Об авторах
Автор колоды Таро Мистической Спирали (Lo Scarabeo, 2011 г.) − Джованни Пелосини, профессор биологии, эзотерик, таролог. В Международном музее Таро в Riola (Болонья), в одном из важнейших центров в Италии занимающихся современным искусством Таро, Джованни Пелосини является координатором культурных мероприятий, успешно организуя в Музее фестивали, конференции, художественные выставки, поэтические и музыкальные вечера, театрализованные постановки, развивая и пропагандируя искусство Таро. Подробнее с творчеством Джованни Пелосини вы можете познакомиться на сайте http://www.giovannipelosini.com
Художник – Джузеппе Палумбо, работает в жанре комиксов, участвуя в различных проектах, включая известную серию «Martin Mystere». Его творчество также показано в Афро-Бразильском Таро Алисы Сантана (Lo Scarabeo). В Таро Мистической Спирали мы снова видим смелые, угловатые рисунки Палумбо.
Прототипом Таро Мистической Спирали можно считать Tarocchi sul Sentiero (Таро Пути), со сходными сюжетами карт и портретами персонажей.
Тема спиралей, разработанная Джованни Пелосини в его книге-исследовании по проявлению спирали в микро и макрокосмосе и сакральной геометрии, нашла отражение в Арканах Таро, которые показывают различные характеристики спиралей, их виды, формы и их магическое влияние на нашу жизнь.
Спирали – это карта природы, которую можно встретить на всех ступенях мирового устройства, от миллионов звезд, образующихся в галактике, до кода ДНК, рассматриваемого в электронный микроскоп.
Спираль, как символ, означает Вечность, так как может продолжаться бесконечно. Это постоянное вращение внутри и вокруг самого себя, которое расширяясь и сжимаясь, имеет взаимозаменяемые центр и периферию и не имеет ни начала, ни конца. Состоит спираль из суммы множества элементов-витков, и вместе они составляют спираль во многих измерений.
Простая двумерная спираль имеет несколько замечательных свойств. Она демонстрирует изменяющиеся циклы, воплощает принципы расширения и сжатия и потенциал для одновременного движения в двух направлениях, к двум ее крайностям.
Плоская спираль может быть поднята со страницы через 3-е измерение, или 3-мерная спираль передвинется через 4-е и т.д.
Объемной спирали свойственна асимметрия и любой выбор направления: вдоль вертикальной оси определяется право− или левосторонний путь, выбор путешествия по− или против движения Солнца. Именно это свойство указывает на тесную взаимосвязь человека с небом и считается движением от порядка к хаосу или, согласно К.Г. Юнгу, движением от сознания к бессознательному.
Спираль Архимеда
Спираль Архимеда названа так в честь греческого математика Архимеда, описавшего ее. Эта спираль - геометрическое место ровно движущейся точки по лучу и вращающейся со скоростью q под прямым углом вокруг одной неподвижной точки. Здесь каждая кривая находится в равной удаленности от предыдущей и последующей кривых. Наилучшим примером такой спирали является паутина паука, плетущего ее от центра в равной удаленности каждого ряда и по постоянной линии.
Для такого движения характерен ровный, плавный ход событий, чаще всего неспешный и размеренный, такой, как в Пятерке Жезлов, когда паук спокойно и методично плетет свою паутину, терпеливо поджидая жертву.
Самого Архимеда можно найти в Короле Мечей, расчетливо рассчитывающего формулу спирали и вычерчивающего ее с помощью циркуля и других чертежных инструментов.
Равноугольная спираль
Этот тип спирали был открыт в 1638 году Декартом. Математики называют ее логарифмической или равноугольной спиралью, где любая прямая, пересекающая центр, разделяет равноугольно все витки кривой.
Одно из чудесных созданий природы – моллюск наутилус, ракушка которого создана в форме логарифмической спирали. Расстояние между витками ракушки наутилуса равномерно умножаясь увеличивается с каждым витком. Здесь характерно постепенное и равномерное нарастание, неизбежное увеличение и приростание, ускорение и расширение.
В Тузе Кубков – это Рог изобилия, нескончаемый поток всех земных и духовных благ, и связанный с этим подъем положительных эмоций.
