Май 2024 года. Я приехала на остров-град Свияжск и с интересом смотрю (вот прямо экскурсовод носом ткнула) на тканевый оттиск иконы Святого Христофора, который обнаружила в соборе «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», где изображен человек с головой то ли лошади, то ли собаки. Да, такая икона хранится именно здесь, да и то потому, что недоглядели строгие православные чины, и когда согласно московского церковного Собора 1666 года запретили изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не приняли решения этого Собора и продолжают изображать святого как и раньше. Однако, никоновская реформа прошлась катком и под корень изничтожила икону, оставив ее лишь тут (руки просто у реформаторов не дотянулись - все-таки остров был окружен большой водой).
Существует много легенд и предположений о том, откуда взялся странный облик христианского святого. По рассказу экскурсовода, это сам Христофор попросил Господа даровать ему такую внешность, ибо от природы красивое лицо и пристальное внимание со стороны женского пола отвлекали его от молитвы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес».
Ладно бы это… вот, например, есть такой Орден доминиканцев - Domini Canes, что в переводе псы Господни. Эти псы своим «лаем» действовали, как сторожевые собаки, предупреждающие об отклонениях от Слова Божьего.
А самого Св.Доминика (речь идет о средневековой католической Испании) изображали с собачьей головой. И было это в начале XIII века, то есть еще до Святого Христофора, которому поклонялись на Руси.
Ну а я сразу вспомнила Германубиса (персонажа из Х Аркана Колесо Фортуны), который ползет по ободу колеса вверх.
Пару слов про него. Давным-давно Бог Анубис олицетворял определенную фазу ночного мрака, отчего запад (местопребывание мёртвых) был его царством, вотчиной, пространством. Кстати, на минуточку, он сын Богов Осириса (или Сета - как вариант), рожденный Богиней Нефтидой, но воспитанный ее сестрой Исидой.
Греки отождествляли Анубиса с с Богом Гермесом Хтонием, который выступал проводником в исключительных случаях в Загробный мир.
Если же мы внимательно посмотрим на Аркан Колесо Фортуны, фрагмент с Германубисом, то увидим, что над красной фигурой расположены три буквы R (латинская), ה (хей - иврит), А (латинская).
Что нам мешает R и А тоже перевести в иврит? Ничего! Так переводим! Ну тогда это ר (реш) и א (алеф). Подставим гематрии (числовые соответствия букв иврита)- 200+1=201, а это гематрия халдейского слова свет (א ר), в данном случае свет Господа, который падает на карабкающуюся вверх фигурку, буква же ה, которая между R и А, в переводе означает «окно». Вот получаем, что Германубис - это свет Господен, идущий через окно (прорыв в небесах). Красиво!
Если же все три буквы перевести в гематрии, то получается 206 (у ה эквивалент 5), а это уже гематрия слов : речь, облако, собрание.
И снова все складывается великолепно: Германубис, как символ в карте, это чрезвычайно положительный персонах, несущий божественный свет людям через окно возможностей, что делает людей собранием, коллективом, обществом, но не простым, а духовным!
Сам же красный цвет этой фигуры говорит о действии, энтузиазме, активности,
А что если египтяне хотели сохранить в своей новой христианской религии любимый ими образ бога Анубиса (проводника в царство мертвых с человеческим телом и головой шакала)? Вот и сочинили легенду про Христофора? Как вам такая версия?
Возможно, автор колоды Артур Эдвард Уэйт, придавший алхимическому Меркурию псоглавый облик, знал про Святого Христофора и решил наделить его новым содержанием?
И если моя догадка верна, то в карте открываются новые смыслы и значения. Какие?
Например, перемены, ведущие к осознанности, святости, божественности. Общество людей, принимающих божественный свет и активно распространяющих его дальше.
Вот есть такая пословица: поскреби русского и найдешь там татарина. Так и тут: поскреби любую икону и найдешь там языческую символику.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автор - @Илана Сазонова