Ничто не вечно под Луной...
Чем больше обращаешься к старым колодам, тем чаще ловишь себя на мысли, что «Луна» таинственным образом меняется при переходе из одного столетия в другое.
Вот на колодах Висконти-Сфорца и близких к ним по времени (Кери Йель) он олицетворяется богиней Луны – Селеной, вздымающей в правой руке кренделёк уходящего месяца. Богиня почти повторяет фигуры других Арканов, будь то карта «Умеренности», или «Звезды»-Веры-Надежды, да хоть «Правосудия». Никаких особых атрибутов, ни дополнительных символов, кроме лунного серпа, нет. Гобелен показывает только лунное божество, так же, как на какие-нибудь настенные календари издатели выбирают пейзажи – чтобы глаз радовало и не сильно раздражало. Суть сюжета может быть осмыслена только в сравнении с солнечным божеством соседнего Аркана. Два светила – женское и мужское, несущие в мир энергию своих источников.
На картах следующего периода (Флорентийское Таро, Минкиате) богиню сменяет астролог, вымеряющий циркулем небесный свод. И Луна над его головой стала полной, помолодев и усилив благодатные влияния. Смысл карты явно будет другим, более прагматичным и рациональным. Ничего сверхъестественного, любые феномены могут быть обсчитаны и объяснены. Прямо гимн науке, а не Аркан мистического светила!
А начиная с Марсельского Таро – абсолютно новый сюжет, никак не привязанный к предыдущим. Две башни, два зверя, ставшие со временем волком и собакой, бассейн, в глубинах которого прячется рак. Символические капли дождя и резкая смена смыслов: слезы, печаль, страхи, опасности, сомнения и переживания.
И так сквозь века, плюс ещё – и рак покраснел до вываренного состояния... Очередная трансформация смысла Аркана в глубокий минус и «заякорение» в столь несчастливом положении (по принципу: ну должен же кто-то в Таро быть хранилищем отрицательных энергий и греха уныния?).
Сразу вспоминается греческая мифология, где Ночь с Мраком породили сначала День и Эфир, а затем Сон, Смерть, Болезни, Раздор и прочие неприятности античной жизни. Переменчивость Восемнадцатого Аркана стала переноситься на его прогностический смысл – обстоятельства изменятся, ценности обнулятся, актуальность запроса быстро сойдет на нет. Даже качества Луны как ночного светила разделили, и всё более-менее полезное передали «Верховной Жрице». И уже не Аркан получился, а сплошные рыдания. Правда, Луна на картинке приобрела человеческое лицо, а временами оборачивается и вообще молодым, только-только народившимся серпиком месяца – дескать, всё ещё только начинается, дальше будет больше.
Одно утешение: век нынешний даже в этой юдоли скорби умудряется выловить значимые ценности. Ныне XVIII Аркан покровительствует психологии, искусству «останавливать мгновение» на фотобумаге и цифровых носителях. А также сантехническим службам, туроператорам морских круизов, нянькам, мамкам, акушеркам. Жаль, программа освоения естественного спутника нашей планеты свернута, а то был бы и у селенитов свой Аркан.
Надеяться на то, что двадцать первый век не будет выбиваться из процесса, и мы увидим очередную обратную сторону Луны, наверное, можно. Многие современные колоды наполняют сюжеты этой карты более оптимистическим содержанием. Вон, в «Таро Эльфов» - это ожидание заплутавшего супруга. В «Гномах» – безмятежное философствование на отвлеченные темы. В «Языческом» - поиск мест силы. Искусство вокала и серенад демонстрирует «Таро единорогов». Таинственная Геката напоминает о себе из карт «Мифологического Таро», а в «Колдовском Таро» ведьм Эллен Дуган она же освещает путь в тумане по бездорожью. На Восемнадцатом Аркане «Таро мушкетеров» – смешная иллюстрация то ли к путешествию Сирано де Бержерака, то ли к приключениям барона Мюнхгаузена.
То есть общественное подсознательное продолжает свою работу, вытягивая на карандаш художников очередные полноценные идеи. Но вот какие из них лягут в основу нового толкования вечно меняющегося Аркана, я пока предсказать не могу...