Отправьте Вашу заявку
Заполните данные заявки
Пожалуйста, укажите Ваше имя
Укажите адрес электронной почты
Оставьте свое сообщение

Обратный генезис Старших Арканов

Татьяна Миловидова

 

Татьяна Миловидова

Россия, г. Ростов-на-Дону

Сразу хочу сказать, что все написанное здесь
не претендует на истину в последней инстанции,
доказанные научные данные или теологические догмы.
Это всего лишь иной взгляд на привычное.
Цель этой статьи – пробудить интерес и, возможно, сподвигнуть читателя
к нестандартному мышлению, к более глубокому изучению материала,
к желанию не только смотреть, но и постараться увидеть,
а для этого необходимы разные точки зрения.
Такой подход может стать источником личных открытий и вдохновения.

О таро на сегодняшний день сказано очень много. Проведен ряд исследований, выдвинуто множество гипотез, создано большое количество школ и направлений. Но, несмотря на всё это, таро по-прежнему содержит в себе множество загадок, которые при ближайшем рассмотрении и внимательном изучении превращаются в подсказки для пытливых умов.

Я хочу предложить вашему вниманию реверсное рассмотрение эволюции Старших Арканов – не от 0 к XXI, а наоборот – от XXI к 0.

Вы спросите: «Чем оправдана такая вольность, и какой в этом смысл?»

Начнём с того, что сегодня основная часть тех, кто изучает таро и работает с ним, связывает эту систему с каббалистический традицией. Каббала, в свою очередь, неразрывно связана с сакральными смыслами иврита, который относится к группе семитских языков, также как и арабский. Вообще, если говорить о семитской языковой группе, то речь идет об алфавитных системах наиболее древних языков, возникших ко второму тысячелетию до н.э. на Ближнем Востоке. По мнению большинства исследователей, за семитскими народами следует признать если не разработку алфавитного письма, то по крайней мере его распространение. Предтечей этих алфавитных систем является финикийская клинопись и египетская фонетическая иероглифика (IV – III тыс. до н.э.).

Если мы рассматриваем таро в контексте каббалы или же суфийской традиции, отражённой в игре Наиби, по одной из версий ставшей предтечей таро в Европе, то так или иначе мы сталкиваемся с пересечением семитских алфавитных систем и Арканов.

А у этих алфавитных систем есть общее правило – левостороннее написание и прочтение. Ну и не будем забывать, что запись и чтение справа налево широко используется в древних способах шифрования и создания заклинаний.

Таким образом, выстраивание смыслов Арканов «наоборот», справа налево вполне имеет право на существование.

Какая же картина разворачивается перед нами при реверсном прочтении?

XXI Аркан, Мир, собственно и является целым миром. Он предстаёт перед нами описанием, картинкой проекта – это замысел Творца, который должен реализоваться как мир Творения.

Мы можем взять этот Аркан за начальную точку отсчета как новую, только что родившуюся Вселенную, в полной мере воплотившую замысел божий. Тетраморф в образе четырёх животных, символов четырёх стихий, четырёх сторон света, фиксированного креста знаков зодиака, времён года и суток, основы каббалистического Тетраграмматона; андрогин как Божественная, целостная душа, нисходящая в этот мир и обретающая телесную оболочку. Целостность и гармония, завершённый процесс – вот посыл и суть этого Аркана.

XX Аркан – Страшный Суд. Тема Воскрешения несёт в себе идею разрушения старого и начало формирования нового. Старый мир, старая эпоха разрушается, уступая место новому укладу. Всё, что было до этого момента, прекращает своё существование. Старая Вселенная умирает, чтобы возродиться в новом виде.

Последующая седьмица карт иллюстрирует то, как Демиург создаёт, конструирует новую реальность, реализуя свой проект.

XIX Солнце, XVIII Луна, XVII Звезда – в этих арканах разворачивается великая космическая мистерия, декорации, на фоне которых будут разыгрываться драмы, комедии и трагифарс земного бытия. В небе появляется светило, воплощающее природу Бога, дающего жизнь – это Солнце, появляется Свет. Луна – спутник и проводник, праматерь теней и заблуждений, и так появляется Тьма. Звезда – символ звёзд и планет, наполнивших небесную твердь. Не случайно древние люди называли звезды глазами Бога.

XXVI Аркан, Башня – давайте уйдём от привычных толкований этого Аркана и постараемся проникнуть в его скрытые, глубинные смыслы. И тут мы опять сталкиваемся с семитскими языками, в частности, с арабским. Арабское слово «бурдж» (во множественном числе «бурудж»), которое переводят на русский язык как «башня», означает высокое строение, обычно возводимое с четырёх сторон крепости. Это слово упоминается в аятах Корана и смысл слова «бурудж» (башня) сводится к тому, что Аллах установил на небе (сверху по отношению к обитателям земли) строения, являющиеся местом пребывания Солнца, Луны и звёзд. Толкователи Корана считают, что под башнями в аятах подразумеваются созвездия зодиака.

Итак, перед нами Солнце, Луна, Звезда (звёзды) и пояс Зодиака.

XV Аркан, Дьявол. В XV Аркане происходит материализация, появляется пространство как физическая форма.

