Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Памела Колман Смит: нерассказанная история

Татьяна Бородина, Ольна Лемберг

 

 

 

Памела Колман Смит: нерасказанная история

Самая популярная и продаваемая колода сегодня во всем мире – это, пожалуй Таро Райдера – Уэйта. Но если об одном из создателей этих карт, Артуре Эдварде Уэйте, о его жизни, о его творчестве, о его участии в эзотерических обществах, о его книгах известно многое, то о художнице колоды Памеле Колман Смит и ее творческом наследии у нас до недавнего времени были лишь обрывочные, весьма скудные и разрозненные сведения.

В 2018 году американское издательство «U.S. Games Systems, Inc.» выпустило книгу «Pamela Colman Smith. The untold story». После долгих лет кропотливых исследований, сбора документов и поисков различных источников автору книги Стюарту Каплану при участии Мэри Грир, Элизабет Фоли О’Коннор и Мелинды Бойд Парсонс удалось по крупицам воссоздать все этапы жизни художницы, ее творческий путь, ее духовные поиски.

К радости нашего тарологического сообщества, в августе этого года в издательстве «Аввалон – Ло Скарабео» вышла русскоязычная версия книги, сохранившая высокое качество полиграфии, дизайн и включившая более четырехсот репродукций цветных рисунков Памелы, ее личных документы, портреты и фотографии из частного собрания Стюарта Р. Каплана, а также редкие архивные материалы, предоставленные несколькими ведущими музеями и библиотеками. Книга «Памела Колман Смит: Нерассказанная история» – это наиболее полное и исчерпывающее собрание и описание работ Памелы Колман Смит, опубликованное на сегодняшний день. По сути, на русском языке увидело свет роскошное подарочное издание, посвященное художнице.

По содержанию книга разделена на три больших смысловых раздела ? собственно биография Памелы, ее творчество в целом и ее вклад в создание колоды Таро. Эти части были написаны разными авторами, поэтому некоторые сведения дублируются. Но это скорее можно отнести к достоинствам книги, поскольку мы имеем возможность взглянуть на одни и те же факты из жизни с разных ракурсов.

Знакомство с жизнью и творчеством Памелы Колман Смит дает понимание того, что божественное озарение художницы, подарившее миру эталонную колоду Таро, пришло к ней вовсе не случайно. В книге подробно изложена и родословная, и значимые родственные связи Памелы, и этапы ее творческого пути – студенчество в Институте Пратта, значительном американском центре художественного образования, ямайские впечатления юности, увлечение «миниатюрным театром» и «музыкальными картинами», ее опыт издательской и литературной деятельности.

Памела Колман СмитПамела осталась в истории в основном как соратница Уэйта, а книга раскрывает нам личность Памелы с многих неожиданных сторон – показывая, например, ее активное участие в феминистском движении тех лет, контакты с видными представителями литературных, художественных и театральных кругов США и Англии, ее нарастающую религиозность, приведшую в итоге к принятию католицизма, и такой редкий аспект ее дарования, как умение визуализировать музыку.

Именно эта способность Памелы, по мнению авторов книги, является одним из самых важных ключей к ее художественным талантам; этот редкий дар называется синестезией[1]. Сама же Памела подчеркивала, что эти рисунки не являются иллюстрациями. В статье, опубликованной в 1989 году в журнале «Стрэнд Мэгэзин», она объясняла: «Это не картинки к музыкальной теме – изображения разлетающихся звуков, – не осознанные иллюстрации названия, данного музыкальному произведению, а просто то, что я вижу, когда слышу музыку: мысли становятся легкими и высвобождаются заклинанием звука». А композитор Клод Дебюсси, друживший с Памелой, говорил, что ее рисунки к его композициям были его «мечтами, которые стали видимыми».

Уже в этих картинах прослеживаются черты, свойственные всему художественному творчеству Памелы: эти музыкальные видЕния выходят за рамки логики пространства, времени и привычных ограничений, обычно свойственных людям; здесь определенно преобладают женские фигуры, чаще показанные в активных, сильных ролях.

Памела Колман СмитЭти же стилистические особенности в дальнейшем проявились в ее образах Арканов Таро. Идеи, заимствованные из собственного творческого опыта, применялись художницей как инструмент, погружающий зрителя в мир карты и ее сюжета. Этот прием позволяет показать зрителям чрезвычайно драматичную историю, у которой не известны ни начало, ни конец. И отличный пример этому – Десятка Мечей.