Но ситуация Восьмерки Кубков «закручивает» спираль в обратную сторону, заставляя углубляться и прятаться в глубину раковины, убегать от нарастающего кома различных проблем, не желая и не пытаясь искать пути решения этих проблем.
Числа Фибоначчи и золотое число
Рядом Фибоначчи называют ряд 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 … , где каждая последующая цифра – это сумма предыдущих двух цифр.
Спираль Фибоначчи имеет начальную точку, и такая фигура может разворачиваться бесконечно долго. Ряд Фибоначчи начинается с нуля или единицы, только при этом стремится к Золотой пропорции, постоянно увеличивая точность.
В определенной точке становится уже невозможно найти разницу между двумя спиралями. Понимание этого свойства Спирали Фибоначчи является решающим для характеристики сюжетов Арканов, поскольку здесь обозначается постоянное, неуклонное стремление к идеалу, постоянное совершенствование.
Король Жезлов − вот сам Фибоначчи, выдающийся математик средневековой Европы, посвятивший свою жизнь поиску совершенных арифметических и алгебраических пропорций, как моделей гармонии Мира.
Геликс
Это цилиндрическая спираль, где пространственные кривые, которые вычерчивает обыкновенный плющ, обвивая дерево. Такая кривая решает проблему преодоления определенной высоты самым кратким путем.
По такой спирали построены серпантины горных дорог, обеспечивающих наиболее удобный путь к преодолению самых заоблачных высот.
В такую дорогу есть возможность плавно «встроиться», и также плавно «съехать», без каких либо негативных последствий. Этот промежуток пути – как мостик для преодоления возникающих препятствий.
XII – Повешенный. Похоже, что этот юноша совершает свое внутренне восхождение, которое приведет его к новым вершинам на его духовном пути. Веревка, семь раз обвившая деревянную перекладину, надежно закреплена на столбе дерева, стоящего справа. По сюжету карты (МБК) – это скандинавский Бог Один, именно в таком положении познавший тайну рун, и это знание привело Одина к новым подвигам.
Пятерка Кубков – винтовая лестница, долгий тяжелый подъем, усталость и нерешительность: сойти с дистанции, продолжать движение вверх несмотря на усталость, или возвращаться назад? Нерешительность персонажа порождает его угнетенное состояние.
Трехмерная архимедова спираль и логарифмическая спираль (дуговая спираль)
Коническая винтовая линия – пространственная кривая, образованная равномерным движением и вращением вокруг оси.
Морские ракушки, считающиеся морским минаретом, созданы по этому подобию.
Десятка Жезлов. Постоянно повторяющиеся ритуалы, возвращение к исходной точке, когда определенные действия необходимо регулярно повторять, от которых нельзя отказаться. Только сохранение традиционных действий будут поддерживать жизненный порядок.
Галактики и ураганы
Галактики и ураганы имеет общую физическую особенность. Земное притяжение, угловой момент или момент вращения имеют большое значение в обоих случаях. Как ураган, так и галактика могут содержать по воле Бога, господствующего во вселенной, одну и ту же печать, могут подчиняться одному и тому же закону. Они активно поглощают и затягивают в свой центр все окружающие предметы и тела, пролетающие рядом по закону Притяжения, формируя новые миры и планеты; либо раскручиваются и расширяются, распространяя свое влияние на все большие территории.
XXI – Мир. Как центр притяжения, куда хочется стремиться, лететь, возвращаться снова и снова.
Королева Кубков.
Далекие галактики и созвездия над нашей головой, несмотря на огромную удаленность, влияют на нашу жизнь, управляют нашими поступками – так широко и сильно их воздействие на людей.
Шестерка Мечей.
Водяная воронка, беспощадно всасывающая, поглощающая в бездонный омут все, что случайно проплывает мимо. Но есть люди, такие как эти монахи, которые готова побороться со стихией, знают секреты преодоления таких сложных препятствий.
Рога
Рога баранов и коз представляют собой точную логарифмическую спираль, форма же поднимается словно обволакивающий конус. Рога логарифмической спиральной формы –линии роста, образующиеся в точной последовательной форме и увеличивающиеся в размерах с течением времени.
VII – Колесница.
Единственный рог на лбу у каждого из животных символизирует неизбежность достижения цели. Они неуклонно двигаются по прямой дороге и со временем непременно привезут своего пассажира в пункт назначения.
