железные дороги к Тихоокеанскому побережью, территории превращались в штаты — и никто ничего не замечал. В общем, применительно к общей истории континента и антропологии коренных американцев, все это плохо стыкуется.

Второй слой — чисто советская сказка с вполне «пионерскими» ценностями: о дружбе, доброте, честности, взаимопомощи и т. д. по модели — ребенок из современного мира попадает в мир традиционной сказки и помогает хорошим победить плохих — примерно как в «Вниз по волшебной реке» Э. Успенского и многих других текстах и мультфильмах такого рода.

Третий — попытки в духе того времени (60-е годы прошлого века) привнести в повествование моменты «твердой» НФ — космических пришельцев, современное оружие, роботов — и тут сюжет окончательно провисает. Именно из-за несовместимости жанров. Волшебная страна не может быть засечена с космической орбиты и нанесена на карту США, не может быть из нее налажено воздушное сообщение на драконе в Айову и Канзас, не могут взрослые люди по необходимости туда отправляться, приготовившись к «командировке», а жители оттуда — посещать с краткими визитами друзей — американских граждан. ФБР (образованное в 1908 г.) и тогда не дремало, выпускник MTI инженер Альфред Каннинг вряд ли смог бы осуществить по своей инициативе поставки современного оружия, считай, в другое государство, поддерживая одну из сторон в местной войне. Опять же, не срастается остросюжетный космический боевик с волшебной сказкой. Потому и обрывается сюжетная линия…

2 048

 

Кстати, совершенно очарователен старый моряк, дядюшка по матери девочек Элли и Энни. Одноногий, знающий путь на чудесный остров, добряк Чарли Блэк, Чарли Черный — очевидно, антипод незабвенного Джона Сильвера-Серебряного, одноногого главного пирата мировой литературы, который тоже питал слабость к детишкам…

Так о чем же на самом деле написано в изначальных частях цикла про Волшебную Страну? Волшебная страна с точки зрения дневной реальности — нигде, за гранью обычной, тем более американской реальности[2]. Это страна снов, страна за пределами обыденности. Принципиально иное пространство. Некий миф. Нарния, Шамбала, Белогорье, Блаженные острова, другой слой мира… И вот это «иное», даже не волшебное в детском смысле, а магическое «по-настоящему», почти архаическое, видимо против воли автора все же проглядывает и прорастает сквозь лоскутный по жанру текст.

Столица, вернее, даже не в политическом смысле столица, но смысловой и энергетический центр Волшебной Страны (кстати, самоназвания она вся в целом не имеет!) — Изумрудный город. Его построил Гудвин, Великий и Ужасный. И вся ВС признает Изумрудный город главным, центром, источником Силы (недаром именно туда идут за Любовью, Разумом и Храбростью друзья Элли, недаром именно им стремится дважды овладеть Урфин Джюс — несомненно, выдающийся герой из местных, почти ставший магом и обладающий главной чертой такового — несгибаемой волей…). Место силы, сердце могущества, именно туда ведет чудесная желтокирпичная дорога — причем, судя по ее состоянию, проложенная к месту существенно раньше постройки города. Что-то мне тут отзывается из оккультной классики. Изумруд. На башнях волшебной столицы — настоящие драгоценные камни, а общая изумрудность обеспечивается поголовным ношением зеленых очков жителями и гостями города. В целом же все по классике:

thoth hermes mercury1

 

«То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
И то, что вверху, аналогично тому, что внизу,
чтобы осуществить чудеса единой вещи…»