И Дьявол – это не что иное, как Материя в качестве жесткой, обусловленной формы, которая начинает создавать свои законы существования; Материи, в плен которой неизбежно попадает Божественная душа.

XIV Аркан, Умеренность. В этом Аркане рождается Время, одна из координат единого пространства–времени.

И это тоже форма – форма протекания в Материи любых процессов, условие возможности их изменения. Мера (Умеренность) длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах и самих процессов изменения, развития и угасания.

XIII Аркан, Смерть. И как только мир окончательно сформирован как пространственно-временной континуум, тут же появляется владычица этого мира – Смерть. И этот мир становится её троном, её царством, ибо существует и царствует она только здесь и больше нигде.

И даже Богу в этом мире не миновать встречи с ней.

С появлением Смерти Бог тоже должен умереть, во всяком случае в своей земной ипостаси.

XII Аркан, Повешенный, в полной мере передаёт нам эту идею, транслируя образ богочеловека, который в мире Материи неизбежно приносится в жертву, и который представлен в истории человечества всеми умирающими и воскресающими богами – от Митры до Иисуса.

XI Аркан. Я рассматриваю его как Силу. Аркан двойственности всего живого – двух начал, вынужденных сосуществовать в едином пространстве – Божественного и животного. Если в XII Aркане богочеловек принесён в жертву, то в XI нам дают подсказку, что вечное противоречие между зверем и Богом внутри нас – это наша сила, именно из этой внутренней борьбы рождается энергия жизни. И борьба эта, по сути своей, не что иное, как любовный акт, где два противоположных начала стремятся слиться в одно, вернувшись к первозданной целостности андрогина, которого мы видели на аркане Мир.

X Аркан, Колесо Фортуны. Этот Аркан показывает нам Колесо жизни, где ритм выступает в роли непреложного закона. В этом Аркане мы видим, как функционирует Дхарма – регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон», определяющий условия существования и развития как космоса, так и общества. Отражающий в себе и круг ежедневного бытия, и Колесо Сансары, возвращающее Божественную душу в этот мир снова и снова.

Суть IX Аркана, Отшельника, передаётся словами, когда-то произнесенными Буддой: «Жизнь страдание, но есть Путь». Отшельник и есть тот, кто, реализуя личную Дхарму, следует своему Пути. И он же Демиург, прокладывающий свой Путь для каждого человека.

VIII Аркан, который я рассматриваю как Справедливость, символизирует Закон Равновесия, основанный на проявлении двойственности Вселенной. Дух и Материя и их видимое противостояние – это лишь аспекты Единства, в котором они объединены. Закон Равновесия – это закон совершенной справедливости, и этот закон в условиях нашего мира проявляется через причинно-следственные связи и реализуется как закон Кармы.

VII Аркан, Колесница. Аркан, который мчит нас вниз по левой стороне Древа Сефирот. Меркаба, небесная колесница, падает в этот мир и разбивается на четыре буквы Тетраграмматона – имя Создающего всё сущее, включающее в себя все виды форм, существующих в мире.

Отныне наш мир – это мир изгнания, в котором буквы имени Бога, содержащие все эманированные миры, разделились и больше не являются целым.

Может ли человек восстановить связь со Всевышним и вновь обрести целость, собрав осколки своей души и объедений Дух и Материю?

Об этом нам расскажет следующая седьмица Арканов.

VI Аркан, Влюбленные. Как же найти гармонию в этом мире? Таком сложном, таком изломанном и потерявшем связь с Творцом? Как вернуться к своей истинной природе, к своей Божественный сущности, к тому прекрасному Андрогину, воплощающему замысел Всевышнего? И VI Аркан отвечает на эти наши вопросы – через другого человека. Наши истинные «половинки» находятся внутри нас, так как каждый из нас содержит в себе противоположное. Женщина содержит внутри мужскую составляющую, являющуюся её Анимусом, мужчина содержит женщину как свою Аниму. Да, всё это внутри нас и, инициируя пробуждение этих наших частей, мы проходим инициацию отношениями с другим человеком. Мы навеки изгнаны из рая и разделены, но нам оставлен шанс найти того, кто сможет пробудить нашу вторую половину внутри нас. Любовь – вот что является самым верным компасом и навигатором в этом мире.

V Аркан, Иерофант. Ещё одна попытка восстановления и поддержания гармонии в этом мире – Традиция и причастность к ней. Традиция, которая веками сохраняет законы взаимодействия между Творцом и его Творением. Она проявляется в различных культах, в религиозных учениях, в глазах мудрецов и в словах духовных лидеров и проводников. Зачастую вырождаясь в догмы и скрепы, тем не менее, Традиция является одним из убежищ Души и помогает человеку вспомнить самого себя.

IV Аркан, Император – Власть земная, человеческая.

III Аркан, Императрица – Мать Природа.

II Аркан, Жрица – способность Души, как частицы Божественного, перейти через Бездну.

I Аркан, Маг – Воля как направляющий вектор этого движения.

И Нулевой Аркан, Шут – Душа, готовая воплотиться в этот Мир. Нулевой Аркан замыкается с XXI, запуская величайшую Мистерию мироздания – жизнь человека.