Десятка Монет. И снова неуклонный рост, увеличение благосостояния и упрочение социального статуса. Рог изобилия в руках Богини Фортуны – Раздает заслуженные блага.
ДНК
Молекула ДНК являющаяся ядром каждой клетки нашего организма и содержит генетический код жизни, это хранилище тайной и явной информации.
Тройка Кубков. Именно мадам Франклин обладала той изначально необходимой суммой знаний, которые позже так умело использовали молодые ученые господа Крик и Ватсон для построения модели ДНК.
Построение семян подсолнуха
Порядок семян подсолнуха и лепестков многих цветов, например, роз, соответствует форме спирали, протягивающейся от центра к наружной стороне соцветия.
Это символ сплочения, единения, когда множество мелких, по отдельности ничего не значащих деталек, образуют некий гармоничный и прочный союз.
Двойка Монет.
В природе все не случайно и гармонично. Это точный замысел неизвестного математика, который все точно рассчитал и построил. Это устойчивое равновесие между живым и искусственным, основанное на общих структурных элементах, благодаря которому можно найти компромиссные варианты даже между очень разными объектами.
Восьмерка Жезлов.
Прямой и легкий путь к идеалам, к красоте и гармонии, которые символизирует белая роза над головой путника. Скорость достижения цели здесь достигается за счет возможности путешествия по прямому пути, когда не приходится тратить время на ложные цели.
Лабиринт – особая сложная форма спирали.
Эта спираль сконструирована таким образом, что погрузившись в переплетение линий, очень трудно достичь конечной цели.
Лабиринт символизирует целый мир, точнее, бесконечную дорогу, длительное непрерывное движение к цели, а иногда даже непостижимость этой цели. Это фигура, которая принуждает человека к движению, выводит его из состояния ступора, инертности или застоя. Прохождение через лабиринт – это процесс инициации, обновления, преобразования, перерождения. Некоторые лабиринты строились в качестве защитных сооружений, предназначенных для улавливания злых духов; в этой своей функции они соответствуют некоторым магическим ритуалам.
Рыцарь Пентаклей. Архитектура многих средневековых храмов включает в себя элементы спиралевидного лабиринта в виде мозаики пола. Человек, шагая по замысловатому рисунку на полу, двигаясь к центру Храма, все больше погружается духовному, праведному.
Семерка Мечей.
Древний критский миф о Минотавре, существе с головой быка и телом человека, говорит о тех ловушках и испытаниях, которые очень трудно, почти невозможно пройти. И только самым упорным удается решить все эти задачи, как и герою Тесею, сыну афинского царя, который нашел креативное решение, и с помощью нити Ариадны справился с испытанием, победил Минотавра, и вышел их опасного лабиринта живым.
Изображения Арканов в Таро Мистические Спирали предлагают нам окунуться в бездонные галактики в глубинах Вселенной, разглядеть морскую ракушку на побережье или, любуясь на тысячи распускающихся цветов, чтобы мы смогли погрузится в размышления о Мировом порядке, о Творце, создавшем этот Порядок.
О структуре
Старшие Арканы задуманы авторами как иллюстрации и отражают характеристику различных видов спиралей.
Ломаные спирали на карте Шута расширяются к его голове и очень быстро заполняют своей энергией небольшой объем колпака, перехлестывая, перебивая, затрудняя спокойное мышление. Эта карта показывает не логичность и фрагментарность. Информация быстро сменяет одна другую, вытесняя путающиеся мысли хаотичным образом. В прямом положении Шут исполняе обязанности карты белого шума, когда клиент ничего не может сделать, поскольку его силы перебиваются энергиями из других источников.
В перевернутом положении − наоборот, любые запасы энергии шута раскручиваются и прячутся в точки-бубенцы на концах шляпы. Внешние обстоятельства готовы поглотить любые усилия, словно черная дыра.
Маг содержит в себе идею двойной спирали, как возможности альтернативного развития с обязательными и неизменными промежуточными реперными точками, или, говоря по другому, при целостной стратегии тактика может меняться сколь угодно разнообразно.
Жрица показывает, что в данном случае подобранные факты и данная трактовка не соответствуют реальному ходу дела. Но из-за многообразия мира, даже такое толкование может принести свои позитивные плоды, как в Двойке Кубков.