Так начинается главный текст западного оккультизма — ИЗУМРУДНАЯ (!) СКРИЖАЛЬ. Авторство Скрижали приписывается в традиции егендарному магу Гермесу Трижды-Величайшему (и что-то есть общее в стиле титулования Гермеса и Гудвина[3]). А сам Гудвин утверждал, что волшебным книгам надо верить. И хотя в книге этот персонаж всячески дискредитирован, сияние Изумрудов, свет волшебных тайн и мудрости пронизывает мир тайной страны[4]. И да, именно там, в городе, происходит трансмутация, преображение героев, обретение, вернее, выявление главных свойств: Лев становится Смелым, Страшила Мудрым, ГудвинДровосек Сердечным. Великое Делание, Opera Magna, увенчалось полным успехом. Собственно, преображение неблагородного в благородное, грязи в золото, достижение идеала в материи и было всегда главным смыслом алхимии. Да и сам Гудвин, может, и не желая того, в этом пространстве претерпевает трансмутацию. То есть реально становится Великим и Ужасным Гудвином, возвышается до идеального себя. Ведь Джеймс Гудвин, циркач и трюкач-неудачник из Канзаса, скорее бы, нуждаясь в убежище и базе, соорудил из бревен некий Форт-Грин. Но спустившийся в центр скрытой и загадочной страны пришелец строит нечто вроде Камелота — со стенами, башнями, садами и фонтанами, с домами в сказочно-средневековом стиле, украшает натуральными и поддельными драгоценностями, сооружает дворец с тронным залом, набирает двор. Попадает в волшебную книгу Виллины (правда, покинув ВС, деградирует обратно: вернувшись в Канзас, заводит там бакалейную лавочку и «Хватит с меня волшебников, волшебниц и всяких волшебных дел!»).

kungv

 

А что Элли?

Лишь трижды попадает она в Волшебную страну, каждый раз иным, но неизменно необычным способом. Эти три пути отлично согласуются с обычной мифической схемой устройства мира (обычно выражаемой универсальной схемой, «Мировым Древом»): Верхний мир, Срединный мир, Нижний мир. В ВС девочка падает сперва по воздуху силой волшебного урагана, небесным путем; потом по земле на диковинном сухопутном колесном корабле; потом под землей по пещерной реке, т. е. по водам Нижнего мира, претерпевая хтонические ужасы.

ТРИ раза — и больше никогда.

Потом кто угодно без сверхусилий посещает этот мир, но не Элли, ей в дальнейшем путь в Волшебную страну закрыт. И даже воспоминания о ней блекнут, как сон, забывающийся днем, — что и предсказала фея-мышь Рамина. «Человеческая память милосердна, — сказала Рамина. — Сначала вам будет грустно и горько, а потом на помощь придет забвение. Прошлое покроется туманной дымкой, и вы будете вспоминать его, как смутный сон, как милую старую сказку».

По мне, так это практически прямое описание трех стадий инициации типа шаманской (или алхимической, неважно, что в обратном порядке) —Мир Богов, Срединный мир, Подземный мир. Пройдя эти три пути, Элли завершает свою инициацию, становится взрослой и переходит в обыденность — получает вполне обычное светское образование, а потом сама учит детей; и, хотя в дальнейшем фрагментарно контактирует с посланцами ВС, это никакого влияния на ее взрослую жизнь не оказывает.

Да, место страны из волшебного сна — в мире снов, в ином измерении бытия, и тщетны попытки вовлечь ее во взаимодействие с дневным миром и описать такое взаимодействие… Место сновидений, время сновидений… мифическое место, и миф проступает даже через текст советского писателя, вероятно, даже и не подозревавшего об этом.

Вот только читать сказки надо по-взрослому.


[1] Дурман-трава и малахит: эзотерика уральского сказа. В кн.: Лемберг О. Заметки на полях карт Таро. М., 2019.

[2] Конечно, сказка для детей максимум младшего школьного возраста не обязана быть точной исторически. Но по отдельным обмолвкам автора (когда Энни Смит ее приятель прикормили стаю ворон в надежде встретить Кагги-Карр, «дедушка Рольф раскопал в сарае старую пушчонку, уцелевшую еще со времен войны за освобождение негров, набил порохом и картечью и ахнул по самой большой стае. Эффект получился потрясающий…»; а в шестой части агрессоры из космоса, облетая Землю, «видели железные дороги, каналы, возделанные поля, мощные укрепления, на рейдах больших портов громадные корабли, с палуб которых грозно смотрели в небо стволы орудий».) Если пушка сильно устарела с 1865 года, а внизу расстилается индустриальный пейзаж, то события цикла можно приблизительно датировать 1890–1910 годами.

[3] И кстати, разрешив очередной кризис, Страшила — новый правитель Города, получает титул Трижды (!) Премудрого.

[4] В последней, шестой, «космической» части пришельцы обнаруживают в ВС в районе своей посадки и укрепленной базы заброшенные изумрудные копи. И именно зеленые кристаллы оказываются средством, освобождающим порабощенную расу от гипноза (т. е. по сути «злого колдовства») хозяев… что-то у автора брезжило, видимо…