Вот как рассказывают об этой карте сами авторы книги:

Как получилось, что этот бедолага оказался пригвожденным к земле даже не одним, а сразу десятью мечами? Это суровый образ явно безжизненного тела. Во времена Памелы этот персонаж считался мужчиной, но при более внимательном рассмотрении, становится очевидно, что это – андрогинная фигура, и она вполне может быть женщиной. Короткие волосы и мужскую одежду носили многие из подруг Памелы – феминистки и суфражистки, в том числе такие известные актрисы, как Эди Крейг и Сесили Гамильтон. В Десятке Мечей тело персонажа прикрыто до пояса, поэтому одежда не имеет большого значения. Кроме того, зритель не видит лица фигуры, что облегчает возможность как мужчинам, так и женщинам представить на карте самих себя, и это является основным приемом для вовлечения зрителя. Является ли эта фигура такой уж безжизненной, какой кажется? Уэйт в «Иллюстрированном ключе к Таро» предлагает следующие значения: «боль, скорбь, слезы, грусть, опустошение... Но в этой карте нет насильственной смерти». Только очень тщательное изучение Аркана показывает, почему Уэйт делает такое заявление.

Памела Колман СмитПосмотрите на правую руку фигуры. Это застывший жест, где безымянный палец и мизинец согнуты вниз и соприкасаются с большим пальцем, и одновременно указательный и средний пальцы также согнуты, но не касаются остальных пальцев. Хотя этот жест и похож на жест у Иерофанта, но они не идентичны. Безымянный палец и мизинец у Иерофанта согнуты прямо вниз и не касаются большого пальца, в то время как указательный и средний пальцы направлены вверх. Жест руки у персонажа Десятки Мечей имеет двойное значение. Он указывает на то, что тело не умерло, поскольку все мышцы расслабляются в течение нескольких минут после смерти (так называемая первичная вялость), и жесты, требующие мышечного контроля, также ослабевают. Ужас от испытаний, через которые прошел персонаж, больно даже наблюдать, но жест руки говорит о том, что тело снова оживет. Учитывая, что колода была задумана Уэйтом и Памелой ориентированной на христианство, а не на магию, набор визуальных подсказок в этой карте создает ассоциации со страстями Иисуса и Памела Колман Смитего последующим Воскресением. Фактически такой же жест можно увидеть и в изображениях Христа Пантократора, воскресшего Христа как Вседержителя или Всесильного, Властителя всего. Этот образ и жест встречаются как в Восточном православии (Пантократор), так и в Западном римском католицизме (Христос во Славе). В обоих случаях это жест благословения, как и у Иерофанта.

Таким образом, внимательное изучение наследия Памелы и его включенности в общемировой художественный процесс может подварить нам новые или уточненные смыслы таких знакомых Арканов.

Свое вдохновение для сюжетов Таро Памела также черпала из мира сцены и из своих личных дружеских отношений, и часто обе эти сферы пересекались. Есть несколько примеров, когда Памела включала портреты и образы своих друзей в колоду.

В разных картах и в нескольких обликах появляется актриса Эдит Крейг, чей волевой образ, противопоставляется тому, что в те времена (да нередко и ныне!) обычно считалось «естественным» неравенством женщин и мужчин. Этот персонаж мог бы определять актрису – по крайней мере, символически – как Мага.

Снова обратимся к авторскому тексту:

Памела Колман СмитВ андрогинном Маге мы видим молодую Эдит Крейг, изображенную так же, как и на ее юношеской фотографии, где она похожа на упрямого ребенка. Еще одно свидетельство, позволяющее сравнивать Крейг с Магом, – это карикатура Памелы 1900 года на саму себя, преклоняющуюся перед авторитетом Крейг. Решимость и сильная воля Крейг были настолько хорошо известны в ее семье и среди друзей, что Памела подчеркивала именно эти качества, изображая Крейг как могущественного духа, возвышающегося над смиренной Памелой. Мантия, в которую одета Крэйг, очень похожа на одеяния Мага (за исключением цвета), с белой сорочкой как у Мага, и распахнутыми полами плаща с широкими рукавами. То, что Памела могла увидеть Мага как подходящую роль для Крейг, предлагалось в описании Мага у Уэйта: «Юноша в одеянии Мага, ликом подобный божественному Аполлону…». Отождествление фигуры с божественностью – особенно с андрогинным богом Аполлоном и богиней Афродитой – напоминает о взаимосвязях между феминизмом и спиритизмом, а также о гендерном непостоянстве Крейг и Аполлона.

Памела Колман Смит

Таких примеров в книге можно найти множество, и можно без преувеличения сказать, что книга заново знакомит нас с Памелой Смит, ее непростым жизненным путем и весьма своеобразным дарованием. «Нерассказанная история» рассказана, проиллюстрирована и станет важным дополнением для книжных собраний как профессиональных искусствоведов, так и оккультистов.

Иллюстрации из книги «Памела Колман Смит: Нерассказанная история» использованы с разрешения U.S. Games Systems, Inc., Стэмфорд, Коннектикут, США. © U.S. Games Systems, Inc. Все права защищены.

 


[1] Синестезия – особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее. – Прим. авторов статьи.