Императрица. Ее шикарные естественные волнистые кудри на голове показывают и отражают естественное природное развитие. Но инвалютивный треугольник на пне, дух, погруженный в материю, делает упор на несправедливости этических оценок. Премию за модель спирали ДНК в Тройке Кубков получили два инженера, а женщина-биолог, указывавшая на ошибки исследователей, умерла от рака, так и не увидев Нобелевской премии. Или легенда Тройки Мечей, когда отрицая очевидное зло, убив Дракона и не заполнив возникшую нишу другой сущностью, мы становимся драконом сами.
Посох пастыря у Иерофанта закручен с одного края в крутую спираль. Первосвященник старается из многих пластов и многих смыслов ситуаций выбрать какой-то один фактор и работать с ним. Первосвященник, занимаясь конкретными элементами, позволяет увидеть общий объем и общие задачи. Смысл спиралей на всех 5-х картах в том, что маленькое конкретное действие может оказывать влияние на многие параметры ситуации, не только земные, но и духовные.
На шестом уровне появляются человеческие персонажи: Гурджиев плясками, как жестким выходом из обыденной жизни, и Гихтель с его сложными для понимания теологическими рассуждениями о сути человеческий натуры, с его попыткой представить земное существование человека как путь к развитию «в Бога», долгий и запутанный.
Семерки – это любые верные пути, неизбежные дороги, когда усилий для того, чтобы оставаться в колее нужно минимум, а свернуть – сложно.
Юстиция сопряжена с Божественным возмездием, и за?мок на дальнем плане − это легендарный Монсальват[1], место, куда придут чистые души катаров. Правосудие – это от Бога, и осуществляется не мечом палача, а гладиусом[2] римского воина. Все восьмерки – это служение небесному на земном уровне. Сознательно как монах-розекрейцер на Восьмерке Жезлов или по случаю как предсказатель Тиресий на Восьмерке Кубков.
Девятый уровень: Отшельник – понимание, осознание, мудрость на службе человечества. Осмысление законов мира, понимание смысла ситуации самим кверентом в результате особого действия, проживания.
Центробежная сила, вовлекающая в центрифугу Колеса Фортуны, формирует микс из всех необходимых ингредиентов. Это и есть то самое удачное стечение обстоятельств, когда обстоятельства складываются для нас наилучшим способом.
Сила. Это персоны, начиная от Геракла и заканчивая Архимедом, Пифагором, а также и другими выдающимися историческими и мифологическими личностями, которые своими усилиями и устремлениями вошли в мировую историю. Одиннадцатый уровень в этой колоде соответствует Пажам, иллюстрирующим персонажей Древнего мира.
Двенадцатый уровень. Повешенный – попытка самоинициации, как скандинавский Бог О?дин. Проживание жизни бога.
Тринадцатый − Аркан Смерть поддерживается женскими жесткими, жестокими, богинями.
Карты этого уровня – Короли, это личности эпоха Возрождения.
Младшие Арканы не только показывают мифы и реальные исторические события, но эти карты еще и передают естественные явления, связанные с природой спиралей.
В младших Арканах отражены философские принципы, показано развитие Мира по спирали. Это отражение различных этапов развития мира через философские категории и диалектические законы, проявляя их на мифологических, культурологических и естественно-научных примерах.
Девизы на Тузах мастей – это и есть подсказки для нас законов диалектики.
Жезлы – отражают законы всеобщности: «Все связано со всем», это первый закон диалектики о всеобщей связи.
Кубки – «Возвышая сердца»: момент перехода на другой уровень через внутреннее развитие, переход количества в качество.
Мечи – «Сознание первично». Учитывая характер мечей – это отрицание отрицания, всякое новое отрицает прежнее.
Пентакли: «Первенство». В противовес мечам идет важность бытия, объективность мировых процессов, мировые процессы будут развиваться по своим законам не зависимо от позиции наблюдателя.
Таро Мистической Спирали Джованни Пелоссини очень непростая колода, требующая от нас глубоких знаний не только традиционной символики, но и основ философии, тщательного изучения физических, природных и магических свойств спиралей. Это колода предназначена скорее для профессиональных тарологов.
[1] Замок Монсальват − замок, где находится Святой Грааль (согласно различным литературным источникам).
[2] Гладиус (лат. gladius) − римский короткий меч (до 60 сантиметров).